Различение целостных речевых структур
Под целостными речевыми структурами мы условно понимаем небольшие фразы и распространенные предложения. Это те речевые структуры, которые являются основным средством для РСВ как в школе глухих, так и в школе слабослышащих. Исследованиями, опубликованными под редакций В. А. Кожевникова и Л. А. Чистович (1965), установлено, что фразовая разборчивость выше словесной. Фразы лучше распознаются, чем слова. Эффект повышения разборчивости фраз связан с контекстом. Аналогичные результаты, полученные Ф. Ф. Pay (1960), подтверждают, что разборчивость дефектной речи глухих, воспринятой операторами (аудиторами), повышается во фразах по сравнению со словами, особенно, как считает Ф. Ф. Pay, при наличии контекста. Задачами этого раздела являются следующие: — формирование умений распознавать предложения по определенным признакам: количеству слов в предложении, месту слова, выражающим логическое ударение, началу и концу предложения; — выработка умения распознавать предложения в речевом потоке. Этот раздел работы нашел отражение в программах фронтальных и индивидуальных занятий по РСВ. Различение предложений в школе глухих мы излагали в полном соответствии с тем, как он описан Е. П. Кузьмичевой (1991) в книге "Методика развития слухового восприятия глухих учащихся". Основной речевой материал на фронтальных занятиях (занятия в слуховом кабинете) воспринимается детьми слухо-зрительно. Со всем классом устанавливается режим усиления звука, дети начинают привыкать к другой аппаратуре, к голосу учителей. Режим усиления звука на стационарной аппаратуре уточняется на индивидуальных занятиях. С первой четверти учитель предъявляет на слух речевой материал, который знаком учащимся по звучанию (они учились воспринимать его в дошкольном возрасте).
На всех уроках дети учатся в разных ситуациях опознавать на слух речевой материал, с которым проводилась работа на индивидуальных занятиях. Развитие слухового восприятия в 1-м классе начинается с обучения детей различать и опознавать на слух фразы и слова, их составляющие. Основным содержанием работы является материал программы по развитию слухового восприятия, но при этом необходимо учитывать слуховой словарь, приобретенный в дошкольный период. В качестве речевого материала, предлагаемого детям для восприятия на слух, могут быть вопросы, поручения, организующие деятельность детей. Используются фразы и слова, со звучанием которых дети знакомились в детском саду или на индивидуальных занятиях. Это вопросы типа: Как ты слышишь? Что мы сейчас будем делать? Что мы делали? Кто дежурный?; поручения типа: Возьмите тетради. Откройте книгу. Иди ко мне. Отвечай. Скажи. Весь речевой материал должен быть связан с темой занятия, быть его органической частью. Восприятие речевого материала только на слух носит непродолжительный характер (не более 10—15 минут) и проводится не только в начале, но и в конце занятия. Материал слуховых упражнений учитель произносит за экраном, закрывающим лицо учителя до глаз. Ученики, воспринимая на слух сказанное учителем, активно действуют: или отвечают на вопрос, или выполняют определенные поручения. Если после двухкратного повторения материал е воспринят, то он воспринимается слухо-зрительно, в помощь может быть использована дактилология или письменная речь, Затем вновь материал воспринимается учениками только на ухо. Один и тот же материал включается в слуховые упражнения до тех пор, пока ученики не будут свободно опознавать его на слух в разных ситуациях. Важно, чтобы порядок предъявления речевого материала все время менялся. Например, может быть такая последовательность: 1. Кто сегодня дежурный? 2.Встаньте. 3. Возьмите... 4. Какая сегодня погода? Как вы слышите? 5. Откройте... 6. Читайте (пишите). 7. Возьмите... 8. Покажите... 9. Что мы делали? 10. Был звонок.
Или такая: 1. Как вы слышите? 2. Что мы будем делать? 3. Возьмите... 4. Откройте... 5. Встаньте. Идите ко мне. 6. Кто сегодня дежурный? 7. Как вы слышите? 8. Напишите... 9. Какая сегодня погода? 10. Снимите наушники. И т. д. Перед тем как дать поручение, учитель привлекает внимание детей, говорит: "Послушайте!" Важно постоянно отмечать успехи детей в восприятии материала на слух, делать этот провес для них интересным. На индивидуальном занятии восприятие фраз начинается с обучения различению на слух фраз после слухо-зрительного восприятия. На первоначальном этапе знакомства со звучанием фразы используются таблички, которые лежат на столе. Учитель произносит фразу в нормальном темпе, эмоционально окрашенно. Ученик воспринимает фразу слухо-зрительно, в помощь может быть использована табличка. Аналогично происходит знакомство со второй фразой. Ученик, воспринимая ее, не повторяет эту фразу, а выполняет необходимое действие — отвечает на вопрос, выполняет поручение. После этого ученику предлагают по табличкам прочитать фразы. Учитель читает фразу. Ученик слухо-зрительно воспринимает образец чтения учителем и прочитывает табличку сам, подражая, по возможности, учителю. При этом отрабатывается техника чтения. После того как ученик познакомится со звучанием фраз, он учится их различать сначала при слухо-зрительном восприятии, а затем только на слух. При этом последовательность предъявления фраз все время меняется. Можно считать, что ученик научился различать на слух фразы, если они опознаются правильно в 2—3 случаях предъявления. При этом ребенок правильно выполняет задания, грамотно строя высказывание. Его устная речь должна быть слитной и внятной. На каждом занятии, помимо обучения различению и опознаванию фраз на слух, ребенка обучают различению и опознаванию на слух слов, из которых состояли фразы. Слова вначале различаются и опознаются также с помощью таблички, а затем без нее. Они предлагаются в разной последовательности и в разных сочетаниях. Например: 1. Ручка, карандаш, книга, тетрадь. 2. Книга, тетрадь, ручка, карандаш. 3. Книга и тетрадь, ручка и тетрадь. 4. Карандаш и книга; карандаш и ручка и т. д.
После того как ученик справился с различением и опознаванием предложенных 2—3 фраз и слов, т. е. умеет их различать и опознавать на слух, внятно произносит, грамотно оформляет свои высказывания, ему предлагается следующая (четвертая) фраза. Учитель также сначала знакомит ученика со звучанием новой фразы, затем учит его различать и опознавать эту фразу в сочетании с уже знакомыми. Так постепенно увеличивается речевой материал, который школьник учится различать и опознавать на слух. [В процессе обучения, если после пятикратного повторения фраза (слово) не опознается учеником на слух, то она предъявляется ему слухо-зрительно с последующим восприятием только на слух. После 5—10 занятий каждая фраза (слово) предъявляется ученику на слух без предварительного слухо-зрительного восприятия. При этом он учится различать в воспринятой на слух фразе количество слов, восстанавливать (моделировать) услышанное, ориентируясь на воспринятые слова. В случае необходимости учитель оказывает помощь ученику, задавая ряд наводящих вопросов: Что ты услышал? Послушай еще раз. Что ты слышишь? Ученик с помощью учителя обучается сравнивать услышанное с образцом (Ты услышал правильно, послушай еще раз. Ты услышал неправильно. Послушай). Происходит обучение выделению дифференциальных признаков в слове (фразе), на основании которых глухой постепенно учится воспроизводить слово или фразу приближенно или точно. Например, знакомят с фразой: Попроси тетрадь. Она сразу предлагается для восприятия на слух. Ученик узнает слово тетрадь, так как оно было в слуховых упражнениях. При восприятии слова попроси учитель побуждает ученика вслушаться в образец и сказать, что он слышит. Для того чтобы сосредоточить внимание ученика на новом слове, уже сказанное слово тетрадь воспринимается им слухо-зрительно: Попроси тетрадь. Новое слово на слух предъявляется до пяти раз. При этом ученик обязательно должен вслушиваться в образец и стараться называть отдельные элементы слова. Следует поощрять попытки ребенка анализировать воспринимаемое на слух независимо от того, правильный этот анализ или нет. Главное — начать обучение ребенка этому анализу. Неправильные ответы ученика не должны осуждаться, а надо просто предложить ему еще раз вслушаться.
Если после определенного количества повторений (они могут быть разными, в зависимости от характера ответов ученика) слово на слух не воспримется, то оно воспринимается слухо-зрительно, прочитывается по табличке и снова воспринимается на слух. Затем новая фраза включается в уже знакомый на слух речевой материал и предлагается в сочетании с разными словами типа: Попроси карандаш (ручку и т. д.). Так постепенно увеличивается слуховой словарь ученика, состоящий из фраз, словосочетаний и слов. Ребенок учится анализировать воспринимаемую на слух речевую информацию. Во 2 — 5-м классах на индивидуальных занятиях учащиеся учатся опознавать на слух довольно большой объем знакомого по звучанию речевого материала. От года к году усложняется его конструкция, увеличивается объем. Например: Возьми синий карандаш (2-й класс); Возьми карандаш и положи на стол (3-й класс); Спроси у Тани, какие уроки будут завтра (5-й класс). Весь речевой материал учащимся предъявляется сразу на слух. Учитель учит детей анализировать услышанное, по отдельно воспринятым элементам моделировать целостное высказывание. В связи с этим предлагаемый на слух речевой материал воспринимается учащимися в разных сочетаниях, а не в одной, как бы застывшей, конструкции. Например, предлагается на слух фраза: Возьми альбом (слово альбом незнакомо по звучанию). Затем это слово включается в разные поручения типа: Попроси альбом. Дай альбом и карандаш. Открой альбом. Возьми альбом и ножницы и т. д. На слух материал предлагается только после того, как ученик безошибочно воспринимает его слухо-зрительно. При знакомстве со звучанием фразы она предлагается на слух, но в помощь используются таблички. Для различения на слух берутся хорошо знакомые по содержанию фразы, различающиеся звуковым составом. Обучение слушать начинается с различения фраз при выборе из двух. При этом сразу же подключаются речевые кинестезии — ученик не только слушает, но и обязательно проговаривает то, что он слушает. В пределах этого раздела работы на индивидуальных занятиях предусматривается различение материала в виде предложений, вопросов, поручений с общеобразовательных уроков (русского языка, чтения, природоведения, математики и др.). Например, с уроков развития речи по теме "Мой класс", "Моя семья" и др.; с уроков математики — название чисел от 1 до 10, решение примеров (8 — 6, 9 + 5 и др.), выполнение поручений (Дай 5 тетрадей), решение несложных, усвоенных в классе задач (Мальчик дал Нине и Роме по две ручки. Сколько ручек дал мальчик?), различение выражений (плюс, минус, сравни сумму, найди числа и т. д.), геометрического материала и др. с природоведения (месяцы осени, зимы, весны, лета, года, сезонные изменения, труд людей в разные времена года и т. д.).
В качестве примера можно привести фрагмент занятия по РСВ во 2-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга, проведенного учителем Л. Г. Цветковой. В нем нашла отражение связь уроков развития речи с РСВ по теме "Вежливые слова". Учитель. Перед тобой [2 картинки. Сравни их.] (На картинках: мальчик в трамвае сидит, а старушка стоит; мальчик встал, уступает место старушке.) [Какой мальчик нарисован на 1-й (2-й) картинке?] Ученик. Тут мальчик плохой. Здесь мальчик хороший. Учитель. Почему ты думаешь, что [мальчик плохой?] Ученик. Мальчик сидит, бабушка стоит. Учитель. Верно. Почему ты думаешь, что [другой мальчик хороший?] Ученик. Мальчик уступил место бабушке. Учитель. Это хорошо или плохо? Ученик. Это хорошо. Учитель. [Какие слова] сказал мальчик [бабушке?] Ученик. Садитесь, пожалуйста. Учитель. Как мы называем слова: [Здравствуйте. Пожалуйста?] Ученик. Вежливые слова. Учитель. [Какие вежливые слова ты еще знаешь?] Ученик. Спасибо, до свидания, добрый день... Учитель. Перед тобой таблички со словами. Я буду называть [вежливые слова], выбирай их. (Перед ребенком лежат таблички с разными словами, среди них и вежливые слова.) [Спасибо. Добрый день. Погода. Игрушки. Здравствуйте. До свидания. Дом. Доброе утро. Пожалуйста. Школа.] (Ученик выполняет задание.) Учитель. [Как называются эти слова?] Ученик. Вежливые слова. Учитель. Закончи предложение вежливыми словами. [Дайте книгу...] [Ира сказала:...] [За книгу...] [Мария Ивановна...] Учитель. Я назову слова. Разложи таблички, как я скажу. [Здравствуйте. До свидания. Доброе утро. Пожалуйста.] Отвернись. (Ученик выполняет задание. Учитель меняет порядок табличек.) Учитель. [Что изменилось?] Ученик. "Пожалуйста" — на другом месте. Учитель. [Восстанови порядок.] В том случае, если ученик затрудняется, учитель дает образец ответа. Для различения количества слов в предложении используются разные виды помощи: таблички со шторками, где на каждое слово в предложении наклеивается шторка. По мере различения слов в предложении на табличке открываются шторки, соответствующие этим словам. Затем все предложение предъявляется снова на слух. А позднее это предложение включается в различение среди других предложений. Другим видом помощи является обращение к тактильному восприятию ребенка. Этим приемом хорошо пользуется учитель школы глухих № 31 И. А. Тоноян. Проиллюстрируем фрагментом занятия в 1-м классе. Ученику предлагается разложить геометрические фигуры (треугольники, круги, овалы). Учитель. [Разложи фигуры по группам.] В случае ошибки или затруднения в различении предложения учитель поступает следующим образом: снова произносит предложение, при этом нажимает указательным пальцем на пальцы рук ребенка: большой, указательный, средний, безымянный. Каждый палец соответствует слову в предложении. Учитель говорит: "А теперь послушай, какие слова длиннее, какие короче". Повторяет предложение вторично и при этом синхронно нажимает на фаланги пальцев согласно количеству слогов в слове. Учитель. [Нарисуй схему предложения.] Ученик. ___________ _____ ___ ___________. Учитель. Что стоит в конце предложении? (Если ученик затрудняется, то предлагается табличка со знаками препинания.)
Ученик. В конце предложения — точка. Учитель. [Разложи фигуры по группам.] Если ученик вместо слова разложи слышит положи, то учитель за экраном произносит приставку раз, с упором на звук [ р ], а остальную часть произносит слухо-зрительно. Если ученик снова не слышит, то учитель использует ряд глаголов с разными предлогами, которые записывает на табличку и произносит за экраном: положи, сложи, разложи, вложи и др., а ученик смотрит на табличку, слушает учителя и подбирает слово, соответствующее ему по звуко-буквенному составу. (Ученик выполняет задание, раскладывает геометрические фигуры по группам: треугольники, круги, овалы. Они разные по цвету и величине.) Учитель. Как еще можно разложить фигуры? Если учащиеся затрудняются, то учитель предлагает наводящие вопросы и задания: где маленький круг? покажи красные (зеленые, синие, белые) фигуры. Учитель. [Сколько прямоугольников?] [Сколько квадратов?] [Сколько овалов?] [Сколько кругов?] [Сколько всего фигур?] Ученик. Два квадрата, два треугольника, один овал, два круга, три прямоугольника. Всего десять фигур. Учитель. Составь дом. (Ученик выполняет задание.) Учитель. [Какие фигуры лишние?] [Что еще можно составить?] Ученик. Можно сделать снежную бабу. Учитель. [Сколько фигур осталось?] Ученик. Две фигуры. Учитель. [Какие фигуры остались?] Ученик. Осталось два прямоугольника. Учитель. [Ты молодец!] [Хорошо слушала и говорила.] [Попрощайся.] [Сними наушники.] [Иди в класс] Различение предложений проводится на протяжении всех лет обучения по РСВ, хотя в средних и старших классах не выделяется в программе специальным разделом. Чаще всего это бывает связано с различением текстов, о чем будет идти речь ниже. Важным является определение места ударного слова в предложении. Учащимся следует объяснить, что одно слово произносится с большей длительностью и силой. Это логическое ударение. По длительности и силе слова можно определить его место в предложении. Этому вопросу, выразительности речи будет посвящен один из параграфов пособия. Таким образом, работа над предложением — это более сложный вид слуховой деятельности для глухих детей. Она требует большего внимания, четкости и целенаправленности. Одному из сложных моментов перехода восприятия на слух от слова к предложению посвящен следующий фрагмент занятия. Примером может служить фрагмент индивидуального занятия, проведенного в 1-м классе школы глухих № 31 учителем - дефектологом Н. Н. Красиковой (Санкт-Петербург). Учитель. Будем отличать слово от предложения. Послушай слово: [мама]. [Что я сказала?] (Слово и предложение записаны на доске.) Ученик. Вы сказали слово мама. Учитель. Можно обозначить схематически так: _____ [Дает табличку.) Послушай предложение [Я люблю маму]. [Что я сказала?] Ученик. Вы сказали предложение: "Я люблю маму". Учитель. Можно обозначить схематически так: ___ ___ _____. (Дает табличку.) У тебя две схемы. Послушай и заполни их табличками [Мама], [Я люблю маму]. (Ученик выполняет задание.) Чем отличается слово от предложения? Ученик. В предложении несколько слов. Учитель. Вспомни, чем еще отличается предложение от слова? Ученик. В предложении слова связаны по смыслу. Учитель. Слушай, я буду называть слова и предложения, а ты показывай таблички
мама, папа, дом. Я люблю маму. Я люблю папу. Мама и папа любят меня. В процессе работы над предложением в школе глухих учитель может использовать различные виды работы. Эти виды работы были предложены в свое время лабораторией, которой руководила Е. П. Кузьмичева. 1. Работа с табличками: а) ребенку предъявляются картинки-таблички с предложениями, включающими утверждение, просьбу, вопрос. Например: У тебя есть ручка? Возьми четыре карандаша. Дай тетрадь. Таблички с предложениями раскладываются на столе. Ребенок должен повторить предъявленные фразы, глядя на эти таблички или только показать соответствующие фразе таблички; б) из общей массы табличек ребенок вытягивает одну табличку, на которую он не смотрит, и дает учителю. Учитель называет ее. Такой вид работы применяется для повторения целого ряда простейших фраз, которые нельзя повторить за одно занятие, и с целью вызвать интерес у учащихся. 2. Выполнение поручений на практическом материале. Ребенку дается на слух простое или сложное поручение. В 1-м классе это поручение типа: "Возьми ручку и положи на стол". Во 2-м классе: "Возьми ручку и положи слева от тетради". В 3-м классе: "Попроси несколько листов красной бумаги". В 4-м классе: "Напиши в своей записной книжке, где и кем работают все члены семьи". Ребенок выполняет предложенные ему поручения, отчитываясь: "Я взял ручку и положил на стол". "Я взял ручку и положил ее слева от тетради". 3. Решение примеров и задач. Ребенку предлагается на слух условие задачи. Ребенок сможет сказать решение задачи и ответ или только ответ. В 1-м классе задачи такого типа: "Возьми 5 тетрадей. Дай 3 тетради. Сколько тетрадей осталось?" Во 2-м классе: "Положи 3 ручки справа и 8 ручек слева. Сколько ручек стало?". В 3-м классе: "Сколько сотен, десятков и единиц в числе 425?" Или: "Напиши число, в котором 5 сотен и 3 десятка". В 4-м классе: "Найди сумму (разность) чисел 15 и 5". Или: "Найди произведение чисел 15 и 5". 4. Игра "Верно — неверно": а) ребенку показывается предмет, например, карандаш. Учитель спрашивает: "Это ручка?" Ребенок должен дать утвердительный или отрицательный ответ. В данном случае: "Нет, не ручка". И так несколько предметов. Чтобы подвести итог игры, на каждый правильный ответ ребенку дается фишка и в конце игры подсчитывается количество фишек, т. е. количество правильных ответов; б) также можно предложить на слух различные высказывания. Ребенок должен их повторить и ответить, верны или нет. Например: "Яблоко — это овощ?", "Картофель — это фрукт?" Ребенок отвечает: "Яблоко — овощ; неверно. Яблоко — это фрукт". Для более старших ребят предлагаются высказывания типа: "Луна больше Солнца". Ученик. "Луна больше солнца — это неверное высказывание. Луна меньше Солнца"; в) аналогичную работу можно проводить с картинкой. На картинке: мальчик рисует. Учитель спрашивает: "Мальчик спит?" Ребенок отвечает: "Мальчик спит — неверно. Мальчик рисует". Предъявление фразы с элементами догадки. На основе знакомого материала ребенок узнает на слух новые слова, догадываясь об их смысле по ситуации. Рассмотрим примеры. 1-й класс. Ученик уже знает слова: возьми, карандаш, бумага, мальчик. После того как ребенок узнает фразу, составление знакомых слов, учитель предлагает фразу с новыми словами, значение которой ученик определяет, используя слух и догадку. В данном случае ребенку предлагается фраза: "Мальчик взял карандаш и бумагу". "Мальчик рисует". Слово рисует — новое слово, которое должен определить ребенок. - Во 2-м классе отрабатывается материал по теме "Класс", Здесь встречаются фразы: "Полей цветы. Ты полей цветы. Подмети пол. Ты подмети пол. Возьми альбом". Таким образом, слова полей, подмети, пол, цветы, возьми зн акомы ученику. Далее на основе этого материала предлагаются фразы с элементами догадки: "Возьми лейку, полей цветы". "Возьми веник, подмети пол". Слова лейка, веник — новые слова, но ученик может догадаться о них по ситуации. В 3-м классе работа усложняется, новый материал предлагается в тексте. В классе отрабатывается материал по теме Погода, времена года". На индивидуальном занятии задаются вопросы: — Какое сейчас время года? — Сейчас зима, осень? — Какое время года ты больше всего любишь? — Ты любишь зиму (осень)? — Сейчас идет снег (дождь)? Затем детям предлагается текст, где встречаются отработанные предложения и новые. В данном случае — тексты "Зима" -и "Осень". Текст дается постепенно по фразам, причем фразы наращиваются. "Наступила зима" (слово зима — отработанное. Наступило — встречалось, но не отработанное). Если ученик не узнает эту фразу на слух, она предлагается слухо-зрительно. Затем на слух предлагается следующая фраза: "Наступила холодная, морозная зима". Не узнал ученик — даем слухо-зрительно. Следующая фраза: "Идет снег" — отработанная фраза. Затем — "Ребята взяли санки, лыжи, коньки". Санки, лыжи, коньки — новые слова. Далее: "Они катаются на санках (лыжах, коньках). В этой фразе новые слова закрепляются. В 4-м классе отрабатывается текст. "Коля потерял варежки". Для закрепления предлагаются вопросы: — Коля потерял варежки? — Ты потерял варежки? — Кто потерял варежки? Затем предлагается задание: "Составь предложение со словами потерял, шарф, Андрюша". Новые слова, о которых ребенок догадывается на основе других, ранее отработанных. 6. Ответы на вопросы. Ученик отвечает на поставленный учителем вопрос, не повторяя его. Порядок слов в вопросе по возможности меняется. В 1-м классе — это вопрос типа: "Какое сегодня число? Какое число сегодня? Сегодня какое число?" Во 2-м классе: "У тебя болит голова? Голова у тебя болит? Болит у тебя голова?" В 3-м классе: "У тебя есть тетрадь в линейку? Тетрадь в линейку есть у тебя? Есть у тебя тетрадь в линейку?" В 4-м классе: "Тебе нравится осень? Осень тебе нравится? Нравится тебе осень?" 7. Схематическая зарисовка. В 1-м классе дается, например, задача: "Мальчик взял четыре тетради, а девочка — три". "Ребенок рисует четыре палочки, потом еще три". Учитель задает вопрос: "Сколько тетрадей стало?" Ребенок считает и отвечает: "Семь". Во 2-м классе предлагается задание: "Положи три ручки справа и восемь слева". В 3-м классе: "Возьми две тетради в линейку и шесть в клетку". Рисует две линейки и шесть клеточек. 8. Тематическая игра в диалогической форме общения. Когда та или иная тема усвоена, можно провести игру на закрепление пройденного материала. Порядок слов в предлагаемых фразах можно менять. Можно вводить новые слова, используя догадку. В 1-м классе можно провести игру "Кто сегодня дежурный?" после усвоения темы "Столовая". Во 2-м классе: "Я заболела" — тема "У врача". В 3-м классе - "Портниха". В 4-м классе — игра "Как Сережа покупал ручку" (тема "Магазин"). Примерный текст игры "Я заболела" во 2-м классе. При прохождении темы "У врача" были отработаны фразы: — Как ты себя чувствуешь? — Ты себя чувствуешь хорошо? (Плохо?). — Что у тебя болит? — У тебя болит голова или горло? — У тебя болят зубы? (Уши?) — У тебя есть насморк? (Кашель?) — Ты пойдешь к доктору? (К врачу?). — Ты пойдешь в больницу? (В аптеку?) — Ты пойдешь к доктору в больницу? Далее можно предложить игру, где роль больного может вести либо учитель, либо ученик. Дается установка, что девочка заболела. У девочки болит горло. Мама вызвала доктора. — Можно вызвать врача? — Можно. — Кто заболел? — Девочка заболела. - Что болит у девочки? — У девочки болит горло. — Как фамилия? — (Ответ.) — Как зовут? Сколько лет? Скажите адрес. — Врач скоро придет. В игре используются новые слова: вызвала, придет. А также ранее пройденные слова и фразы из других тем: Как фамилия? Как зовут? Сколько лет? Эти слова и фразы учитель записывает на табличках и поясняет, когда ими пользоваться. Аналогично проводятся и другие игры. 9. "Отгадай картинку". Перед ребенком лежит ряд картинок. Предлагаются фразы на слух, ученик показывает картинку, соответствующую фразе. Эта работа проводится как при закреплении нового материала, так и при закреплении пройденного. В 1-м классе это фразы типа: "Девочка читает книгу", "Мальчик рисует", "Ребята лепят". Учитель предлагает фразу: "Мальчик рисует". Ребенок указывает на одну из лежащих перед ним картинок и повторяет: "Мальчик рисует". Во 2-м классе: "Ребята собирают цветы, ягоды", "Ребята плавают", "Дети пошли в лес", "Ребята ловят рыбу". В 3-м классе материал усложняется, предлагаются уже тексты. И дети указывают на картинку, соответствующую данному тексту. 10. "Придумай предложение по схеме". Эта работа начинает проводиться в 5-м классе в соответствии с грамматическим материалом. Схема дается на слух — определение, подлежащее, сказуемое, дополнение. (───── ═════ ─ ─ ─) Ученик записывает схему и придумывает предложение, затем сообщает его. После этого отвечает на заданные учителем вопросы: "На какой вопрос отвечает подлежащее (сказуемое, дополнение, определение)?", "Какой частью речи является дополнение?". 11. Работа с равенством или неравенством. Эта работа также проводится в 5-м классе после того, как пройдена по математике тема "Равенства и неравенства". Ученику предлагаются на слух два числовых выражения. Ученик записывает это выражение, а затем выполняет дальнейшее поручение и отвечает на вопросы. Например: 12:3 и 8: 4. Ребенок записывает и повторяет. Учитель задает вопрос: "Равенство или неравенство? Докажи". Вопросы и поручения могут быть разные: "Что называется решением уравнения?", "Напиши неравенство с переменной". 12. Беседа. Беседу можно провести после того, как будет усвоена одна или несколько тем. Беседа главным образом состоит из знакомых фраз, но порядок слов во фразе можно изменять, можно ввести новое слово или слово, встречающееся в пройденных ранее темах. В 1-м классе такого вида работ нет. Во 2-м классе отрабатывается материал по теме "Каникулы". В школе слабослышащих различение целостных речевых структур отражено в программе фронтальных и индивидуальных занятий в виде различения разговорно-обиходного материала, материала, относящегося к организации учебной деятельности, к изучению образовательных дисциплин. Работа по развитию слухового восприятия не может ограничиваться различением звуко-слоговой и ритмической структуры слова, опознаванием слов. Она является подготовкой для восприятия речи в целом. Программой фронтальных занятий в школе слабослышащих предусмотрено восприятие целостных речевых структур. Целостные речевые структуры (фразы, предложения, связные тексты) являются основным материалом в ходе развития слухового восприятия слабослышащих. Прежде чем перейти к различению целостных речевых структур (предложений, фраз), необходимо познакомить учащихся с рядом признаков, которые помогут воспринять их на слух. Задачей этого раздела является овладение учащимися определенными признаками распознавания словосочетаний, предложений в речевом потоке. С этой целью учитель знакомит учащихся с тем, что каждое словосочетание, предложение, фраза, текст имеют начало и конец, и учащиеся должны на слух определять их. Учитель сначала без экрана, а затем за экраном читает словосочетание, а учащиеся в начале и в конце каждого поднимают руку (фишку, табличку со словами начало, конец). В дальнейшем учитель знакомит учащихся с тем, что каждое словосочетание, предложение, фраза, текст состоит из определенного количества слов. Для этого учитель читает словосочетание, предложение, учащиеся отсчитывают количество слов на пальцах, составляют модель из магнитных (бумажных) полосок, зарисовывают схему (Мальчик рисует дом ___________ ___________ ___________), составляют словосочетание, предложение. При этом учитель задает вопросы: "Сколько слов в предложении?", "Назови первое (второе, третье) слово в предложении", "Повтори предложение". При работе над текстом акцентируется внимание учащихся на количестве предложений. Во все перечисленные выше разделы работы (различение звуко-слоговой, ритмической структуры слова, различение слов по этим признакам и т. д.) органически входит различение приказаний, небольших фраз, составленных из накопившегося слухового словаря. Но так как именно различение целостных речевых структур готовит учащихся к общению с людьми в обычной, не искусственно созданной обстановке, с людьми, имеющими сохранный слуховой анализатор, то следует выделить особо такой раздел, продолжая ранее начатую работу. Содержанием данного раздела является различение приказаний, предложений, ведение разговора в форме диалога. С этой целью программой предусмотрено овладение рядом умений, которые должны формироваться на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия. Продолжение этой работы будет осуществляться в учебном процессе. Основной задачей упражнений по различению фраз является восприятие их на слух, воспроизведение услышанного в речи. Различение приказаний нужно связать с организацией работы в ходе урока: Наденьте наушники. Читайте предложение. Отхлопайте количество слогов в слове. Почитайте предложение с соблюдением ударения и т. д. Целесообразно связать с ходом урока также и различение вопросов к началу дня: Какой сегодня день? Который день недели? Какая погода? и т. д.; к началу урока: Который урок? Какой урок? Что было задано на дом? Кто отсутствует в классе? Почему? и т. д.; к окончанию урока: Чем мы сегодня занимались? Чему научились? и т. д. Так как эти поручения и вопросы повторяются из урока в урок, то необходимо постепенно научить учащихся воспринимать их на слух, без опоры на зрительный анализатор, правильно оформлять речью результаты выполнения поручений. Различение вопросов подготавливает учащихся к восприятию обиходно-разговорной речи и к ведению разговора с собеседником. Особенностью работы над вопросами является более быстрый и успешный перенос знакомых (усвоенных) вопросов с фронтальных занятий по развитию слухового восприятия на все другие уроки; развернутое оформление ответов на вопросы, овладение умениями самостоятельной постановки вопросов к предложениям, текстам. В заключение работы по восприятию вопросов и поручений проводится диалог на слух между учителем и учениками, а также между учащимися. Чтобы работа была более эффективной, нужно предварительно определить тему диалога. Лучше начинать с близкой, знакомой детям темы: "Семья", "Школа", "Дом", "Транспорт", "Проведение выходного дня" и т. д. В результате проведенной работы учащиеся должны уметь вести диалог с учителем, с товарищами по классу, с обслуживающим персоналом школы (библиотекарем, гардеробщиком, поваром), с малознакомыми и незнакомыми людьми. На индивидуальных занятиях в школе слабослышащих в работе по РСВ используются предложения. Задача занятий заключается в наиболее полном использовании слухового восприятия речи в учебно-воспитательном процессе, в подготовке слуха учащихся к восприятию речи окружающих людей, в овладении умением общения, в усилении слухового компонента при слухо-зрительном восприятии речи. Работу по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях следует начинать с различения материала разговорно-обиходной речи, вопросов, просьб, поручений, связанных с организацией учебной деятельности. Материал разговорно-обиходной речи наиболее легко воспринимается детьми, так как он повторяется почти ежедневно в классе на первых уроках, где задаются вопросы о временах года, погоде, днях недели, месяце, числе и т. д. Постепенно материал, изучаемый на индивидуальных занятиях, расширяется. Учащимся предлагаются вопросы автобиографического характера: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Кто есть в семье? Как зовут маму? и др. Затем изменяют формулировку вопросов и заданий так, чтобы ответы были шире и обобщеннее: Какая погода зимой? Расскажи о погоде летом, Назови свой адрес и др. Восприятие материала разговорно-обиходной речи подготавливает учащихся к различению вопросов, просьб, поручений, ведению диалога. Различение вопросов, просьб, поручений включает в себя два аспекта: дифференциация на слух фраз, связанных с организацией учебной деятельности, и фраз, выраженных различными словосочетаниями. Различение поручений, связанных с организацией учебной деятельности, типа: "Реши..." "Прочитай..." "Слушай..." и т. д. — не требует специального времени. Они отрабатываются как в ходе индивидуальных занятий, так и в процессе всех уроков. Важно научить учащихся воспринимать их в любых условиях. Поручения, выраженные различными словосочетаниями, требуют специально отведенного времени для усвоения их на слух. Например, учитель дает ученику поручение на слух: "Поставь стул около окна". Ученик, не повторяя поручения, его выполняет и отчитывается: "Я поставил стул около окна". При этом могут быть использованы следующие виды работы. 1. Работа с карточками. Перед учеником лежат карточки с написанными поручениями, которые отличаются друг от друга разным значением глаголов: Напиши упражнение. Перепиши упражнение. Спиши упражнение. Запиши упражнение... Ученик воспринимает на слух поручение, отыскивает соответствующую карточку, выполняет поручение и отчитывается в выполнении: "Я написал упражнение". Работа с карточками может проводиться и в другой форме. Карточки с поручениями лежат на столе так, чтобы ученик не видел их содержания. Он выбирает любую. Учитель читает поручение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|