Коммерциализация инновации
В предыдущем разделе мы довольно подробно рассмотрели процессы создания и разработки инновации, имея в виду научно-технический аспект этой проблемы. Однако, для инновационного менеджмента не менее важен и другой аспект управления инновационным процессом — знание рынка и умение управлять рыночными отношениями. Если рассматривать инновационную деятельность с этой точки зрения, то можно сказать, что побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности – необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. Однако, любая новация сама может стать объектом купли – продажи, что превращается во внешний стимул занятий инновационной деятельностью. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают именно стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства. Это вполне понятное явление, т.к. в условиях экономической нестабильности внутренние стимулы инновационной деятельности отступают на второй план. Переход на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. Начало нового века вносит новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности, конкурирующих, самостоятельных, хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего поведения в этой области. Таким образом, новации все чаще становятся объектом купли-продажи, т.е. становятся товаром, или научно-технической продукцией.
Отметим ещё раз, что речь идет о новшестве, т.е. о новой идеи (от англ. Invention), которое принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. (иначе говоря в инновацию). Другими словами, технологическое новшество является источником инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта
Научно-техническая продукция - законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-технических, технологических, проектных, конструкторских работ, реализуемый по договорным ценам. В научно-техническую продукцию включаются: документация, экспериментальные и опытные образцы новой техники (продукции), научно-технические услуги, включая пуско-наладочные работы, авторский надзор по освоению, ноу-хау («передовой опыт»), обучение заказчика, консультации и пр. Итак, новация превращается в научно-техническую продукцию тогда, когда становится объектом рыночных отношений. Любая научная, инженерная идея или просто новая мысль, если она представляет интерес для кого-либо, может стать продуктом на рынке.
Однако, как рыночный продукт научно-техническая продукция имеет свои специфические особенности. Первая особенность в том, что этот продукт имеет разные формы: от просто мыслей, чертежей, рисунков, формул, компьютерных программ, оформленных документально, до готового изделия или действующей технологии. Вторая особенность связана с тем, что научно-техническая продукция, в отличие от других продуктов, при потреблении не исчезает, поэтому возможна многократная реализация одной и той же новинки многим заказчикам. Говоря строго, это означает, что специфическая особенность такого товара заключается в способности к неограниченному умножению (мультипликации) доходов.
Третья особенность в том, что новация – такой товар, которым невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно инженерных, математических и пр.), профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Наконец, в четвертых, специфика новации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреждающую роль[3].
Говоря о научно-технической продукции следует рассмотреть рынки, связанные с нововведениями. Принято рассматривать три вида рынков, так или иначе имеющих отношение к инновационным процессам: рынок новаций (новшеств), рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций). Отметим ешё раз, что процесс введения новации (новшества) на рынок принято называть процессом коммерциализации.
На рисунке 3 изображена сфера инновационной деятельности. Основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции – рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции. Рассмотрим подробно все три вида рынков. Рынок новшеств На рынке новшеств основным товаром является научно-техническая продукция, на которую распространяется авторские права, защищаемые Российским и международным законодательством. Научно-техническая продукция появляется в результате работы исследовательских организаций и отдельных ученых. В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Как уже отмечалось, научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования – экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества; прикладные научные исследования – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач. В связи со спецификой научно-технической продукции имеют и свои особенности те аспекты рыночных отношений, которые относятся к области правового регулирования инновационной деятельности. Рынок новшеств формируют научные организации, учебные заведения, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные физические лица, занимающиеся изобретательской деятельностью. Продажа научно-технической продукции происходит путём т.н. передачи технологии.
Передача технологии (трансфер) — передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции; критерий наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для производственных целей. Продажа технологии - один из основных инструментов проникновения и закрепления на рынке. Она, как правило, связана и с товарной экспансией (поставка оборудования, проекты предприятий "под ключ") и с сопутствующими сделками на поставки сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, приносящих продавцу дополнительный доход. Экспорт технологии прямо пропорционален числу зарубежных патентов, заключение соглашения на передачу технологии часто является результатом предшествующего патентования инновации за рубежом. Охотнее идут на передачу технологии: § малые и средние предприятия; § предприятия, выпускающие многие виды продукции; § фирмы с высоким научно-техническим потенциалом; § предприятия, владеющие инновациями как побочными продуктами НИОКР или второстепенными технологическими процессами.
Покупка технологии способствует повышению конкурентоспособности промышленности, активизации экспорта, уменьшению зависимости от импорта. Полученная технология может стать катализатором при создании собственных технологий, развитии национальной сферы НИОКР. Многие страны, в частности ФРГ и Япония, придавали особое значение импорту технологий, в результате в 80-х годах ФРГ возглавила список экспортеров готовых изделий, а Япония заняла второе место. Государство, широко использующее импорт технологии для своего экономического и социального развития, формирует национальное законодательство, благоприятствующее притоку технологий (преференциальный режим валютного регулирования, касающийся платежей и переводов в иностранной валюте, льготный налоговый режим, специальные условия внутреннего кредитования и финансирования, поощрительная политика в области цен).
Формы трансфера технологий (ТТ): § передача патентов на изобретения; § патентное лицензирование; § торговля беспатентными изобретениями; § передача технической документации; § передача ноу-хау; § передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин; § информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т.п.; § инжиниринг; § научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами; § проведение различными фирмами совместных исследований и разработок; § организация совместного производства; § организация совместных предприятий. Одна из основных форм торговли технологиями – лицензирование.
Лицензия – разрешение отдельным лицам или организациям использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические или конструкторские секреты производства, товарный знак и пр. Предоставление лицензии осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответствии с которым собственник (владелец) патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.п. лицензионное соглашение может предусматривать комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. В этом случае лицензионное соглашение, как правило, предусматривает оказание лицензиаром комплекса сопутствующих инжиниринговых (инженерно-консультационных) услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства, ноу-хау, пуско-наладочные работы, подготовку кадров и т.д. Иными словами передача технологии происходит в разных формах: поставка готовой продукции, ее совместная разработка и производство (кооперирование), сооружение объектов “под ключ”.
Передача лицензий происходит в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Отметим, что часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые технологии промежуточного поколения. Главное, что необходимо отметить, что лицензируемая технология является товаром лишь в том случае, когда она надлежащим образом оформлена комплектом технологической документации, воспроизводима с заданным уровнем выхода годных изделий и сертифицирована. Как следует из вышесказанного, основным и очень важным моментом передачи технологии является защита авторских прав владельцев научно-технической продукции. Основным документом, защищающим права владельца, является патент.
Патент - документ, предоставляющий владельцу исключительные права на распоряжение и использование изобретения или открытия. Патентная чистота - юридическое свойство объекта патентного права на использование в данной стране без нарушения на ее территории охранного права. Но не все объекты инновационной деятельности поддаются патентованию. К ним, в первую очередь, относятся т.н. «ноу-хау». Дело в том, что основе любого новшества лежит некое изобретение или открытие. Запатентовать изобретение означает, помимо всех правовых моментов, связанных с оформление заявки на патент, чётко сформулировать т.н. «формулу изобретения». Формула изобретения это сформулированное в одной или нескольких фразах суть того, чем это изобретение отличается от всего остального в данной области, в чём именно его новизна.
Приведём хрестоматийный пример. Зингер – изобретатель современной швейной машинки так сформулировал суть своего изобретения: «Прелагается устройство для сшивания всех видов ткани …, отличающееся тем, что отверстие для вдевания нитки находится около острого конца иглы». (За точность формулировки не ручаемся). Как видим, любая современная швейная машина, какой бы сложной и автоматизированной она не была, всё равно попадает под действие этой формулы, т.к. именно в ней чётко показан основной принцип работы данного устройства. Если можно создать другую швейную машинку, у которой отверстие для вдевания нитки будет расположено в другом месте, то её автор получит патент. Как видим, пока что это не удалось никому сделать.
Однако, после патентования собственно изобретения, начинается его практическая реализация, во время которой появляется большое количество разных практических приёмов, навыков работы с ним, того, что называется секретами мастерства, практическим опытом. Любой старый мастер имеет в своем профессиональном арсенале огромное количество таких приёмов, накопленных за годы работы. Все вместе это и составляет то, что называется английским словосочетанием know-how («знаю как»). Таким образом, н оу-хау (know-how) - это умение, знание и навыки, которые не являются общеизвестными (не защищены патентами), но могут использоваться в производственной деятельности. Иными словами, это технические знания и практический опыт разного характера, которые представляют собой коммерческую ценность, связаны с секретами производства и применяются в профессиональной практике. Основные отличия передачи ноу-хау: § большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта; § необратимый характер передачи ноу-хау; § постоянно присутствующий временной фактор; § неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау (быстрое развитие технологии делает общедоступным ноу-хау, являвшееся секретным). Ноу-хау составляют основу т.н. беспатентной лицензии.
Из вышесказанного следует, что лицензии могут быть патентными и беспатентными. Патентной лицензией называется лицензия на передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау». При инвестиционном сотрудничестве, продаже новой техники и технологии распространение имеют беспатентные лицензии, которые разрешают использовать только «ноу-хау» без патента на изобретение. По характеру и объему прав на использование технологииразличают простые (неисключительные), исключительные и полные лицензии. При полной лицензии продаются все имущественные права, вытекающие из патента, на срок договора. Исключительная лицензия эти права передает только в отношении конкретного продукта, простая - только для собственного производства в пределах, обусловленных договором. Открытая лицензия - любому лицу, заключившему договор о платежах. Формы выплат по лицензиям - роялти и паушальные платежи.
Роялти- лицензионное соглашение, включающее в себя обязательство периодических платежей (доля от прибыли или доля от суммы проданной продукции, произведенной по лицензионному соглашению). Паушальные платежи - выплата за лицензию в несколько приемов (за один, два, три и более раз). На практике применяются комбинированные платежи (например, 10-15% - паушальные, остальные - роялти). Сумма отчислений зависит от ставки роялти и периода платежей (обычно 5-10 лет - гарантированный срок получения дополнительной прибыли). Кроме передачи технологии требуют пояснения такие формы сотрудничества на рынке новшеств как аренда новой техники и инжиниринг. Несмотря на улучшение условий кредитования, стоимость многих современных видов техники настолько велика, что ее покупка не под силу даже крупным компаниям. К тому же некоторые машины и оборудование нужны не постоянно, а в отдельные периоды. Покупка их означает для фирмы замораживание капитальных средств, требует создания системы их обслуживания и т.д. Сдача оборудования в аренду — выгодна и тем и другим. Фирма-арендодатель за ряд лет получает стоимость оборудования и даже больше, чем при его продаже. Фирма-арендатор выплачивает арендную плату за счет реализации продукции, выпуск которой обеспечивает это оборудование. Применяются два вида аренды: краткосрочная — до 6 месяцев (рейтинг) и долгосрочная (лизинг).
Инжиниринг - технические услуги по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции. Для продвижения товара на внешний рынок все большее значение приобретает не только послепродажное техническое обслуживание, но и техническое содействие, предваряющее покупку товара. Существует большое количество консультационных и инженерно-консультационных фирм, предоставляющих клиентам услуги типа инжиниринг. В Англии их свыше 500, во Франции — около 200. В комплекс услуг, называемых инжинирингом, входит, прежде всего, проектирование новых предприятий, новых технологических процессов. Эти работы выполняются по заказам как национальных, так и зарубежных компаний. Выполняя заказ, консультационные фирмы часто не только разрабатывают проект, "привязывают" его к местным условиям, осуществляют техническое наблюдение за монтажом оборудования, но выступают и в роли генеральных подрядчиков. Это позволяет им размещать заказы на поставку оборудования тем промышленным фирмам, с которыми они связаны. Другая форма инжиниринговых услуг связана с предоставлением фирмам технической помощи при внедрении изобретений в производство. Занимаясь инжинирингом, консультационные фирмы ориентируются на оборудование, производимое компаниями своей страны, тем самым расширяя для них рынок сбыта за рубежом. В заключении отметим, что в большинстве стран (в том числе и в России) интеллектуальные ценности приравниваются к имущественным ценностям (в бухгалтерском учёте они называются «нематериальные активы»).
Таким образом, участие в рынке новшеств может осуществляться в следующих основных формах: • развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР; • проведение исследований на кооперативных началах с другими организациями; • оформление заказов на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ сторонней организации; • приобретение лицензий на право производства товаров или услуг; •покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности; • приобретение нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства.
При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической, так и в процесс преобразования новшества в нововведения. Рассмотрим ещё один аспект, связанный с рынком новаций, описанный в [19] Существуют несколько методов продвижения инноваций (трасферта технологий – ТТ). Первый – "вертикальный" и второй – "горизонтальный" методы продвижения. При вертикальном методе весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД, от подразделения к подразделению. Однако, применимость этого метода весьма ограничена – либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб (например, концерн "Вольво", не выпускающий из рук даже снабжение своих автомастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы). Горизонтальный метод — метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками. Участников ТТ принято называть сторонами. Проект Международного кодекса поведения в области передачи технологии (его разработка осуществлялась в 80-х годах в рамках Конференции ООН, но не закончилась принятием документа) дает такое определение участника технологического трансфера: "Под стороной подразумевается любое физическое или юридическое лицо публичного или частного права как индивидуальное, так и коллективное (например, объединения, компании, фирмы, товарищества и прочие ассоциации) и любые их сочетания, независимо от того, кем они созданы, кому принадлежат, кем контролируются (государством, правительственными учреждениями, юридическими лицами или отдельными гражданами) и где функционируют, а также государства, правительственные учреждения и международные региональные и субрегиональные организации, участвующие в международных сделках по передаче технологии, которые обычно носят коммерческий характер". Необходимой составляющей горизонтального метода продвижения инноваций является ТТ. В Европе, например в Германии, классическим считается распределение функций между участниками инновационного цикла, приведенное в [16]. Кроме вертикального и горизонтального ТТ существуют коммерческий и некоммерческий ТТ. Объектами некоммерческого ТТ является свободная научно-техническая информация: научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п. кроме того в этот перечень входят международные конференции, сессии, симпозиумы, выставки, а также обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами. Некоммерческий ТТ чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов. Объекты коммерческого ТТ – это объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии. Кроме того, это ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки. К особенностям коммерческого ТТ относятся: высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, вследствие этого слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка это рынок продавца); высокая норма прибыли (большая разница между ценой и стоимостью); асимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны); большой объем технологического трансфера внутри транснациональных корпораций.
Рынок чистой конкуренции В экономических науках там, где идёт речь о ценообразовании, принято делить рынки по степени монополизации (т.е. по степени влияния на цену товара) на четыре основных типа: § рынок чистой монополии (единственный продавец, который диктует цену); § олигополистический рынок, на котором действуют несколько крупных продавцов; § рынок монополистической конкуренции с множеством продавцов, которые предлагают множество товаров, объединённых в группы по своему качеству и свойствам; § рынок чистой конкуренции. На этом рынке ни один покупатель или продавец не имеет большого преимущества в определении цены товара.
Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.
Рынок инноваций является именно таким рынком, т.к. каждое нововведение уникально и поэтому в процессе определения цены участвует только сам продавец и его потенциальный покупатель. Этот факт отражен и в определении научно-технической продукции, где сказано, что она продается по договорным ценам. Использование понятия «чистой» конкуренции позволяет уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной конкуренции и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности. Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно-технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций. С одной стороны, коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства и управления, повышать качество продукции и услуг, снижать издержки производства, совершенствовать систему технического обслуживания, сокращать эксплуатационные расходы у потребителей, повышать полезный эффект своей продукции (вида услуг), поддерживать необходимый уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности. С другой стороны, рынок безжалостно отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе участники этого рынка должны идти на рынок новшеств либо формировать его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|