Общая трудоемкость дисциплины «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)» составляет 8 зачетных единиц или 288 часов.
№ п/п
| Наименование раздела и темы
| Семестр
| Неделя семестра
| Всего часов
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
|
лекции
| лаб. раб.
| пр. зан.
| сем. зан.
| сам. раб.
|
| Сущность и методологические основы теории менеджмента
|
| 1-2
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
1.1
| Введение в теорию менеджмента. Предмет и объект теории менеджмента. Системность менеджмента.
|
|
|
|
| -
| -
|
|
| Блиц- опрос
Тесты
|
1.2
| Основы теории и методологии. Модели и методы менеджмента
|
|
|
|
| -
|
|
|
| Блиц- опрос
Тесты
|
| История развития управленческой мысли
|
| 3-4
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
2.1
| Классические теории менеджмента.
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| Блиц- опрос
Тесты
|
2.2
| Современные подходы к теории менеджмента. Развитие науки управления в России и за рубежом.
|
| 4-5
|
|
| -
|
|
|
| Блиц- опрос
Тесты
Эссе
Доклад (реферат)
|
| Закономерности и принципы управления
|
| 5-6
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
3.1
| Система законов управления
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| Блиц- опрос
Тесты
|
3.2
| Классификации принципов управления
|
|
|
|
| -
|
|
|
| Блиц- опрос
Тесты
Эссе
Доклад (реферат)
Аналитический отчет
|
| Организация как объект менеджмента
|
| 7-10
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
4.1
| Организация в разных ее проявлениях Типы организаций
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Тесты
Аналитический отчет
|
4.2
| Модели организаций. Организационные структуры. Организация и управление.
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Тест
Собеседование
Модели оргструктур.
|
4.3
| Проектирование организационных систем
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Проект
|
4.4
| Управление преобразованием и изменениями. Управление знаниями
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Отчет
|
| Функции управления
|
| 11-14
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
5.1
| Понятие и классификация функций управления
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| Блиц- опрос
|
5.2
| Планирование и организация как функции менеджмента
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Тесты
Отчет
|
5.3
| Мотивация деятельности в менеджменте
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Тесты
Отчет
|
5.4
| Функция контроля. Координация деятельности в организации
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| Блиц- опрос
Тесты
|
| Система процессов управления
|
| 14-16
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
6.1
| Организация как система процессов. Основные понятия процесса управления
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Отчет
|
6.2
| Базовые концепции процесса принятия решений. Понятие и классификация управленческих решений Методы обоснования управленческих решений
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Тест
|
6.3
| Целевое управление.
|
|
|
|
| -
|
| -
| -
| Блиц- опрос
Аналитический отчет
|
| Основы организационного поведения
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
7.1
| Сущность и модели организационного поведения и организационного дизайна (проектирования) Подходы к анализу поведения в организации
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Тест,
Собеседование
|
Всего за семестр:
|
|
|
|
|
|
|
|
7.2
| Методы исследования поведения в организации. Показатели анализа и оценки поведения в организации.
|
| 1-2
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Отчет
|
7.3
| Управление поведением работников и групп в коллективе Социально-демографические особенности работников и показатели эффективности.
|
| 2-4
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Аналитический отчет
Тесты
|
7.4
| Культура организации. Менталитет различных стран и его влияние на поведение в организации.
|
| 4-5
|
|
| -
|
|
|
| Блиц- опрос
Эссе
Доклад (реферат)
|
| Коммуникативное поведение в организации
|
| 6-8
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
8.1
| Понятие, виды и модели коммуникаций
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
|
8.2
| «Коммуникативное пространство» руководителя
|
| 7-8
|
|
| -
|
| -
|
| Аналитический отчет
|
| Групповая динамика, лидерство и руководство. Комплексные методы формирования коллектива.
|
| 9-15
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
9.1
| Групповая динамика. Формирование группового поведения в организации
|
| 9-10
|
|
| -
|
| -
|
| Письменные ответы (отчеты)
Собеседование
Тесты
|
9.2
| Формирование команд и управление ими
|
| 11-12
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
|
9.3
| Лидерство (стили руководства) в менеджменте. Власть и влияние руководителя.
|
| 12-13
|
|
| -
| -
| -
|
| Блиц- опрос
Отчет
Тесты
|
9.4
| Конфликтность в менеджменте Конфликтные управленческие позиции
|
| 13-15
|
|
| -
|
| -
|
| Тесты
Защита курсовых
работ
|
9.5
| Моделирование организационного поведения.
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| Организационная модель
|
| Эффективность управления
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
10.1
| Понятие эффективности управления
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| Блиц- опрос
Тесты
|
10.2
| Самоменеджмент
|
| 17
|
|
| -
|
| -
|
| Блиц- опрос
Защита курсовых
работ
|
10.3
| Интеграционные процессы в менеджменте
|
|
|
|
| -
| -
|
|
| Блиц- опрос
Эссе
Доклад (реферат)
|
Всего за семестр:
|
|
| -
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
| -
|
|
|
|
|
Экзамен:
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц):
| 288/8
|
| -
|
|
|
|
|
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
| Курсовая работа (проект)
| Зачет
| Экзамен
|
Семестры:
|
|
|
|
№ п/п
| Наименование раздела
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
|
Раздел 1. Сущность и методологические основы теории менеджмента
|
1.1
| Введение в теорию менеджмента. Предмет и объект теории менеджмента. Системность менеджмента.
| ОК-2
| Знать: роли, функции и задачи менеджера в современной организации
| Лекция-презентация, Лекция-беседа, Семинар–дискуссия.
|
1.2
| Основы теории и методологии. Модели и методы менеджмента
|
Раздел 2. История развития управленческой мысли.
|
2.1
| Классические теории менеджмента.
| ПК–1
| Знать: основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
| Лекция-презентация, Лекция-беседа, Тренинг - дискуссия
|
2.2
| Современные подходы к теории менеджмента. Развитие науки управления в России и за рубежом.
|
Раздел 3. Закономерности и принципы управления
|
3.1
| Система законов управления
| ОК-2,
ПК-19
| Знать: принципы развития и закономерности функционирования организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;
| Лекция-презентация, лекция-беседа, Семинар – дискуссия, Научное исследование
|
3.2
| Классификации принципов управления
|
Раздел 4. Организация как объект менеджмента
|
4.1
| Организация в разных ее проявлениях Типы организаций
| ОК-8
ПК-2,
ПК-17
ПК-8
| Знать: основные типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования, принципы распределения полномочий и ответственности; основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений.
Уметь:
анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
выбирать оптимальный тип организационной структуры для организаций в результате в зависимости от их организационных и экономических характеристик;
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность.
| Лекция-презентация, лекция-беседа,
Тренинг - дискуссия с анализом практических ситуаций, Мастер-класс.
|
4.2
| Модели организаций. Организационные структуры. Организация и управление.
|
4.3
| Проектирование организационных систем
|
4.4
| Управление преобразованием и изменениями. Управление знаниями
|
Раздел 5. Функции управления
|
5.1
| Понятие и классификация функций управления
| ОК-8
ПК-3,
ПК-4
ПК-8
| Знать: основные теории и концепций взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля.
Уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации.
Владеть методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).
| Лекция-презентация, Лекция-беседа,
Тренинги - дискуссии с анализом практических ситуаций.
|
5.2
| Планирование и организация как функции менеджмента
|
5.3
| Мотивация деятельности в менеджменте
|
5.4
| Функция контроля. Координация деятельности в организации
|
Раздел 6. Система процессов управления
|
6.1
| Организация как система процессов. Основные понятия процесса управления
| ОК-8
ПК-4
ПК-8
ПК-19
| Знать: виды управленческих решений и методы их принятия;
основные бизнес-процессы в организации;
виды управленческих решений и методы их принятия, методы анализа и оценки принимаемых организационно-управленческих решений.
| Лекция-презентация, Лекция-беседа,
Тренинги – дискуссии с анализом практических ситуаций.
|
6.2
| Базовые концепции процесса принятия решений. Понятие и классификация управленческих решений Методы обоснования управленческих решений
|
6.3
| Целевое управление.
|
Раздел 7. Основы организационного поведения
|
7.1
| Сущность и модели организационного поведения и организационного дизайна (проектирования) Подходы к анализу поведения в организации
| ОК- 12
ПК-4
ПК-5
ПК-14
| Знать: основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
типы организационной культуры и методы ее формирования;
Уметь:
диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию
использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации
| Лекция-презентация, лекция-беседа, Семинар – дискуссия, Тренинг - дискуссия с анализом практических ситуаций
|
7.2
| Методы исследования поведения в организации. Показатели анализа и оценки поведения в организации.
|
7.3
| Управление поведением работников и групп в коллективе Социально-демографические особенности работников и показатели эффективности.
|
7.4
| Культура организации. Менталитет различных стран и его влияние на поведение в организации.
|
Раздел 8. Коммуникативное поведение в организации
|
8.1
| Понятие, виды и модели коммуникаций
| ОК-7,
ПК-4
ПК- 7
ПК-14
| Знать: процессы групповой динамики и принципов формирования команды,
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.
Уметь: анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.
Владеть современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
навыками деловых коммуникаций.
| Лекция-презентация, лекция-беседа,
Ролевая игра,
Тренинг
|
8.2
| «Коммуникативное пространство» руководителя
|
Раздел 9. Групповая динамика, лидерство и руководство. Комплексные методы формирования коллектива.
|
9.1
| Групповая динамика. Формирование группового поведения в организации
| ОК-7
ПК-4,
ПК-5,
ПК- 6
ПК-14
| Знать: основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; Уметь: организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач.
Владеть современным инструментарием управления человеческими ресурсами.
| Лекцияс обратной связью, лекция-беседа,
Ролевая игра,
Тренинг
Мастер-класс
специалистов, встречи с представителями организаций
|
9.2
| Формирование команд и управление ими
|
9.3
| Лидерство (стили руководства) в менеджменте. Власть и влияние руководителя.
|
9.4
| Конфликтность в менеджменте Конфликтные управленческие позиции
|
9.5
| Моделирование организационного поведения.
|
Раздел 10. Эффективность управления
|
10.1
| Понятие эффективности управления
| ОК-2,
ОК-10,
ОК-12,
ПК-7
| Знать: Роли, функции и задачи менеджера в современной организации.
Уметь: анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности.
Владеть методами планирования карьеры.
| Лекция-презентация, лекция-дискуссия, семинар,
Тренинг - игра,
Семинар - встреча со специалистами.
Лекция с обратной связью, лекция-беседа, Семинар - встреча со специалистами в области менеджмента.
|
10.2
| Самоменеджмент
|
10.3
| Интеграционные процессы в менеджменте
|