Некоторые более глубинные возможности использования дружбы
Дружба обладает ценностью, которая затрагивает более глубокие интересы личности, чем общие хобби и расслабленное общение. Существуют глубинные психологические возможности использования дружбы в нашей жизни. Друзья помогают нам справиться с тревогой. Тревога до определенной степени свойственна нам всем. Наиболее желательное решение — любовь и брак, но и в эти отношения мы вносим тревогу, и сами по себе они способны порождать тревогу. Друзья, особенно дружеские группы или кружки, — отличное противоядие от тревоги. В группах «я» индивида расширяется, в группе чувствуешь поддержку союзников. Встречаясь вечером с друзьями, мы смеемся, спорим, танцуем, играем, обсуждаем какие-нибудь проблемы — занимаемся общей деятельностью, которая нравится друзьям. Какова бы ни была эта деятельность, мы становимся частью группы и наша тревога ослабевает, временно отходит в сторону. Друзья помогают нам объективней относиться к себе. Человек, у которого неприятности, которому больно, который чем-то встревожен, чем-то рассержен или просто угнетен, недоволен миром, своей судьбой, по1ружается в себя. У него в голове мелькают одни и те же напряженные мысли, бесконечная долгоиграющая пластинка, до тех пор пока все его мысли не окрашиваются этой эмоцией. А если человек с друзьями, он отрывается от сосредоточенности на себе. Друзья снимают иглу с дорожки. Возможно даже, что игла переместится на другую дорожку. Друг говорит о себе, и ты начинаешь думать о нем, а не о себе. И когда он заканчивает рассказ о своих бедах, собственные неприятности могут показаться незначительными. Часто встреча с встревоженным другом вызывает
[231] такую озабоченность, что собственные беды, которые час назад казались такими страшными, становятся легче воздуха. Они просто улетают. В групповой терапии мы обнаружили, что люди испытывают огромное облегчение от простого открытия, что они не исключение, что другие люди сражаются с теми же проблемами, делают те же ошибки, страдают от таких же ран и ушибов. Дружба может послужить той же цели. Есть возможность получить пользу от ошибок друзей. Гарантии здесь нет, но такое может случиться. Мы можем даже воспользоваться умом друзей. И в самом крайнем случае друг может послужить своего рода резонатором. Иногда разговора о собственных бедах с преданным другом бывает достаточно, чтобы так осветить проблему, что мы неожиданно находим решение. Иногда лучшим средством от бед становится друг, способный внимательно выслушать. Дружба в своем лучшем виде — это свободная ассоциация равных, осуществляемая по свободному выбору. Друзья помогают друг другу потому, что хотят этого, а не потому, что обязаны. Конечно, и тут есть исключения. Иногда ищут дружбы с человеком, который способен помочь в делах, или знает нужных людей и способен протолкнуть нужное решение, или знаком со многими девушками и может устроить свидание. Это не дружба, это поиск возможностей. Ничего особенно дурного нет в том, чтобы просить об услугах или оказывать их. Мы делаем это в бизнесе и в социальном общении ежедневно. Мы все оказываем различные услуги друг другу. Но не это мы называем дружбой. Дружба существует ради самой себя. Друзья верны друг другу, помогают друг другу не потому, что надеются то же самое получить взамен, а потому что любят друг друга. Как вскормить дружбу
Итак, дружба поистине ценна. Люди доказывают это тем, что постоянно завязывают дружеские отношения. Они могут жаловаться на друзей, но одновременно и радуются им.
[232] У некоторых друзей очень много. У других всего несколько, но их дружба глубокая и прочная. Как развивать дружбу? Развитие дружбы требует преодоления многих разделяющих сил — и в обществе, и в нас самих. Эти силы удерживают нас на расстоянии друг от друга. Это нелегко. Это означает смену отношения к себе и к миру. Легко усвоить технические приемы поведения, которые позволяют завоевать дружбу, но если мы сохранили неуверенность и страх, как мы можем заставить себя так вести? Первый шаг к дружбе — это раскрыться. Но это одновременно и самый трудный и пугающий шаг для застенчивого, неуверенного в себе человека. Беда также и в том, что застенчивость и неуверенность окружающими часто воспринимаются как снобизм. Человек, неуверенно чувствующий себя в обществе, настроен оборонительно по отношению к другому, и они обвиняют друг друга в надменности и высокомерии, которых оба не испытывают. Если бы один из них просто сумел улыбнуться, лед мог бы растаять. Но трудно вести себя по-дружески, если не испытываешь дружеских чувств. Человек хотел бы иметь друзей, но испытывает не дружеские чувства, а тревогу из-за того, что его могут отвергнуть, отнестись к нему пренебрежительно. К несчастью, молчание и социальная отчужденность подкрепляют подобные чувства. Повторение даже бессмысленных слогов обязательно вызвало бы ответную реакцию. А как только возникает взаимодействие, пусть очень поверхностное, сближение не кажется таким болезненным. Чем меньше мы замыкаемся в себе, тем больше людей встречаем на каком-то уровне своих интересов. Самый легкий способ возникновения дружбы — совместное удовольствие или общее дело. Люди, которые интересуются одним и тем же, могут заинтересоваться и друг другом. Нужно захотеть сделать первый шаг навстречу. Общий интерес или деятельность автоматически не перерастают в дружбу. Два человека могут совместно месяцами работать над каким-то общим делом или в политической кампании. Они могут понравиться друг другу, им будет нравиться совместная работа, но, подобно рельсам, они могут просто [233] идти параллельно друг другу и никогда не встретиться, никогда не сблизиться настолько, чтобы между ними возникла дружба. У них всего лишь «деловые контакты», как точно, но несколько бесчувственно говорят на Мэдисон-аве- ню1. Они не становятся друзьями.
Футбольные болельщики могут сезон за сезоном сидеть рядом друг с другом, смотреть одни и те же игры, болеть за одну и ту же команду, но никогда не разговаривают друг с другом. При третьей или четвертой встрече они могут кивнуть друг другу, но не сделают ни шага дальше, чтобы посмотреть, нет ли у них чего-то еще общего, кроме соседних мест на трибунах. Чтобы заводить друзей, нужно по-дружески вести себя. Если у нас не выработалась привычка к принятию самих себя и других людей, общественные контакты не вознаградят нас достойными отношениями. Нужно начинать с того, чтобы попытаться найти в людях, в незнакомых людях то, что нам нравится. Когда я был маленьким мальчиком, мама говорила мне: «Даже часы, которые стоят, два раза в сутки показывают правильное время». Если у нас есть терпение, если мы внимательны, мы сможем уловить момент в каждые двенадцать часов, когда остановившиеся часы показывают верное время. Я был гораздо старше, когда понял смысл этой нехитрой домашней мудрости. Даже те, кто как будто всегда ошибаются, тоже могут быть иногда правы. Требуется терпение и внимание, чтобы дождаться, когда они продемонстрируют какой-то свой привлекательный аспект. Нужно хотеть обнаружить в незнакомом человеке что-то хорошее. Его дело — проявить себя как личность, но наше дело — побудить его к этому. Одна и та же партитура исполняется разными оркестрами по-разному, в зависимости от дирижера. В каждом человеке найдется что-то привлекательное, если мы постараемся это обнаружить. 1Мэдисон-авеню — проспект в Манхэттене, в Нью-Йорке, на котором располагалось множество рекламных агентств. Остается символом торговой рекламы. — Прим. перев. [234] В самых неожиданных встречах может возникнуть момент благотворного общения. У двух человек может не быть ничего общего, но одна общая черта у них обязательно есть: они люди. Обнаружить проявление человечности в собеседнике всегда приятно, это надолго запоминается. Такие исключительные моменты возникают в исключительных обстоятельствах, например, на войне.
Общие военные испытания приводят людей к прочной и длительной дружбе. Вернувшись к гражданской жизни, они могут обнаружить, что у них нет ничего общего, и они не смогут общаться ежедневно, но они узнали друг друга в трудностях и опасностях и уважают друг друга. Они будут готовы пойти на все, чтобы помочь старому другу, если тот будет нуждаться в их помощи. Они не выбирали друг друга, но узы дружбы возникли у них в результате общих человеческих потребностей в трудных обстоятельствах. Конечно, не нужно ждать катастрофы, чтобы проявить эту общую человечность и завести друзей. Не нужно сильного внешнего давления, достаточно готовности к дружбе. Защищая дружбу
В зависимости от того, как мы обращаемся с дружбой, она может прочной или зыбкой. Те же невротические тенденции, которые могут вмешаться в любовь, способны испортить и дружбу. Хорошие друзья пользуются друг другом по-разному. Можно обратиться к другу в минуту подлинной необходимости и попросить о помощи. Можно использовать друга, когда это удобно. Друзья нужны для уверенности, для того, чтобы рассказать о своих бедах, и иногда мы в этом отношении используем друзей безжалостно. Само по себе это хорошая проверка дружбы. Мы можем превратить друга в свалку собственных несчастий, когда они нас одолевают. Но счет все равно сравняется, потому что, когда для друга настанут тяжелые времена, мы готовы служить ему такой свалкой. Это не вызывает напряжения в дружбе. Дружба становится напряженной, когда между друзьями нет равенства, [235] когда один друг использует другого, но сам не хочет быть использованным. Дружбе причиняется вред, когда один из друзей господствует над другим или эксплуатирует друга ради удовлетворения какой-то своей невротической потреб- ности. Мы не испытываем прежних чувств к другу, который выливает на нас свои беды, но забывает поделиться хорошими известиями. Дружба страдает, когда мы становимся слепыми и бесчувственными к друзьям. Иногда в хорошие минуты дружбу принимают как нечто само собой разумеющееся. Не обращают внимания на то, что человек многое вкладывает в дружбу, и такая невнимательность может причинять боль. В других случаях сильные чувства просто не разделяются. Тяжелые испытания возможны не только в любви, но и в дружбе. Высокомерная маленькая принцесса в сказке Оскара Уайльда «День рождения инфанты» демонстрирует свое равнодушие к чувствам других людей и приказывает: «На будущее время, пожалуйста, чтобы у тех, кто приходит со мною играть, не было сердца!»1
Мы изучаем искусство дружбы с самого раннего возраста. Если у родителей есть друзья, если у нас в детстве есть приятели по играм и если нам разрешают приглашать их в дом, мы вполне можем рассчитывать на хорошую дружбу во взрослой жизни. Некоторым из нас, у кого не было такого раннего благоприятного опыта, придется больше работать, чтобы завести дружбу. Как и в любви, в дружбе отражаемся мы сами; дружба — одна из разновидностей нашей любви и часть нашей биографии. Много у нас друзей или мало, но мы знаем, что они могут стать источником радости. Мир без друзей поистине мрачен и уныл. 1 Пер. 3. Журавской. — Прим. перев. [236] РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ
Две характерные черты отличают человека от низших животных форм: во-первых, мы пьем, когда не испытываем жажду, и, во-вторых, у нас нет брачного сезона. Мы занимаемся любовью и находим себе пару на протяжении всего года. И хотя справедливо, что у любви нет времени года, но один сезон считается особенно с ней связанным. Весной воображение молодого человека легко сворачивает на мысли о любви. Конечно, это особая любовь, для которой весна создает превосходную декорацию. Мы называем такую любовь романтической. У разумных людей романтическая любовь часто вызывает неодобрение. Она импульсивна, преувеличена, иррациональна и часто неблагоразумна. Она отвергает реальность и питается иллюзиями. Она непостоянна, часто кратковременна и может закончиться разочарованием. Это временное помешательство. И однако даже для самых разумных среди нас она обладает непостижимой притягательностью. Если мы ее никогда не испытывали, нам хочется испытать, а если испытывали, то вспоминаем о ней с нежной ностальгией. И если мир любит любящих, то именно тех, кто любит романтической любовью. [237] Любой аспект человеческого поведения, демонстрирующий явные противоречия, заслуживает рассмотрения, а поскольку это аспект любви, то и поведение, и иррациональная реакция на него требуют нашего внимания. Почему романтическая любовь при всей своей очевидной неразумности так привлекательна? А может, стоит вначале спросить: что такое романтическая любовь? Хотя ее возникновение наиболее очевидно связывается с временем расцвета рыцарства, лишь много столетий спустя романтическая любовь получила свое наиболее здравое выражение. В конце XVIII столетия, на исходе Века Разума, появилось слово «романтизм» для обозначения особого образа жизни и любви. Романтическая эра с ярким своеобразием расцвела в первые десятилетия XIX века. А потом, почти за одну ночь, сменилась материализмом научной и промышленной революции и больше никогда не достигала той философской респектабельности, которой очень недолго отличалась. Однако она принесла великолепные плоды, которыми мы наслаждаемся и сегодня, особенно в музыке и поэзии. Шуберт, Бетховен, Брамс, Шелли, Ките, Байрон — все это часть нашего романтического наследия. Мятежная романтика
В свое время романтика была восстанием против классицизма. В XVIII веке моден был классицизм, в это столетие все преклонялись перед разумом, порядком и сдержанностью формы. Сегодня мы используем слово «классический» для обозначения образца, самого полного воплощения какого-либо типа. Врач говорит о классическом образце болезни; он может с энтузиазмом даже назвать его прекрасным — к отчаянию пациента, который это случайно услышал. Врач имеет в виду, что это образец болезни, в котором отчетливо проявляются все ее симптомы и которая протекает в строгом соответствии с характерным описанием. Но гораздо чаще, будучи больны, мы проявляем только некоторые симптомы [238] болезни, но далеко не все, и можем при этом демонстрировать симптомы чего-то еще. Всякая болезнь протекает индивидуально, и это затрудняет для врача постановку диагноза. Очень редко представляем мы ему классические образцы своих болезней. Классицизм проявлялся в стремлении достичь стабильности, порядка, предсказуемости. Проверенные временем формулы, убеждения и классификации были приняты как основа для достижения в жизни желаемой гармонии. Романтизм превозносил противоположность этой упорядоченности. Романтики протестовали против ограничений формы и классификации, они стремились не к типичному, а к индивидуальному, не к обычному, а к необычному и красочному. Они отказывались от дисциплины разума ради выражения чувств и эмоций. И наконец дух романтизма отвергал жесткий мир реальности и позволял воображению погрузиться в экстравагантный и нереальный мир фантазии. Романтики не только оседлали крылатого коня — они бросили поводья ему на шею и пустили свободно лететь. Они парили в высотах экстаза, погружались в глубины отчаяния. Никакие преувеличенные чувства не казались им слишком сильными. Опыт стал романтической реальностью жизни, а разум — лишь бледным напоминанием о ней. Появляется Мефистофель
Гигантом романтической эпохи был Гете, в его личности воплощена вся противоречивость того времени. Подобно гиганту, он возвышался в обоих мирах: в мире разума, породившего век науки, и в мире страсти и поэзии. Гете внес вклад в науку своей блестящей классификацией ботанических форм и значительными открытиями в области оптики. В то же время он написал полный страсти роман «Страдания юного Вертера», который, говорили, поднял настоящую волну самоубийств молодых влюбленных по всей Европе. Бессмертное творение Гете «Фауст» подвело итог периоду романтизма. Фауста мы впервые встречаем стариком. [239] Он посвятил свою жизнь науке. Все его годы были отданы классическому порядку, сдержанности, контролю, предсказуемости, использованию разума и способности понимать. Он знает все, что можно узнать. И тем не менее чувствует, что упустил нечто существенное, от него уклонилось сердце. Он не овладел ни вселенной, ни самим собой. Он говорит:
Однако я при этом всем Был и остался дураком. Но знанья это дать не может, И этот вывод мне сердце гложет1.
Сомнения и остро воспринимаемое сознание своей неосуществленности — поле деятельности дьявола, и, конечно, появляется Мефистофель. Он искушает Фауста, призывает его отказаться от разума, и тогда перед ним откроется подлинная жизнь. Фауст уходит, чтобы обдумать сделку, которую ему предстоит заключить, а Мефистофель тем временем надевает его плащ и дает новому студенту «советы», как правильно устроить жизнь.
Все в мире изучив до звезд, Все за борт выбросьте позднее. Зачем трудить мозги напрасно? Валяйте лучше напрямик. Кто улучит удобный миг, Тот и устроится прекрасно.
И затем добавляет строки, которые, вероятно, наиболее кратко и в то же время полно формулируют смысл романтизма в литературе:
Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.
1Здесь и ниже цитаты из «Фауста» даются в переводе Бориса Пастернака. — Прим. перев. [240] Как мы знаем, Фауст, пожертвовав своей бессмертной душой, ухватился за возможность вернуться в мир чувств и страстей, в мир, который не дал ему разум. Романтизм подобен любви
Все, что было сказано для определения термина «романтик», в равной степени может быть принято за определение любви. Люди думают о любви как о проявлении свободного выбора, как о выражении своей индивидуальности. Никто за нас не выбирает нашу любовь. Мы можем попросить друга устроить нам свидание, но когда дело доходит до влюбленности, решающую роль играют наши желания и чувства. Нам приходится даже бороться со своим разумом и рассудительностью. Разве возможна рациональная любовь? Ум не имеет к любви никакого отношения. Как говорится, у сердца свой ум. Любовь для нас означает необыкновенное чувство, слишком сильное, чтобы мы могли с ним справиться. Влюбленные забывают есть и спать, переходят улицу, не обращая внимания на светофор и скрип тормозов, не думая об опасности, заходят в метро с раскрытым зонтом. Любовь — это нечто такое, что мы не можем контролировать, удержать в себе. Это наше высшее желание, величайшее из переживаний. И когда это случается с нами, любовь всегда уникальна и неповторима. Любящие в разгаре чувств уверены, что подобной любви никто в мире никогда не испытывал. Кто может описать ее?
Все характеристики, которые мы обычно приписываем любви, на самом деле относятся только к одному виду любви — романтической. Мы не найдем описания этой любви ни в книгах по психологии, ни в литературе по общественным [241] наукам. Причина очевидна. Все романтическое по самой своей природе не поддается определению. Самое большее, что можно сказать, это то, что романтическая любовь плохо готовит к браку; впрочем, подойдя к концу главы, мы можем с этим утверждением и не согласиться. Однако интерес к романтике так велик, что оправдывает усилия понять ее полнее. И если ученые отказываются изучать такую любовь, обратимся к художникам. И тут найдем все, что мы хотели узнать о романтической любви, и даже гораздо больше. Наиболее красноречивы в этом отношении оказываются поэты. Они проанализировали все особенности такой любви вплоть до последнего вздоха. Первое, что говорят нам поэты, это то, что бесполезно стараться понять любовь, нет смысла использовать здесь разум, чтобы осознать жизнь и любовь. Жизнь и любовь просто происходят. Так говорит нам мастер по изготовлению шатров Омар1 в своем прославленном «Рубайате»:
Некий круг заключил наш приход и уход, В конца и начала никто не найдет. И никто еще верно сказать не сумел нам: Мы откуда пришли? Что за гробом нас ждет?2
Он не знает, почему он здесь, кто поместил его сюда и куда пойдет отсюда. Он ничего не знает. События просто происходят. Таким образом, романтический влюбленный не только невежествен, он нелюбопытен. Он не знает и не хочет знать. Он принимает свое невежество не в отчаянии или покорности, но со своеобразной радостью. Поскольку он не знает и не хочет знать, он свободен от своего мыслящего ума, 1 Омар Хайам (1048—1123) -г персидский поэт и философ. Наиболее известное произведение Омара Хайама — знаменитые четверостишия, рубаи. — Прим. перев. 2 Пер. Н. Стрижкова. — Прим. перев. [242] свободен в выражении своих чувств, которые могут унести его куда угодно. Он волен следовать за своими желаниями. В романтической любви мы ощущаем острейшее осознание своих желаний, и эти желания приобретают ценность, какой не бывает в классицистической литературе. Это не материальные желания: романтическому возлюбленному не нужно ничего из того, что мир считает достойным желания. Снова приведем строки Омара, его наиболее цитируемое четверостишие:
О если б, захватив с собой стихов диван, Да в кувшине вина и сунув хлеб в карман, Мне провести с тобой денек среди развалин — Мне позавидовать бы мог любой султан1.
Самое скромное существование, самые малые удобства — если их вообще можно так назвать — рай, если делишь их с любимой. Никаких мыслей о комарах или о муравьях в хлебе. Никаких мыслей о холоде в дикой местности или о выжженной солнцем пустыне. Ничего из этого даже не мелькнет в мыслях влюбленного. В его сознании есть место только для одного — для его желания. Знаменитое четверостишие остается самым ярким выражением романтического желания, а не утверждением реальности. Реальность угнетает
Он мечтает о своем рае, об удовлетворении своего желания. В романтической любви всем позволено мечтать. Романтическая любовь имеет отношение только к нашим мечтам и желаниям, к миру нашей фантазии. В романтической любви мы сторонимся реальности, потому что реальность угнетает и сдерживает. Омар говорит: 1 Пер. О. Румера. — Прим. перев. [243]
Если б мне всемогущество было дано — Я бы небо такое низвергнул давно И воздвиг бы другое, разумное небо, Чтобы только достойных любило оно!1
Реальность — недостойная суть вещей, реальность ненавистна, и он уничтожил бы ее, если бы мог. Он удаляется в мир, который сам сотворил, в мир своего желания. В конце «Оды соловью» Ките спрашивает: «Мечтал я? Или грезил наяву?» И гадает: «Проснулся? Или это снова сон?»2. Для романтического влюбленного это очень уместный вопрос. Большую часть времени он не может сказать, видит ли он сон или грезит наяву. Как мы знаем, некоторые из романтиков принимали опий. Существуют некоторые свидетельства того, что, с точки зрения социальной и медицинской, такой обычай был тогда более приемлем, чем сегодня. Для романтиков любое переживание было частью реальности, даже если оно было вызвано наркотиками, алкоголем, сном или просто повседневным существованием. Человек, принимающий опий, обнаруживал, что с его помощью может улетать в такую реальность быстрей и легче. Говорят, Колридж написал «Кубла-хан, или Видение во сне», очнувшись от опиумного сна, и в стихотворении отразилось это необычное состояние3. Он начинает так:
В стране Ксанад благословенной Дворец построил Кубла-хан, Где Альф бежит, поток священный, Сквозь мглу пещер гигантских, пенный, Впадает в сонный океан.
1 Пер. Г. Плисецкого. — Прим. перев. 2Джон Ките (1795—1821) — один из самых известных английских поэтов-романтиков. Стихи даются в переводе Г. Кружкова. — Прим. перев. 3 Сэмюэл Колридж (1772—1834) — известный английский поэт- романтик. Отрывки из его стихотворения даются в переводе Константина Бальмонта. — Прим. перев. [244] И дальше:
Какое странное виденье — Дворец любви и наслажденья Меж вечных льдов и влажных сфер.
И наконец:
Затем, что вскормлен медом он И млеком рая напоен.
Поистине удивительный отход от реальности. Обычно мы совсем не так выражаем свои желания и наши чувства не погружаются в мир такой фантазии. Но мы ненамного отстаем от поэта. Задача поэта — выразить то, что мы чувствуем, но не смеем высказать. Он облекает наши желания в слова; он берет нас за руку и переносит в мир мечты, чтобы мы жили в нем, пока длится стихотворение, — как Мефистофель показал Фаусту мир любви и страстей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|