Практическое занятие №5«Выполнение тождественных преобразований в тригонометрических выражениях» 3 глава
2. Найдите сумму и разность чисел x = 29,41±0,005; у = 6,28±0,006. 3. Найдитезначение выражения: 4. Найти z1 ± z2, z1z2, z1/z2, если z1= 4-i; z2= 2-i
Вариант №17 1. Найти абсолютную и относительную погрешности если известно, что 0,455 является приближенным значением для . 2. Найдите произведение чисел x = 52,47±0,005; у = 3,54±0,006. 3. Найдитезначение выражения: 4. Найти z1 ± z2, z1z2, z1/z2, если z1=2+2i; z2=2+i
Практическое занятие №3 «Выполнение тождественных преобразований над степенными выражениями» Практическое занятие рассчитано на 2 часа, относится к теме «Корни, степени и логарифмы».
Формируемые компетенции: У2, У3, У4, З1, З2, З3 Цель: Научиться выполнять тождественные преобразования в степенных выражениях, используя формулы сокращённого умножения. Методическое и техническое обеспечение: - методические указания к выполнению практического занятия; - комплекты учебно-наглядных пособий по соответствующим разделам математики. - мультимедийный проектор; - ноутбук; - проекционный экран; - компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения; - комплект слайд-презентаций.
Теоретические сведения I. Свойства степеней Определение: Пусть дано положительное число a и произвольное рациональное число n. Число an называется степенью, число a - основанием степени, число n - показателем степени. По определению полагают: · · Частные случаи: · · · · II. Свойства степени с рациональным показателем и квадратного (арифметического) корня При решении задач на выполнение арифметических действий, прежде всего, следует обратить внимание на форму представления чисел и порядок действий. Полезно потренироваться в переходе от десятичных к обыкновенным дробям и обратно, в переходе от смешанных чисел к дробям и обратно. В процессе вычислений полезно сначала максимально упростить арифметическое выражение, выбрав подходящее представление чисел, освободиться от степеней с отрицательными показателями и т. п.
Напомним свойства степеней и действия с корнями:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18.
Формулы сокращенного умножения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
При решении задач часто необходимо освободиться от иррациональности в знаменателе дроби. Для этого применяют следующие формулы:
8. ; 9. , или ; 10. , или ; 11. ; 12. ; 13. ; 14. ; 15. . Пример выполнения задания Пример №1. Вычислить: а) ; б) ; в) ; г) . Решение. 1) 2) 3) 4) Это задание некорректно, поскольку нет определения степени с дробным показателем для случая отрицательного основания. Математики договорились возводить в дробные степени только неотрицательные числа (и это оговорено в определении). Так что запись вида считается в математике лишённой смысла.
Пример №2:
Пример №3. Упростить выражение: Решение:
Пример №4. Найдем значение выражения
Пример №5. Преобразуем выражения: Порядок выполнения практического задания: 1. Выполнить задания. 2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. 3. Оформить отчёт. Содержание отчета: выполнить задания письменно на листах формата А4. Контрольные вопросы: 1. Что называется степенью с натуральным показателем? 2. Как умножить 2 степени с одинаковыми основаниями? 3. Как разделить 2 степени с одинаковыми основаниями? 4. Как возвести степень в степень? 5. Дайте определение числа с нулевым показателем. 6. Сформулируйте правило возведения в степень произведения. 7. Сформулируйте правило возведения дроби в степень. 8. Как возвести в четную степень отрицательное число? 9. Как возвести в нечетную степень отрицательное число?
10. Понятие корня натуральной степени из числа и его свойства 11. Понятие степени с рациональным показателем. Свойства степени с рациональными показателем 12. Понятие степени с действительным показателем
Список литературы 1 Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности М.: Академия Гриф 2013 2. Башмаков Н.А Математика М.: Академия Гриф 2011 3. www. fcior. edu. ru Информационные, тренировочные и контрольные материалы 4. www. school-collection. edu. Ru Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов Индивидуальные задания
Практическое занятие №4 «Преобразование и вычисление значений логарифмических выражений» Практическое занятие рассчитано на 2 часа, относится к теме «Корни, степени и логарифмы».
Формируемые компетенции: У2, У3, У4, З1, З2, З3 Цель: научиться вычислять и преобразовывать значения логарифмических выражений. Методическое и техническое обеспечение: - методические указания к выполнению практического занятия; - комплекты учебно-наглядных пособий по соответствующим разделам математики. - мультимедийный проектор; - ноутбук; - проекционный экран; - компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения; - комплект слайд-презентаций.
Теоретические сведения Логарифмом числа «b» по основанию «а» называется показатель степени (с), в которую нужно возвести число «а», чтобы получить число «b» , где Например: десятичный логарифм, натуральный логарифм, где Свойства логарифма 1. 2. 3. 4. 5. 6. , 7. Основное логарифмическое тождество:
Формулы перехода от одного основания логарифма к другому:
1. , 2.
Если некоторое выражение А составлено из положительных чисел с помощью операций умножения, деления и возведения в степень, то, используя свойства логарифмов, можно выразить через логарифмы входящих в выражение А чисел. Такое преобразование называется логарифмированием.
Часто приходится решать обратную задачу: находить выражение, логарифм которого представлен через логарифмы некоторых чисел. Такое преобразование называется потенцированием. Пример выполнения задания Пример №1. Вычислить , если известно, что Решение. Используя свойство 1, имеем =
Пример №2. Вычислить , если Решение. Используя свойства 2 и 3, находим = = =
Пример №3. Вычислить , если Решение. Перейдем в к основанию 2.Воспользовавшись свойством 4,а затем свойствами 1 и 2,получим
Пример №4. Вычислить . Решение. Согласно свойству 5, основание логарифма и логарифмируемое число можно возвести в одну и ту же степень. Следовательно, = =
Пример №5. Вычислить . Решение. Имеем Преобразуем показатель полученной степени: Таким образом, Из определения логарифма (тождество 1) следует, что Пример №6. Найти значение выражения Решение. Согласно свойству логарифмов 3 имеем По свойству логарифмов 6 т.е. получим Используя свойства логарифмов 3 и 6,имеем
Пример №7. Найти значение выражения Решение. Используя тождество 2, перейдем в показателе степени к логарифму по основанию 7 По основному логарифмическому тождеству последнее выражение равно 2.
Пример №8. Прологарифмировать по основанию 5 выражение где a,b,c-положительные числа. Решение. Используя свойства 1-3 логарифмов, получим Пример №9. Найти x(пропотенцировать), если Решение. Имеем Из равенства находим, что Порядок выполнения практического задания: 1. Выполнить задания. 2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. 3. Оформить отчёт. Содержание отчета: выполнить задания письменно на листах формата А4. Контрольные вопросы: 1. Перечислите основные свойства логарифмической функции при а>1 и при 0<а<1. 2. Сформулируйте основное логарифмическое тождество. 3. Перечислите основные свойства логарифмов. 4. Приведите доказательства логарифмических тождеств. 5. Приведите определение логарифма числа по данному основанию. 6. Как связаны между собой графики показательной и логарифмической функций?
Список литературы 1 Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности М.: Академия Гриф 2013 2. Башмаков Н.А Математика М.: Академия Гриф 2011 3. www. fcior. edu. ru Информационные, тренировочные и контрольные материалы 4. www. school-collection. edu. Ru Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов Индивидуальные задания Вариант 1. 1. Найдите: а) ; б) . 2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: . 3. Прологарифмируйте по основанию 2 выражение . 4. Найдите х, если .
Вариант 2. 1. Найдите: а) ; б) . 2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: . 3. Прологарифмируйте по основанию 10 выражение . 4. Найдите х, если .
Вариант 3. 1. Найдите: а) ; б) . 2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: . 3. Прологарифмируйте по основанию 3 выражение . 4. Найдите х, если .
Вариант 4. 1. Найдите: а) ; б) . 2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: . 3. Прологарифмируйте по основанию 0,7 выражение . 4. Найдите х, если .
Вариант 5. 1. Найдите: а) ; б) . 2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: . 3. Прологарифмируйте по основанию 5 выражение . 4. Найдите х, если . Вариант 6. 1. Найдите: а) ; б) . 2. С помощью основного логарифмического тождества вычислите: . 3. Прологарифмируйте по основанию 0,2 выражение . 4. Найдите х, если .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|