Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. 9. Хеллингер, Е. Настольная психологическая игра «Лепешка» / Е.Хеллингер. – М: Издательство «Генезис», 2016г.




Список литературы

1. Андреенко, Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. Волковская, Т. Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: учебно-методическое пособие / Т. Н. Волковская. – М: Национальный книжный центр, 2011.

3. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольника с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. – М.: Национальный книжный центр, 2014.

4. Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л. И. Катаева. – М., 2013.

5. Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: методические рекомендации для педагогов ДОУ / под. ред. Г. В. Яковлевой. – Челябинск: Цицеро, 2016.

7. Сиротюк, А. Л. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк. – М: ТЦ Сфера, 2009,

8. Фоппель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практ. пособие / К. Фопель, пер. с нем. – М., 1998.

9. Хеллингер, Е. Настольная психологическая игра «Лепешка» / Е. Хеллингер. – М: Издательство «Генезис», 2016г.

10. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.

11. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в гельштаттерапии / Г. Шоттенлоэр, пер. с нем. – СПб., 2000.

 

 

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми

с общим недоразвитием речи

Малявкина А. В.,

педагог - психолог МБДОУ «ДС №222 г. Челябинска»

 

 

В последнее время наблюдается тенденция увеличения детей с общим недоразвитием речи. Эта тенденция хорошо заметна на возрастной группе от 4 до 7 лет, которая является сенситивным периодом развития речи. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого детского сада [3, c. 62].  Это обуславливает востребованность в психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса, а также необходимость комплексной коррекционной работы со стороны педагога-психолога, учителя - логопеда и воспитателя по отношению к детям с общим недоразвитием речи (далее ОНР).

Основываясь на психолого-педагогических исследованиях Л. С. Выготского, С. С. Ляпидевского, следует отметить, что дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и с трудом овладевают мыслительными операциями [5, с. 17].

В детском саду №222 функционирует две логопедические группы на базе старшей и подготовительной групп. Этот возрастной период дошкольного обучения является достаточно компенсаторным и используется педагогом-психологом и учителем-логопедом как время накопления слухового, зрительного и двигательного опыта, а также время для получения и обогащения эмоционально-волевой сферы, что способствует развитию речевых центров. Только эмоционально окрашенный материал будет ребенком воспринят и усвоен. Это время для усиленного развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, а также высших психических функций [3, c. 62]. В своей работе я делаю акцент на развитие эмоционально-волевой сферы, на развитие эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное созревание детей, поло-ролевая идентификация, совершенствование самосознания дошкольника, его способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства) [6, c. 32].

 Сформированность и развитость эмоционального интеллекта для старшего дошкольника означает ориентация на другого человека (неважно взрослый или ребенок), понимание внутреннего состояния другого и на основе этого анализа полученных данных мгновенное формирование эмоционального отклика и выработку подходящей программы поведения в той или иной ситуации, что позволяет, регулировать межличностные отношения и адаптироваться к новой деятельности наилучшим образом. [6, c. 35].

Развитие и совершенствование логического и структурного мышления, кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Очень важно в дошкольном периоде, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (созревание правого полушария) дает фундамент для дальнейшего интеллектуального развития ребенка в школе. Эта накопленная база позволяет ребенку лучше понимать себя и окружающих, позволяет легко взаимодействовать с новым коллективом, выстраивать новые социальные связи и сотрудничать. Все это, несомненно, является основой для успешной адаптации к школе.

В построении плана психолого-педагогической деятельности, педагог-психолог опирается на лексические темы учителя - логопеда по программе Нищевой Н. В. Интеллектуальную нагрузку дети получают путем проведения логопедических занятий. На занятиях педагога-психолога происходит отработка нового материала через чувства и ощущения, через сенсорное восприятие и интериоризацию полученного опыта. Занятия проводятся с использованием разработок таких авторов как: Вачков И. В., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Киселева М. В., Панфилова М. А., Семаго Н. Я. [1, 4, 6].

Такой подход необходим детям с ОНР, так как их психологическое развитие имеет ряд особенностей:

- снижены концентрация и объём внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченность распределения. Это вызывает большие трудности в освоении нового материала, и как, следствие пониженную успеваемость и неудовлетворительное поведение на занятиях;

- снижено развитие словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом и синтезом.

- снижен объем кратковременной речевой памяти, что подтверждают результаты диагностики и сложности в запоминании речи [3, с. 63].

У детей с ОНР страдает эмоционально-волевая и личностная сферы. Нарушение формирования личности является одной из общих и ярко выраженных закономерностей нарушенного развития. Л. С. Выготский отмечал социальную дезадаптацию, тенденцию к ограничению социальных контактов, низкую самооценка, пониженный фон настроения, астенические черты личности, нередко ипохондричность, тревожность, легкость возникновения страхов, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность [2, с. 2].

Дефект речи и переживания по его поводу образуют сложный симбиоз. «В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор, в других речь идет только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание» [5, с. 123].
    Дети осознают и слышат на фоне других детей недочеты и слабости в своей речи, начинают этого стесняться и как следствие избегают коммуникации со сверстниками. Это приводит к отстраненности от коллектива, зажатости и неуверенности в себе. Иногда наблюдаются аффективные реакции на невозможность высказать свои мысли в полном объеме, такие как агрессивность, возникновение страхов и неуверенности в себе, обидчивость, ранимость, возникновение состояния дискомфорта в группе и так далее [3,

с. 63].

Данные психологические особенности детей с ОНР необходимо учитывать в индивидуальной и групповой коррекционной работе с воспитанниками, а также при проведении совместных мероприятий с учителем - логопедом, что позволяет достигать максимального эффекта для восстановления речевой активности путем активного включения чувственно – эмоционального опыта.

При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи педагог-психолог организует занятие в три этапа:

1. Психогимнастика. Направлена на снятие психоэмоционального напряжения воспитанников и создания благоприятной атмосферы перед занятием; путем двигательной активности задействует координацию и заостряет внимание на выполнении определенных действий; происходит освоение схемы собственного тела и способствует выражению чувств через мимику или речь. Данный этап позволяет дошкольникам показывать и дифференцировать свои эмоции и эмоции партнера.

2. Основная часть занятия. В зависимости от психологических особенностей воспитанников это может быть проведение различных видов коррекционной помощи (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия и т. д. ). Обязательный акцент второго этапа занятия включает в себя рассказ ребенка на одну из предложенных тем. Темы перекликаются с лексическими темами учителя логопеда. Это очень важно для детей с ОНР, так как они находятся в малой группе и безопасном пространстве, их слушают и уделяют внимание этому рассказу, дети находятся в ситуации успеха, которая связана с положительными эмоциями от речевой деятельности. Данный этап позволяет отрабатывать навыки рефлексии и активного слушания партнера.

3. Завершающий этап. Направлен на закрепление полученного материала путем творческой деятельности. Это может быть лепка или рисование на заданную тему. Данный этап позволяет ребенку освоить информацию путем интериоризации полученного опыта, т. е. пропустить через свои эмоции и чувства.

Таким образом, комплексная работа педагога-психолога, учителя логопеда и воспитателя способствует развитию эмоционального интеллекта дошкольника путем приобретения нового сенсорного опыта, проработку эмоциональной сферы и оценочных отношений. Такой комплексный эмоционально-интеллектуальный подход позволяет отрабатывать новый лексический материал несколько раз и в разной форме, что позволяет лучше усвоиться образовательному материалу и привнести его во внутренний опыт ребенка, задействовав различные каналы восприятия информации и виды мышления. Данный опыт в работе с детьми с ОНР отрабатывает речевые навыки, путем многократного использования слов и оборотов одной лексической темы в течение недели, но в разной форме. Такой подход позволяет ребенку почувствовать себя в ситуации успеха, дифференцировать свое эмоциональное состояние и отношение к различным темам, позволяет привить интерес к правильной, красивой речи и повысить самооценку ребенка и представления о себе с позиции коммуникации. Дынный комплекс коррекционных мероприятий, несомненно, укрепляет психологическую готовность ребенка к школе, повышая не только интеллектуальный компонент, но и эмоционально-волевой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...