Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка цепочки повседневных хозяйственных дел




Под цепочкой мы понимаем применение на практике двух или более навыков в должном порядке и без каких-либо напомина­ний со стороны. Когда ваш ребенок научится правильно зада­вать вопросы и принимать решения относительно применения нескольких навыков ухода за домом, например будет знать, ко­гда надо подмести пол, вытереть пыль, пропылесосить, значит, он уже готов объединить эти действия в единую цепочку (ко­торую можно назвать уборкой комнаты).

Цепочки хозяйственных дел во многом напоминают цепоч­ки действий по уходу за собой. Критическими моментами явля­ются моменты соединения отдельных «звеньев». Например, момент, когда пол подметен и нужно начинать вытирать пыль. Главное отличие состоит в том, что здесь «звенья» цепочки бо­лее сложные. Они часто требуют применения нескольких раз­ных материалов и принятия большего числа решений по по­воду начала работы, ее качества и окончания. Поэтому вам при­дется более систематически заниматься с ребенком, обучая его гладкому выполнению всей цепочки действий по уходу за до­мом.


Первым шагом ваших занятий станет совместное с ребен­ком составление полного перечня всех видов работ, образую­щих цепочку. После того как вы определите каждое отдельное действие, составьте список необходимых материалов (эти спи­ски могут состоять не из слов, а из картинок).

Ниже приводится один из вариантов последовательности навыков, которые нужно пустить в ход, чтобы убраться в комна­те. Этим примером можно воспользоваться как руководством для составления других цепочек хозяйственных дел.

 

Последовательность шагов, которые нужно сделать, чтобы убраться в комнате

Шаг Материалы

 

Выносит мусор

Убирает маленькие хрупкие предметы с дороги

в безопасное место

(Моет окна) (Жидкость для мытья окон,

бумажное полотенце)

Если ребенок пользуется веником:

Подметает пол и ковер и ждет, Веник, совок

пока осядет пыль

Вытирает пыль. (Начинает с Тряпка

высоких мест. Например, (стул или стремянка,

сначала протирает оконные рамы чтобы дотянуться

и картины, а потом переходит до высоких мест)

к плинтусам.)

Подметает пол шваброй Швабра

 

Если ребенок пользуется пылесосом:

(Пользуется насадками для чистки (Пылесос)

занавесок и портьер)

Стирает пыль Тряпка

Двигает мебель и пылесосит ковер Пылесос

Возвращает мебель на место

 

Работа, записанная в скобках, не должна выполняться во время уборки каждый раз. На самом деле, вы может начать все­го с двух или трех действий. Когда их последовательность будет отработана, можно добавить остальные. Заметим, что некото­рые звенья вашей цепочки, например уборка с помощью пыле­соса, могут быть усвоены еще не до конца. Ребенок станет вы­полнять соответствующие действия совершенно самостоятель­но только после дополнительных занятий. Например, в таком случае, как наш, вы можете решить, что ребенка нужно научить выбрасывать полный мешок от пылесоса.

Когда ваш перечень будет готов, побудите ребенка сделать первый шаг. Ему необходимо научиться выполнять работу са­мостоятельно. Когда он будет заканчивать ее, пусть об этом сообщает вам, чтобы вы могли вместе проверить, насколько он продвинулся, сделать отметку в таблице и определить следую­щий шаг цепочки (с необходимыми для него материалами). Со временем вы начнете отказываться от своего участия в его де­ятельности. Ребенок сможет сам оценивать свои достижения, делать отметки в таблице и сверять по ней свой следующий шаг. А спустя еще какое-то время он уже будет в состоянии убрать комнату, не заглядывая в таблицу вовсе.

Помните, главное в этой стратегии то, что каждый шаг цепо­чки становится сигналом к выполнению следующего. Сначала помогать распознать этот сигнал будете вы («Что ты будешь делать дальше?»), но по мере освоения ребенком цепочки вы будете делать все, чтобы свести свое участие к нулю.

 
 
Еще один вариант Вместо того, чтобы составлять несколько таблиц, вы можете сделать нечто вроде картотеки — набора от­дельных карточек с картинками, изображающими различные хозяйственные дела. Каждая карточка бу­дет представлять один вид деятельности и материа­лы, необходимые для его осуществления. Для любой цепочки вы сможете подбирать соответствующие карточки и последовательно давать их ребенку.

 

 


Помните о вознаграждении

Анализируя вместе с ребенком каждый сделанный шаг, учите его проверять все шаги, чтобы в дельнейшем он смог самостоя­тельно оценивать качество исполнения работы. Не забывайте, что в деле развития самостоятельности очень важны не только поощрения в виде жетончиков или других наград, но и ваша похвала и ваше одобрение. Позовите остальных членов семьи взглянуть, как хорошо он сделал свою работу, и похвалить его.

Посмотрим, как работает Лиз, которая уже научилась мыть окна и пылесосить, помогая себе вопросами и ответами.

 
 
Без маминой помощи Одну карточку убираем; остаются две. — Все, мама. Я все сделала. Миссис Филдс пришла посмотреть на чистые окна в спальне Лиз. — Как выглядят окна? — спросила Лиз. — Великолепно, Лиз. Они выглядят очень краси­во. Что ты будешь делать дальше? Лиз посмотрела на вторую карточку. Рядом со словом ПРОПЫЛЕСОСИТЬ была картинка, изобра­жающая пылесос. — Пылесосить ковер. — Хорошо, возьми то, что тебе понадобится, и не забудь, что нужно убрать. Лиз собрала жидкость для мытья окон и бумаж­ные полотенца и направилась к стенному шкафу, в то время как миссис Филдс снова села за свое письмо. Учить Лиз становится легче и легче. Скоро мне ос­танется разве что проверить ее работу, когда она закончит всю цепочку. До сих пор, правда, прихо­дится бороться с искушением бросить все и пойти помочь ей, особенно когда я слышу, как она возится с пылесосом. (Вспомнит она, что нужно пропылесоситъ под кроватью?) Но Лиз уже 13, это ее работа, и она умеет ее делать. Лучше всего я смогу по­мочь ей, если останусь здесь!

 


Мелкий домашний ремонт

Мы еще раз коснемся темы мотивации и развития самостоятель­ности на примере другой группы навыков ухода за домом — на­выков, связанных с мелким домашним ремонтом.

Обычно в течение дня то и дело возникает необходимость что-то подрегулировать (закрыть окно, включить отопление), выполнить какие-то действия по поддержанию должного со­стояния (полить растения). Но часто мы сталкиваемся с нео­жиданными, неповседневными проблемами: перегорела лам­почка, перегорели пробки, треснула штукатурка. Скорее все­го, именно вы занимаетесь решением таких проблем. Однако привлечение к ним ребенка не только поможет ему овладеть соответствующими навыками, но и покажет, что выявление не­поладок и их устранение является неотъемлемой частью пов­седневной жизни. Ребенок, способный сделать самый простой ремонт, не попадет в ситуацию, подобную следующей.

 
 
Предупреждение неполадок Эн мыла посуду, что было ее обычной вечерней обязаннос­тью. Ей оставалось только по­ставить в буфет последние тарелки, но когда она взялась за ручку дверцы, то почувствовала, что ручка отскочила. Эн отскочила вместе с ней. Три тарелки упали и разбились. Эн не знала, что, если ручка болтается, то может скоро отвалиться. Предотвратить рыда­ния над разбитыми тарелками могла простая отвертка.  

 

 


Большинство из нас учится производить мелкий ремонт в ходе повседневной деятельности. Но для некоторых детей уме­ние справляться с возникающими проблемами не приходит так легко. Пустяковая поломка может стать причиной серьезного огорчения, если вы не понимаете, почему данная вещь не рабо­тает должным образом, или не знаете, как подступиться к этой поломке. Поэтому важно показать ребенку подходы к реше­нию непредвиденных проблем. А навыки, связанные с умени­ем производить мелкий домашний ремонт, должны формиро­ваться намеренно, впрочем, как и любые другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...