Несколько полезных советов
· Старайтесь заниматься в отсутствии отвлекающих факторов. Позже, когда ребенок привыкнет к игре, привлеките к ней также других членов семьи. · Убедитесь, что материалы, необходимые для мелкого ремонта, находятся там, где они всегда хранятся, чтобы ребенок всегда с уверенностью мог найти их. · Следите за тем, чтобы ребенок смотрел на вас и слушал, когда вы даете ему инструкции. Полезно поначалу побуждать его повторять ваши слова, чтобы точно знать, что он слушает. · Если вы пользуетесь таблицами с отметками или жетонами, держите их наготове, чтобы за каждый правильно пройденный шаг игры делать одну отметку или давать один жетон. · Вознаграждайте его также за то, что он внимательно слушает и выполняет ваши указания. Если нет, придержите свои награды. («Ты не получишь галочку, потому что не слушал. Давай попробуем снова. Хорошо?) · Держите под рукой свои награды, чтобы обменять на них жетончики или отметки, как только наберется условленное количество.
Глава 14 Независимость. Умение оперировать информацией
Представьте на мгновенье, что вы попали в незнакомую страну, где символы на часах, указатели, дорожные знаки, ценники и значки на телефонном аппарате ничего вам не говорят. Для вас это просто картинки и шумы, не несущие никакой информации. Вы почувствуете не то что замешательство, а полную беспомощность. К счастью, в том мире, где вы живете, вы умеете определять время, знаете, что означают дорожные знаки, как прочитать ценники и позвонить по телефону. Вы научились жить в определенной местности в окружении определенных людей и действовать день за днем, руководствуясь информацией из этих источников. Развитие соответствующих навыков у ребенка является важнейшим условием его независимости.
В настоящей главе представлена общая стратегия обучения ребенка умению оперировать информацией. Это умение поможет ему самостоятельнее функционировать в той среде, где он живет. Особое внимание мы здесь уделим использованию жетонной системы как средства, способствующего развитию и поддержанию соответствующих умений. В приложении Д приводятся программы пошагового формирования четырех умений, относящихся к обсуждаемой теме. Это: · умение читать слова, написанные на указателях и знаках дорожного движения; · умение пользоваться телефоном; · умение определять время по часам; · умение обращаться с деньгами. Есть, конечно, много других умений, с помощью которых ребенок сможет получать информацию: слушать магнитофон, смотреть телевизор или видео, пользоваться компьютером, читать карту. Каждое из этих умений можно сформировать, пользуясь тем же самым пошаговым методом, который в приложении Д иллюстрируется на примере четырех умений. Обучение умению пользоваться информацией у вас, возможно, ассоциируется со школьной программой — ведь разве в школах не учат читать, обращаться с деньгами? Конечно, учат, Но многие дети годами сидят в школе и все равно не могут овладеть этими умениями полностью. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что этим умениям обучают не систематически и не индивидуально, как они того требуют. Групповое обучение, когда в классе присутствуют все ученики, не позволяет уделить должного внимания каждому, а именно это является условием успеха. Дома же вы можете выделить специальное время для уроков и каждый день заниматься с ребенком всеми необходимыми навыками индивидуально. Важно заметить, что программы, представленные в нашей книге, не ограничивают вас только тем, что будет делаться дома. Они могут быть с успехом дополнены школьной программой или занятиями с репетитором. Покажите их педагогам, с которыми занимается ваш ребенок, и согласуйте ваши учебные планы.
В отличие от навыков ухода за собой и домом, о которых говорилось в двух предыдущих главах, для обучения умению оперировать информацией обычно лучше всего подходят структурированные, регулярно проводимые занятия. Продолжительность их может быть 10-20 минут, и заниматься нужно не меньше 3-4 дней в неделю. После того как ребенок на таких уроках в основном усвоит навык, нужно будет начать отрабатывать его в ходе повседневной жизни. В этой книге мы уже успели описать многие составляющие стратегии обучения. Задержимся ненадолго, чтобы коротко изложитьэти сведения.
Решите, чему учить Какой навык, связанный с умением пользоваться информацией, важнее всего? Есть ли хотя бы что-то одно, чему ваш ребенок хотел бы научиться? Понаблюдайте за ним повнимательнее и определите, что он уже пытается делать. Может быть, он говорит вам, что хотел бы уметь делать. Выберете навык, который, по вашему мнению, он может освоить. Одновременно это должен быть навык, к которому ребенок хоть как-то подступается или уже делает первые шаги. Мы упоминаем эти подробности всегда, потому что именно они обеспечивают успех.
Разбейте навык на маленькие шаги Сам по себе выбор подходящего навыка еще не дает гарантии, что ребенок сможет освоить его. Успех возможен только в том случае, если вы будетеобучать его отдельным шагам, логически следующим друг за другом, и не требовать, чтобы весь навык был усвоен сразу. В учебных программах, приведенных в приложении Д, каждый навык разбит на несколько маленьких шагов. Некоторые из них, тем не менее, могут оказаться недостаточно маленькими. Если ваш ребенок будет испытывать трудности, вам придется разбить их на еще более мелкие шаги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|