Об обязательности повиновения обладателям власти в том, что не является греховным, и запрещении повиновения им в греховном
Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью». (“Женщины”,59) 663 - Передается от Ибн ‘Умара что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Мусульманин обязан слушать и повиноваться [1282] тому, что ему нравится и что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-ниубдь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться. аль-Бухари 2955, 7144, Муслим 1839. 664 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар сказал: - Когда мы клялись посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (что будем) слушать и повиноваться (ему), он обычно говорил нам: “В том, что будет вам по силам.” аль-Бухари 7202, Муслим 1867. 665 - Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Вышедший из повиновения (правителю) в День воскресения встретит Аллаха, не имея никаких доводов (в своё оправдание), а тот, кто умрёт, не принеся правителю клятвы, умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилийи!” [1283] Муслим 1851. В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом со слов Ибн ‘Умара сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - … и тот, кто отойдёт от (остальных мусульман), [1284] умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилийи! 666 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Слушайте (своего правителя) и повинуйтесь (ему), даже если поставят над вами эфиопского раба, голова которого подобна изюмине. аль-Бухари 693, 696, 7142. 667 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Тебе следует слушать (правителя) и повиноваться ему в бедности и богатстве, в том, что тебе нравится и что не нравится, а (также в тех случаях, когда) тебя будут обделять. [1285] Муслим 1836.
668 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр сказал: - (Как-то раз) находясь с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути, мы остановились в каком-то месте, и одни стали устанавливать свои палатки, другие принялись соревноваться в стрельбе из лука, а третьи погнали пастись своих животных, как вдруг глашатай посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвестил: “Общая молитва!” И мы собрались вокруг посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: “Поистине, обязанность любого пророка, жившего до меня, состояла в указании (членам) своей общины на то, в чём, как ему было известно, для них заключалось благо, и предостерегать их от того, в чём, как ему было известно, для них заключалось зло. Что же касается этой вашей общины, то в начале её (существования [1286] ей) будет даровано благополучие, а в конце её постигнут беды и (станет происходить) то, что вызовет ваше неодобрение. [1287] И придут (к вам) испытания, после каждого из которых предыдущее будет казаться лёгким, [1288] и придёт такое испытание, когда верующий скажет: “Это погубит меня!”, - а потом оно прекратится, придёт (другое) испытание и верующий скажет: “Это, это!” [1289] Так пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от огня и ввели в рай, окажется верующим в Аллаха и в Последний день, [1290] когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми также, как желает он, чтобы (люди) обращались с ним. И пусть тот, кто дал клятву правителю, ударил с ним по рукам [1291] и проявил по отношению к нему искренность сердцем, повинуется (этому правителю), если сумеет, а если явится кто-то другой и станет бороться с ним (за власть), то отрубите этому другому голову.” Муслим 1844. 669 - Сообщается, что Абу Хунайда Ваиль бин Худжр сказал: - (Однажды) Саляма бин Язид аль-Джу’фи обратился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с вопросом, сказав: “О пророк Аллаха, скажи, что ты повелишь нам (делать), если власть над нами получат такие правители, которые будут требовать от нас полагающееся им, но станут отказывать нам в том, что причитается нам?”, - но (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) отвернулся от него, [1292] когда же он (снова) спросил его (об этом) позднее, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Слушайте и повинуйтесь, ибо они понесут ответственность за то, что возложено на них, а вы - за то, что возложено на вас.” [1293] Муслим 1846.
670 - Передается от ‘Абдуллаха бин Мас’уда что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, после меня станут (вас) обделять [1294] и будет происходить то, что вызовет ваше неодобрение.” (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, что же ты повелишь нам?” Он сказал: “(Вам следует) отдавать (им) [1295] то, что вы должны (отдавать), и просить Аллаха о том, что причитается вам по праву.” аль-Бухари 3603, 7052, Муслим 1843. 671 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Повинующийся мне повинуется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушался Аллаха. Повинующийся правителю повинуется мне, а ослушавшийся правителя ослушался меня. аль-Бухари 7053, Муслим 1849/56. 672 - Передается от Ибн ‘Аббаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Пусть тот, кому не понравится что-либо (из дел) его правителя, проявляет терпение, ибо, поистине, вышедший из повиновения правителю (хотя бы) на пядь умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилийи! аль-Бухари 2957, Муслим 1835. 673 - Сообщается, что Абу Бакра (Нуфай’ бин аль-Харис) сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах унизит того, кто унизит правителя.” [1296] (” Сахихуль джами’ 6111, сильсиля сахиха 2296, сахих ат-Тирмизи 1812. К этой же главе относятся и многие другие хадисы “ Сахиха”[1297], часть которых приводится в предыдущих главах.
Глава 81 О ЗАПРЕЩЕНИИ ДОБИВАТЬСЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ ОТКАЗА ОТ СТРЕМЛЕНИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ ДОБИВАТЬСЯ ВЛАСТИ И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ ОТКАЗА ОТ СТРЕМЛЕНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ, ЕСЛИ(ЧЕЛОВЕК) НЕ БЫЛ НАЗНАЧЕН (НА КАКУЮ-НИБУДЬ ДОЛЖНОСТЬ) ИЛИ ЕСЛИ К ЭТОМУ НЕ ПРИЗЫВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ.
Аллах Всевышний сказал: «Этот мир вечный Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (только) благочестивых (ждёт счастливый) исход». (“Рассказ”, 83) 674 - Сообщается, что Абу Са’ид ‘Абд ар-Рахман бин Самура сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О ‘Абд ар-Рахман бин Самура, не добивайся власти, ибо если она будет дана тебе без (твоих) просьб, то (Аллах) окажет тебе в этом помощь, [1298] если же она будет дана тебе по (твоей) просьбе, тебя вверят (этой власти) [1299] А если ты поклянёшься в чём-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), то искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше.” аль-Бухари 6622, 7146, Муслим 1652. 675 - Сообщается, что Абу Зарр сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О Абу Зарр, поистине, я вижу, что ты слаб, и, поистине, я желаю тебе того же, чего желаю и себе самому, (а поэтому советую тебе): ни в коем случае не (берись) править (даже) двумя (людьми) и ни в коем случае не (берись) управлять имуществом сироты!” Муслим 1826. 676 - Сообщается, что Абу Зарр сказал: - (Однажды) я сказал (пророку, да благословит его Аллах и да приветствует): “О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо?”, - он же ударил меня рукой по плечу, а потом сказал: “О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а (власть) представляет собой нечто доверенное (человеку) /амана/, и в День воскресения она обернётся позором и сожалением (для любого) за исключением тех, кто получит её по праву [1300] и выполнит то, что ему (как правителю) положено будет делать.” [1301] Муслим 1825. 677 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, будете вы стремиться к власти, а в День воскресения (это станет причиной) сожаления! [1302] аль-Бухари 7148.
Глава 82 о побуждении правителя, судьи и других власть имущих выбирать себе хорошего вазира [1303] и о предостережении их от плохих друзей и их советов.
Аллах Всевышний сказал: «Близкие друзья в тот День станут врагами друг другу за исключением богобоязненных». (“Украшения”, 67) 678 - Передается от Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал : - Какого бы пророка ни направлял (к людям) Аллах и кого бы он ни оставлял после себя в качестве преемника, у (этого преемника) обязательного появлялись две группы приспешников: (одни) подталкивали его к одобряемому и побуждали его к нему, (другие) же подталкивали его ко злу и побуждали его к нему, а хранимым /ма’сум/ [1304] будет тот, кого сохранит Аллах.” аль-Бухари 7198. 679 - Передается от ‘Аиши что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда Аллах желает правителю блага, Он даёт ему правдивого вазира, напоминающего ему, если он забывает (о каком-нибудь деле), и оказывающего ему помощь, если он помнит (о нём) Когда же Он желает ему иного, то даёт ему плохого вазира, который не напоминает ему, если он забывает, и не оказывает ему помощи, если он помнит. (Этот хадис с хорошим иснадом, удовлетворяющим условиям Муслима, приводит Абу Дауд) (Сахихуль джами’ 302, сахих Абу Дауд 2544.
Глава 83
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|