Необходимость инноваций в современном обществе.
Современное общество во многих странах (за небольшим исключением) в начале XXI века представляет собой чрезвычайно динамическую среду, которая постоянно и очень быстро меняется. Такое состояние общества явилось результатом научно-технических революций, которые стали происходить после второй мировой войны, с начала пятидесятых годов двадцатого века. Накопление новых знаний привело к бурному развитию технологий, которые, в свою очередь, рождали новые и новые отрасли науки и техники, быстро находящие применение в отраслях экономики. Многие страны мира стали строить экономику и связывать дальнейшее своё развитие именно с новыми открытиями и изобретениями. Такой процесс принял лавинообразный характер. Инновационные процессы стали определяющими в развитии любой страны. Научно-техническая революция многократно ускорила процесс возникновения новых технологий, привела к появлению товаров с качественно новыми потребительскими свойствами и образованию рынков принципиально новой продукции, способствовала быстрому обновлению производства. Все это придало экономике столь недостающие ей в период господства монополии динамизм и гибкость, сделало возможными резкие структурные сдвиги. Принципиально изменяется положение малого бизнеса. Из придатка монополистических структур мелкие и средние предприятия превращаются в их конкурентов, препятствуют консервативной технической политике крупных корпораций. Во многих странах малый бизнес получает значительную правовую и финансовую поддержку со стороны государства, становясь тем самым значительной революционизирующей силой в экономике развитых стран, способствует развитию конкуренции. Он выступает реальным ограничителем монополизма.
Гибкость и динамизм, придаваемые современному производству научно-технической революцией, приводят к перманентному перераспределению экономической силы между различными компаниями, появлению новых флагманов и аутсайдеров, а в итоге — к росту конкуренции. Свободная конкуренция в процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также к разорению тех, кто отстает от прогресса в производстве. Можно отметить, что появлению и ускорению инновационных процессов в обществе способствовала всё более усиливающаяся конкуренция в современном рынке. Действительно, основной чертой рынка, его движущей силой является конкуренция[1] между всеми участниками рыночных взаимоотношений. Подчеркнём, что конкуренция существует как между производителями (предпринимателями), так и между потребителями, хотя этот вид конкуренции в рыночной экономике не является доминирующим. Большую роль играет соперничество между предпринимателями. Конкуренция охватывает также отношения между предпринимателями и потребителями. В странах с рыночной экономикой споры между ними о ценах, качестве товаров заканчиваются в пользу потребителей, но существует практика так называемого "навязывания потребностей", т. е. формирование предпринимателями стандартов потребления, оценочных критериев, стереотипов, влияющих на осуществление покупок, однако она базируется на более или менее точном знании и понимании предпринимателями динамики потребительских ожиданий. Итак, в самом общем виде рыночный механизм можно определить как механизм приспособления (адаптации) предложения к существующему спросу. Его смысл — движение методом проб и ошибок к общему равновесию цен, балансу произведенных и требуемых количеств продукта. Иначе говоря, речь идет о процессе, в ходе которого решаются три основных вопроса любой экономики: что, как и для кого производить?
В [19] отмечается, что в прошлом, в советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции. Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Многих людей вообще пугало слово "конкуренция": в ней виделся точь-в-точь безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням тысяч честных тружеников, но потворствующий небольшой кучке оборотистых и нечистых на руку бизнесменов, так называемых "дельцов", способных на любой поступок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения. Сегодня такие наивные представления о конкуренции, основанные на элементарной не информированности советских людей о подлинных реалиях конкуренции в странах с рыночной экономикой, эксплуатируются разве что немногочисленными противниками перехода к рыночной экономике. Жизнь показала, что именно благодаря конкуренции и на её основе государства с рыночной ориентацией обеспечивали движение вперед. Не останавливаясь на всех видах конкуренции (которые рассматриваются в соответствующих учебных курсах), рассмотрим те её черты, которые имеют отношение к нашему предмету.
Принято выделять ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции основным способом соперничества является снижение цен производителем на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей. При этом возможно следующее. Возможность снижения цены для фирмы без ущерба для уровня прибыли, которую создают более низкие издержки производства. На уровень издержек любой фирмы влияют как техника и организация производства на ее предприятиях, так и национальные условия производства (уровень зарплаты, расходы на социальное страхование и т. п.). Однако, часто снижение цен принимает недобросовестный характер (т.н. демпинг). Под демпингом понимается распространение товаров одной страны на рынке другой по цене ниже "нормальной", если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред производству, основанному одной из стран-участниц, или существенно замедляет создание иностранной продукции. В этом определении правильно указывается на цель демпинга — помешать развитию производства соответствующей продукции в данной стране.
Кроме общего снижения цен в мировой практике известно большое количество разных скидок, применяемых при внешнеторговых сделках. В современных условиях много говорят о "неценовой конкуренции" как важнейшем элементе борьбы за внешние рынки. Неценовая конкуренция в современных условиях имеет больше форм и проявляется в том, что фирмы стараются предложить потребителю, при прочих равных условиях товары и услуги более высокого качества, расширить их ассортимент и увеличить диапазон обслуживания, предоставить больше гарантий и пр. Однако, набор этих возможностей ограничен и рано или поздно перед любой организацией встаёт проблема выбора – что делать дальше? Как уцелеть в конкурентной борьбе? Простая логика развития рынка подсказывает определенный путь решения этой проблемы: когда исчерпаны возможности повышения качества существующего товара, необходимо предложить рынку что-либо новое. Отсюда вытекает объективная необходимость развития инновационной деятельности.
Интересные примеры, иллюстрирующие вышесказанное, можно найти в любой книге, посвященной современной экономике и менеджменту. Например, в [18] говориться, что в 50-е годы сильные позиции на мировом рынке часов принадлежали фирмам Швейцарии. Пытаясь увековечить свою монополию, они запретили экспорт оборудования для производства часов в другие страны. Уверенные в своем превосходстве, они замедлили обновление производства. В результате американские и японские фирмы сумели значительно потеснить швейцарских конкурентов на мировом рынке, разработав собственную технологию для часовой промышленности и предложив потребителям качественно новые потребительские товары, в частности электронные часы.
Аналогичная ситуация произошла на рынке спортивных товаров в 80-е годы. Фирма "Адидас" занимала господствующее положение на протяжении длительного периода времени. Но за последнее десятилетие ее монопольные позиции были серьёзно подорваны новыми конкурентами — фирмами "Найк", "Рибок". Это произошло потому, что они сумели обойти "Адидас" как в области новых технологий, так и в более гибкой и оперативной реакции на изменение запроса потребителей, в особенности массового потребителя. Преимуществом "Хьюлетт - Паккард" всегда была опора на новые виды продукции, на собственные патенты, обеспечивающие фирме исключительность. Конкуренция по линии нововведений путем производства таких изделий, каких никто больше создать не может, предопределила формирование и развитие в рамках компании мощных подразделений и служб НИОКР. Эти примеры показывают, как добиваются успеха фирмы, использующие в своей конкурентной стратегии инновации радикального характера. Однако, можно привести и примеры другого рода, когда успех приносит и использование инкрементальных (улучшающих) инноваций (см. таблицу 1-2). Вопреки расхожему мнению, продукция ИБМ далеко не всегда опережала по своему техническому уровню или качеству изделия основных конкурентов. Однако за счет лучшего технического обслуживания своих компьютеров и внесения в их конструкцию изменений, намного облегчающих ремонт, ИБМ удавалось многие десятилетия успешно вести конкуренцию. Девиз компании: "ИБМ — это лучшее в мире обслуживание!". Как видим, в данной ситуации ставка делается на инновации в сфере ремонта и обслуживания. Конкуренция – это то, что заставляет производителя идти на риск, на затраты для того, чтобы вырваться вперёд, обеспечить себе преимущество среди участников рыночного процесса. Но, есть ещё более важные факторы, которые сделали инновационные процессы в обществе определяющими в мировой экономической среде. В уже упомянутой работе [1] говорится, что современный мир, в преддверии нового тысячелетия, меняется не только количественно, но и качественно. Современная мировая экономическая система, благодаря изменениям, происшедшим в последние 50-60 лет, переходит к совершенно новым приоритетам и формам хозяйствования. На смену индустриальному миру, т.е. экономике, базирующейся на промышленном производстве, на переработке, в первую очередь, материальных ресурсов, приходит мир информационный, основанный на экономике знаний. Это, конечно, не означает, что промышленное производство уменьшается, либо ослабевает. Просто экономические приоритеты строятся на совсем другой основе, нежели индустриальная переработка природных ресурсов. Об экономической стороне этого феномена мы поговорим, когда будем рассматривать конкретные стороны инновационного процесса. Здесь же отметим, что в такой постановке вопроса, инновационные процессы становятся основным источником общественного развития, как для отдельно взятой организации, так и для страны в целом.
Таким образом, современное общество с экономической точки зрения является обществом, с развитой системой конкуренции, основанной на всемерном использовании знаний. Иными словами, хозяйственный механизм развитого общества базируется на приоритете потребления информационных ресурсов, являющихся главным фактором для победы в конкурентной борьбе как внутри самого общества, так и вне его (в мировой системе экономики). Вопросы для самопроверки 1. В чем суть основных структурных изменений, происходящих в современном обществе? 2. Что является движущей силой современной экономики? Какая роль при этом отводится инновационным процессам? 3. Как связана инновационная деятельность, проводимая организацией с её конкурентоспособностью? 4. Какую роль играет конкуренция и её основные виды в развитии современного рынка?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|