1.2. Методы ранней психологической диагностики.
Методы диагностики психического развития (психомоторного, эмоционального, сенсорного) на ранних возрастных этапах имеют специфику. Одним из ведущих методов психологической диагностики детей младенческого и раннего возраста в настоящее время остается наблюдение. Наблюдение начинается с момента первого контакта диагноста и ребенка и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение как научный метод представляет собой целенаправленное восприятие исследуемого объекта, имеющее планомерный, систематичный, объективный характер. При свободном наблюдении главными категориями наблюдения являются особенности базовых проявлений активности ребенка [19]: - уровень общей и двигательной активности; - ритмичность различных психофизиологических актов (сон, кормление); - характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы – еду, игрушки, людей; - интенсивность эмоциональных реакций при выражении желаний и отношений; - качество настроения; - способность к сосредоточению на эмоциональном контакте или деятельности; - способность к преодолению препятствий. Чтобы получить достоверные данные наблюдения, необходимо соблюдать ряд правил [6]: - наблюдение должно проводиться в разных ситуациях; - наблюдение должно проводиться независимыми экспертами, которые фиксируют непосредственные поведенческие реакции ребенка; - наблюдение за одни ребенком должно проводиться минимум два раза. Р. Кеттелл отмечал, что необходимая точность диагноза обеспечивается лишь десятикратным наблюдением. - конкретные диагностические признаки того или иного психологического феномена необходимо выделять заранее и фиксировать их появление в ходе наблюдения.
Наблюдение может выступать как самостоятельный метод, а может быть дополнительным средством получения психодиагностической информации при тестировании или экспериментальном исследовании. Наиболее объективные результаты могут быть получены при формализованном наблюдении, включаемом в стандартизованную методику изучения психофизического развития ребенка (например, стандартные шкалы психического развития). В качестве дополнения к наблюдению, эксперименту или как самостоятельный метод исследования в работе с детьми младенческого и раннего возраста успешно используется беседа. Ключевой, безусловно, является беседа психолога с родителями. Особое значение имеет беседа с ребенком, способным к такого рода взаимодействию (ранний возраст). Беседа с родителями является частью диагностического процесса и направлена на получение информации об особенностях развития ребенка, выяснение возможных проблем и их причин, определение стратегии дальнейшей работы. При проведении беседы необходимо соблюдать ряд основных требований: - выбор места и времени для беседы; - установление доверительных отношений психолога с родителями ребенка; - избегание открытой критики воспитательных действий родителей; - участие в беседе обоих родителей (по возможности); - стремление к выработке у родителей реальных представлений о психофизических особенностях ребенка, его трудностях и возможностях их преодоления. Следует помнить, что психолог получает не объективную информацию, а субъективное ее восприятие родителями. Поэтому необходимо умение психолога из обилия информации выделить факты, представляющие реальное состояние дел [19]. В работе с детьми раннего возраста (2-3 года) в некоторой степени может быть использован метод анализа продуктов деятельности, в частности графический метод. Графические навыки детей начинают развиваться с 2 лет. К данному возрасту у детей появляется стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-либо. С 2-3 лет отмечается многократное воспроизведение округлых форм. Данный период развития графических навыков называют периодом «круговых движений». Особенности графической деятельности могут служить психодиагностическим материалом при обследовании ребенка раннего возраста.
Одно из важных мест в психологической диагностике занимает патопсихологический эксперимент. В широком смысле патопсихологический эксперимент – это полное обследование конкретного человека в ситуации экспертизы с использованием разных методических средств: наблюдения, беседы, стандартных тестов и экспериментальных патопсихологических методик. Психодиагностические обследование включает патопсихологический эксперимент (в узком смысле) – выполнение испытуемым предложенных диагностом заданий, выступающих в качестве функциональных проб [15]. В основе патопсихологического эксперимента лежит метод анализа единичного (отдельного) случая. Эксперимент требует наличия протокола, в котором фиксируется весь ход и результаты работы. В структуру патопсихологического эксперимента включается наблюдение и беседа. Собственно психодиагностика предполагает использование специальных психодиагностических методик: стандартизированных (тестов) и экспертных методик. Тест предполагает измерение степени выраженности того или иного психологического признака. Экспертные методики включают анкетирование, анализ продуктов деятельности, диагностические интервью, диагностические игры, проективные техники и др. Большинство психодиагностических методик для детей младше 6 лет представляют собой либо тесты выполнения элементарных действий, либо тесты выполнения устных инструкций. В зарубежной психологии диагностика психического развития детей до трех лет осуществляется преимущественно с помощью специальных тестов, представляющих собой шкалы. Это так называемые «тесты развития». Их практическая цель связана с выявлением детей, обнаруживающих признаки задержанного психического развития и умственной отсталости [12]. В процессе диагностики оцениваются поведенческие показатели обследуемого ребенка и соотносятся с нормативными показателями, характерными для здоровых детей в определенном возрасте. Предметом диагностики с применением такого рода тестов становится в большей степени психомоторное развитие: способность держать головку, умение ползать, сидеть, стоять, хватать предметы, прослеживать траекторию движения предметов и др. На основе сопоставления «хронологического» и «психического» возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития ребенка. Примерами таких методов являются Шкала умственного развития Бине-Симона, Шкала умственного развития Стандфорд-Бине, Шкала А. Гезелла.
Шкала Бине-Симона является родоначальником современных тестов интеллекта. Первый вариант Шкалы был разработан А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. для выявления умственно неполноценных детей, неспособных к обучению в обычных школах. В первоначальном виде шкала Бине-Симона состояла из 30 заданий, расположенных по мере возрастания трудности. Поэтому вероятность правильного выполнения увеличивалась с возрастанием хронологического возраста. Дети с различными видами нарушений интеллектуального развития не справлялись с заданиями выше определенного уровня сложности. Тест рассматривался как вспомогательный метод изучения интеллекта; общий показатель интеллекта не рассчитывался. В 1908 году шкала Бине-Симона была существенно пересмотрена: увеличилось количество тестов-заданий; значительно расширена выборка стандартизации; задания группировались по возрастным уровням; вводилось понятие «умственного уровня, которое в дальнейшем было заменено термином «умственный возраст». В 1911 году был опубликован модифицированный вариант шкалы 1908 года, которая была продлена до уровня взрослого (см. таблицу 1). Таблица 1
Фрагмент Шкалы умственного развития Бине-Симона (1911 г. ) [2].
Одним из первых тестов для младенцев является вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 году, предназначенный для диагностики детей с трехмесячного возраста. В Шкале Кюльмана были использованы задания, близкие по характеру к задачам шкалы Бине-Симона, а также показатели психомоторного развития (см. таблицу 2). Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших начинается с набора заданий, соответствующих уровню, меньшему на одну ступень, чем хронологический возраст. Если на этой ступени обследуемый получает менее пяти баллов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается до того уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными. Вычисляются показатели выполнения теста, которые позволяют определить умственный возраст.
Таблица 2 Фрагмент шкалы Ф. Кюльмана (тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов), 1912 г. [2].
В 1916 году Л. М. Терменом была предложена модификация Шкалы умственного развития Бине-Симона. Было добавлено более трети новых заданий, преобразован ряд старых, либо отброшен или переадресован к другим возрастным группам. В настоящее время используется третья редакция данного теста, имеющего название «Шкала умственного развития Станфорд-Бине». Тесты, включенные в батарею Станфорд-Бине, группируются по возрастным уровням (от 2 до 22 лет). Комплекс заданий для каждого возрастного уровня состоит из 6 тестов (за исключением подросткового уровня, для которого предлагается 8 тестов). На ранних возрастных уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной координации, перцептивного различия, способности понимать инструкцию (складывание кубиков, подбор геометрических фигур и т. п. ), а также способности узнавать предметы, предъявляемые в виде игрушечных моделей или изображений на карточках. Тесты внутри каждого возрастного уровня одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возраста предусмотрен запасной набор задач, применяемый по мере необходимости. Особенностью процедуры обследования заключается в том, что испытуемому предлагается неполный набор заданий методики. Предъявляются лишь те тесты, которые соответствуют интеллектуальному уровню обследуемого. Процедура обследования начинается с применения заданий, относящихся к более низкому уровню, чем тот, которому соответствует возрасту испытуемого. Затем в зависимости от успеха или неуспеха осуществляется переход на более высокий или низкий уровень. «Базовый уровень» определяется как максимальный возрастной уровень, все задания которого выполняются. Исследование продолжается с переходом на возрастающие по сравнению с базовым уровнем группы заданий до тех пор, пока нерешенными оказываются все тесты данной группы. Показатель «умственного возраста» равен «базовому возрасту» с прибавлением к нему добавочных месяцев за правильно решенные задания из уровней, находящихся выше. Процедура обследования с помощью Шкалы умственного развития Стенфорд-Бине занимает около 30-40 минут для детей младшего возраста с использованием стимульного материала в виде игрушек. Сложная процедура проведения обследования и интерпретации результатов, необходимость строгого соблюдения стандартов требуют высокой квалификации и специальной подготовки экспериментатора [2]. Одними из наиболее известных шкал для обследования детей первых лет жизни стали «Таблицы развития» А. Гезелла (1925). Таблицы включают показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: моторика, язык, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Исследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдения за ребенком в повседневной жизни, оценке реакций на игрушки, учете сведений, сообщаемых родителями. Шкала предназначена для обследования детей от 4 недель до 6 лет. В последнее время за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли. Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей: - умственная шкала, направленная на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи; - моторная шкала, измеряющая уровень развития мышечной координации и манипулирования; - запись о поведении ребенка, предназначенная для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и др. [2]. По мнению А. Анастази (2003), шкалы Бейли выгодно отличаются от других методик для оценки развития детей раннего возраста и полезны для раннего разпознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. Вместе с тем сама Бейли отмечала, что ее шкалы предназначены для оценки текущего развития. Но не для прогноза будущего развития. В настоящее время существует несколько шкал оценки психомоторного развития. Авторы этих методик рекомендуют повторные обследования для вынесения диагностических решений. Для применения шкал необходимо тщательное знакомство с методикой тестирования и правильное соблюдение процедуры. Необходим опыт общения с детьми раннего возраста. Для работы с детьми старше 6 месяцев необходимо специальное помещение, которое напоминало бы домашнюю обстановку. В отечественной психологии первые методики для диагностики развития младенцев разрабатывались в 20-30 годы XX века. В основу разрабатываемых методик положен принцип оценки темпов психического развития по неврологическим показателям, дополняемым соотнесением некоторых поведенческих проявлений ребенка с возрастными нормами. Одной из первых работ, посвященных диагностике развития младенцев, является «Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И. Л. Фигурина и М. П. Денисовой (1926) [5]. В 40-е годы Н. М. Щелованов разработал «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни», содержащие критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни выступали: зрительные и слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение; движения руки и действия с предметами; подготовительные этапы в развитии речи; навыки. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева (1986) разработаны «Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего годов жизни», отражающие следующие линии развития: понимание речи и активная речь; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности и формирование изобразительной и конструктивной деятельности. Одной из первых попыток представить в диагностической методике психическое развитие как процесс, была предпринята в работе О. В. Баженовой «Диагностика психического развития детей первого года жизни» (1986). В качестве главного принципа данной методики является преимущественная роль собственной психической активности ребенка как субъекта взаимодействия со средой. Особенности развития психической активности в младенчестве О. В. Баженова изучала в связи с формированием важнейших в этом возрасте типов деятельности: предметно-манипулятивной и общения. Для целей диагностики была разработана система показателей, которая легла в основу качественного анализа нарушения развития психической активности младенцев. Автором поставлена задача получить комплексную характеристику психического развития и возможность проводить его дифференцированный анализ с точки зрения отдельных групп реакций: двигательных, сенсорных, эмоциональных, голосовых, действий с предметами и способов взаимодействия со взрослыми. На основе теоретического и методологического подхода Л. А. Венгера Е. А. Стребелева (1994) предложила методику диагностики детей раннего возраста «Ранняя диагностика умственного развития» (см. п. 3. 3. и приложение 3) [8; 16; 19]. Методика представляет собой серию из 10 заданий, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет. Теоретической основой методики стали положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского о ведущей деятельности и зоне ближайшего развития. Все задания методики являются невербальными и могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Методика представляет собой более надежный инструмент оценки уровня психического развития, в том числе умственного развития, по сравнению с констатацией актуального состояния той или иной его сферы. Выявление зоны ближайшего развития позволяет психологу наметить конкретные пути коррекции. А. Анастази отмечает, что оценка маленьких детей должна быть настолько же всесторонней, насколько точной и валидной. Опора на единственный показатель (IQ, индекс возрастного развития или др. ) не отвечает большинству практических целей. Такие показатели могут служить в качестве критерия при распределении детей по разным категориям, но они не дают информации о сильных и слабых сторонах ребенка. Индивидуально ориентированная оценка детей младенческого и раннего возраста требует использования комплексных методов и разнообразных источников информации, чтобы охватить все необходимые области психики, уровень развития которых является показательным в данном возрасте [13]. Таким образом, основным методом изучения детей младенческого и раннего возрастов является стандартизированное наблюдение, в процессе которого производится оценка поведения ребенка в обыденной жизни и сравнение показателей со средними нормами для каждого возрастного этапа. Исключением являются различные шкалы, или таблицы, развития (А. Гезелла, Н. Бейли и др. ), которые относятся к тестовым методам. Хотя процедуры наблюдения и методы обработки в данных шкалах, в отличие от обычных тестов, недостаточно стандартизированы, при соответствующем опыте диагност может добиться высокой надежности показателей [8].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|