Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №5«Выполнение тождественных преобразований в тригонометрических выражениях» 3 глава




2. Найдите сумму и разность чисел x = 29,41±0,005; у = 6,28±0,006.

3. Найдитезначение выражения:

4. Найти z1 ± z2, z1z2, z1/z2, если   z1= 4-i; z2= 2-i

 

Вариант №17

1. Найти абсолютную и относительную погрешности если известно, что 0,455 является приближенным значением для .

2. Найдите произведение чисел x = 52,47±0,005; у = 3,54±0,006.

3. Найдитезначение выражения:

4. Найти z1 ± z2, z1z2, z1/z2, если z1=2+2i; z2=2+i

 

 


Практическое занятие №3

«Выполнение тождественных преобразований над степенными выражениями»

Практическое занятие рассчитано на 2 часа, относится к теме «Корни, степени и логарифмы».

 

Формируемые компетенции: У2, У3, У4, З1, З2, З3

Цель: Научиться выполнять тождественные преобразования в степенных выражениях, используя формулы сокращённого умножения.

Методическое и техническое обеспечение:

- методические указания к выполнению практического занятия;

- комплекты учебно-наглядных пособий по соответствующим разделам математики.

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- проекционный экран;

- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;

- комплект слайд-презентаций.

 

 

Теоретические сведения

I. Свойства степеней

Определение: Пусть дано положительное число a и произвольное рациональное число n. Число an называется степенью, число a - основанием степени, число n - показателем степени. По определению полагают:


·

·


Частные случаи:


·

·

·

·


II. Свойства степени с рациональным показателем и квадратного (арифметического) корня

При решении задач на выполнение арифметических действий, прежде всего, следует обратить внимание на форму представления чисел и порядок действий. Полезно потренироваться в переходе от десятичных к обыкновенным дробям и обратно, в переходе от смешанных чисел к дробям и обратно. В процессе вычислений полезно сначала максимально упростить арифметическое выражение, выбрав подходящее представление чисел, освободиться от степеней с отрицательными показателями и т. п.

Напомним свойства степеней и действия с корнями:

 


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.


 

Формулы сокращенного умножения:


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

При решении задач часто необходимо освободиться от иррациональности в знаменателе дроби. Для этого применяют следующие формулы:

 

8. ;

9. , или ;

10. , или ;

11. ;

12. ;

13. ;

14. ;

15. .


Пример выполнения задания

Пример №1. Вычислить: а) ; б) ; в) ; г) .

Решение. 1)

2)

3)

4) Это задание некорректно, поскольку нет определения степени с дробным показателем для случая отрицательного основания. Математики договорились возводить в дробные степени только неотрицательные числа (и это оговорено в определении). Так что запись вида  считается в математике лишённой смысла.

 

Пример №2:

 

Пример №3. Упростить выражение:

Решение:

 

Пример №4. Найдем значение выражения

 

Пример №5. Преобразуем выражения:

Порядок выполнения практического задания:

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Оформить отчёт.

Содержание отчета: выполнить задания письменно на листах формата А4.

Контрольные вопросы:

1. Что называется степенью с натуральным показателем?

2. Как умножить 2 степени с одинаковыми основаниями?

3. Как разделить 2 степени с одинаковыми основаниями?

4. Как возвести степень в степень?

5. Дайте определение числа с нулевым показателем.

6. Сформулируйте правило возведения в степень произведения.

7. Сформулируйте правило возведения дроби в степень.

8. Как возвести в четную степень отрицательное число?

9. Как возвести в нечетную степень отрицательное число?

10. Понятие корня натуральной степени из числа и его свойства

11. Понятие степени с рациональным показателем. Свойства степени с рациональными показателем

12. Понятие степени с действительным показателем

 

Список литературы

1 Башмаков М.И.    Математика. Сборник задач профильной направленности М.: Академия Гриф 2013

2. Башмаков Н.А    Математика   М.: Академия Гриф 2011

3. www. fcior. edu. ru Информационные, тренировочные и контрольные материалы

4. www. school-collection. edu. Ru Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов


Индивидуальные задания

Вариант№1 Вариант№2 Вариант№3
 
Вариант№4 Вариант№5 Вариант№6
Вариант№7 Вариант№8 Вариант№9
 
Вариант№10 Вариант№11 Вариант№12
   
Вариант№13 Вариант№14 Вариант№15
Вариант№16


Практическое занятие №4

«Преобразование и вычисление значений логарифмических выражений»

Практическое занятие рассчитано на 2 часа, относится к теме «Корни, степени и логарифмы».

 

Формируемые компетенции: У2, У3, У4, З1, З2, З3

Цель: научиться вычислять и преобразовывать значения логарифмических выражений.

Методическое и техническое обеспечение:

- методические указания к выполнению практического занятия;

- комплекты учебно-наглядных пособий по соответствующим разделам математики.

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- проекционный экран;

- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;

- комплект слайд-презентаций.

 

 

Теоретические сведения

Логарифмом числа «b» по основанию «а» называется показатель степени (с), в которую нужно возвести число «а», чтобы получить число «b» , где

 Например:

десятичный логарифм,

натуральный логарифм, где

Свойства логарифма


1.

2.

3.

4.

5.

6. ,

7.


Основное логарифмическое тождество: 

 

Формулы перехода от одного основания логарифма к другому:

 

1. ,

2.

 

Если некоторое выражение А составлено из положительных чисел с помощью операций умножения, деления и возведения в степень, то, используя свойства логарифмов, можно выразить  через логарифмы входящих в выражение А чисел. Такое преобразование называется логарифмированием.

Часто приходится решать обратную задачу: находить выражение, логарифм которого представлен через логарифмы некоторых чисел. Такое преобразование называется потенцированием.

Пример выполнения задания

Пример №1. Вычислить , если известно, что

 Решение. Используя свойство 1, имеем =

 

Пример №2. Вычислить , если

Решение. Используя свойства 2 и 3, находим = = =

 

Пример №3. Вычислить , если

Решение. Перейдем в  к основанию 2.Воспользовавшись свойством 4,а затем свойствами 1 и 2,получим

 

Пример №4. Вычислить .

Решение. Согласно свойству 5, основание логарифма и логарифмируемое число можно возвести в одну и ту же степень. Следовательно, = =

 

Пример №5. Вычислить .

Решение. Имеем

Преобразуем показатель полученной степени:

Таким образом,   Из определения логарифма (тождество 1) следует, что

Пример №6. Найти значение выражения

Решение. Согласно свойству логарифмов 3 имеем

По свойству логарифмов 6 т.е. получим

Используя свойства логарифмов 3 и 6,имеем

 

Пример №7. Найти значение выражения

Решение. Используя тождество 2, перейдем в показателе степени к логарифму по основанию 7

По основному логарифмическому тождеству последнее выражение равно 2.

 

Пример №8. Прологарифмировать по основанию 5 выражение  где a,b,c-положительные числа.

Решение. Используя свойства 1-3 логарифмов, получим

Пример №9. Найти x(пропотенцировать), если

Решение. Имеем

Из равенства  находим, что

Порядок выполнения практического задания:

1. Выполнить задания.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Оформить отчёт.

Содержание отчета: выполнить задания письменно на листах формата А4.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные свойства логарифмической функции при а>1 и при 0<а<1.

2. Сформулируйте основное логарифмическое тождество.

3. Перечислите основные свойства логарифмов.

4. Приведите доказательства логарифмических тождеств.

5. Приведите определение логарифма числа по данному основанию.

6. Как связаны между собой графики показательной и логарифмической функций?

Список литературы

1 Башмаков М.И.  Математика. Сборник задач профильной направленности М.: Академия Гриф 2013

2. Башмаков Н.А Математика   М.: Академия Гриф 2011

3. www. fcior. edu. ru Информационные, тренировочные и контрольные материалы

4. www. school-collection. edu. Ru Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов

Индивидуальные задания

Вариант 1.

1. Найдите: а) ; б) .

2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: .

3. Прологарифмируйте по основанию 2 выражение .

4. Найдите х, если .

 

Вариант 2.

1. Найдите: а) ; б) .

2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: .

3. Прологарифмируйте по основанию 10 выражение .

4. Найдите х, если .

 

Вариант 3.

1. Найдите: а) ;  б) .

2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: .

3. Прологарифмируйте по основанию 3 выражение .

4. Найдите х, если .

 

Вариант 4.

1. Найдите: а) ; б) .

2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: .

3. Прологарифмируйте по основанию 0,7 выражение .

4. Найдите х, если .

 

Вариант 5.

1. Найдите: а) ; б) .

2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: .

3. Прологарифмируйте по основанию 5 выражение .

4. Найдите х, если .

Вариант 6.

1. Найдите: а) ; б) .

2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: .

3. Прологарифмируйте по основанию 0,2 выражение .

4. Найдите х, если .

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...