Развитие слухового восприятия текстами
Одним из самых сложных разделов работы по РСВ в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Задачей РСВ текстами является восприятие и понимание обращенной речи, т.е. восприятие монологической речи. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды при активном использовании ЗУА. При определении основного содержания работы исходными положениями являются следующие: — слух — основа речевой деятельности. Поэтому и программа называется "Развитие слухового восприятия и обучение произношению"; — в основе восприятия речи на слух лежит создание слухо-зрительной основы. Следовательно, нужно активизировать остатки слуха у неслышащих и его сниженную функцию у слабослышащих, чтобы дети с нарушением слуха могли воспринимать речь собеседника зрительно и на основе слухового восприятия. Поэтому одним из разделов работы по РСВ является восприятие текста. Задачей использования текстов в работе по РСВ является: — восприятие и понимание обращенной речи; — усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи. В школе глухих восприятие текстов осуществляется на индивидуальных занятиях. Задача работы с текстами — это использование и развитие потенциального слухового резерва, существующего у глухих детей. Восприятие текста в школе глухих мы воспроизводим по книге Е. П. Кузьмичевой (1991) "Методика развития слухового восприятия глухих учащихся". Со второго полугодия 1-го класса детей начинают обучать восприятию текстов на слух. Сначала тексты состоят из слов, знакомых по звучанию, т. е. знакомые по звучанию слова даются в различных сочетаниях. Постепенно в тексты начинают включать незнакомые по звучанию слова.
В следующем тексте: Девочка. Девочку зовут Марина. Марина сегодня дежурная. Марина взяла тряпку. Марина вытирает доску и парты — незнакомо по звучанию слово вытирает. Оно предлагается впервые на слух в контексте. Каждый новый текст предлагается сразу на слух. Это необходимо для того, чтобы приучать детей вслушиваться в образец, стараться, опираясь только на слух, опознать отдельные слова. После первого предъявления текста ученик говорит, что он услышал. Учитель побуждает его к этому. Как правило, ученик может услышать отдельные знакомые по звучанию слова и порой в ответ на вопрос: "Что ты услышал?" — начинает фантазировать, основываясь на опознанном слове или нескольких словах. В 1-м классе учитель этому не должен препятствовать. При повторном восприятии количество опознанных слов увеличивается, рассказ ученика становится более приближенным к тексту. Важно приучить ребенка не бояться слушать любой речевой материал, вслушиваться в него и по ситуации стараться понять, о чем говорится. В процессе восприятия на слух данного впервые текста учитель акцентирует внимание ребенка только на его желании понять, о чем говорится в тексте. Работа строится таким образом, чтобы дети любили слушать незнакомый речевой материал, догадываясь о его содержании. В работе по обучению восприятия текста большое значение имеет правильно подобранный дидактический материал, который помогает ребенку материализовать воспринимаемое на слух и моделировать речевые высказывания в условиях определенной ситуации. Это может быть: составление аппликаций, макетов, подбор картинок, раскрашивание и т. д. Основная работа над текстом начинается со слухо-зрительного его восприятия. Сначала текст воспринимается учеником целиком и пересказывается. Учитель следит за внятностью произношения, постоянно предлагая ученику, образец правильного произношения фразы, слова, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному и самостоятельному проговариванию. После этого текст предлагается для опознания на слух по фразам, затем в различной последовательности, произвольной комбинации.
Когда ученик будет свободно опознавать на слух текст и речевой материал текста в разных комбинациях, ему предлагают прочитать текст, написанный на табличке. Во время чтения учитель следит за произношением ученика, учит его читать текст выразительно, правильно делать паузы. Сам произносит отдельные слова и фразы, т. е. речь учителя служит образцом. Ученик выполняет ряд заданий по тексту, предъявляемых сразу на слух. Например, выполняет различного рода поручения, отвечает на вопросы. В помощь используются макеты, картинки, таблички. Как правило, если ученик научился опознавать на слух слова и фразы текста, то восприятие на слух заданий не представляет для него трудностей. Текст считается усвоенным, если ребенок воспринимает на слух фразы, данные вразбивку, любые словосочетания и слова из текста, а также выполняет задание по тексту, предложенному только на слух. Тексты может подбирать сам учитель. В программе даны примерные тексты. Таким образом, на индивидуальных занятиях проводится большая работа по развитию устной речи глухих детей на основе развития слухового восприятия. В течение 1-го класса все глухие учащиеся, независимо от степени нарушения слуха и слуховой тренировки в дошкольный период, должны научиться опознавать на слух определенный речевой материал. При этом объем слухового словаря может быть различным и зависеть не только от состояния слуховой функции, но и от степени слуховой тренировки в дошкольный период, уровня развития речи ребенка. За год обучения дети должны опознавать на слух до 150 слов и 50 типов фраз. Некоторые учащиеся, плохо успевающие по развитию речи, могут иметь меньший объем слухового словаря. В этом случае сокращение программного материала должно быть обсуждено на педагогическом совете. В школе глухих работа над текстом продолжается не менее чем на 2—3 занятиях. Приводим виды работы над текстами, рекомендованные в свое время лабораторией, руководимой Е. П. Кузьмичевой.
1. Работа с текстом. Работа над текстом начинается с 1-го класса. После прохождения темы "Столовая", ученику предлагается текст: Ребята пришли в столовую. Марина и Оля сегодня дежурные. Девочки взяли вилки и ложки. Девочки положили на стол вилки и ложки. Марина налила суп в тарелки. Оля дала суп ребятам. Ребята едят суп. Суп теплый, вкусный. Во 2-м классе продолжается эта тема. После прохождения темы ученику предлагается ряд текстов. Вот один из них: Девочка и мама убирают грязную посуду. Потом мама вымыла посуду. Девочка вытерла посуду полотенцем. Посуда чистая. Девочка убрала чистую посуду. Например, тексты "Времена года": Наступила осень. Погода солнечная. Ребята собирают овощи, фрукты или: Наступила морозная зима. Идет снег и т. д. 3-й класс. Работа усложняется. От картинок переходят к таким видам работ, как аппликации, макеты, театрализация текста. Эти виды работы применяются при закреплении уже отработанных текстов. Ученику предлагается текст целиком. Ученик выбирает подходящие к этому тексту аппликации, а затем воспроизводит рассказ учителю по аппликациям. В 4-м классе используются аппликации к таким текстам, как "Купание", "Осень", макеты к тексту "Лесная поляна". 2. Работа по открытой картине. На слух предъявляются ученику слова — названия изображенных на картинке предметов, действий, состояний. Иногда слухо-зрительно или на слух даются целые фразы. Ребенок повторяет услышанное. 1-й класс — Мальчик, ручка, тетрадь. Мальчик взял ручку и тетрадь. Мальчик пишет. 2-й класс — Оля подметает пол. Галя поливает цветы. Рита вытирает шкаф. Ребята убирают класс. 3-й класс — Папа купил рыбу. Он взял нож, почистил и нарезал рыбу. Бабушка налила масло на сковороду. Бабушка положила рыбу на сковородку. Бабушка пожарила рыбу. 3. Переход к работе по закрытой картине. Кончилось жаркое лето. Наступил первый день занятий в школе. Ребята снова пришли в школу. Все ребята радостно здоровались, рассказывали о лете. Потом прозвенел звонок. Все пошли в класс.
Ученику на слух даются фразы, передающие краткое содержание картины, она показывается, и проводится работа по ее закреплению: ученик либо повторяет услышанное и показывает соответствующее сказанному действие, либо отвечает на предъявленные на слух вопросы по предлагаемой картинке. 4. Работа по серии сюжетных картин. Ученик рассматривает первую картинку. На слух узнает персонажей картинки, имена детей. Затем учитель коротко рассказывает, что изображено на картинке (иногда записывает). Потом ребенок получает вторую картинку. На слух дается продолжение рассказа. Перед показом третьей картинки задаются вопросы, помогающие раскрыть содержание третьей картинки. Аналогично проводится работа по четвертой картинке. Затем из знакомых уже предложений составляется связный рассказ. 5. Организация диалога по тексту. В 3-м к л ас се отрабатываются фразы, слова, словосочетания по теме "Здоровье". На отработанном материале предлагается текст: Девочка заболела. Девочке нездоровится. У нее болит голова. У нее насморк и кашель. Мама поставила девочке градусник. Потом мама посмотрела на градусник и увидела, что у девочки повышенная температура. Мама вызвала врача. Врач осмотрел и послушал девочку. Врач сказал, что у девочки грипп. Врач выписал лекарство, капли от насморка и кашля и витамины. Мама купила лекарства в аптеке. Девочка пила лекарство. Скоро она поправится. Врач даст девочке справку, что она здорова. Вопросы к тексту: — Кто заболел? — Что болит у...? — Что сделала мама? — Что сказал врач? — Что дала мама девочке? — Кто поправился? — Что дал врач девочке? 6. Работа с незнакомым текстом. Если в 1, 2, 3-м классах тексты давались для закрепления пройденного материала, то начиная с 4-го класса роль текста меняется. Незнакомый текст предъявляется сразу на слух, а уже из текста берутся фразы, слова и словосочетания, которые затем обрабатываются. Например, предлагается текст: Сережа поехал на новую квартиру. Новая квартира большая. В квартире три комнаты. В новой квартире есть газ и горя чая вода. На основе этого текста предлагаются ребенку фразы: Какие удобства есть в квартире? У вас в квартире есть горячая вода, газ? 7. Включение новых фраз в текст. Текст вначале целиком предлагается на слух. Ученик приблизительно воспроизводит его. Затем текст предлагается слухо-зрительно. Только потом уже предлагается новая фраза, которая впоследствии отрабатывается на слух. Если ученик не воспринимает фразу, она дается слухо-зрительно и затем отрабатывается на слух. — Скоро будут летние каникулы? — Что ты будешь делать в каникулы?
— Куда ты поедешь отдыхать? — Ты поедешь отдыхать на дачу? (в деревню?) — В какой класс ты пойдешь? — Ты перейдешь в 3-й, 4-й класс? В беседе на эту тему используются фразы с измененным порядком слов: Каникулы скоро будут? На дачу ты поедешь? В эту беседу можно включить ранее пройденные фразы? Какое время года скоро наступит? В 3-м классе эти фразы можно использовать, беседуя о зимних каникулах, добавляя новые, неотработанные фразы: Катался ли на коньках? (на санках, на лыжах?) В 4-м классе в беседе о летних каникулах, где встречаются фразы: Ты ходил в лес? Любишь ли ты собирать грибы, ягоды, цветы? — можно дать не воспринимаемые ранее названия грибов, цветов, ягод: белый гриб, подосиновик, черника, земляника. И наряду с отработанными фразами ввести новые: Любишь ли ты собирать землянику? Ты собираешь ромашки? Предлагаем примерный развернутый план занятия по тексту в 4-м классе школы глухих № 31 Санкт-Петербурга, проведенного учителем Н. Н. Красиковой. Тема. Восприятие адаптированной сказки В. Даля "Старик-годовик". Вышел старик-годовик. Начал он махать рукавом и пускать птиц. У каждой птицы свое имя. Махнул первый раз, и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять. На полях появились цветы. Махнул старик-годовик третий раз, и полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Махнул старик-годовик четвертый раз, и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. Полетели желтые листья. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле семь перьев. Каждое перо со своим именем. Одна половина пера белая, другая половина пера — черная. Махнет птица раз — станет светло. Махнет другой раз — станет темно. Эта сказка была полностью прочитана на внеклассном занятии. Е занятие Задачи. Восприятие текста сказки и выяснение его понимания; развитие абстрактного мышления; воспитание любви к родной природе. Оборудование. Четыре черно-белые картинки (заснеженный лес; перед лесом поляна цветов; в лесу цветы, ягоды и грибы; дождь в лесу), цветные карандаши. План занятия 1. Организация начала занятия (ученик приветствует учителя, настраивает ЗУА с помощью учителя). 2. Вступительная беседа по вопросам. — [Какое сейчас время года?] — [Какое время года прошло?] — [Какое время года наступит?] — [Назови все времена года.] — [Назови осенние, зимние месяцы.] — [Узнай, какую сказку я читаю.] — [Узнай автора сказки.] — Ты хочешь послушать эту сказку? 3. Чтение сказки учителем за экраном. 4. Ответы на вопросы. — [Что ты слушал?] — Как называется сказка? — Что ты услышал? (Какие слова и фразы ты слышал?) 5. Чтение сказки учителем без экрана. — Возьми карандаши и скажи, каким цветом ты будешь раскрашивать лето, зиму, весну. — Перед тобой картинки. Я буду читать сказку, а ты выбери картинку к частям сказки и подбери карандаши. Дома будешь раскрашивать. 6. Пересказ сказки учеником (кратко). 7. Организация окончания занятия. — [Чем мы занимались?] — [Какую сказку мы читали?] — Какое задание тебе на дом? — Ты хорошо работал. Тебе ["пять"]. — [До свидания.] Е занятие Задачи. Восприятие сказки на слух по фразам; развитие абстрактного мышления; воспитание любви к родной природе и русской сказке. Оборудование. Деформированный текст к сказке, картинки с прошлого занятия. План занятия 1. Организация начала занятия. 2. Вступительная беседа. — [Какие вопросы ты мне хочешь задать?] — Мы будем продолжать работу над сказкой ["Старик-годовик"]. — [Назови автора этой сказки.] 3. Чтение сказки на слух и работа с деформированным текстом. — Перед тобой предложения из сказки. Я буду читать, а ты подбирай предложения и картинки. Раскладывай по порядку. 4. Чтение сказки учеником. 5. Ответы на вопросы по содержанию сказки. — Что обозначают в сказке птицы? — Первые три сказочные птицы — это какие месяцы? — [Назови эти месяцы.] — [Назови следующих трех сказочных птиц.] — [Какие сказочные птицы] вылетели в четвертый раз? — [У птицы четыре крыла.] Что обозначают четыре крыла? (Даю слова в помощь: день, ночь, неделя, месяц.) — [В каждом крыле по семь перьев.] Что обозначают перья? — [Назови семь дней недели.] — Почему одна половина крыла белая, а другая — черная? 6. Организация окончания урока. [Нарисуй дома сказочную птицу.] [Что нового ты узнал?] [Тебе понравилась сказка?] Почему тебе понравилась сказка? Это русская сказка. Она о русской природе. [До свидания.] Ты хорошо работал на занятии. Тебе ["пять".] Е занятие Задачи. Восприятие на слух фраз вразбивку; развитие абстрактного мышления; воспитание любви к русской сказке. Оборудование. Картинки с предыдущих занятий; картинка сказочной птицы. План занятия 1. Организация начала занятия. 2. Чтение текста учеником. — Прочитай текст. 3. Вопросы по содержанию сказки. [Сколько раз вылетали птицы из рукава?] [Почему вылетали по три птицы?] [Сколько месяцев] в году? [Назови их.] Что обозначает [белая] половина крыла? [Что обозначает черная половина крыла?] [Сколько дней] в неделе? [Назови их.] 4. Восприятие фраз из текста вразбивку. — Слушай сказку и подбирай картинки. — [Зимой холодно, морозно.] — [Весной тает снег. На полях появляются цветы.] — [Летом жарко, душно, знойно.] — [Осенью холодно. С деревьев опадают листья.] 5. Работа с картинкой и восприятие фраз к ней. — Ты нарисовала красивую сказочную птицу. Послушай предложения и показывай на картинке. — [Четыре крыла — это четыре недели в месяце.] — [Семь перьев — это семь дней недели.] — [Одна половина пера — белая.] — [Другая половина пера черная J 6. Заключительная беседа. — [Какую сказку мы читали?] — [Кто автор сказки?] — [О чем эта сказка?] - Какая это сказка: волшебная, бытовая? — Почему ты думаешь, что это волшебная сказка? — Тебе понравилась сказка? 7. Организация окончания занятия. — Мы закончили работу над сказкой. — Ты хорошо работала по сказке. [Тебе "пять".] — [До свидания.]
Развитие слухового восприятия текстами в школе слабослышащих. Задачей работы по восприятию текстов в школе слабослышащих является формирование прочной слухо-зрительной основы восприятия обращенной речи. В школе слабослышащих РСВ текстами осуществляется на индивидуальных занятиях. Программой предусматривается использование текстов с 1-го класса как в I, так и во II отделениях. В ходе работы следует использовать как знакомые, так и незнакомые тексты. Под знакомыми текстами подразумеваются тексты из "Книги для чтения", предварительно прочитанные и разобранные в классе. Незнакомые тексты берутся из материала по внеклассному чтению или специально составляются в соответствии с определенными программными требованиями. Например, на тему "Зимние забавы" (1-й класс, второе полугодие) можно составить следующий текст: Наступила зима. На улице стоит солнечная и морозная погода. После школы дети вышли на прогулку в парк. Девочки вылепили снеговика. Мальчики сделали снежную крепость. Потом они катались на санках. Быстро прошло два часа. Пора идти выполнять домашнее задание. Дети дружно отправились домой. 1. При восприятии текстов можно использовать наглядные средства: картинки, серии картинок, таблички с предложениями и т. д. Выбор наглядных средств зависит от содержания текста. В тех случаях, когда необходимо составить четкую последовательность событий или действий, можно использовать одну картинку, а в некоторых случаях — серию картин, скажем, по теме "Времена года". Например, дается отрывок из текста "Сказка о рыбаке и рыбкe"А. С. Пушкина. "Вот пошел он к синему морю. Видит — море слегка разыгралось, Стал он кликать золотую рыбку; приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»... Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился. Глядь, опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто". К этому материалу можно подобрать, нарисовать три картинки: старик кличет золотую рубку, приплыла рыбка; старик у спокойного моря; старик у землянки со старухой и разбитым корытом. 2. При работе над текстом можно использовать также конструктивные картины. Например, учитель читает за экраном сказку "Репка", ученик воспринимает ее на слух и выстраивает на картине фигурки в той последовательности, в какой они обозначены в сказке: репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. С использованием иллюстраций можно провести занятие по следующему плану (1-й класс, первое полугодие). Тема. Восприятие связного текста "1 сентября". Цель. Усвоение содержания текста на слух и воспроизведение отдельных словосочетаний и предложений. Оборудование. Картинки "Дети идут 1 сентября в школу", "Дети во дворе школы на перемене"; текст "1 сентября". Сегодня первое сентября. Дети утром пошли в школу. Первоклассники идут в школу с мамами и папами, дедушками и бабушками. У детей за спинами ранцы, в руках портфели и цветы. Дети принесли цветы любимой школе и дорогим учителям. Здравствуй, школа! План занятия 1. Чтение текста учителем. 2. Выяснение понимания содержания по 2—3 вопросам. (О ком, (о чем) говорится в рассказе? Когда это было?...) 3. Восприятие текста повторно и подбор соответствующей картинки из нескольких похожих. (Дети идут в школу. Школьный двор во время перемены.) 4. Восприятие вопросов и поручений по тексту. Покажи детей (портфели, цветы). Отвечай на вопросы: — Куда идут дети? — С кем идут дети? — Что в руках у детей? — Кому дети несут цветы? — Какой это день? 5. Восприятие словосочетаний и предложений: любимая школа, дорогие учителя. Сегодня 1 сентября. Первоклассники идут в школу с мамами и папами. 3. При восприятии связных текстов можно использовать и такие виды работы, как составление рассказа из деформированного текста, выборочное чтение, составление плана и пересказ текста по плану и др. Для работы с деформированным текстом можно подбирать такие тексты, в которых ученику самостоятельно трудно установить логическую последовательность. В этом случае ученик будет полагаться в основном на слух. Например, можно предложить следующий текст: В лесу. С син... неба лились лучи ярк... солнца. После тепл... летн... дождя в л...су появились гр...бы. У знаком... толст... пня всегда много гр...бов. У стар... тенист... дуба Володя нашел несколько бел... гр...бов. Мы набрали полн... корзинки грибов, побр...дили у свеж... прозрачн... ручейка и отправились д...мой1. В таком тексте не нарушается смысл, если изменить порядок предложений, за исключением последнего предложения. Сначала учитель читает текст за экраном и по 2—3 вопросам выясняет понимание учащимися содержания. Затем ученику дается конверт с набором предложений из текста. Учитель читает текст снова, повторяя каждое предложение 2—3 раза. Ученик должен воспринять предложение, отыскать его и прочитать. Деформированные тексты целесообразно использовать в 1 — 2-м классах, иногда в 3-м классе при чтении большого по объему или сложного по содержанию текста. 4. Выборочное чтение проводится по объемному и достаточно сложному для восприятия на слух рассказу, например по рассказу Л. Пантелеева. Лягушки. В канаве жили две лягушки. Одна была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная, веселая. Другая лягушка была трусихой, лентяйкой, соней. Однажды лягушки гуляли и забрались в погреб, начали прыгать там, попали в горшок со сметаной и стали тонуть. Ленивая лягушка побарахталась немного и утонула. Храбрая лягушка не сдавалась. Она долго дрыгала лапками, пытаясь выбраться из горшка. Вдруг она почувствовала, что сметаны уже нет и стоит она на комке масла, которое сбила своими лапками. Лягушка выпрыгнула из горшка, отдохнула, заквакала и поскакала домой.
_______________________________________________ 1 На первом и втором занятиях текст дается со всеми окончаниями. На третьем занятии учащиеся на слух опознают окончания и вписывают их в текст, который заранее записан на табличке. Этот текст можно использовать в 4-м классе. Учитель читает текст, а ученик следит за чтением по тексту. Затем учитель задает ему несколько вопросов для выяснения понимания содержания. После повторного чтения учитель задает вопросы за экраном и предлагает ученику найти в тексте ответы на вопросы, например: — Сколько было лягушек? — Какие это были лягушки? — Что однажды случилось с ними? — Что произошло с ленивой лягушкой? — Как спаслась храбрая лягушка? 5. Одним из видов работы по восприятию связного текста является составление плана и пересказ рассказа по плану. Например,в 3-м классе можно предложить следующий произвольный текст.
Маруся и Барбос. Маленькая Маруся еще не ходила, а ползала. Раз подползла она к Барбосу. Он лежал на полу, смотрел на девочку и помахивал хвостом. Девочка уцепилась за шею Барбоса. Барбос тихонько поднялся. Девочка держалась за шею и тоже поднялась. Барбос шагнул два раза. Маруся переступила ножками. Барбос еще подвинулся, девочка опять шагнула. На другой день Маруся опять ходила с помощью собаки. Она цеплялась за нее, вставала на ножки. Барбос вел ее.
Учитель читает текст, ученик воспринимает его на слух. Затем учитель предлагает ученику рассказать о том, что он услышал из текста. Ученик рассказывает, как правило, очень кратко. Учитель вторично читает текст за экраном и выясняет по вопросам понимание содержания (о ком говорится в рассказе?; что сделал Барбос; чему научилась Маруся?). Затем учитель, предварительно поделив рассказ на части, читает за экраном текст по частям и предлагает озаглавить каждую часть: "Маруся ползает по полу", "Маруся подползла к Барбосу", "Барбос учит ходить Марусю", "Маруся ходит с Барбосом". В заключение учитель предлагает пересказать текст по полученному плану, который заранее написан на табличке. Выбор видов работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сложности речевого материала. Работу с деформированным текстом можно рекомендовать при различении текстов в 1—2-м классах. Составление плана и пересказ по плану следует использовать начиная с 3-го класса. В тех случаях, когда ученик затрудняется в восприятии текста и в ходе работы над ним, следует провести несколько занятий по данному тексту. Например, вот как можно провести занятие с учащимися с III степенью тугоухости в 3-м классе (первое полугодие) по восприятию текста.
Петя. Петя вычитал в книжке, что овцы любят соль, пропитал соляным раствором кусок земли во дворе. И теперь овцы скачут домой впереди стада, чтобы полизать любимый солончак. А то Петя задумал водопровод сделать. Соорудил с ребятами плотину на ручье. Собрал прошлогодние стебли подсолнуха, прочистил их середину, соединил концы и пустил в них, как по трубам, воду в свой двор. Но лишняя вода растеклась, и ручей высох. А из него люди поили коров. Отец сказал Пете, что никому не нужно такое изобретение, от которого одним польза, а другим вред. Петя согласился и подумал: "Вырасту, выучусь и такое изобрету, что все будут довольны". По Н. Богданову. Первое занятие 1. Чтение текста учителем (без экрана) (ученик следит за чтением по тексту). 2. Выяснение понимания содержания (по 2—3 вопросам). 3. Повторное чтение текста учителем (за экраном). 4. Определение последовательности (порядка) картинок в серии с опорой на текст). 5. Ответы на вопросы учителя по тексту (вопросы задаются за экраном). Второе занятие 1. Чтение текста учителем (за экраном). 2. Выборочное чтение учителем частей текста к соответствующим картинкам (за экраном). Ученик подбирает к картинкам таблички с соответствующим текстом и читает их. 3. Различение учеником отдельных предложений и словосочетаний из текста. 4. Беседа о том, какие добрые дела могут сделать ученики в школе, около школы, в городе. Третье занятие 1. Чтение текста учителем (за экраном). 2. Чтение учителем текста по частям (за экраном), озаглавливание этих частей текста учеником. 3. Пересказ текста по полученному плану. 4. Восприятие части текста учеником на слух с последующим овторением этой части по предложениям. 5. Беседа о полезных делах по вопросам: — Какие дела мы называем полезными? — Какие полезные дела ты делаешь дома, в школе? — Как ты учишься? — Почему нужно хорошо учиться? На последующих занятиях в ходе работы над текстом можно использовать такие приемы, как восприятие на слух отдельных слов, словосочетаний, предложений, частей текста. Чем выше уровень речевого развития и сохранность слуха учащихся, тем более сложный материал можно предложить им для восприятия на слух. Некоторым учащимся, которые хорошо усвоили материал текста, правильно воспринимали его на слух и т. д., на определенном этапе работы можно рекомендовать различение текста по предложениям. Приведем примерные развернутые планы занятий по тексту в 3-м классе школы слабослышащих пос. Юкки, проведенных учителем С. В. Мигачевой. Занятие 1 Тема. Текст "8 Марта". Задачи. Различение текста на слух; осмысление материала текста; развитие творческого воображения; коррекция произношения. Оборудование. Картинки с подарками мамам; контур картинок для аппликаций; конверт с набором фигур для аппликаций. План занятия 1. Организация начала занятия (приветствие, установка режима усиления, сообщение темы занятия). 2. Восприятие материала разговорно-обиходных фраз на тему "8 Марта — праздник мам". — Назови первый весенний месяц. — Назови первый весенний праздник. — Кого поздравляют в этот день? — Как называется праздник? — Кого в семье будешь поздравлять ты? — Какой подарок ты готовишь маме? 3. Восприятие текста на слух.
Ребята решили подарить мамам к празднику свои рисунки. Алла нарисовала высокую вазу, а в вазе три тюльпана: в середине желтый, а по краям — красные. На рисунке она красиво написала: "Поздравляю с днем 8 Марта!" Катя нарисовала смешную маленькую собачку. У собачки хвостик колечком, уши висят, виден язык. Собачка вся белая, а уши и кончик хвоста — черные. Под рисунком она написала: "Дорогой мамочке в день 8 Марта". Виталик нарисовал пять воздушных шаров: три красных и два синих. На красном шарике написал цифру восемь. Под шариками написал слово "Марта".
4. Выяснение понимания прочитанного по вопросам. — О ком рассказ? — О чем рассказ? — Как зовут детей? — Что сделали дети? 5. Вторичное прослушивание текста и составление аппликации по ходу чтения текста. — Я буду читать текст, а ты сделай аппликацию к нему. — Возьми конверт и рисунок. (Дается рисунок с контурами фигур по содержанию текста. По мере чтения ученик составляет аппликацию.) 6. Составь небольшой рассказ о своем подарке маме. 7. Различение слов и словосочетаний из текста без ЗУА. — Слушай и повторяй: Алла, Катя, Виталик, ваза с цветами, маленькая собачка, воздушные шары. 8. Организация окончания занятия. — Что ты сегодня делала на занятии? — Тебе понравился текст? — Ты хорошо занимался. Оценка "пять". Занятие 2 Тема. Текст "8 Марта". Задачи. Выработка умения различать текст по предложениям; развитие логического мышления и творческого воображения; коррекция произношения. Оборудование. Аппликация по тексту; таблички со словосочетаниями; заготовка (деформированный текст) для поздравления учителю. План занятия 1. Организация начала занятия. 2. Восприятие разговорно-обиходного материала на слух. — Какой скоро праздник? — Кому ты будешь делать подарки? — Ты сделаешь подарок папе к 8 Марта? (Нет.) — Почему не сделаешь? (Это не мужской праздник.) 3. Упражнение на обобщение. — Найди лишнее слово: [март, подарок, цветы, шары, торт, шкаф.] (Шкаф.); — Почему шкаф — лишнее слово? (Мебель.) 4. Чтение текста учителем. — Возьми свою аппликацию. Я буду читать текст, а ты показывай. 5. Восприятие заданий по тексту. — [Какие подарки решили дети подарить мамам?] — [Что нарисовала Алла?] — [Какие карандаши нужны Алле?] — [Что нарисовала Катя?] — Послушай и назови прилагательные: [Катя нарисовала маленькую смешную белую собачку.] — Послушай словосочетания и выдели в них главные слова: [хвост колечком], [уши висят], [виден язык]. — [О ком тут говорится?] — [Кто нарисовал пять шаров?] — Что Виталик написал под шарами? — Расскажи, что ты собираешься подарить маме. 6. Восприятие текста по предложениям (вразбивку). — Послушай текст и повтори за мной. (Учитель читает за экраном отдельные предложения из текста, ученик повторяет.) 7. Составление поздравления учителю. — Попробуй составить поздравление учителю. — [Что нужно сказать сначала?] — [С каким праздником ты хочешь поздравить учителя?] — [Какие добрые слова ты скажешь учителю?] — Послушай этот текст, составь его из предложений. — Прочитай свое поздравление учителю. 8. Восприятие на слух без ЗУА словосочетаний и предложений. — Послушай и повтори: праздник 8 Марта. Поздравляю с днем 8 Марта. Ребята решили подарить рисунки. 9. Организация окончания занятия. — Чем ты занимался на занятии? — Что узнал нового? — Задай мне вопросы. — Ты активно работал. Тебе "пять". — До свидания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|