Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведение, разрушительное для семьи и наносящее вред ребенку




Каждый вечер перед сном Джеки плачет и пронзительно кричит. Ночной плач и крик Джеки огорчают всю семью. Из-за этого не могут заснуть другие дети, а родители вынуждены сидеть с ней. Ситуация накалилась настолько, что каждый стал бояться ночных скандалов.

Из-за проблем поведения многие семьи нередко соглашают­ся на самые разные компромиссы и отказ от того образа жиз­ни, который они предпочли бы вести. Рассматривая эти при­меры, вы, наверняка, представляли и своего ребенка. Возмож­но, вы уже поняли, что неприятные особенности его поведе­ния можно отнести к одной или нескольким категориям. Вскоре мы вернемся к проблемам поведения вашего ребенка. Но сначала нам хотелось бы представить вам одно умение, ко­торое играет существенную роль в разработке программы ре­гулирования поведения. Это умение видеть то, что стоит за по­веденческим актом — контекст, в котором он имеет место.

 

Паттерн О—П—Р

Ни одна из форм поведения не проявляется в вакууме. Как приемлемое, так и неприемлемое поведение имеют место в определенном контексте. Рассмотрим простой пример.

Она разбрызгивает краску, предназначенную для рисовании пальцами. Не правда ли, эта короткая фраза четко определяет, что происходит? Ну, предположим. Для того чтобы понять, что происходит на самом деле, мы должны не ограничиваться простым описанием поведения ребенка, а посмотреть шире на обстановку, в которой это случается.

Ситуация, в которой ребенок ведет себя подобным образом, позволит нам увидеть, насколько его поведение соответствуй месту и времени. Выражение «она разбрызгивает краску» мож­но интерпретировать совершенно по-разному, в зависимости от того, где это происходит — на ковре в гостиной или на ра­бочем столе в игровой.

По реакции, которая следует в ответ на поступок ребенка, мы можем предсказать, повторит ли он этот поступок. За дейст­вием, которое описывается словами «она разбрызгивает краску на свой рабочий стол», могут последовать слова мамы, что не нужно давать краске капать на пол. Есть и другой вариант: мама может помочь дочке распределить краску по всему листу. Мы гораздо больше узнаем о «разбрызгивании краски», если рас­смотрим этот процесс в более полном контексте. Для того чтобы судить о поведении (П), необходимо узнать обстановку (О) (и то, что предшествовало инциденту), а также реакцию (Р), которая последовала в ответ на действия ребенка.

Итак, в другой обстановке поведение может оказаться приемлемым, а реакция — более благоприятной для ребенка (паттерн О—П—Р). В данном случае мы можем описать два варианта условий, в которых происходит поведенческий акт (обстановка), и два варианта действий, следующих за инцидентом (реакция). Значит, мы можем с большей точностью предсказать, будет ли такое поведение продолжаться.

Что касается реакции на поведение ребенка, то здесь полез­но помнить простое правило: скорее всего, ребенок повторит поступки, которые поощряются.

Знание обстановки и реакции, а также влияние их сочета­ния на поведение помогает нам систематически и успешно регулировать поведение. Эта тема пройдет красной нитью через всю настоящую и следующую главы. Мы будем часто возвращаться к ней, анализируя разнообразие способов, кото­рыми можно регулировать поведение.

Прежде чем углубиться в детали этого процесса, есть смысл представить общие сведения об используемом подходе. Поэто­му несколько следующих страниц будут посвящены истории мальчика Гэри и его семье, которая сумела мобилизовать свои возможности и приступить к изменению нежелательного по­ведения Гэри за обеденным столом. В основу сокращенного от­чета, который мы представляем ниже, легли реальные события, изложенные его родителями. Этот отчет послужит хорошей ил­люстрацией к патерну О—П—Р. В нем упоминаются и другие идеи, которые будут рассмотрены в оставшейся части главы.

 

История Гэри

Мама Гэри начала свой рассказ так: «Гэри за едой просто сво­дит нас с ума. Каждые несколько минут он вскакивает и лезет под стол или начинает бегать по кухне, открывая ящики и вы­нимая их содержимое. Если мы пытаемся убедить его остаться за столом, он начинает кричать и плакать. В любом случае,этоне еда, а нервотрепка».

Чтобы получить более точную картину происходящих со­бытий, мы попросили, чтобы кто-нибудь из членов семьи вел записи. В течение одной недели, обращаясь с Гэри как обычно, они должны были записывать, сколько времени проходит с мо­мента начала каждой трапезы до момента, когда Гэри вскаки­вает. В конце недели вычислялось среднее арифметическое зна­чение отдельно для завтрака, обеда и ужина. Для этого все ци­фры за неделю складывались, а затем сумма делилась на 7 (ко­личество дней наблюдения). Только сумма цифр, получивших­ся при измерении времени за обедом, была разделена на 6, так как во вторник замерить время забыли.

В конце недели записи выглядели так:

 

Время (в минутах), прошедшее с момента начала трапезы до момента,

Когда Гэри вскочил

 

  Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс. В среднем
Завтрак                
Обед   -            
Ужин                

 

Мама Гэри прокомментировала эти записи так: «Неделя была довольно обычной. Правда, я удивилась, насколько раньше Гэри вскакивает во время ужина, чем во время завтрака и обе­да. Думаю, не наблюдай я специально, я никогда бы не замети­ла, как велика эта разница. За завтраком или обедом он почти всегда остается на своем месте, пока не доест. Я задумалась над этим, и мне пришло в голову, что к ужину домой приходит мой муж, и мы часто разговариваем за столом... или пытаемся по­говорить. За завтраком и обедом Гэри достается больше моего внимания. Знаете, я заметила, что Гэри вскакивает обычно в момент, когда мы с Джо как раз увлекаемся беседой».

Итак, Гэри начинал плохо вести себя, когда внимание чле­нов его семьи не было обращено на него. Другими словами, нежелательный поведенческий акт имел место в обстановке ужина, когда на Гэри не обращали внимания.

Мама продолжала: «Когда он встает, мы, конечно, встаем вслед за ним и приводим его за стол. Если бы мы этого не дела­ли, большая часть ужина осталась бы нетронутой, а кухню бы он просто разгромил». Реакцией на плохое поведение Гэри было внимание к нему со стороны всей семьи.

«Всю неделю мы собирались вместе и думали, что нам де­лать. Дочка предложила больше обращать внимание на Гэри за ужином, так как обычно, пока с ним кто-нибудь беседует, он остается на своем месте. Мы согласились с ней. Кроме того, было решено, что его побег из-за стола будет отныне игнори­роваться. Тогда получится, что завоевать наше внимание он сможет только за столом, и он предпочтет остаться на месте. Я поначалу не слишком одобрила эту идею, боясь, что Гэри может вообще не вернуться за стол. Муж заметил, однако, что онневыдержит долго и проголодается, а кухне он вряд ли сможет нанести слишком большой урон. Так что мы решили испробовать этот метод».

Семье было дано указание продолжить ведение записей, но только во время ужина, так как именно в это время проблемы возникали особенно часто. В первое время Гэри вставал со своего места очень быстро и не садился за стол до конца ужи­на, пытаясь привлечь к себе внимание. Но через несколько дней он стал оставаться за столом дольше, а уйдя, через несколько минут возвращался сам.

«Вначале я думала, что мы никогда не переживем этого. Не так-то уж легко не обращать на него внимания, когда он опус­тошает ящики или тянет меня за рукав. Помогло то, что мы замечательно поддерживали друг друга. Когда Гэри возвращал­ся на свое место, каждый старался поговорить с ним и одарить его своим вниманием.

Записи показали, что прежде чем встать, Гэри стал дольше сидеть за столом. По прошествии первой недели после приня­тия решения выяснилось, что за ужином Гэри сидел на своем месте, в среднем, 5 минут. В течение следующей недели он уже оставался за столом большую часть времени (13 минут). А еще через неделю записи показали, что он сидел, в среднем, 16 ми­нут — столько, сколько длился ужин. Вставал он только в тех случаях, когда почему-либо задерживался десерт. Было решено повесить диаграмму прогресса Гэри на стену, чтобы каждый мог ее видеть.

Мы поняли, что это мы, вся семья, сумели помочь Гэри спра­виться с трудностями и тем самым заслужили награду. Теперь можно пойти поужинать в ресторан. Даже Гэри может на сей раз пойти с нами».

 

Комментарии

Двух одинаковых детей на свете нет. Каждый какие-то вещи делает, а какие-то не делает, причем и то и другое — на свой манер. Поэтому мы не можем привести ни одного примера, ко­торый настолько точно описывал бы вашу ситуацию, что вы могли бы сказать: «Да, это, безусловно, мой ребенок!» И все же есть определенные общие подходы к рассмотрению, пони­манию и изменению всех форм неприемлемого поведения, вне, зависимости от уникальных особенностей каждого ребенка.

А теперь сведем воедино те меры, которые пришлось при­нять семье Гэри.

Анализ поведения

1. Сформулируйте точно, как ребенок себя ведет. Мама Гэри не удовольствовалась общими фразами. Она не ска­зала, что Гэри «гиперактивный» или что за столом у него «ужасные манеры». Вместо этого, она точно описала, что делает Гэри: «Он вскакиваетсо своего места и бегает по кухне».

2. Оцените обстановку — что происходит «до того». Мама Гэри не сказала, что он вскакивает из-за стола «очень ско­ро» или «прямо сразу». Она поступила иначе — замерила, как долго Гэри сидит за столом в начале каждой трапезы, и записала это время. Численная оценка обстановки помогла разработать и начать проводить в жизнь программу регули­рования поведения.

3. Определите паттерн О—П—Р. Родные обнаружили, что проблемы у Гэри возникают за ужином, когда их внима­ние не направлено на него. Они также заметили, какой бы­вает реакция на его поведение: их внимание! Проанализи­ровав, что стоит за поведенческим актом Гэри, что ему пред­шествует и какая реакция следует, семья начала понимать, каким образом поведение можно изменить.

Разработка и проведение в жизнь программы регулирования поведения

1. Откажитесь от положительной реакции на нежелатель­ное поведение. Семья решила, что не станет обращать на Гэри никакого внимания, когда он будет вскакивать из-за стола. Гэри скоро понял, что его побеги особого внимания не привлекают.

2. Обеспечьте положительную реакцию на желательное по­ведение. Когда Гэри сидел на своем месте или возвращал­ся за стол, внимание близких было обращено на него. Он понял, что, для того чтобы получить это, ему нужно оста­ваться за столом.

3. Измените обстановку. Помимо этого, семья Гэри несколь­ко изменила обстановку за ужином, чтобы заведомо сни­зить вероятность его побега. Его сажали за стол прямо перед подачей кушаний; его новое место было в углу (откуда выскочить труднее), и за едой на него было обращено внимание близких.

4. Продолжайте оценку обстановки. Продолжая следить за тем, сколько времени Гэри остается за столом, его семья получила возможность судить о том, насколько меняется к его поведение по сравнению с тем, что было до начала работы по программе. Таким образом легко оценивается эффективность используемого подхода.

До конца этой главы мы поговорим о том, как оценивать поведение. В главе 16 мы расскажем, как приступить к проведению программы регулирования поведения и как по ней идти.


Оценка поведения

Закройте на минутку глаза и нарисуйте в своем воображении гиперактивного ребенка. Да, да. Отложите книгу и представь­те...

Что делал ваш воображаемый ребенок? Бегал кругами? Взбирался на книжные полки? Прыгал на диване? Стучал лож­кой по тарелке? Гонялся за кошкой?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...