Любовь украшает, любовь усиливает
Влюбленный видит в любимой больше, чем кто-нибудь другой. Он восхищается ее внешностью, преувеличивает красоту лица, фигуры или личности. Он вкладывает в нее то, чего в ней нет, но это неважно: он хочет, чтобы так было, он в ней это видит и любит ее за это. Как мы знаем, романтическая любовь создает несуществующий облик возлюбленной. Влюбленный почти не знает реальную девушку. Он влюблен в ее идеальный образ или в такую, какой он хотел бы ее видеть. Аналогично и возлюбленная делает то же самое: она любит свое представление об избраннике или то, каким хочет, чтобы он был. Все это неразумно. И с учетом того, что произойдет позже, когда влюбленные вступят в брак, абсолютно непрактично. Но вдобавок к рациональным, практичным, эффективным аспектам жизни существует еще и декоративный, артистический аспект. Потребность украшать, создавать красоту есть у всех нас. Мы можем проследить ее вплоть до первобытного человека. На каменной стене пещеры первобытный охотник рисует оленя. Он также украшает свое оружие и свои инструменты. Он изготовляет из оленьего рога нож, а потом украшает его. Вырезает на нем рисунок. Можно назвать этот первый нож образцом прикладного искусства. Когда первобытный охотник сыт и находится в своей пещере в безопасности, в свободное время он украшает окружающее, тем самым добавляет к своей жизни [253] чисто декоративный элемент. Это мы называем чистым ис- кусством. И если романтическая любовь — искусство, она тоже должна обладать декоративными свойствами. Оно так и есть. Любовь приукрашивает любящих и все аспекты их любви. Соседская девушка может быть всего лишь доброй Элейн. Но влюбитесь в нее, и она превратится в «Элейну прекрасную, Элейну белокурую, девушку-лилию из Астолата»1. Одна слеза из глаз любимой способна подействовать на нас сильней, чем вода семи морей. Встреча с возлюбленной — высочайшая драма, расставание с ней — величайшая трагедия.
Ради освобождения чувств
Привлекательность романтиков заключается еще и в том, что они сражаются за освобождение чувств. Их восстание против ограничений, которые накладывает на чувства разум, все еще остро осознается нами. Дело в том, что у нас мало возможностей для выражения чувств. Часто мы даже не решаемся признаться в том, что у нас есть чувства. Мы живем в обществе, которое позволяет проявлять чувства только в особых обстоятельствах. В большинстве ситуаций, даже самых эмоциональных, признаком хороших манер, цивилизованности являются сдержанность перед лицом бед, горестей или боли, умение не демонстрировать свои чувства. Самодисциплина помогает справляться с болезненными эмоциями. Проявления горя, разрешаемые в других культурах, например вопли неаполитанской матери над мертвым сыном, нами воспринимаются как нечто угрожающее. Мы справляемся со своими эмоциями не обязательно лучше, но по-другому. 1В рыцарском романе Мэлори «Смерть Артура» Ланселот встречается с Элейной Белокурой в месте, которое называется Астолат. — Прим. перев. [254] Даже когда мы счастливы, мы тоже проявляем сдержанность. Этого мы ожидаем не только от себя, но и от других. Это требование подразумевает, что в чувствах есть что-то нехорошее: или ребяческое, или примитивное, или живот- ное, во всяком случае что-то неловкое. Когда человек в гневе или протесте стучит кулаком по столу, окружающие подпрыгивают — он ведет себя как грубиян. Но романтическому влюбленному позволено свободно выражать чувства и делать это настолько драматично, насколько он способен. И только из-за одной этой свободы можно позавидовать романтической любви.
Свобода выражения чувств — теперь часть нашей политической традиции. Американская и французская революции обосновали ценность индивида, вплоть до его самых раздражающих чувств. Так, по крайней мере, утверждается в принципе, и права индивида тщательно защищены нашей Конституцией, первыми десятью поправками к ней, а также множеством судебных решений. Однако столетиями существуют также неписаные законы, ограничивающие проявления чувств. Это тонкие социальные силы, стандарты поведения, которые заставляют нас сдерживать эмоции. Сегодня, когда мы лучше понимаем, что происходит со сдерживаемыми эмоциями, мы стараемся разрешать детям выражать самые сильные чувства. Совсем недавно ребенка, который сказал что-то неуважительное отцу или матери, пороли или мыли ему рот с мылом. Сегодня мы не одобряем наказания. Если ребенок никогда не проявляет сильные чувства, это означает, что мы слишком его контролируем, слишком авторитарно воспитываем. 1 Детским психологам пришлось бороться за свободу проявления чувств ребенком. Пришлось учить родителей разумно подходить к этой свободе, потому что мы не можем ради свободы самовыражения допустить физически вредное или опасное поведение. Однако, даже став взрослыми, мы и себе и другим позволяем лишь очень небольшие Отклонения. [255] Чувства становятся респектабельными
Романтический влюбленный является великолепным исключением из всего этого. В любви чувства не нуждаются в отрицании. В любви мы позволяем себе отчетливо осознавать их. Мы живем ими, усиливаем их, культивируем и, конечно, выражаем — перед любимой, друзьями, а если выразить их не перед кем, перед самим собой. Влюбленным позволено также разговаривать с собой, не бросив ни тени на уверенность в своей разумности. Когда влюбленный выражает свои чувства, сами чувства становятся более респектабельными. Мы очарованы их выражением и, возможно, даже испытываем ностальгию. Когда выражаются другие чувства: гнев, враждебность, горе, мы считаем их угрожающими. Но не любовь. Когда в комнате, полной народа, мы видим двоих молодых людей, которые, не отрываясь, смотрят друг на друга, не замечая присутствия остальных, мы улыбаемся теплой доброй улыбкой. Мы можем подумать, что это у них пройдет, что это можно рассматривать как скоротечный недуг, мы можем цинично рассуждать об исходе, но мы не отвергаем это чувство. Напротив, оно нам нравится.
Нелепости любви
Романтическая любовь дает нам еще одну свободу — свободу быть неловким и неумелыми. Если мы страдаем от сознания своей неадекватности в каком-то аспекте жизни — а у кого нет такого ощущения? — мы часто перегибаем палку, и наше поведение становится неловким, необычным и неуместным. В романтической любви все это считается разрешенным. Влюбленный может метаться, произносить напыщенные тирады, запинаться о собственные ноги, натыкаться на мебель, забывать здороваться или прощаться, забывать о делах и встречах, делать бессмысленные замечания — короче говоря, выглядеть дураком в тысячах ситуаций, и мы его не обвиним. [256] Знаменитый глупец от любви — герой пьесы Ростана «Сирано де Бержерак». Огромный нос Сирано делает его стеснительным. Так что же, он старается скрываться от всех, прятаться? Напротив, изо всех сил старается быть заметным. Носит на шляпе большой белый плюмаж, становится великолепным фехтовальщиком и постоянно провоцирует дуэли, в которых может продемонстрировать свое мастерство. Он становится знаменитым хвастуном и спорщиком. Но когда влюбляется в Роксану, не смеет ухаживать за ней из страха быть отвергнутым. Вместо этого он поручает изливать весь свой пыл красивому, но недалекому Кристиану. Он делает это великолепным литературным стилем, и поскольку Роксана способна оценить поэтически выраженные романтические чувства, Кристиан ее завоевывает. Несмотря на всю нелепость Сирано, мы его любим. Даже Роксана его любила, что становится ясно в последней сцене, когда он умирает, а она целует его на прощание. Бегство от разума
Третья свобода, которую дает романтическая любовь, это свобода от рассудительности. Романтическая любовь не критична и не разумна. Это бегство от ума и расчета. Любящий следует за своими чувствами. Он поступает в соответствии с ними, и в то же время у него есть полное оправдание. Это не его выбор, не его воля определяет путь. Он — беспомощная жертва сил, которые сильней его, сил любви. Обладая таким великолепным оправданием, он наслаждается собой и своими чувствами.
Романтический влюбленный снисходителен к себе, как кошка. Кошка не ласкает вас; когда она о вас трется, она ласкает себя. Так же поступает и романтический влюбленный. Он считает, что влюблен в свою избранницу, но чаще он влюблен в любовь; он наслаждается своим состоянием влюбленности, погружается в радости романтической любви. [257] Объектом этой любви кажется возлюбленная, но чаще он любит образ, который сам же проецировал на возлюбленную, как на экран. Он влюблен в собственное создание, которое является частью его самого.1 Если бы он видел в возлюбленной личность, какой она на самом деле является, ему пришлось бы использовать свой разум и способность рассуждать. Он задумался бы над тем, хорошо ли она держится, способна ли удовлетворить его потребности, сможет ли дать ему тот тип общества, который ему нужен. Он даже подумал бы, хорошей ли матерью она станет для его детей. В романтической любви он свободен от здравого смысла и рассудительности. Сантаяна описывает романтического любовника свободным, как воздух, вольным «любить то, что воображает, и преклоняться перед тем, что создает», перед собственным произведением искусства. И справедливо добавляет, что «романтическая любовь — на девять десятых любящий и только на одну десятую — объект любви». Добавьте к этому возбуждение и драматичность, потому что романтическая любовь всегда драматична. Влюбленность уводит нас из мира банальностей, из рутины повседневности и помещает на американские горки. Мы взлетаем и опускаемся, парим и падаем. В любви мы часть жизненной драмы. Мы не можем планировать, заглядывать вперед. У нас нет сценария, каждую сцену мы играем с листа, потому что совершенно очевидно, что чувства нельзя планировать, эмоции движутся непредсказуемым курсом. Молчание, пауза, ударение в слове или слоге способно вечер сделать из радостного мрачным и наоборот. Вся разница в том, говорит ли любимая «да» или «ДА!» Драма становится лучше в ретроспективе: воспоминания о возлюбленной слаще ее присутствия. Многие влюбленные предпочитают меньше времени проводить с возлюбленной и больше мечтать о ней, вспоминая последнюю встречу и предвкушая предстоящую. Когда влюбленные вместе, они много времени проводят молча, глядя друг на друга. А если разговаривают, то вполне вероятно, что, если кто-нибудь из них скажет что-то разумное, соответствующее
[258] реальности, драма будет уничтожена, чувства оскорблены и встреча закончится ссорой. Литература, в которой описана романтическая любовь, объясняет, почему это так. Обычно описываются мечты о возлюбленной и очень мало говорится о времени, проведенном с ней. Сколько времени на самом деле провели вместе Ромео и Джульетта? Великая любовь Данте к Беатриче выросла из тридцати секунд, когда он на самом деле ее видел, однако поэт мечтал о ней всю жизнь. Дороти Паркер1 в небольшом романтическом рассказе описывает молодую женщину, страдающую от безответной любви. Героиня берет такси и едет в центр города не для того, чтобы увидеть мужчину, которого любит, а просто чтобы объехать квартал, в котором он живет, и подумать о нем. Это причиняет ей боль, и она страдает, однако читатель ее понимает и сочувствует ей. Механизм
Во всем этом проявляется действие некоего механизма, который психологи называют процессом идеализации. Если выразиться просто и резко, это форма сексуального преувеличения. Влюбленный переоценивает и преувеличивает красоту, добродетель, качества возлюбленной. Он не делает точной, рациональной или зрелой оценки объекта своей любви; его оценка тороплива, преувеличена и, скорее всего, полна ошибок. И аналитики предполагают, что, когда мы романтически влюбляемся — без обдумывания и рассудительности, не пытаясь установить, каков на самом деле объект нашей любви, — мы в итоге создаем укрытие, убежище для своей сексуальной цели, а цель эта в основном нарцисстическая. Объект любви для нас и есть такое убежище. 1Дороти Паркер (1893—1967) — американская журналистка, писательница и поэтесса. Наибольшей известностью пользуются ее короткие рассказы. — Прим. перев. [259] Как мы уже отмечали, в детстве мы прежде всего влюбляемся в себя как в единственный источник удовлетворения, а затем любим пищу, руку, которая нас кормит, родителя, которому принадлежит эта рука. Постепенно ребенок начинает любить родителей и других людей, но в своей основе его любовь еще младенческая, нарциссти- ческая; он любит родителей и других людей за то, что они о нем заботятся, предоставляют ему удовольствия и комфорт. Он еще не думает об их счастье и благополучии, только о своем собственном. В основном его любовь — это любовь к себе. В ранних разновидностях любви он чувствует потребность в представителе противоположного пола, но его способность к любви еще очень незрелая. В своих ранних отношениях он по-прежнему в основном любит себя. Он любит состояние влюбленности. Молодой влюбленный по-прежнему погружен в снисходительность и любовь к самому себе, его интересуют собственные эмоции, собственные любовные радости и страдания. Его, по существу, не интересуют чувства возлюбленной, вернее, интересуют лишь в том отношении, в каком они затрагивают его чувства. Ему не интересно знать, какая она на самом деле; больше реальной девушки ему нравится созданный им самим ее образ. Это и есть идеализация, и такова психологическая интерпретация состояния, которое мы называем романтической влюбленностью. Тем временем, конечно, мир одурачен и сами влюбленные одурачены, потому что есть два человека противоположного пола, и они убедительно разыгрывают драму любви друг к другу. Совершенно другим процессом, который часто смешивают с идеализацией, является сублимация. Здесь инфантильные или нарцисстические цели перенаправляются и достигаются по другим каналам. При сублимации сексуальные цели индивида не обязательно выражаются сексуально. Они могут быть частично блокированы, но приятным образом, и тогда нежность, понимание, забота о возлюбленной вырастают из того, что начиналось как чисто [260] нарцисстический импульс к поиску наслаждения. Психоаналитики указывают, что только когда любовь сублимируется таким образом, отношения развиваются в направлении стабильности. Без этого шага перед нами два человека, которые используют друг друга ради удовлетворения собственных потребностей и желаний, своего собственного наслаждения. И пока они эту нарцисстическую цель не сублимируют, не заменят более естественной — целью поиска и понимания желаний и потребностей любимого человека, они не установят отношений, которые смогут длительно поддерживать. Можно сказать, что таким образом романтическая любовь превращается в любовь зрелую. Благодаря процессу сублимации детская любовь к самому себе сменяется более совершенной любовью — зрелой. Любовь как гарантия
Таким образом, романтическая любовь может послужить, и хорошо послужить, первым шагом к зрелой любви. Она перекрывает широкую и, возможно, пугающую пропасть между любящими. Чрезвычайно привлекателен тот акцент, который в романтической любви делается на силе чувств любящих. Он предполагает гарантию любви, побеждает страх обещанием, пусть иллюзорным, что любви можно верить. Мы помним, что в детстве ребенок привыкает к своего рода родительской любви на условиях. Они любят его, если он принимает их образ действий и поведения. Он принимает эту любовь на условиях, поскольку только ее и может получить от мира жесткой реальности. Но по- прежнему стремится к любви без всяких условий. Он хотел бы, чтобы его любили вне зависимости от того, что и как он делает. Романтическая любовь дает ему такую гарантию. И это не тридцатидневная гарантия, это даже не гарантия на всю жизнь. Это не меньше и не больше как вечная гарантия. Он [261] любим целиком и целиком принимаем. Что бы он ни делал, как бы плохо себя ни вел, он будет прощен, его будут любить. Как мы видели, такова предпосылка романтической любви. С таким преувеличением любви, со всеми обещаниями, которые сопровождают такую любовь, любящие чувствуют, что никогда не причинят боль друг другу. Именно к такой любви они стремились, к любви без условий, без каких-то дополнительных ниточек. Вступая в брак, они начинают задавать вопросы. Они спрашивают: «Откуда я знаю, что я влюблен?» Ответ прост. Если этот вопрос вообще поднят, значит, они любят. Но на самом деле спрашивают они не об этом. Они хотят знать: реальна ли эта любовь? Достаточно ли она сильна, чтобы пережить все трудности брака, решить все его проблемы? Ответ таков: нет, это не так. Для того чтобы влюбиться, нужны всего два человека, но для брака их нужно гораздо больше. Брак включает в себя отношения со многими людьми, помимо тех двух, что в его центре, потому что они приносят с собой свои отношения и с ними придется считаться: отношения с родителями, братьями и сестрами, другими родственниками, друзьями, а со временем и с детьми. Брак включает в себя много неизменного, например: ценности, принципы, образ жизни, окружение — все это может быть у обоих партнеров похожим, но совсем не обязательно одинаковым. Брак включает в себя деньги и занятия хозяйством. Он включает проходящие годы и перемены, которые они приносят. Брак — это не кратковременная любовная связь, но постоянная организация совместной жизни. Любовь и брак
Как же соотносятся романтическая любовь и брак? Прежде всего следует признать, что романтическая любовь, несмотря на все свои прелести, это любовь незрелая. Во всей романтической литературе очень трудно найти рассказ о любви в браке. Иногда такое случается в реальной [262] жизни. Но в литературе это большая редкость. В литератур ре знаменитые романтические влюбленные никогда не обретают счастье, они обречены с самого начала. В волшебных сказках влюбленные, конечно, играют свадьбу, после чего «живут счастливо». Вся их остальная жизнь изложена в одной этой фразе. Очевидно, больше рассказывать не о чем, с браком романтика кончается. Писатели и поэты правы. Романтическая любовь в ее чистой форме абсолютно несовместима с браком- Она начинается с выбора объекта любви, но выбор осуществляется не на реалистических основаниях вопреки реальности и разуму. Предполагается, что такая сильная любовь преодолеет все препятствия, но эта любовь рождена на базе фантазии и мечтаний, и препятствия, которые ей предстоит преодолеть, больше напоминают сказочных драконов, чем прозаические проблемы платы за аренду и страховку. Романтическая любовь страстная и напряженная, но никаких указаний на ее постоянство нет. Она испытывается на уровне экстаза, а экстаз трудно выдерживать сколько- нибудь долго. У нее привкус украденных поцелуев или — в более прямолинейной форме — украденных уик-эндов, в то время как брак обладает легитимностью в глазах мира и закона. Наконец романтическая любовь не учит влюбленных, как ее сохранить. Она ничего не говорит им, что делать во времена трудностей. Она не дает рекомендаций, как преодолевать разногласия, взаимные обиды и недоразумения. В первоначальной гарантии ничего не говорилось о понимании друг друга, там содержалось только обещание любви. Когда наши герои влюблялись, то меньше всего думали о взаимопонимании. Таким образом, романтическая любовь — это прекрасное, но непрочное произведение искусства. В конце концов, ее самые настойчивые поклонники вынуждены признать, что хотели бы перейти от этой иллюзорной любви к иной, более реалистичной и приносящей удовлетворение стадии прочных отношений, потому что романтическая любовь от многократных повторений может стать затхлой. [263] И, вопреки циникам, именно любовь в браке только и способна сохранять свежими и зелеными лучшие романтические элементы. Подобно любому искусству, ни одна его форма не в состоянии монополизировать всю красоту. Каждый период искусства представляет нечто ценное, но ни один не в состоянии удовлетворить потребности всех. Романтический период дает нам очень многое. Отобрав и закалив его элементы, мы можем добавить их к богатству и красоте жизни в браке. [264]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|