Совмещенные стратегии НИОКР (защитно-наступательные).
Данные стратегии применяются обычно крупными предприятиями, причем в силу большой капиталоёмкости фундаментальных и прикладных разработок и их рискованного (венчурного) характера обычно приобретался лицензии и "ноу-хау", а само предприятие осуществляет только технологическую доработку. Лицензирование Иначе называют поглощающей стратегией. Открывает много возможностей для приобретения лучших научно-технических результатов. Кроме того, перед фактом радикального нововведения конкуренты обычно разворачивают наступательные исследования или пытаются воспользоваться патентной защитой. Поэтому предложение лицензии отвлекает от собственных исследований, что является эффективной мерой для проведения наступательной стратегии. Промежуточная стратегия Часто выгодно, особенно для небольших фирм, заполнять пробелы («ниши») в специализации крупных компаний. Для этого выбирается промежуточная стратегия, которая строится на сознательных усилиях, направленных на избежание прямой конфронтации. Делается это на основе учета слабых сторон конкурента и собственных сильных сторон. Создание рынка Бывает, что для нового продукта создается совершенно новый рынок. Когда это достижимо (к сожалению, очень редко!), то обеспечивает компании высокую норму прибыли без особого риска. Разбойничья стратегия [4] Иногда характеристики новой технологии, нового технического принципа серьезно уменьшают размеры рынка для продуктов, реализующий этот принцип. Рыночгый лидер в этой ситуации оказывается уязвимым перед новой технологией и не станент ее внедрять, опасаясь отрицательных последствий. Это дает шанс аутсайдеру, овладевшему этой технологией, которому нечего терять.
Фирма “Wilkinson” вышла на рынок бритвенных лезвий с новым изделием: лезвиями из нержавеющей стали, которые имели намного больший срок эксплуатации, чем обычные лезвия. Компания “Gilett”, бывшая монополистом этого сегмента рынка, предпочла никак не реагировать на это, опасаясь серьезных потрясений. Аналогичная ситуация была с появлением электроламп с большим сроком службы.
Подобная стратегия обеспечивает преимущества на ранней стадии, но в долгосрочной перспективе обещает успех, если будет подкреплена наступательной стратегией. Привлечение специалистов Вместо покупки лицензии у конкурента можно попытаться привлечь его специалистов, работающих над проектом. Идеально, когда у конкурента возникает нежелание продолжить работы по проекту или идет сокращение расходов на НИОКР. Такой стратегии придерживаются целые страны. Например, в 1945 году США затратили огромные усилия на то, чтобы вывезти из Германии ведущих ученых, инженеров и специалистов. Еще шли бои, но вместе с передовыми частями в освобожденные города входили специальные подразделения разведки, которые имели информацию о том, кто из немецких специалистов находится в данном населенном пункте, находили их и вывозили в Соединенные Штаты. Эта политика во многом обеспечила прогресс США в научных и прочих исследованиях в послевоенные годы. Приобретение компаний Часто крупные компании присоединяют к себе мелкие, которые добились успеха в НИОКР, но не имеют ресурсов для развития инновации.
Таковы наиболее часто используемые стратегии инновационной деятельности. Как же конкретно осуществляется реализация выбранных стратегий? В любом случае, где бы ни разрабатывалась стратегия (в большой или малой организации), в отдельном, специальном инновационном подразделении либо в какой-то другой аналогичной структуре, наступает пора проведения НИОКР. Такие работы, как уже говорилось ранее, осуществляются в виде конкретных инновационных проектов. Поэтому далее, объектом нашего повествования становится инновационное проектирование.
Вопросы для самопроверки 1. Что является конечным этапом создания инновационной стратегии? 2. В каком случае предприятие решает разрабатывать инновацию самостоятельно? 3. Какие цели ставятся при разработке инновационной стратегии? 4. Какие организации используют наступательные стратегии? 5. На что направлена защитная стратегия? 6. Что такое поглощающая стратегия? На что она направлена? 7. Перечислите основные типы совмещённых стратегий? Ответьте на тест 1. Главным возражением против планирования исследований является … a. высокая стоимость их проведения; b. необходимость привлечения специалистов со стороны; c. случайный характер возникновения новых идей. 2. Основным условием внедрения инноваций является … a. наличие большого количества ученых и инженеров; b. эффективная система маркетинга; c. высокотехнологичное производство. 3. Выбор инновационной стратегии зависит от … a. состояния инновационного потенциала; b. состояния конкурентной среды; c. состояния банковских счетов. 4. Какое предложение не является формулировкой инновационной цели … a. повышение конкурентоспособности путём расширения сферы влияния на существующем рынке; b. сокращение издержек путём поиска и применения новых технологий; c. закрепление на новых рынках путём создания принципиально нового продукта. 5. Для достижения лидерства на рынке используется … a. Защитная инновационная стратегия; b. наступательная инновационная стратегия; c. стратегия минимизации издержек 6. Защитная стратегия направлена на … a. разработку новых технологических решений; b. реализацию стратеги роста в форме диверсификации рынка; c. сохранение своих позиций на рынке. Стратегия, которая уменьшает размеры рынка, называется … 1. Стратегией приобретения компаний; 2. Стратегией привлечения специалистов; 3. Разбойничьей стратегией.
Инновационное проектирование. Общие положения В первую очередь определим, что мы будем понимать под проектом в целом и инновационным проектом, в частности.
Проект, осуществляемый в рамках конкретной организации, представляет собой комплекс определенных во времени, по затратам, качеству и исполнителям работ, направленных на достижение цели в форме, удовлетворяющей потребности рынка.
Под инновационным проектом принято понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии [2]. Так, регулярное обновление ассортимента производимой продукции можно получить путем создания нового продукта, а также путем внесения изменений в техническую характеристику или в упаковку уже реализуемых товаров. Как видим, главным в понятии проекта может служить то обстоятельство, что это комплексное мероприятие, процесс проведения взаимосвязанных работ, ведущих к достижению цели, т.е. отличительной чертой любых проектных работ является их системность. Конечно, как и многое в менеджменте, нельзя сказать, что разработка и реализация конкретного проекта происходит вслед за разработкой стратегии. Процесс этот намного более сложный, стадии его взаимосвязаны и перетекают одна в другую. Как уже отмечалось, в небольших организациях инновационная стратегия чаще всего основывается на достижении одной, какой-либо конкретной цели. В этом случае инновационный проект сам по себе будет служить инновационной стратегией. В крупных компаниях, в зависимости от того, является ли она лидером в своём секторе рынка (проводит наступательную инновационную стратегию), либо «последователем» (защитная стратегия) наиболее эффективным решением считается создание инновационного портфеля, который должен содержать несколько новых идей и разработок, касающихся продуктов-лидеров или продуктов-последователей. Результатом этого деятельности становится выработка инновационных проектов по достижению отобранных инновационных целей. Вышесказанное можно отобразить в виде схемы (рис. 4) [36].
Здесь отметим еще одно важное обстоятельство. Многие нововведения (по крайней мере те, которые рассматриваются в настоящем учебном пособии) требуют для свой реализации финансирования, т.е. инвестиций (в переводе с английского – капиталовложения). Хотя некоторые нововведения практически не требуют капиталовложений или вообще финансовых затрат. Например, переход к новому расписанию в учебном заведении может затронуть интересы больших групп преподавателей, учащихся и, возможно, даже их родителей, вызвать борьбу, а потому потребовать больших усилий у менеджера. Однако это нововведение никак не связано с финансовыми вопросами. Однако, для подавляющего числа инноваций это не так. Поэтому часто инновационные проекты называют инвестиционными и из-за этого в определениях существует некая путаница. Поэтому прежде чем перейти к рассмотрению дальнейших вопросов, связанных, в том числе и с этой частью инновационной деятельности, определим, в чём основная разница между инновационным и инвестиционным проектом. Для этого воспользуемся работой [4], в которой достаточно чётко рассмотрен этот вопрос.
Инвестиционные проекты выделяются среди инновационных проектов тем, что для них основной является финансовая сторона. Инвестиционные проекты могут разрабатывать не только частные предприятия, но и государственные. Так, изменение налоговой системы - тоже инвестиционный проект С экономической точки зрения инвестиционные проекты описываются потоками платежей, т.е. функциями от времени, значениями которых являются затраты (и тогда значения этих функций отрицательны) и поступления (значения функций положительны). Как правило, вначале необходимо вкладывать деньги (производить затраты), а затем за счет поступлений возмещать затраты и получать прибыль. Однако возможны и ситуации, когда завершение проекта (например, закрытие атомной электростанции и утилизация отработанного ядерного топлива) требует существенных вложений. Таким образом, можно сказать, что инновационный проект переходит в стадию инвестиционного проектирования, когда все вопросы начинают рассматриваться с финансовой точки зрения. Теперь, когда мы определились с терминологией, перейдем к конкретным этапам инновационного проектирования. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определения понятиям «проект» и «инновационный проект». 2. что является отличительной ососбенностью любых проектных работ? 3. Какие основные этапы организации инновационной деятельности? 4. Чем отличается инновационный проект от ивестиционного? Какой основной критерий отличия одного от другого? 5. Когда инновационный проект переходит в стадию инвестиционного проекта?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|