Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Применение метода сказкотерапии. в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья




Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.

2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М: АСТ, ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

3. Веракса Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы: подготовительная к школе группа / Е. Н. Веракса, А. Н. Веракса. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковска, Г. Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2008.

5. Лалаева, Р. И. Диагностика речевых нарушений / Р. И. Лалаева. - М: 1999.

6. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб: Образование, 1994.

7.  Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. Л. В. Кузнецовой. - М: Издательский центр «Академия», 2002.

8.  Романович, О. А. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет: диагностический журнал/ О. А. Романович, Е. П. Кольцова. – Волгоград: Учитель, 2011.

 

 

Применение метода сказкотерапии

в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Исламова Л. А.,

педагог-психолог ГБОУ ОЦДиК,

член ФПО России г. Челябинск

 

Специфика работы Областного центра диагностики и консультирования города Челябинска напрямую связана с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая происходит и в процессе диагностического приема детей с ОВЗ, и в процессе коррекционной работы, проводимой нашими специалистами с данной категорией детей и их родителями.

Специалистам известно, что появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) зачастую приводит к базовым нарушениям адаптации к жизни, т. е. нарушениям динамического равновесия внешних и внутренних условий бытия семьи и каждого ее члена, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существования и удовлетворения основных жизненных потребностей ее членов. Перед семьей возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую, вместе с тем, невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации семьи к жизни в обществе. На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных проблеме оказания ранней психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Авторы указывают, что одним из условий, обеспечивающих успешность ранней коррекции отклонениями в развитии детей, являются детско-родительские отношения и активное участие родителей в коррекционной работе [4].

Включение родителей в такую работу начинается с этапа консультирования родителей. Построение и принципы организации консультирования родителей детей с ОВЗ имеют свои особенности. Проведение психологической беседы с такими родителями требует от консультанта повышенного уровня знаний медицинского аспекта волнующих их проблем, а также готовности решать проблемы не только детей, но также семейных взаимоотношений и личностного статуса каждого члена семьи. В большинстве случаев эти проблемы взаимосвязаны с вопросами успешности обучения детей и их несоответствия ожиданиям родителей, а также особенностям поведения детей и их социализацией вообще [4].

При организации консультирования родителей детей с ОВЗ следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы: мотивацию обращения к психологу, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе консультирования [6].

Психологи нашего Областного Центра Диагностики и Консультирования используют в своей консультационной и коррекционной работе с семьями детей с ОВЗ возможности метода Сказкотерапии. Применение данного метода обусловлено тем, что сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин «сказкотерапия», понимая под ним способы передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому, сказкотерапию, называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Многие родители, обращающиеся в наш Центр, думают, что сказкотерапия, адресована только детям. Причем, дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет возрастных границ [5].

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Само название метода - Сказкотерапия указывает на то, что его основой является использование сказочной формы в работе психолога. В понимании Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр[3].

При семейном консультировании также достаточно часто используются истории, притчи, афоризмы, метафоры, метафорические, сказки и анекдоты.

Как пишет И. В. Вачков, главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Дубровина И. В. сказкотерапию использует и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Осуществляя психотерапевтическое воздействие или психологическую помощь с применением сказки важно знать, как правильно применять и какую информацию может психолог получить, используя данный метод. Существуют различные формы работы со сказками, каждый психолог, психотерапевт может дополнять их различными элементами из игровой терапии, арт-терапии, пескотерапии, музыкотерапии и многих других направлений психологии».

В нашей работе мы используем следующие формы работы со сказками:

1 Интерпретация сказок. Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета.

Например, на одном из первых занятий для родителей детей с тяжелой патологией зрения, мы читаем сказку Эльфики (Ирины Семиной) «Связник и ангел», речь в которой идет о маме как раз того ребенка. В процессе обсуждения сказки родители высказывают свои точки зрения, обсуждают сюжет, обсуждают тот урок, который «преподносит» им сказка.

2. Рассказывание сказок. Если рассказывание проводится в группе подростков или взрослых, ведущему полезнее не участвовать в процессе рассказывания, т. к. больше полезной информации он получит, наблюдая за ходом рассказа и на основе этого проводя обсуждение.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки.

Данный прием работы со сказкой также хорошо работает с родителями детей с ОВЗ. Мы используем этот прием, как для групповой, так и для индивидуальной работы с родителями. Если работа идет в группе, то это так называемая «спонтанная сказка», когда ведущий, или кто-то из родителей начинает сказку и все вместе родители ее сочиняют. В индивидуальной работе родителям (родителю) предлагается либо работа с МАК «Из сундучка прошлого», «Я и все-все-все», либо работа с миниатюрными фигурками, когда родитель выбирает фигурку и рассказывает от ее имени сказку. Данная работа позволяет психологу получить много дополнительной информации об особенностях родителей детей с ОВЗ.

3. Сочинение сказок. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед ребенком. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой его сказки. Изначально можно предложить десять не связанных по смыслу слов, из которых необходимо сочинить сказку.

Данный вид работы со сказкой очень похож на предыдущий, разница только в том, что психолог заранее готовит список слов для каждого родителя, и каждый пишет индивидуальную сказку.

Под психологической интерпретацией сочиненных сказок понимается без оценочная интерпретация [3].

4. Переписывание (или дописывание) сказок. Данный метод применяется, когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление является диагностичным, т. к. отрицание чего-то указывает на актуальную нерешенную проблему. Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом психокоррекционный смысл переписывания сказок.

Такой вид работы со сказкой показал особую эффективность в работе с родителями. Для «переписывания» мы берем как русские народные, так и авторские сказки.

5. Постановка (разыгрывание) сказок. Прием драматизации – важный компонент в сказкотерапии. Во всех случаях предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок. Сказкотерапевтические постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.

Данный вид работы со сказкой мы пока только апробируем, говорить о его эффективности либо неэффективности еще рано.

Все формы работы со сказкой в первую очередь направлены на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого человека. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой подход [3].

В сказкотерапии важно действие, но еще более важно последствие. Именно последствие работы с методом комплексной сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога [1].

Нет такого психологического, педагогического, психотерапевтического направления, которое обошлось бы без использования сказок, которые являются посредниками между внутренним миром сказкотерапевта и клиента.

Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, клиент учится решать проблемы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...