Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине




Вопросы к зачёту для студентов всех форм обучения

1. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Краткая история логики, виды логики.

2. Предмет и значение логики в деятельности юриста.

3. Основные законы логики: содержание и области их применения.

4. Язык логики.

5. Понятие как форма мышления.

6. Содержание и объем понятия. Вид, род, категория.

7. Виды понятий.

8. Отношения между понятиями.

9. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

10. Определение понятия. Правила определения понятий. Виды определений.

11. Деление понятий: понятие и виды.

12. Правила деления понятия.

13. Суждение: понятие и структура.

14. Виды суждений.

15. Виды и характеристика простых суждений.

16. Виды и характеристика сложных суждений.

17. Логические отношения между суждениями.

18. Модальность суждений.

19. Логика вопросов и ответов. Структура вопроса, ответа. Требования к вопросам и ответам.

20. Умозаключение: понятие и виды.

21. Правила построения непосредственных умозаключений.

22. Простой категорический силлогизм: состав и правила построения простого силлогизма.

23. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

24. Сложные силлогизмы. Сокращенные силлогизмы.

25. Индукция, ее виды.

26. Методы научной индукции (методы сходства, различия, сходства и различия, метод сопутствующих изменений, остатков). Ошибки построения индуктивного умозаключения.

27. Специфика использования умозаключений в юридической деятельности.

28. Умозаключения по аналогии. Аналогия предметов и аналогия отношений.

29. Условия состоятельности умозаключений по аналогии.

30. Роль аналогии в правовом процессе.

31. Логические основы аргументации: понятие и структура.

32. Способы аргументации: обоснование и критика.

33. Критика (опровержение) как логическая операция. Виды критики. Особенности критики тезиса, аргументов и демонстрации оппонента.

34. Правила и ошибки в аргументации.

35. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия.

36. Построение гипотезы и условия её состоятельности.

37. Способы проверки гипотез.

38. Доказательства гипотез.

39. Теория: этапы развития теории.

40. Принципы ведения полемики. Этика спора. Софизмы и паралогизмы. Понятие парадокса.

Информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

 

1. Ивин, А.А. Логика: учеб. пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / А. А. Ивин.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011.— 385 с. — (Бакалавр). Доступ возможен через электронный читальный зал (ЭЧЗ).–<URL: http://bashedu.bibliotech.ru/Account/logOn>.

2. Ивлев, Ю.В. Логика для юристов: учебник [Электронный ресурс]/ Ю.В. Ивлев: МГУ им. М.В. Ломоносова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 272 с. Доступ возможен через электронный читальный зал (ЭЧЗ).–<URL: http://bashedu.bibliotech.ru/Account/logOn>.

3. Кириллов, В.И Логика: учебник [Электронный ресурс]/ В.И. Кириллов, А.А. Старченко. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 240 с. Доступ возможен через электронный читальный зал (ЭЧЗ).–<URL: http://bashedu.bibliotech.ru/Account/logOn>.

4. Михалкин, Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие[Электронный ресурс] /Н.В. Михалкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 363 с. Доступ возможен через электронный читальный зал (ЭЧЗ).–<URL: http://bashedu.bibliotech.ru/Account/logOn>.

 

 

Дополнительная литература

  1. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения. Практикум. Уч.пособие.- Минск: ТетраСистемс, 1998.- 224.
  2. Брюшинкин В.Н.Практический курс логики для гуманитариев. Уч.пособие. - М.:Новая школа, 1996. - 320 с.

12. Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика. Структурный курс основ формальной логики: Учебное пособие в схемах, определениях и таблицах. - М.: Издательство “Щит-М”, 2002. - 192 с.

  1. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. - М.: Юрист, 2002. - 384 с.

14. Иванов Е.И. Логика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 2001. - 368 с.

15. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - 352 с.

16. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 256 с.

17. Корнилов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике / Под ред. В.И.Кириллова. - 4-е изд., перер. и доп. - М.: МЦУПЛ, 1999. - 160 с.

  1. Культура русской речи. Учебник для вузов/ Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. - М.: НОРМА, 2000. - 560 с.
  2. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Ростов -на-Дону: Феникс, 1997. - 384 с.
  3. Логика и риторика. Хрестоматия / Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. - Минск: Тетрасистемс, 1997. - 624 с.

21. Миронова Н.Г. Логика: Курс лекций. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. – 166 с.

22. Платон. Теэтет / Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. - М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. - 1056 с.

  1. Сборник упражнений по логике: Для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С.Клевчени, В.И.Бартона. - Мн.: Университетское, 1990. - 288 с.

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя наличие:

-учебно-методического кабинета;

- мультимедийного класса для проведения лекционных и практических занятий;

-портативных и стационарных компьютеров;

- компьютерного класса с доступом в Интернет, полнотекстовым базам данных научных электронных библиотек: www.ebiblioteka.ru, www.uisrussia.msu.ru, локальной сети филиала (учебно-методическое обеспечение дисциплины), который используется для проведения тестирования, контрольных и практических работ.

 

Методические рекомендации для преподавателя

Чтение лекционного курса

Лекции - это ведущая форма обучения, необходимая для приобщения человека к знаниям, нужным для качественного и эффективного осуществления профессиональной деятельности юриста, а равно для воспитания высокого профессионального правового сознания и правовой культуры юристов.

Основные требования к содержанию лекционного курса:

1. Соответствие ФГОС.

2. Построение лекционного курса на научной основе.

3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых, философов, мыслителей.

4. Отражение прогрессивных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития науки и практики в соответствующей области.

5. Наполнение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.

6. Реализация внутри и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы.

Виды лекций:

1. Вводная лекция.

2. Установочная лекция - ограниченная объемом и читаемая обычно для студентов-заочников. Ее назначение – ознакомление слушателей в общих чертах с системой и содержанием этой науки, оказание им помощи в усвоении сложных проблем, общий обзор литературы.

3. Основные лекции - лекции, освещающие соответствующие темы курса, предусмотренные рабочей программой.

4. Обзорные лекции - сводятся к освещению наиболее сложных тем и тех вопросов, которых нет в учебнике.

5. Проблемные лекции – лекции с использованием казусно-ситуационного приема, означающего создание и поиск путей разрешения вместе со студентами проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих.

6. Итоговая лекция - завершающая курс лекция, в которой дается обобщение всего пройденного путем освещения главнейших проблем преподаваемой дисциплины и последних новых данных.

Лекционный курс должен отвечать следующим основным методическим требованиям:

1. Характеризоваться целостностью и дидактической обоснованностью последовательности изложения содержания курса и каждой лекции (быть систематизированным, логически стройным в плане изложения материала, содержать вводную, основную и заключительную часть и т.д.).

2. Обеспечивать осуществление необходимого нравственно-психологического контакта лектора со слушателями, основанного на соблюдении норм профессиональной этики преподавателя высшей школы и направленного на создание в аудитории отношений доброжелательности, уважительности, внимательности, требовательности, увлеченности предметом лекции.

3. Содержать дидактически целесообразные формы и методы изложения материалов курса, предполагающие: ясность и доступность изложения с учетом уровня подготовленности обучаемых, их адаптированности к вузовским лекциям; акцентирование внимания аудитории на основных моментах лекции; четкое раскрытие и объяснение явлений, событий, закономерностей; точность научной терминологии; свободный стиль изложения лекций с привлечением в необходимых случаях заранее подготовленного текста или тезисов, возможно цитат из монографий либо иных источников; соответствие темпа изложения возможности конспективной записи студентами основных положений курса и восприятия логики его изложения; эффективное использование методов разъяснения трудного для усвоения учебного материала, приемов повышения внимания, интереса и активности слушателей.

4. Рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и элементов новейших технологий обучения (казусно-ситуативный прием, педагогическое сотрудничество, диалог, использование графических образов, краткий итоговый опрос в конце лекции по рассмотренным вопросам и т.п.).

5. Обеспечивать методически обоснованное и эффективное применение вспомогательных учебных средств: наглядных пособий, демонстрационного оборудования, технических средств и компьютерных систем обучения, обеспечивающих интенсификацию учебного процесса, повышение прочности усвоения учебного материала, рационализацию труда преподавателя и студентов. Причем все факты, примеры, демонстрации, схемы, рисунки, приводимые лектором, должны служить средством для раскрытия основной идеи лекции.

Подготовка лекции является важным этапом, обеспечивающим высококачественное содержание и чтение лекции. Тематика читаемых лекций должна соответствовать рабочему плану изучения курса, составленному на основе учебной программы и утвержденному кафедрой.

Необходимыми элементами подготовительной работы преподавателя к лекции должны быть:

1) подготовка текста лекций, предпочтительнее полного или подробных тезисов лекции;

2) осмысливание, определение главной, основной идеи, цели лекции, обеспечивающих ее высокие идейно-теоретический уровень и практическую ценность;

3) разработка содержания лекции, обеспечивающего воспитание студентов в духе глубокого уважения к закону и законности, гордости за профессию юриста;

4) определение методических приемов, которые целесообразнее всего использовать при чтении лекции с учетом ее материала;

5) подготовка наглядных пособий к лекции (таблиц, схем и т.д.);

6) выбор монографий, научных статей, подлежащих рекомендации студентам по теме лекции;

7) подбор примеров из практики для иллюстрации отдельных положений лекции;

8) избрание приемов оживления лекции.

При работе над текстом, тезисами лекции важно определить план лекции.

В лекции целесообразнее всего рассматривать наиболее важные и сложные теоретические и практические вопросы. Главная задача лекции должна состоять в овладении слушателями теоретическим материалом, изложении основ науки, привитии навыков самостоятельного мышления при решении тех или иных проблем, при изучении тех или иных обстоятельств.

К лекции должны готовиться и участвовать в ней обе стороны – и педагог, и студент, только тогда она действительно становится видом коллективного мышления.

Чтение лекции. Если лекция начинается чтением новой темы, то целесообразно наряду с сообщением темы лекции дать очень краткую характеристику теоретической и практической значимости новой темы, сказать о мете и ее роли в учебном процессе. После чего лектор должен назвать основную монографическую литературу по теме курса и сообщить план лекции.

При продолжении чтения лекции по начатой теме необходимо напомнить студентам последнюю проблему предшествующей лекции, после чего возможен переход к последующему материалу лекции. При изложении вопросов темы лекции должны быть четко оттенены переходы от одного вопроса к другому, от одной проблемы к другой проблеме.

Окончание рассмотрения вопроса темы лекций должно заканчиваться, как правило, кратким содержательным выводом, заключением по нему.

Лектор должен читать лекцию свободно, в живой и доступной форме, что легче всего достигается наличием перед ним конспекта (тезисов) лекции. Читать лекцию следует умеренным темпом, излишне медленный темп чтения столь же вреден, как и чрезмерная быстрота.

Лекция должна отличаться высокой научностью содержания, отточенностью формулировок, логической стройностью аргументации и доказанностью, верностью фактических данных, безукоризненной точностью приводимых цитат, надлежащим научным аппаратом.

При рассмотрении спорных, дискуссионных вопросов необходимо кратко, четко изложить содержание спорной проблемы, основные точки зрения по проблеме представителей юридической науки. Во всех случаях лектор должен высказать свое мнение, определиться по спорному вопросу.

При чтении лекции необходимо заранее продумывать методику изложения понятия определений, иных важных положений лекций. При изложении, раскрытии их можно вначале сообщить понятие определения, а затем раскрыть его основные признаки, содержание, подведя итог сказанному определенным заключением. Возможен и иной прием подачи понятия определений, при котором вначале излагаются его признаки, а затем на основе изложенных признаков формируется само понятие определения, чем и заканчивается изложение этой части лекций.

Особенно важно при чтении лекций добиваться необходимого контакта лектора с аудиторией.

Мастерство лектора – понятие емкое, многозначное. Среди его «слагаемых» - свободное владение материалом, манера держаться перед аудиторией. Но как бы ни были замечательны эти качества сами по себе, они окажутся обесценены, если их не сцементировать высокой культурой речи. Словесная беспомощность, а тем более неряшливость способны перечеркнуть и авторитет специалиста, читающего лекцию, и престиж представляемой им профессии.

Для развития у студентов юридического мышления полезно создание лектором проблемной ситуации, полемизации лекции. «Проблемной» называется такая лекция, в которой происходит процесс активного совместного мышления лектора и слушателей. Лектор, изучая ту или иную тему, выдвигает спорный в науке вопрос либо представляет модель (образ) определенной юридической ситуации и, привлекая внимание студентов, включает их в совместный поиск (путем, например, обращения к ним с вопросом: «как нужно решить эту проблему, какой здесь вариант будет правильным») решения проблемы. В процессе такого совместного творчества можно спорить, совместно формировать выводы, подтвердить правильность или обоснованность выводов студентов.

Всем содержанием подготовленной лекции, приемами и методами ее изложения, манерой своего поведения и своим внешним видом лектор должен неотвратимо, негласно, но постоянно, систематически влиять на студентов, воспитывая в них новое чувство ответственности к делу, благородные качества высокой культуры и глубокую преданность своей профессии.

В процессе чтения курса каждая лекция заканчивается краткой аннотацией следующей лекции: преподаватель перечисляет вопросы к ней.

Лекция – важный источник научной информации и во многих случаях незаменимый, т.к. современные темпы развития науки таковы, что учебники, монографии, периодические издания не в состоянии своевременно и полностью освещать новейшие научно-технические достижения и прогресс в области практики. Вместе с тем лекция представляет собой школу научного мышления для студентов, она оказывает на них огромное мировоззренческое, воспитательное влияние своим содержанием, методами и приемами изложения, обликом самого лектора, образованностью и эмоциональностью его речи.

Лекции в российских ВУЗах, имея магистральное значение в процессе обучения, аккумулируют в себе оба важных направления образования: передачу информации о соответствующих положениях той или иной отрасли знаний, ознакомление студентов с узловыми вопросами теории и практики изучаемой учебной дисциплины и воспитание у них всех тех качеств, которыми должен обладать любой современный специалист.

Учитывая изложенные выше методические рекомендации, вместе с тем необходимо иметь в виду, что научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса (ч. 4 ст. 20 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), при исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (ч. 4 ст. 55 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 с последующими изменениями и дополнениями).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...