Эволюционно-организмическая социология Г.Спенсера.
Герберт Спенсер (1820-1903) - Английский философ и социолог. Он основывал своё учение на трёх базовых понятиях: эволюционной теории, органицизме и учении о социальной организации. Спенсер создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии психологии и другим наукам. Он является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается, как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне этой связи, спенсер рассматривал общество, как организм, развивающийся по естественным законам. Он уподобил общество биологическому организму. В подтверждении своей теории Спенсер приводит разнообразные сравнения. Так правительства государства уподобляется им мозгу человека, торговля сравнивается с кровообращением, кровяные тельца - с деньгами, телеграфные провода, несущие информацию, сравниваются с нервной системой и т.д. Эволюционная теория, созданная на 7 лет ранее учения Дарвина, основана на идее существования эволюции в биологическом мире и формулирует принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Его эволюционизм распространялся на все явления как природы, так и общества, например: даже психология и культура естественны по происхождению и потому развиваются по законам эволюции. Эволюция представляет собой единство двух взаимосвязанных процессов – интеграции (объединения) и дифференциации (разделения), когда объекты переходят от состояния однородности к разнородности, т. е. содержат в себе разнообразные и неоднородные элементы. Так, общество возникает как объединение людей в связи с ростом численности или постепенным
слиянием маленьких владений в крупные, феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. Эволюция проходит 3 фазы: − неорганическую (космические системы); − органическую (растительный и животный миры); − сверхорганическую - человека и общества. Спенсер выделял 2 этапа эволюции – эволюция простая, сущность которой состоит в количественной интеграции элементов, и сложная, связанная с возникновением новых качеств и свойств, переходом от однородности к разнородности. Переход от однородности (гомогенности), к разнородности (гетерогенности), фактически связывается им со специфической определённостью, которая отличает общество. Социальный организм состоит из трёх главных систем, в соответствии с которыми и формируются основные социальные институты: − регулятивной; − производящей средства для жизни; − распределительной. Источник классовых различий - завоевания, - победители господствуют, побеждённые - подчиняются. Социология в качестве своего предмета имеет: наблюдение фактов, их описание и систематизацию. Обществу - продукту эволюции, свойственны разнородность массы и координация взаимодействия между составными элементами. Первобытное общество – продукт неорганических, биологических и психологических факторов эволюции, оно простое и однородное, и лишь впоследствии постепенно переходит к разнородности. В обществе нет главных и второстепенных элементов - всё имеет значение для него как для целостного организма. Спенсер также рассматривал проблему распада общества. Он писал, что распаду общества предшествует его упадок. Этот процесс начинается, прежде всего, с прекращения эффективной деятельности государственных институтов, включая институты власти, армию, прогрессивные организации.
Социология Э.Дюркгейма К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца 19 -начала 20 века относится французский социолог Э. Дюркгейм. (1857-1918) Он развил учение Конта и Спенсера, продолжил разработку теории общества как единого социального организма. Дюркгейм выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни. Он был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося в строго логическом объяснении явлений общественной жизни. Дюркгейм стал разрабатывать свой метод в социологии. «Социология, - писал он, - есть наука о социальных фактах». Под социальными фактами Дюркгейм понимал, прежде всего, политические, правовые, морально-религиозные и другие идеи, нормы ценности. Он указывает на два основным признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Воздействие на людей социальных фактов, в конечном счете, организовано сознательно и осуществляется через социальные институты. Социальный факт, по Дюркгейму, существует лишь там, где существует определенная организация. Большое значение Дюркгейм придавал моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов для его деятельности. В вопросе об источниках социальной эволюции Дюркгейм в отличие от Конта и Спенсера считает решающими социальные истоки развития общества, прежде всего коллективное сознание и коллективную деятельность людей. Он разграничивал понятия индивидуального и коллективного (социального), доказывая приоритет социального над индивидуальным в силу объективности последнего, как возвышающегося над индивидуальным. Общество, возникнув в ходе индивидуального взаимодействия, в дальнейшем становится вне и над индивидуальной реальностью, выступая единым реальным субстратом всего разнообразия форм человеческого бытия: хозяйства и права, политики и морали, торговли, религии, искусства и др. Типология форм общественной жизни трактуется им как социальная эволюция, начинающаяся с простых форм, интегрирующихся в более сложные системы. Простейшими из них являлись орда и клан, для которых характерны:
− отсутствие дифференциации на общности; − отсутствие промежуточных объединений. Он выдвигает проблемы структурной организации общества, полагая, что таксомония (видовая классификация), и исторические фазы развития - две разные вещи. Он наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидуумами, а впоследствии отождествлял его с Богом. Большое внимание он уделял понятию разделения труда, поскольку оно создаёт профессиональные корпорации - новые органы общественной солидарности. Они должны реализовывать широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса общества. Благодаря выполнению различных трудовых функций и обмену продуктами труд устанавливается гармоничная система общественных отношений. Чем большего профессионального мастерства достигает человек, тем более он становится социально зрелой личностью. На заре эволюции личности не было, господствовало коллективное сознание, отражающее характер народа, его идеалы и традиции. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Договор покупателя с продавцом, предпринимателя с рабочим, доверителя с поверенным - форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законом, на которых покоятся социальные институты общества. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность поглощается коллективом, так как она основывается на господстве одних и подчинении других, порой и вынужденном. В обществе, основанном на органической солидарности,- личности дополняют друг друга, действуя на основании интереса и взаимовыгодного сотрудничества. Солидарность, основанная на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий. Решающая роль в социальной интеграции отводится идеалам и верованиям (коллективным представлениям), поэтому причины кризиса общества он видел в несовершенстве моральных норм, в ослаблении авторитета традиционной дисциплины и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|