Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заочная форма обучения на базе среднего профессионального образования)




Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы - 72 часа.

Аудиторных -12 ч.

Лекционных занятий - 4 ч.

Практических – 8 ч.

Самостоятельная работа (СРС)- 55 ч.

Контроль самостоятельной работы (КСР)– 1 ч.

Форма промежуточной аттестации:

зачет

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
лекции практич. СРС
  Предмет и значение логики. Основные логические законы. Понятие как форма мышления: общая характеристика.             Устный опрос, выполнение практических заданий
  Логические операции с понятиями.           Устный опрос, выполнение практических заданий
  Суждения             Устный опрос, выполнение практических заданий
  Умозаключения, их виды Аргументация       (1 –КСР) Контрольная работа
Промежуточная аттестация - зачет
  Итого       55 (1 – КСР)  

Содержание дисциплины «Логика»

Тема 1 Предмет и значение логики. Основные логические законы

Логика как наука. Краткий обзор истории логики. Предмет и значение логики. Основные законы формальной логики (закон тождества, непротиворечия, исключенного третьего, закон достаточного основания). Язык логики.

 

Тема 2 Понятие как форма мышления

 

Общая характеристика понятия. Виды понятий (по характеру признаков (положительные и отрицательные; абсолютные и относительные); по числу элементов объема (пустые, единичные, общие, неопределенные); по характеру элементов объема (собирательные и разделительные; абстрактные и конкретные). Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Сравнимость и степени совместимости сравнимых понятий. Отношения между понятиями.

Тема 3 Логические операции с понятиями

Обобщение и ограничение понятия. Вид, род, категория. Определение понятий. Виды определений. Правила определения (правило соразмерности объемов определяемого и определяющего, запрет круга и тавтологии в определении, правило неотрицательности, правило ясности определения). Операции деления и классификации понятия. Правила деления понятия (правило соразмерности деления, правило исключительности деления, правило одного основания деления, правило непрерывности деления). Некоторые операции с классами понятий.

 

Тема 4 Суждения

 

Суждение как форма мышления. Виды суждений. Характеристика простых суждений (атрибутивные, с отношением, экзистенциальные, утвердительные, отрицательные, едининые, общие и частные, общеутвердительные и общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные, выделяющие и исключающие). Характеристика сложных суждений (соединительные, разделительные, условные, эквивалентные). Модальность суждений (алетическая, деонтическая, аксиологическая, эпистемическая).

Логика вопросов и ответов. Виды вопросов (общие и частные; простые и сложные вопросы. Основные, дополнительные (вспомогательные) вопросы.Классификация вопросов по назначению (обобщающие, конкретизирующие, детализирующие, изобличащие, контрольные, наводящие; формальные, информативные (в т.ч. открытые, закрытые вопросы). Правила (требования) постановки вопросов (требование соответствия вопроса стилистическим правилам языка, требования определенности, конкретности, корректности, непротиворечивости, последовательности, нейтральности вопроса. Объем и содержание ответа. Требования к ответам на вопрос, приемы вопрос-ответной формы диалога (уловки и методы формулирования вопросов)

 

Тема 5 Умозаключения

 

Умозаключение как форма мышления: понятие и виды. Дедуктивные умозаключения (непосредственные и опосредованные). Простой категорический силлогизм. Выводы из сложных суждений.

Индуктивные умозаключения. Виды индукции (полная, неполная, популярная, научная и т.д.). Правила индукции. Методы научной индукции: метод сходства, метод различия, метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Умозаключения по аналогии. Виды аналогии (аналогия свойств и аналогия отношений). Условия состоятельности выводов по аналогии. Роль аналогии в науке и правовом процессе.

Тема 6 Логические основы аргументации: доказательство, критика; полемика (нормы, уловки)

Понятие и состав аргументации. Способы аргументации. Доказательство как форма мысли. Структура доказательства. Высказывания, не требующие доказательства. Принципы построения доказательств. Требования к аргументам, тезису, демонстрации доказательства. Правила аргументации. Логические ошибки и уловки в аргументации (ошибки в тезисе, в аргументах, в демонстрации (ошибка “незнания доказуемого”, полная и частичная подмена тезиса, Ошибка “предвосхищение основания”; передергивание фактов, ложность, недостоверность и произвольность аргументов, противоречие аргументов доказательства, ошибка “поспешного обобщения”, подмена аргументов софизмами и др.; нарушение логической связи аргументов с тезисом, ошибка перехода от условного суждения к безусловному, ошибка избыточного доказательства, “порочный круг” в доказательстве и т.д.) Критика как вид аргументации. Виды критики и их специфика. Способы критики.

 

Тема 7 Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория

Этапы развития знания (проблема, гипотеза, теория). Понятие гипотезы, судебно-следственной версии. Виды гипотезы. Построение гипотезы. Способы проверки и доказательства гипотезы (версии).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...