ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИЁМЫ, ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ
Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов.
СОВЕТ: вспомните фольклорную основу баллады В. А. Жуковского «Светлана» (сцена гадания, фольклорный зачин и концовка), историческую стилизацию «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, синтез фольклорных жанров в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», народную образность «Реквиема» А. А. Ахматовой, сказочные и былинные мотивы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».
М. Е. Салтыков-Щедрин
П. Бажов
Н. В. Гоголь
А. С. Пушкин
Сказки
Сказы
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Роман «Капитанская дочка»
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Для написания сказок автор использовал такие литературные приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Немаловажен был и эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, писатель был вынужден использовать самые разнообразные приемы. Постараемся рассмотреть особенности жанра сказки писателя на примере нескольких его произведений. В “Диком помещике” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг. В этой сказке применена гипербола. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” автором использованы и гипербола и гротеск. Читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на цепь, что лишний раз указывает на закабаленность русского мужика.
Фольклорная основа сказов прослеживается и в обращении к изображению чудесных предметов. Они часто являются дарами за высокие нравственные качества героев, их уважение к родной земле, ее природе и таинствам. Однако, как и в народных сюжетах, предметы, обладающие волшебными свойствами, имеют двоякую природу: они часто несут в себе не только благо, но и отрицательные черты, лишний раз подчеркивая авторское убеждение в том, что истинное богатство заключено не в золоте и драгоценностях, а в душевной красоте и творчестве.
Сохраняя традиционные мотивы фольклора - воздаяние за добро и зло, любовь, семейные взаимоотношения - Бажов добавляет к ним характерные мотивы рабочего фольклора: важность творчества для жизни человека и расплата за полученный дар творить.
Интерес писателя к легендам, преданиям, народным поверьям, придающим особую романтическую окраску своему повествованию.
«Ночь перед Рождеством», элементы сказочной фантастики в повести. Стремление автора передать духовную нравственную красоту народа, образы Вакулы, Оксаны.
«Вечера накануне Ивана Купала» – фольклорный сказ, описание обрядов
Прибаутки, загадки
На стилистике фольклора, народных поговорок и прибауток основана речевая характеристика Пугачева: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши? »
Песни в качестве эпиграфов
Эпиграфом ко второй главе послужила слегка измененная цитата из рекрутской песни «Породила меня матушка». Гринев обращается с вопросом к Пугачеву, встреченному в степи, знает ли он эту сторону. На что мятежник отвечает: «Сторона мне знакомая». Слова песни переходят в диалог главных героев. Слегка изменяя строку песни, Пушкин как бы спорит с ней: ведь степь не чужбина для Пугачева. Эпиграфы к главе «Любовь» — окончания песен «Ах ты, Волга, Волга матушка» и «Вещевало мое сердце, вещевало». Слова песен предвосхищают дальнейшие события повести: любовную историю Петра Гринева и Маши Мироновой, вынужденное расставание влюбленных.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИЁМЫ, ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ
Н. А. Некрасов
С. Есенин
А. А. Ахматова
А. Т. Твардовский
Б. Окуджава
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
лирика
Поэма «Реквием»
Поэма «Василий Тёркин»
Стихотворение
«До свидания, мальчики»
Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на
фольклорной основе. Действительно, в «Кому на Руси жить хорошо? » в той или иной степени «задействованы» все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказания.
Поэму открывает пролог – самая насыщенная фольклорными элементами глава. Уже сам «сказочный» зачин настраивает читателя на определенный лад. Некрасов мастерски воспроизводит тон фольклорного сказа, сохраняет фольклорную символику: неслучайно «сошлися и заспорили» именно семь мужиков – это одно из традиционных значимых чисел, и герои лишены реальной атрибутики: у них нет фамилий - либо имена, либо прозвища (Губины), нет реальных адресов - любую деревню можно назвать Гореловым, Нееловым или Неурожайкой. Лишены Некрасовские мужики и индивидуальных характеров. Сказочный зачин «Пролога» позволяет автору
существовать в «сказочной реальности», где летают говорящие птички и под деревом закопаны скатерти-самобранки.
По словам поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч. В поэме «Русь», в стихотворениях «Узоры», «Молитва матери» Есенин с болью поведал о народном горе, о печали русской деревни. И его чувствам, его стихам были созвучны частушки о ненавистной солдатчине, о судьбе крестьянских парней на войне: Погуляйте ратнички, Вам последние праздники. Лошади запряжены, Сундуки уложены.
Традиция христианства в поэме «Реквием» сопрягается с фольклорной интонацией причитаний. Женщины всех времён, все те, кто знает цену утрат, соединяются в едином скорбном гласе:
Буду я, как стрелецкие жёнки, Под кремлёвскими башнями выть.
Жанр «Василия Тёркина» автор определил не случайно как «книгу про бойца». Само имя говорит о его типичности, близости народной среде, а фамилия соотносится с поговоркой «тёртый калач», т. е. бывалый человек. Подобно герою русской сказки, Василий Тёркин может и кашу из топора приготовить, и подбодрить своих товарищей хорошей шуткой в трудный час. Так, в главе «Солдат и смерть» Тёркин обретает черты былинного богатыря.
Стихи, написанные слезами, – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, - смирение с происходящим), певучесть стиха. )