Стадии правоприменения
Стадии правоприменения – это обособленные во времени группы правоприменительных действий, которые поэтапно и последовательно раскрывают содержание деятельности по целевому применению права. Традиционно выделяют три стадии правоприменения: 1) установление фактической основы дела; 2) установление юридической основы дела (квалификация правонарушений); 3) принятие правоприменительного акта. Весьма упрощенно этот процесс можно представить в форме силлогизма, в котором в качестве общей посылки выступает норма права, частной посылкой — факт, в качестве заключения — решение. При этом важно отметить, что зачастую действия компетентного органа, предшествующие вынесению решения, представляют собой единый процесс и выделить в нем отдельные стадии можно лишь логически. Проблемным в теории права является вопрос о завершающем моменте правоприменения. По мнению многих ученых, (Алексеев С. С., Дюрягин И. Я. ) применение права заканчивается принятием решения по делу. Согласно другой точке зрения (Коренев А. П., Лазарев В. В. ) применение правовых норм включает и действия по исполнению правоприменительного акта. Однако понимание исполнения правоприменительного акта как возложения на правоприменителя (например, суд) не свойственной ему функции по исполнению решения представляется нецелесообразным, «ибо он не должен быть зависимым от принятого решения и над ним не должен тяготеть процент исполнения решений». Сущностные и содержательные свойства правоприменительной практики исчерпывают себя вынесением решения по делу. Вместе с тем понимание правоприменения как формы реализации норм права, т. е. их воплощения в реальном поведении субъектов права, предполагает исполнение правоприменительного акта так же, как воплощения его веления в реальное поведение субъектов права (адресатов) этого акта. С учетом этого исполнение принятого решения есть стадия применения права, составляющая самостоятельный компонент механизма правореализации.
После вынесения акта применения норм права управомоченные субъекты продолжают реализацию примененных норм в форме соблюдения, исполнения или использования их конкретизированных данным актом предписаний, то есть добровольная реализация правоприменительного акта осуществляется в рамках какой-либо из указанных форм. Если же добровольной реализации нет, то вступает в действие принудительная реализация. За последствия исполнения решений правоприменителя перед обществом и его членами в общем плане ответственен не конкретный правоприменитель, а государство, от имени которого он действует. А за неисполнение решения правоприменителя ответственность несет адресат этого решения. Первая стадия правоприменения — установление фактической основы дела. Цель этой стадии заключается в установлении истины по рассматриваемому делу. Поэтому правоприменяющий субъект не может относиться к своим обязанностям формально, слепо полагаясь на представленные материалы. Главным образом деятельность на данной стадии состоит в доказывании. Под доказыванием понимается деятельность, направленная на установление фактических обстоятельств дела с помощью доказательств. Доказывание - сложная многозвенная деятельность. Оценка доказательств — установить их достоверность, истинность, определить их допустимость и относимость к рассматриваемому случаю, их правовую значимость для окончательных выводов по делу. Она дается в официальном акте и является фактологической основой решения дела. Отсюда повышенные требования к оценке: она должна быть полной, всесторонней (системной), объективной, аргументированной (логичной).
Следующая (вторая) стадия применения права — установление юридической (правовой) основы дела. Данную стадию также именуют юридической (правовой) квалификацией. Юридическая квалификация — соотнесение установленных жизненных фактов с содержанием соответствующих норм права либо принципов права. На данной стадии осуществляется выбор соответствующей нормы права, который включает в себя поиск юридической нормы, подлежащей применению, проверку ее подлинности (достоверности) с точки зрения законности, установление подлинности текста нормы (проверяется, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли норма), установление характера действия нормы (прямой, косвенный, в сочетании с другими нормами), установление пределов действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц, непротиворечия нормы законам и другим нормативным правовым актам, иным правовым нормам, анализ и толкование нормы (уяснение ее содержания) (корреспондирующих прав и обязанностей, меры ответственности, условий их действия). Можно выделить предварительную квалификацию, которая дается на стадиях, предшествующих вынесению решения по делу, и окончательную, которая дается в принимаемом решении по делу, т. е. содержится в правоприменительном акте. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора и анализа в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и уточняют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и принципы соответствующего правового института, отрасли права, акты нормативного и казуального толкования. | У субъекта, применяющего право, должно возникнуть внутреннее убеждение в том, что обстоятельства дела установлены полно и достоверно и им дана верная правовая оценка. Элементами юридической квалификации являются объект и основание. В качестве основания выступает норма (нормы) права, которая положена в основу решения. Объектами квалификации могут выступать юридические факты (действия, события).
Применение права завершается вынесением (принятием) решения компетентным органом. Это — важнейшая третья стадия применения права. Именно в издании на основе нормы права индивидуального акта проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии только подготавливают условия и материалы для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий норму права с конкретным случаем, устанавливающий права и обязанности, меру ответственности определенных субъектов права. Стадия принятия решения состоит из нескольких действий и имеет сложный характер. Субъект правоприменения осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта, проверяет его на соответствие правовым предписаниям, выносит (издает) правоприменительный акт и доводит до сведения заинтересованных лиц. Решение — это одновременно юридический факт, служащий основой для возникновения правоотношения, волевой акт, являющийся результатом интеллектуальной деятельности, закрепляемый обычно в официальном письменном документе, и государственно-властное веление индивидуального характера. Оно есть также определенный логический вывод из анализа фактов и юридических оснований. Исполнение правоприменительного акта в качестве четвертой стадии правоприменения как формы воплощения предписаний норм права в реальном поведении (действиях) субъектов права заключается в фактическом осуществлении обязанным в этом акте лицом признанного правоприменителем требования к нему в пользу управомоченного лица либо в осуществлении установленного субъективного права, меры ответственности и т. д. Выделение указанных стадий правоприменения основано на логической последовательности совершения определенных операций при применении норм права. В связи с этим данные стадии получили название стадий логической последовательности или иначе — стадии логического характера. В юридической литературе также выделяются стадии функционального характера, которые представляют собой этапы разбирательства дела, закрепляемые в разнообразных правовых актах и преследующие цель достижения общего результата, предусмотренного рядом процессуальных норм. Каждая стадия имеет свои непосредственные конкретные задачи и завершается вынесением итогового правоприменительного акта.
Например, в уголовном процессе выделяют следующие стадии функционального характера: возбуждение уголовного дела (преследования), предварительное расследование (дознание и предварительное следствие), предание суду, судебное разбирательство, постановление приговора и завершающая стадия — обращение приговора к исполнению. Таким образом, стадийность правоприменительной деятельности необходимо рассматривать с двух методологических позиций: во-первых, с позиции общелогической характеристики совершения всех правоприменительных действий и, во-вторых, с позиции рассмотрения функционального проявления всей правоприменительной деятельности. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Для правильного применения нормы права необходимо знать пределы ее действия. Пределы действия норм права определяются, как правило, пределами действия нормативного правового акта, в которых данные нормы содержатся. В теории права выделяют три параметра, определяющие пределы действия нормативного правового акта: действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие нормативного правового акта во времени ограничено моментом его вступления в силу и моментом утраты юридической силы. Обязательным условием вступления нормативного правового акта в юридическую силу является его официальное опубликование. По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Из этого общего правила есть ряд исключений. 1. Иной порядок вступления в силу может быть установлен в самом нормативном правовом акте или в специальном сопутствующем документе (например, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
При этом может быть установлен как более длительный, чем общий, срок вступления нормативного правового акта в силу, так и сокращенный. Установление сокращенных, по сравнению с общим, сроков вступления нормативных правовых актов в силу не должно становиться правилом для правотворческого органа, так как не обеспечивает населению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права. Срок вступления в силу нормативного правового акта может устанавливаться путем указания определенной даты или периода, по истечении которого акт вступает в силу. Требования к порядку вступления нормативных правовых актов, регулирующих те или иные общественные отношения, могут быть установлены в основном документе, регулирующем данную сферу. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. 2. Нормативным правовым актом или специальным сопутствующим документом может быть предусмотрено поэтапное, дифференцированное вступление в силу этого акта. В таком случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий. Например, статьей 13 Федерального закона от 30 ноября 1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что глава 11 Кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. 3. В соответствии с пунктами 5 и 6 Указа Президента России РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Президента и Правительства Российской Федерации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера вступают в силу со дня их подписания, а аналогичные ведомственные нормативные правовые акты — со дня их государственной регистрации в Минюсте России, если самими актами не установлен более поздний срок. Важно отметить, что нормативные правовые акты Российской Федерации вступают в силу одновременно на территории всей Российской Федерации. Вместе с тем нормативным правовым актом может быть установлен и иной порядок, когда предусматриваются для разных субъектов Российской Федерации различные сроки вступления акта в силу. Что касается нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то общие требования к порядку их принятия и вступления в силу установлены статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Так, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации должны быть обнародованы. Порядок обнародования должен устанавливаться конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. При этом необходимо помнить, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен иной порядок вступления таких актов в силу, то применению подлежит федеральный закон. Субъектами Российской Федерации, как правило, устанавливаются следующие основные правила вступления нормативных правовых актов в силу: • нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования; • иные нормативные правовые акты, как правило, вступают в силу со дня их официального опубликования; • в ряде субъектов нормативные правовые акты вступают в силу по истечении определенного срока после официального опубликования (например, акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия вступают в силу одновременно на всей территории Республики Бурятия по истечении десяти календарных дней после их официального опубликования); • подзаконные нормативные правовые акты, как правило, вступают в силу со дня их подписания (например, постановления Правительства Санкт-Петербурга, не затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, указы Президента Республики Татарстан); • иной порядок вступления в силу может быть установлен самим нормативным правовым актом. Вступление в силу нормативных правовых актов со дня их подписания допустимо только при условии, что такие акты не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. В противном случае в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации они не влекут юридических последствий и не подлежат применению. Порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления должен определяться уставов муниципального образования. Как правило, уставами и муниципальными правовыми актами преимущественно закрепляется момент вступления в силу нормативного правового акта органа местного самоуправления — со дня официального опубликования. Иной порядок вступления акта в силу может быть предусмотрен самим актом при условии его опубликования. Следующим важным моментом для установления пределов действия во времени является момент утраты нормативным правовым актом силы (прекращения его действия). Существуют следующие способы прекращения действия нормативных правовых актов. 1. Прямая отмена нормативного правового акта. Этот способ наиболее целесообразен для правильного применения норм права. Здесь содержится указание на время прекращения действия официального документа. 2. Фактическая отмена данного нормативного правового акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же вопросу. Данный способ достаточно часто имеет место, однако отсутствие прямого указания на отмену нормативного правового акта или на отмену его отдельных положений нередко приводит к затруднениям на практике, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действий того или иного документам во многих случаях не наступает. Проблема также заключается в том, что законодательно не установлены сроки приведения федеральных нормативных правовых актов в соответствие с вновь принятыми актами. В результате возникают коллизии норм права. 3. Истечение срока, на который был принят нормативный правовой акт, если такой срок был установлен. 4. Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты. Так, утратили смысл и поэтому прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативные правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания. 5. В соответствии со статьей 125 Конституции нормативный правовой акт или его отдельные положения утрачивают силу в случае признания их неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, а также он может быть признан недействующим в порядке судебного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|