Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Проблемы установления истины в правоприменении: гносеологические аспекты




 

Одной из основных задач правоприменения является установление истины по делу. Достижение истины является руководящим началом, принципом деятельности органов, применяющих право, необходимым условием строгого соблюдения законности, успешной борьбы с правонарушениями.

Одним из самых проблемных моментов теории права и отраслевых юридических наук является отсутствие единообразного понимания истины. Это один из наиболее дискуссионных вопросов в науке.

Под истиной понимают то, что существует в действительности, отражает действительность; утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом и т. д.

С точки зрения правоприменения истина — это полное и точное соответствие (адекватность) знания субъектов правоприменения имеющим правовое значение фактам реальной деятельности и правоотношениям, т. е. верное знание имевшей место действительности.

Большее практическое значение имеет вопрос об объективности истины, т. е. о соответствии выводов правоприменителя действительности.

Достижение объективной истины с позиции применения норм права должно заключаться в следующем:

1) правоприменитель устанавливает фактические обстоятельства дела именно такими, как это было на самом деле: достоверное событие, т. е. происшедшее;

2) достоверное знание достигается на основе соответствующего исследования и должной оценки доказательств;

3) правоприменитель должен правильно разобраться в спорных нравах и обязанностях сторон;

4) мотивированно принять обоснованное и законное решение.

Необходимо отметить, что истина всегда имеет субъективный характер, так как она устанавливается личностью на основе внутреннего убеждения. Истина субъективна в том смысле, что существует зависимость ее от личности, опыта, мировосприятия, способностей, менталитета правоприменителя. Субъективная составляющая предположительно менее «субъективна» при решении дела коллегиальным судом. Между тем истина зависит не только от сознания и воли лица, познающего эту истину, но и излагающего информацию о фактах, например показания свидетеля. В том случае, когда доказательства по делу — вещи, сохраняется большой процент вероятности наиболее верного отражения факта. Когда же информация о факте передается человеком (свидетелем), процент искажения истины имеет очень большую «амплитуду колебаний»: от правдивой, адекватной факту информации до ложных показаний.

Не по каждому делу удается отыскать истину. Отсутствие достаточных доказательств, нежелание сторон частного дела открыть истину суду, заинтересованная ложь участников дела, опора каждой стороны на собственную полуправдивую версию, случаи, когда закон допускает не выяснение причин, обстоятельств (например, п. 1 ст. 23 Семейного кодекса Российской Федерации — брак супругов при их взаимном согласии расторгается судом без выяснения мотивов разводов) — все эти случаи, когда внешне дело решено, a истина не установлена. Либо — при недостаточных доказательствах — установленная истина всего лишь «истина юридическая», формальная, кажущаяся.

Формальный характер истины, в частности, состоит в том, что знание о существенном для дела юридически значимом факте всегда является только известной человеку частью всего знания.

В связи с этим правоприменитель обязан дойти до сути, решая то или иное дело, не ограничиваться формальным подходом к исследованию доказательств. При этом важно помнить, что истина это не обязательно то, что укладывается в привычные представления.

Истина — это искомое в правоприменении, она подлежит познанию. Истина должна быть конкретной, т. е. выясняться применительно к конкретным жизненным обстоятельствам и лицам. Истина является единственной. Не бывает несколько вариантов истин, так как ее основанием является единственная реальность.

Вместе с тем не все ученые разделяют точку зрения о том, что установление истины — задача правоприменителя.

Дискуссии по этому вопросу свидетельствуют о его важности и проблемности как в теории права, так и в отраслевых юридических науках. Отсутствие закрепления в УПК РФ и ГПК РФ обязанности суда устанавливать истину по делу, введение суда присяжных в уголовном процессе позволило некоторым ученым говорить о том, что приговор суда содержит не истину, а более или менее высокую степень вероятности истины. Однако данная позиция представляется недостаточно обоснованной.

Изменения законодательного регулирования судопроизводства заключаются не в отказе от принципа истины. В процессе перехода от следственного к состязательному процессу изменились методы достижения истины при судебном правоприменении.

Принцип презумпции невиновности, право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, иные случаи освобождения лиц от обязанности давать свидетельские показания могут служить объективным препятствием для установления действительных обстоятельств дела. «Устанавливая право на свидетельский иммунитет, законодатель явно предпочел охрану лежащих в основе этого иммунитета ценностей (презумпция невиновности, сохранение родственных отношений и др. ) установлению истины «любыми средствами».

Записанное в Конституции России и развитое в нормах Уголовно-процессуального кодекса правило о недопустимых доказательствах также является существенной гарантией прав обвиняемого и в то же время препятствием на пути установления истины любыми средствами. Суд не обязан принимать все меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, обратное бы означало обязанность суда действовать в интересах стороны обвинения, так как для признания лица непричастным к преступлению и его оправдания достаточно неустранимых сомнений в его виновности (ст. 49 Конституции России). Таким образом, устраняется не свойственная суду обвинительная функция, но это не означает отказ от установления судом истины в каждом конкретном деле. Единственным путем к ее установлению должна стать подлинная состязательность сторон в представлении и исследовании доказательств под руководством беспристрастного судьи.

Кроме того, в теории получило распространение понимание презумпции как временной истины (презумпция невиновности в уголовном, презумпция добросовестности и разумности действия в гражданском праве и т. д. ). Опровержение такой презумпции в отношении конкретного лица означает установление новой истины по делу, имеющей уже постоянный характер.

Вопрос об истине должен также рассматриваться с учетом различных требований, которые закон предъявляет к обвинительному и оправдательному приговору. Об истине как соответствии установленных обстоятельств дела тому, что имело место в действительности, не всегда можно говорить применительно к оправдательному приговору, поскольку он должен выноситься и при наличии неустранимых сомнений в виновности лица. Но истина всегда должна быть установлена при вынесении обвинительного приговора, который не может быть основан на предположении и постановляется только при условии, что виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК РФ).

Истина, устанавливаемая в ходе правоприменения, в том числе и судебного, характеризуется следующими признаками:

1) устанавливается правоприменителем;

2) это истина в рамках одного конкретного дела, в отношении конкретных лиц;

3) выясняется с соблюдением процессуальных и процедурных форм, принципов, правил, гарантий и с обеспечением права на участие в процессе сторон, других участников процесса;

4) отыскивается только законными средствами и способами доказывания;

5) характеризуется внутренним логическим единством;

6) является незаменимым ориентиром правоприменения, которое не может развиваться в направлении, заведомо противном открытию истины;

7) правоприменительный акт, принятый вопреки выявленным в процессе фактам и доказательствам, не отвечает требованиям законности и обоснованности и подлежит отмене.

Установление объективной истины в правоприменительной деятельности имеет свои особенности, которые проявляются в следующем:

1) оно ограничено во времени, так как на его основе должно быть вынесено решение, которое обычно не терпит отлагательства;

2) исследуемые факты берутся, как правило, в статическом состоянии;

3) достигаемая истина имеет строго ограниченные пределы, узкие рамки: нужно выяснить лишь те обстоятельства, которые имеют юридическое значение, с которыми норма связывает определенные правовые последствия;

4) ограничено процессуальными и процедурными формами, правилами доказывания;

5) должно осуществляться с соблюдением процессуальных гарантий участников правоприменения.

Далеко не в каждом деле обнаруживается истина. Причины этого могут быть самые разнообразные: субъективного и объективного характера, судебные ошибки, противодействие сторон, заинтересованных в сокрытии истины, и т. д.

Для установления истины нельзя ограничиваться только фактами в собственном смысле слова, необходимо исследовать и элементы, которые хотя и объективно отражают факты как таковые, но имеют оценочный характер («уважительные причины», «смягчающие или отягчающие вину обстоятельства» и т. д. ).

Неполнота дознания, предварительного или судебного следствия — основание отмены или корректировки акта правосудия. Различного рода неясности, неполное знание порождают судебные ошибки. Любая судебная ошибка существенно нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и других субъектов права.

В целях установления истины недопустимо дробление судебной истины, фрагментарное выяснение обстоятельств, объявление судебной истиной чего бы то ни было чисто фактического, вне соотношения с правом, вне выявления сути действия с позиции закона.

На обеспечение достижения истины в ходе правоприменительной деятельности направлены и юридические заветы — правила особого назначения, общепризнанные, разделяемые всеми: определенная относимость бремени доказывания, процессуальное равенство сторон («что позволено в процессе одной стороне, позволено и другой», и «да будет выслушана и другая сторона»), материально-правовая процессуальная свобода сторон (диспозитивность), презумпция добросовестности и т. д.

Так, согласно такому юридическому завету, как возложение бремени доказывания, в судебном процессе каждый доказывает то, что утверждает, или то, что оспаривает, однако в уголовном процессе данное правило отступает перед другим, более сильным юридическим заветом — презумпцией невиновности.

Правоприменение завершается вынесением правоприменительного акта, в котором закрепляется решение компетентного органа по конкретному делу.

Акт применения права (или правоприменительный акт) является правовым актом, в силу этого ему присущи признаки, характерные для всех правовых актов: это властный документ, принимаемый и обеспечиваемый компетентными органами.

Однако правоприменительным актам присущ ряд особенностей:

1) это решение компетентного органа по конкретному делу;

2) должен следовать принципу законности – создается на основе действующего акта законодательства;

3) содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано;

4) направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, имеет персонифицированный характер (устанавливаются права и обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации);

5) рассчитан на однократное применение;

6) должен быть внешне объективирован.

Таким образом, правоприменительный акт можно определить как внешнее объективное проявление индивидуально-конкретного государственно-властного предписания, вынесенного компетентным органом в итоге решения юридического дела.

В таком акте определяются наличие или отсутствие субъективных прав и юридических обязанностей конкретных лиц и меры таких прав и обязанностей. Правоприменительный акт необходимо рассматривать с двух сторон: как действие и как документ.

Правоприменительный акт как действие — это официальное решение (завершающее правоприменительное действие) правоприменителя, результатом которого выступает государственно-властное веление (индивидуальное предписание).

Правоприменительный акт как документ — это установленная нормами процессуального характера словесно-документальная форма внешнего выражения, объективирования индивидуального предписания, направленного на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Поскольку форма и содержание правовых явлений тесно связаны, то и действие, которое оказывают индивидуальные предписания на общественные отношения, субъектов права, другие правовые средства, рассматривают как действие самого правоприменительного акта.

Состав правоприменительного акта включает субъект (кто издает), адресат (в отношении кого вынесен), объект (конкретная ситуация, подлежащая разрешению) и содержание акта.

В юридической литературе выделяют фактическое (субъект, конкретное жизненное обстоятельство, вызывающее акт применения, способ совершения акта, адресаты акта), волевое (воля субъекта правоприменения, государственная воля, выраженная в норме права, воля лица, к которому применяется норма права) и юридическое (властную компетенцию правоприменителя, правомерность цели и юридические последствия) содержание таких актов.

Сущность правоприменительных актов заключается в том, что в них проявляется вовне общеобязательная государственная воля, которая складывается из воли, выраженной в норме права, и воли субъекта правоприменения.

Большинство правоприменительных актов объективируются в форме письменных документов и, как правило, имеют определенные реквизиты. Зачастую требования к оформлению правоприменительных актов закрепляются в нормативных правовых актах (например, приложения к ст. 476 и 477 УПК РФ).

По структуре такие акты могут состоять из:

• четырех частей (вводной, описательной (констатирующей),

мотивировочной и резолютивной (приговор или решение суда);

• трех частей — вводной, описательной, резолютивной (характерно для административных протоколов);

• двух частей — вводной и резолютивной (акты-разрешения на совершение определенных действий).

Значение правоприменительного акта раскрывается в выполнении следующих функций:

- индивидуального правового регулирования. Это средство конкретизации норм права. Права и обязанности в точном, конкретном объеме «привязываются» к персонально определенным субъектам;

- юридического факта, влекущего возникновение, изменение, прекращение конкретного правоотношения;

- с помощью правоприменительных актов обеспечивается реализация субъективных прав в случае возникновения каких-либо препятствий.

Правоприменительный акт порождает фактические и юридические последствия.

Юридические последствия означают меру полученных адресатом прав и обязанностей, указывают на правовое состояние адресата, выявленное в результате сопоставления применяемой нормы права и конкретных фактических обстоятельств, в результате индивидуализации правового нормативного предписания применительно к этому адресату.

Фактические последствия акта могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания акта. Однако всегда они означают соответствующее поведение адресатов правоприменительных актов по поводу приобретения или пользования материальными, идеальными и другими благами, несения юридических обязанностей, претерпевания определенных лишений.

В юридической литературе правоприменительные акты классифицируют по самым разнообразным основаниям.

В зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения правоприменительные акты подразделяют на исполнительные и правоохранительные.

Исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением (например, приказы о повышении в должности, присвоении воинского звания и т. д. ).

Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются как правило, или в связи с предупреждением правонарушения, в профилактических целях, или же в связи с совершением правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, cyдебных, прокурорских и ряда иных органов.

Кроме того, правоприменительные акты классифицируют и по иным основаниям:

- в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права; по основным направлениям деятельности государства;

- по времени действия;

- в зависимости от пространственной сферы действия;

- по значению (акты, которые содержат промежуточное или окончательное решение по делу и т. д. );

- по процедуре принятия актов (коллегиальные, единоличные);

- в зависимости от того, нормы какой отрасли права применяются; по характеру содержащихся в них решений; по наименованию и т. д.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...