Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 7.2). Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке продукции, то баланс продукции будет иметь следующий вид: ГПН + ВП = РП + гпк. Отсюда РП = ГПН + ВП - ГПК. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то баланс продукции можно записать таким образом:
Отсюда РП = ГПН + ВП + ОТн - ОТк - ГПК, где ГПН, ГПК — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ВП — стоимость выпуска продукции в отчетном периоде; РП — объем реализации продукции за отчетный период; ОТн, ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода. Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базисными данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл. 7.11).
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП = ЧР ГВ; РП = ЧР ГВ • Дв, где ЧР — среднесписочная численность работников предприятия; ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работником; Дв — доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода; 2) обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования: ВП = ОС ФО; РП = ОС ФО Дв, где ОС — среднегодовая сумма основных средств; ФО — фондоотдача основных средств; 3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования: ВП = МЗ • МО; РП = МЗ МО• Дв, где МЗ — сумма потребленных материальных запасов для производства продукции; МО — материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат). Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного факторного анализа. После этого определяют резервы увеличения производства и реализации продукции, основные источники которых приведены на рис. 7.3. Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом: РТВПкр = РТКР ГВр РТВПфрв = РТФРВ- чв1; рТвпчв=рТчв фрвв, где РТВПкр, РТВПфрв, РТВПчв — резерв роста выпуска продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки рабочих; РТКР — резерв увеличения количества рабочих мест; Р Т ФРВ — резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
р Т впк = р Т к гВр РТВПт= РТТ • ЧВ,; р Т впчв = р Т чвтв. По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом: а) дополнительное количество j-ro материала делится на норму его расхода на единицу i-ro вида продукции и умножается на фактическую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции: РТВП = £ (PTMj: НРД • Цп); б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-ro вида продукции и умножаются на фактическую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются: РТвП = 1(Р10т^:НРгЦ11); в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-ro вида продукции (Pi HP) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-ro вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на фактическую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валового выпуска продукции: РТВП = х (PiHPj4 • VBn-J/HPji • ци. В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов. При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции. Чтобы выявить данные резервы, необходимо более детально проанализировать использование трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда на предприятии, о чем речь будет идти в следующих главах.
Вопросы и задания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|