Расчет балки по прочности наклонного сечения у опоры
Для железобетонных элементов согласно п. 3.77* /2/ должно быть соблюдено условие, обеспечивающих прочность по сжатому бетону между наклонными трещинами: (4.45) где Q- поперечная сила на расстоянии не ближе h0 от оси опоры; = 1 + ηn1Asw/(bSw), при расположении хомутов нормально к продольной оси ≤1,3; η =5 – при хомутах, нормальных к оси элемента; η =10 – то же, наклонных под углом 450; n1 – отношение модулей упругости арматуры и бетона; Asw – площадь сечения ветвей хомутов, расположенных в одной плоскости; Sw – расстояние между хомутами по нормали к ним; - толщина стенки (ребра) главной балки; = 1 – 0,01Rb – коэффициент. Здесь Rb принимают в МПа; - рабочая высота сечения. Расчет наклонного сечения на действие поперечной силы (см. Рисунок 4.8) производится из условия: , (4.46) где , - суммы проекций усилий всей пересекаемой арматуры на длине проекции с, не превышающей 2h0; Qb – поперечное усилие, передаваемое на бетон сжатой зоны над концом наклонного сечения, определяемое по формуле Qb = 2Rbtbh02/ c ≤ m Rbt b h0, здесь m = 1,3 + 0,4(0,8Rs / τq - 1); 1,3≤ m ≤ 2,5 Рисунок 4.8 – Схема для расчета (в курсовомпроекте можно принять m = 2,0); наклонного сечения τq – наибольшее скалывающее напряжение, получаемое в расчете трещиностойкости в нормальном к оси элемента сечении, проходящем через конец наклонного сечения. При τq≤0,2 Rb проверку на прочность по наклонным сечениям допускается не производить; Q’w – поперечная сила, воспринимаемая продольной арматурой, МН: Q’w = 100 A’w k , (4.46) где A’w – площадь горизонтальной арматуры, пересекаемой наклонным сечением, м2, кроме продольной арматуры сеток; k = (β – 50) / 40 ≥ 0 – коэффициент; β – угол между продольной арматурой и сечением, град.
Наиболее опасным будет сечение, в котором правая часть условия (4.46) минимальна. В рамках курсового проекта достаточно сделать проверку наклонного сечения, имеющего угол наклона к опорному (вертикальному) сечению 45°.
Определение прогиба балки в середине пролета Вертикальные упругие прогибы железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов, вычисленные при действии подвижной временной вертикальной нагрузки по формуле: не должны превышать значений, равных но не более . (4.47) Для балочных пролетных строений указанное значение прогибов можно увеличивать на 20% (см. п. 1.43 /2/).
ОБЪЕМ И ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОПОРЫ МОСТА Опоры являются важными конструктивными элементами мостов и могут иметь, особенно железобетонные, достаточно сложную конструкцию. В курсовом проекте железобетонного моста рассчитывается, как правило, массивный бетонный устой из принятого варианта моста. Опоры рассчитывают на различные сочетания нагрузок. В данной работе разрешается рассчитать одно сечение опоры по обрезу фундамента на одно из возможных сочетаний нагрузок /2/, пп. 2.1*- 2.3; прил. 2*. При этом необходимо предварительно уточнить конфигурацию и размеры рассчитываемой опоры, принятые при составлении вариантов моста, с учетом конструктивных требований норм /2/, пп. 1.70; 1.72*; 3.179*; 3.180*. При этом может быть использована справочная информация Приложения Е. Схема опоры с указанием действующих сил и их плеч относительно центра тяжести расчетного сечения (точка О) составляется на форматке миллиметровой бумаги в масштабе 1:50 – 1:100. Для удобства подсчета постоянных нагрузок конструкция опоры расчленяется на однородные части упрощенной формы. Подробно вопросы проектирования бетонных и железобетонных опор мостов различного назначения рассмотрены в учебном пособии /16/.
Расчет устоя Как правило, при расчете устоя рассматривают две расчетные схемы нагрузок.
Схема загружения «в пролет». При этом учитывают: - постоянные вертикальные нагрузки от собственного веса устоя и примыкающего пролетного строения /2/, пп. 2.4; 2.10*; - временные вертикальные нагрузки от подвижного состава, расположенного на пролетном строении и на призме обрушения /2/, пп. 2.2; 2.11; 2.22*; 2.23*; прил. 2* и 5*; - горизонтальное давление грунта на заднюю грань устоя от веса насыпи /2/, пп. 2.6; 2.10*; прил. 3 и от подвижного состава, расположенного на призме обрушения /2/, пп. 2.2; 2.16; 2.23*; прил. 2* и 8*; - ветровую нагрузку, направленную в сторону пролета /2/, п. 2.24*, прил. 2* и 9*; - горизонтальную продольную нагрузку от торможения подвижного состава в сторону пролета /2/, пп. 2.2; 2.20*; 2.23*; прил. 2* . Схема загружения «в насыпь» предполагает учет следующих нагрузок: - постоянные вертикальные нагрузки от собственного веса устоя и примыкающего пролетного строения /2/, пп. 2.4; 2.10*; - временные вертикальные нагрузки от подвижного состава, расположенного на пролетном строении и на устое /2/, пп. 2.2; 2.11; 2.22*; 2.23*; прил. 2* и 5*; - горизонтальное давление грунта на заднюю грань устоя от веса насыпи /2/, пп. 2.6; 2.10*; прил. 3; - ветровую нагрузку, направленную в сторону насыпи /2/, п. 2.24*, прил. 2* и 9*; - горизонтальную продольную нагрузку от торможения подвижного состава в сторону насыпи /2/, пп. 2.2; 2.20*; 2.23*; прил. 2* . В рамках курсового проекта достаточно рассмотреть схему загружения «в пролет» (см. рисунок 5.1) как наиболее неблагоприятную.
Нормативные нагрузки Постоянные вертикальные нагрузки от собственного веса устоя определяются по формуле: Pуст = Pбу+Pт+Pг + Pc + Pк + Pпф + Pоч + Pту, (5.1) где Pбу – постоянная вертикальная нагрузка от собственного веса балласта с частями пути на устое; Pт - постоянная вертикальная нагрузка от собственного веса тротуаров с перилами на устое; Pг - постоянная вертикальная нагрузка от собственного веса грунта на устое, располагающегося в пределах мягкого въезда; Pc - постоянная вертикальная нагрузка от собственного веса шкафной стенки устоя;
Рисунок 5.1 – Расчетная схема устоя при загружении «в пролет»
Pк - постоянная вертикальная нагрузка от собственного веса откосных крыльев устоя;
Pпф - постоянная вертикальная нагрузка от собственного веса подферменной плиты устоя; Pоч - постоянная вертикальная нагрузка от собственного веса опорных частей (см. Приложение К); Pту - постоянная вертикальная нагрузка от собственного веса тела устоя, равная сумме нагрузок от однородных упрощенной формы частей тела устоя за исключением оговоренных выше. Определим значения слагаемых, входящих в формулу (5.1). Pбу = Аб lу γб, где Аб - площадь поперечного сечения балластной призмы; lу – длина шкафной части устоя; γб = 19,4 кН/м3 – объемный вес балласта с частями пути. Pт = pтlу, где pт = 4,9 кН/м – погонный вес двусторонних тротуаров с перилами. Pг = Vг γn, где Vг – объем грунта на устое в пределах мягкого вьезда; γn = 17,7 кН/м3 – нормативный объемный вес насыпного грунта на устое. Pc = Vс γжб, где Vс – объем шкафной стенки; γжб = 24,5 кН/м3 – объемный вес железобетона. Pк = Vк γжб, где Vк – объем откосных крыльев. Pпф = Vпф γжб, где Vпф – объем подферменной плиты. Постоянные вертикальные нагрузки от собственного веса пролетного строения и балласта с частями пути на пролетном строении: Pg = Pб + Pпс, (5.2) где Pб = 0,5 Аб lп γб – постоянная вертикальная нагрузка от веса балласта с частями пути на пролетном строении; Pпс = 0,5(Vпс γжб + pтlп) – постоянная нагрузка от собственного веса пролетного строения и тротуаров. Здесь lп – полная длина примыкающего к устою пролетного строения, Vпс – объем бетона всех блоков пролетного строения и тротуаров (см. Приложение В). Постоянные нагрузки от собственного веса устоя и пролетного строения с частями пути показывают на расчетной схеме опоры в виде вертикальных векторов, приложенных в центрах тяжести соответствующих частей устоя, а для давлений, передающихся через опорные части – по оси опирания пролетного строения. Для каждого вектора определяют плечо до центра тяжести расчетного сечения по обрезу фундамента. Равнодействующая нормативного горизонтального (бокового) давления на устой от собственного веса насыпного грунта, а также грунта, лежащего ниже естественной поверхности земли на 3м и менее
Fh = 0,5τn γnh2b, (5.3) где - коэффициент нормативного бокового давления грунта (при засыпке песчаным грунтом значение нормативного угла внутреннего трения = 35° ); h – высота засыпки от обреза фундамента до подошвы шпал; b – приведенная (средняя по высоте h)ширина устоя в плоскости задних граней, на которую распространяется горизонтальное давление грунта. Для массивных устоев ширину следует принимать равной расстоянию между внешними гранями конструкции. Наклон задней стенки устоя и силы трения между грунтом засыпки и этой гранью при определении не учитывают, кроме этого в курсовом проекте можно не учитывать горизонтальное давление грунта со стороны пролета. Учет последнего фактора осуществляется, если в проекте сооружения предусматриваются мероприятия, гарантирующие стабильность воздействия этого грунта при строительстве и эксплуатации моста. Сила Fh приложена на расстоянии h/3 от обреза фундамента. Временную вертикальную подвижную нагрузку при расчете устоя располагают на примыкающем к нему пролетном строении и на насыпи в пределах призмы обрушения. Эквивалентную нагрузку υ1 (см. Приложение Н)на пролетном строении определяют при длине загружения = 0,5(lп + l) и коэффициенте положения вершины линии влияния α1 = 0,5 (при ≤ 25м) или α1 = 0 (при > 25м). Нормативное вертикальное давление от временной нагрузки на пролетном строении Pv =υ1 (lп + l)2 / (8l), (5.4) где l – расчетный пролет. Горизонтальная нагрузка от торможения или силы тяги подвижного состава Ft = 0.1υ1lп, передается на устой в уровне головки рельса и направлена в сторону пролетного строения. При этом величина υ1 определяется при = lп и α1 = 0.5. Горизонтальная ветровая нагрузка определяется по формуле: Fw = 0.2(hб + hмп) lп q 0kh cw, (5.5) где hб – высота балки пролетного строения; hмп – высота мостового полотна; q0 – скоростной напор ветра (в курсовом проекте можно принять q0 = 0,6 кПа, что допускается п. 2.24* действующих норм проектирования /2/); kh = 1,2 – коэффициент учитывающий изменение ветрового давления по высоте; cw = 1,9 – аэродинамический коэффициент лобового сопротивления пролетного строения. Нагрузка (5.5) передается на устой в уровне центра тяжести опорных частей и направлена в сторону пролетного строения. Эквивалентную временную подвижную нагрузку, расположенную на призме обрушения, υ3 определяют при длине загружения 3 = 0,5(ПШ – ОФ) и коэффициенте α3=0,5. Следует иметь в виду, что величина υ3 не должна превышать 19,62К, где К – класс нагрузки. Нормативное (боковое) давление грунта при расположении железнодорожного подвижного состава на призме обрушения (см. Рисунок 5.2) определяется по формулам:
; , (5.6) где - давление распределенной на длине шпал (2,7 м) временной вертикальной нагрузки (кПа); - высота, в пределах которой площадь давления имеет переменную ширину, м; - коэффициенты, зависящие от величины и ; - плечо бокового давления F1;
Рисунок 5.2 – К определению величин F1 и F2 - плечо бокового давления F2. Коэффициенты и принимаются по таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Значения коэффициентов и
Расчетные усилия Усилия, действующие по обрезу фундамента, рекомендуется вычислять и сводить в таблицу 5.2, где для каждой нагрузки указывают ее нормативное значение, коэффициенты надежности и сочетаний, а также соответствующие плечи. В таблице 5.2 величины коэффициентов надежности к временной подвижной нагрузке и силе торможения или тяги определяются по формулам: = 1,3 - 0,003 lп; = 1,2 – 0,002 lп. (5.7) Величины расчетных усилий относительно центра тяжести расчетного усилия определяют по формулам: ; . (5.8)
Таблица 5.2 – Расчетные усилия по обрезу фундамента
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|