Рынок капитала (инвестиций).
Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги). Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество рассматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства, полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако основным ограничителем удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и пр.). А, как мы уже говорили, капитал вкладывают туда, где он сможет принести доход (пусть и в отдалённой перспективе). И чем масштабнее проект, тем сложнее организаторам проекта привлекать инвестиции. Кроме того, есть проекты, которые настолько велики по масштабам, что ни одна организация самостоятельно не способна инвестировать такие большие средства. Поэтому такие грандиозные проекты, как освоение новых пространств, сфер деятельности (как, например, полёт человека к другим планетам) могут осуществить только государства, объединившие свои усилия и ресурсы. В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращались. Законодательством закреплены следующие основные нормы инвестиционной политики в промышленности:
¨ на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности; ¨ все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе: преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.
В самом общем виде инвестиции представляют собой вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения дохода. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги. Приобретая ценные бумаги, инвестор преследует три главные цели: ¨ безопасность вложений - отсутствие риска потерь капитала (вложенных денежных средств и ожидаемых доходов); ¨ доходность вложений - получение текущего дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или процента; ¨ рост вложений - увеличение капитала (рост рыночной цены ценных бумаг). Как уже отмечалось, государственные источники инвестирования в России весьма ограничены, а кредитные ресурсы в условиях инфляции весьма дороги. Поэтому основными источниками инвестиций являются собственные средства и финансовые инвестиции через рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг России только формируется, однако уже сейчас можно утверждать о наличии жесткой конкурентной борьбы в этом секторе экономики. Следует сказать, что за последние несколько лет ситуация в России меняется, экономика начинает выходить из кризиса, поэтому активно формируются все сегменты рынка инвестиций. Причём одна из главных тенденций этого процесса в том, что компании, получившие большие прибыли в сфере сырьевого бизнеса, начинают усиленно вкладывать деньги в другие отрасли экономики. Однако это тема отдельного разговора.
В заключении отметим. что все три вида рынка образуют т.н. инновационную сферу (инновационную инфраструктуру), которая представляет собой систему взаимодействия всех участников инновационного процесса: инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры (рис. 3). Вопросы для самопроверки 1. Какие основные стадии инновационного процесса? Каким образом они связаны с жизненным циклом? 2. На сколько этапов и стадий делится инновационный процесс? 3. Опишите особенности каждого из этапов инновационного процесса. 4. С какой стадии инновационного процесса начинается коммерциализация инновации? Чем она характеризуется? 5. Что такое научно-техническая продукция? В чём её основные особенности? 6. Сфера инновационной деятельности, из чего она состоит? 7. Что является товаром на рынке новшеств? Формы продаж этого товара? 8. Что такое трансферт технологий? Главные формы трансферта? 9. Какими бывают лицензии на научно-техническую продукцию? Назовите их основные отличия. 10. Чем отличается патент от «ноу-хау»? 11. Что такое инжиниринг? Его основные формы. 12. Что такое лизинг и рейтинг? В каком случае их применяют? 13. Особенности рынка чистой конкуренции и его связь с инновациями. 14. Какие существуют основные формы инвестиций? Какой вид инвестиций является определяющим в инновационной сфере? Ответьте на тест Жизненный цикл начинается с … 1. проектирования 2. подготовки производства 3. маркетинговых исследований Техническая проработка нового изделия относится к …
1. ранней стадии; 2. средней стадии; 3. заключительной стадии инновационного процесса.
На втором этапе проводятся … 1. фундаментальные исследования; 2. прикладные исследования; 3. экспериментальные разработки.
Опытная база науки это … 1. заводы и фабрики массового производства; 2. совокупность производств, выполняющих экспериментальные работы; 3. научно-исследовательские лаборатории.
Первая особенность научно-технической продукции связана с … 1. особыми отношениями покупателей к товару; 2. особой формой передачи собственности при продаже; 3. личными желаниями продавца.
Какой минимальный объем знаний необходимо иметь покупателю научно-технической продукции? 1. средней школы; 2. в пределах высшего образования; 3. специальных объем знаний, специфичный для конкретного новшества.
Фундаментальные исследования финансируются из … 1. специализированных фондов; 2. государственного бюджета; 3. банковского капитала.
К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности относятся … 1. низкие кредитные ставки банков; 2. экономическая ситуация в смежных отраслях; 3. сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции.
Одним из основных факторов проникновения и закрепления на рынке является … 1. продажа технологии; 2. высокий уровень активности в области новых разработок; 3. развитие производства.
Главным в передаче технологии является … 1. Чётко оформленный патент, являющийся юридической основой лицензии; 2. сумма денег, вырученная от продажи; 3. быстрое оформление акта купли-продажи.
Роялти это … 1. выплата за лицензию в несколько приёмов; 2. обязательство периодических платежей в виде доли от объема продаж, полученной прибыли и т.п. 3. новая инновационная форма клавишного музыкального инструмента.
При вертикальном трансферте технологий … 1. функции по созданию и распространению инноваций распределяются между фирмами-участниками; 2. инновационный цикл сосредотачивается в одной организации с передачей результатов от подразделения к подразделению; 3. НИОКР выполняется одной организацией, а остальные стадии распределяются между несколькими фирмами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|