Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 1. Сущность инновационного менеджмента




Б.А. Кобулов

 

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-практическое пособие

Для студентов специальности 061100

Всех форм обучения

 

 

Www.msta.ru

 

 

Москва - 2004


 

УДК

 

© Кобулов Б.А. Инновационный менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М: МГУТУ, 2004

 

 

В учебно-практическом пособии кандидата технических наук, доцента Б.А.Кобулова в кратком виде изложен курс важнейшей части современного управления рыночной экономикой – инновационного менеджмента. Особое внимание уделено как общим вопросам – необходимости инновационных процессов в современном обществе и связанных с этим управленческим задачам, так и конкретным проблемам инновационного менеджмента в организации. после каждой темы даны вопросы для самопроверки и тесты, позволяющие самостоятельно контролировать степень усвоения материала.

 

Пособие предназначено для студентов 4 курса, специальности 0611 «Менеджмент организации» дневной и заочной формы обучения и студентов 2 курса специальности 0611 «Менеджмент организации» заочной сокращенной формы обучения.

 

Автор: Кобулов Богдан Амаякович

 

Рецензенты: проф. д.э.н, Денискин В.В. МГУПП

проф. д.э.н, Александров Н.К., МГУПП

 

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73


 

Содержание

Введение.. 4

Часть 1. Сущность инновационного менеджмента.. 6

Необходимость инноваций в современном обществе. 6

Вопросы для самопроверки. 10

Инновации и инновационный процесс. Классификация инноваций. 10

Вопросы для самопроверки. 18

Ответьте на тест. 18

Организационные структуры инновационного менеджмента. 19

Вопросы для самопроверки. 31

Ответьте на тест. 31

Инновационная деятельность и продвижение инноваций. 32

Стадии инновационного процесса. 32

Коммерциализация инновации. 37

Рынок новшеств. 39

Рынок чистой конкуренции. 46

Рынок капитала (инвестиций). 47

Вопросы для самопроверки. 49

Ответьте на тест. 49

Государственная поддержка инновационной деятельности. 52

Вопросы для самопроверки. 54

Часть 2. Управление нововведениями в организации.. 55

Стратегия инновационной деятельности. 55

Общие принципы разработки инновационной стратегии. 55

Вопросы для самопроверки. 57

Порядок разработки инновационной стратегии. 57

Вопросы для самопроверки. 63

Ответьте на тест. 63

Инновационное проектирование. 64

Общие положения. 64

Вопросы для самопроверки. 66

Формирование портфеля проектов. 67

Вопросы для самопроверки. 70

Экспертиза инновационных проектов. 71

Задачи и основные приемы экспертизы.. 71

Вопросы для самопроверки. 75

Методы отбора инновационных проектов для реализации. 75

Вопросы для самопроверки. 83

Управление инновационным проектом. 83

Вопросы для самопроверки. 88

Ответьте на тест (ко всей теме «Инновационное проектирование») 89

Тест по всему учебному пособию... 91

Литература.. 92

Ответы на тесты к отдельным темам.. 94

«Виктор Гюго был прав, когда сказал, что никакая армия не в силах противостоять идеи, время которой пришло. Но если вы тупоголовы, и время и идея могут пройти мимо» Бен Бова. «Частное предпринимательство», «Наука и жизнь», № 7, 1999

Введение

 

Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие для нашей страны. Раньше (до перехода к рынку) в специальной литературе и документах применялись понятия «управление научно-техническим прогрессом», «внедрение достижений науки и техники в производство» и пр. В рыночных условиях, когда организации осуществляют самостоятельную деятельность, эти понятия теряют смысл. С другой стороны от того, насколько быстро и своевременно организация будет использовать достижения современной науки и техники, зависит ее уровень конкурентоспособности, а подчас и само существование. Только при развитии рынка и рыночных механизмов управления экономикой возникают совершенно новые общественно-экономические реалии, такие как рынок ценных бумаг, рынки капитала и инноваций, рынок рабочей силы и пр. В таких условиях от инновационной активности фирмы зависит не только конкурентоспособность, но и само ее существование.

Следует понимать, что в СССР, также как и в странах социалистического лагеря, новые технологии, а также новые товары, услуги и прочие плоды научно-технического прогресса, приходилось внедрять в плановом порядке. Сам механизм экономики, ориентированный на жесткий планово-командный стиль управления, не был приспособлен к иному виду освоения новых технологий. В рыночной экономике, где все организации имеют юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении «сверху» речи быть не может. Поэтому инновационный менеджмент, также как и другие виды менеджмента, являются для нашей страны совершенно новым понятием. Рыночные условия диктуют то, что в стратегии многих фирм наблюдается определенная переориентация к применению инновационной стратегии, т.е. конкуренции на основе эффективного использования современных технологических разработок («стратегия технологического прорыва»), поискам и освоению нового рыночного сегмента – «ниши», соответствующему технологическому и производственному потенциалу фирмы.

Если говорить определённее, то в начале XXI века в обществе складывается совершенно новая ситуация, которая очевидно и будет определять дальнейшее развитие человечества. Академик Макаров В.Л., директор Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН на общем собрании Академии наук РФ сделал соответствующий доклад. Там, в частности, говорится: «Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа учёных и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации – наши современники. А это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний». [1, стр. 26].

Но экономика, основанная на знаниях, предполагает несколько иную ориентацию в использовании ресурсов, в частности трудовых. Здесь требуются люди совершенно иной квалификации. Ведь современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. И для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры, которые должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом иметь соответствующие знания и работать в различных организационных структурах — в исследовательских организациях, конструкторских бюро, вузах и пр.

Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Исходя из вышесказанного, целью настоящего курса является приобретение знаний о социально-экономических закономерностях научно-технического прогресса и управляющих воздействиях, способствующих их эффективной реализации.

Изучающие данный курс должны получить знания о том, что такое инновации, понять, как организуются работы по разработке и освоению научно-технических нововведений, как управлять сложнейшим процессом создания новой техники со всеми сопутствующими ему задачами: от анализа спроса на научно-техническую продукцию до оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.

Пособие разбито на несколько основных тем, которые соответствуют рабочей программе курса и построены таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть суть такого сложного понятия, которые является инновации в современном обществе. Первая часть пособия освящает общие вопросы. Здесь рассматриваются общие понятия: определения инноваций и связанных с ней (инновационный процесс, инновационная инфраструктура, организация инновационной деятельности и т.п.). Во второй части изложены вопросы, касающиеся инновационной деятельности в организации. Это разработка стратегии инновационного процесса, инновационное проектирование.

ЗНАЧКИ
& – Дополнительный и справочный материал, примеры
? – Обратить внимание
G – Определения

Для более полного понимания и усвоения учебного материала в пособии имеются вопросы для самопроверки и тесты. Текст снабжён специальными значками, которые помогают учащемуся лучше ориентироваться в излагаемом материале.

 

 

Часть 1. Сущность инновационного менеджмента

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...