Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции




Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 7.2).

Возможны два варианта методики анализа реализации продук­ции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке про­дукции, то баланс продукции будет иметь следующий вид:

ГПН + ВП = РП + гпк.

Отсюда

РП = ГПН + ВП - ГПК.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продук­ции, то баланс продукции можно записать таким образом:

ГПН + ВП + ОТн = РП + ОТк + ГЦ Рис. 7.2. Структурно-логическая факторная модель объема реализа­ции продукции

 

Отсюда

РП = ГПН + ВП + ОТн - ОТк - ГПК,

где ГПН, ГПК — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ВП — стоимость выпуска продукции в отчетном пе­риоде;

РП — объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и ко­нец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продук­ции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базисными данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл. 7.11).

Таблица 7.11

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель Стоимость продукции в базисных ценах, тыс. руб. Изменение объема реализации
10 ti тыс. руб. %
Остаток готовой продукции на начало года     -1900 -2,28
Выпуск продукции за год 80 ООО 83 600 +3600 +182,9
Остаток готовой продукции на конец года     -4082 -4,89
Реализация продукции 83 414 81 032 -2382 -2,85

 

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, опре­деляющих объем производства и реализации продукции. Их мож­но объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффек­тивность их использования:

ВП = ЧР ГВ;

РП = ЧР ГВ • Дв,

где ЧР — среднесписочная численность работников предпри­ятия;

ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работни­ком;

Дв — доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2) обеспеченность предприятия основными средствами производ­ства и эффективность их использования:

ВП = ОС ФО; РП = ОС ФО Дв,

где ОС — среднегодовая сумма основных средств; ФО — фондоотдача основных средств;

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффек­тивность их использования:

ВП = МЗ • МО; РП = МЗ МО• Дв,

где МЗ — сумма потребленных материальных запасов для произ­водства продукции; МО — материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат). Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации про­дукции можно рассчитать, используя один из приемов детермини­рованного факторного анализа.

После этого определяют резервы увеличения производства и реа­лизации продукции, основные источники которых приведены на рис. 7.3.

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

РТВПкр = РТКР ГВр РТВПфрв = РТФРВ- чв1; рТвпчв=рТчв фрвв,

где РТВПкр, РТВПфрв, РТВПчв — резерв роста выпуска продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличе­ния фонда рабочего времени и повышения среднечасовой вы­работки рабочих;

РТКР — резерв увеличения количества рабочих мест; Р Т ФРВ — резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

Рис. 7.3. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции 4Bj — фактический уровень среднечасовой выработки; РТЧВ — резерв роста среднечасовой выработки за счет со­вершенствования техники, технологии, органи­зации производства и рабочей силы; ФРВв — возможный фонд рабочего времени с учетом вы­явленных резервов его роста. По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РТК), времени его работы (РТТ) и выпуска продукции за один машиночас (РТЧВ) рассчитываются по формулам:

 

р Т впк = р Т к гВр РТВПт= РТТ • ЧВ,; р Т впчв = р Т чвтв.

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции ис­числяются следующим образом:

а) дополнительное количество j-ro материала делится на норму его расхода на единицу i-ro вида продукции и умножается на фак­тическую цену единицы продукции. Затем результаты суммируют­ся по всем видам продукции:

РТВП = £ (PTMj: НРД • Цп);

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их рас­хода на единицу i-ro вида продукции и умножаются на фактиче­скую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

РТвП = 1(Р10т^:НРгЦ11);

в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на еди­ницу i-ro вида продукции (Pi HP) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-ro вида продукции; полученный ре­зультат делится на плановую норму расхода и умножается на фак­тическую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валового выпуска продукции:

РТВП = х (PiHPj4 • VBn-J/HPji • ци.

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличе­ния производства и реализации продукции.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалан­сированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по дру­гим группам ресурсов.

При определении резервов увеличения реализации продукции не­обходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой про­дукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребо­ванной продукции.

Чтобы выявить данные резервы, необходимо более детально проанализировать использование трудовых ресурсов, средств тру­да и предметов труда на предприятии, о чем речь будет идти в сле­дующих главах.

Вопросы и задания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...