Образовательные технологии
Изучение дисциплины «Логика» предполагает использование 4-х групп образовательных технологий: - информационно-развивающих; - деятельностных (практико-ориентированных); - развивающих (проблемно-ориентированных); - личностно-ориентированных. Целью использования информационно-развивающих технологий в процессе обучения является подготовка выпускника, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации. При выработке данной технологии ориентация на формирование системы знаний, их максимальное обогащение, запоминание и свободное оперирование ими. Основу технологий составляют различные формы и методы обучения, обеспечивающие усвоение студентами большого объема информации, в том числе: лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, программированное обучение, применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации. Лекции играют важную роль в инновационном образовании, поэтому лекция строится так, чтобы необходимые для решения профессиональных задач знания приобретались не путем их заучивания в готовом виде, а путем их самостоятельного «открытия» и «изобретения» с помощью методологических знаний. С этой целью используются модернизированные варианты лекций. Среди них наиболее подходящими для решения задач компетентностного подхода являются установочная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация. 1) В ходе установочных и обобщающих лекций раскрываются наиболее значимые методологические проблемы изучаемого содержания, систематизируются знания, выделяется их структура. На установочных лекциях звучат требования к результатам обучения, формируемым компетенциям, раскрыты возможные пути их достижения студентами, методы контроля. Обобщающие лекции читаются по завершении изучения модуля, в рамках которого формируется компетенция, и выполняют не только функцию проверки, но и интеграции знаний, которые изучались студентами на разных предметах. Лекция служит не только решению задач передачи студентам определенных знаний, но представляет собой способ наиболее емкого и оперативного представления научной, методологической и профессиональной информации, обеспечивая ориентацию студентов на освоение будущей профессиональной деятельности. Особым образом организованная лекция способна стать фактором активизации самостоятельной работы студента, способа формирования его профессиональных и мировоззренческих позиций. Наряду с ориентацией в предметном содержании, задача преподавателя при проведении лекции состоит в обеспечении условий мотивации студентов для принятия ими ценностей профессиональной деятельности и необходимых для ее осуществления знаний. Лекция должна побудить студента к решению профессиональных задач, осуществлению разных видов профессиональной деятельности. В этом плане полезной является лекция, выстроенная по принципам контекстного обучения. Она приобретает форму, воссоздающую реальные способы взаимодействия специалистов, обсуждающих теоретические вопросы профессиональной деятельности.
2) Ценность лекции проблемного характера связана с ее содержанием, направленностью на анализ информации, содержащейся в профессиональной задаче, и той дополнительной информации, которую вводит преподаватель во время разъяснения отдельных положений и понятий. Проблемное построение лекции, возможность включения в нее проблемных задач и последовательное развертывание процесса их решения способствует принятию студентами целей учебно-познавательной деятельности, включению их в систему активных исследовательских и познавательных действий.
3) Лекция визуализация является результатом поиска новых возможностей принципа наглядности. Она ориентирована на то, что профессионально важным качеством необходимым для осуществления профессиональной деятельности является способность преобразовывать устную и письменную речь в визуальную форму. Метод визуализации способствует формированию профессионального мышления за счет систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых, существенных элементов предложенного содержания дисциплины. Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая различные виды информации, в наглядный образ, который, будучи воспринятым, развернется и станет опорой адекватных мыслительных и практических действий. Студенты приобретают также умения планировать презентацию решения любой задачи, определяя и обосновывая структуру его визуального сопровождения; выбирать адекватные способы визуализации; оценивать качество предложенных другими студентами визуальных проектов. Традиционной учебной формой в процессе изучения дисциплины остаются практические занятия. Именно они формируют у них навыки юридического мышления, реализуя принцип совместной деятельности, сотворчества студентов и преподавателя. В процессе их проведения студенты получают опыт применения способов решения задач профессиональной деятельности, усвоят ее приемы, научатся анализировать ход и результаты, находить и корректировать ошибки. Семинарские занятия формируют когнитивный компонент будущих компетенций. Для лучшего усвоения материала курса важную роль играет метод анализа и самостоятельного моделирования студентами конкретных ситуаций, регулируемых правом. Ведущая цель д еятельностных (практико-ориентированных) технологий заключается в подготовке профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Ориентация при разработке технологий – на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.
Технологии обучения включают в себя комплекс активных методов обучения: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры, «погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах), моделирование профессиональной деятельности. Развивающие технологии (проблемно-ориентированные) применяются с цельюподготовки выпускника, способного проблемно мыслить, видеть и формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. Развивающие технологии включают в себя методы проблемного обучения. Проблемное обучение может осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности: · первый уровень – проблемное изложение учебного материала преподавателем; · второй уровень – преподаватель создает проблемные ситуации, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение; · третий уровень – преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности обучаемые; · четвертый уровень – преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют проблему и находят способы ее разрешения. Личностно-ориентированные технологии обучения ориентированы на учет возможностей, способностей и целей обучаемых, создание условия для развития их способностей. Ведущая цель – формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Эти технологии содержат такие элементы, как установление соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в пользу последней, опережающая самостоятельная работа, индивидуализация обучения (программированное, модульное), индивидуальное собеседование, метод проектов, установление своего темпа работы по индивидуальному плану. Интерактивные формы проведения занятий предусматривают широкое использование компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках дисциплины предусмотрены встречи с потенциальными работодателями, представителями государственных и общественных организаций. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет не менее 20 % аудиторных занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|