Список литературы. Развитие эмоциональной сферы детей. с ограниченными возможностями здоровья. с использованием терапевтической песочницы
Список литературы 1. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку/ И. В. Вачков. - М: Ось-89, 2001. 2. Дубынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного / Т. Е. Дубынина, В. В. Боброва // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч. -практ. конф. – 2017. - № 1(49). 3. Жирнова, О. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ / О. С. Жирнова // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2014. 4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнева. - СПб.: Речь, 2002. 5. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М: Академия, 2006. 6. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 2005. 7. Социальный интеллект: Теория, измерение, ислледования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием терапевтической песочницы Маркелова Г. В., педагог-психолог МБДОУ «ДС №127 г. Челябинска» Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Эмоциональное развитие ребенка является одним из магистральных направлений развития личности. Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств. Если участники взаимодействия не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями, распознавать по внешним признакам различные настроения и анализировать их причины, понимать настроения другого и принимать его позицию, то общение и взаимодействие не будет эффективным.
Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, трудности в выражении своих чувств и эмоций, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья, что обуславливает личностные проблемы детей. Они не всегда способны контролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности, неадекватности поведения. Отмечаются свойственные им проявления гиперактивности, импульсивности, повышение уровня тревожности и агрессивности, эмоциональную неустойчивость, склонность к подражанию и неадекватность эмоциональных реакций на воздействия окружающей среды. Некоторые родители убеждены, что главное – это научить ребенка жестко контролировать свои эмоции (громкий смех, плач или ярко выраженный гнев). Таким образом, детские переживания подавлены, скрыты, «загнаны внутрь». Запрет на свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет, приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний. В настоящее время все большую силу набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Установление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует реализации принципов возрастной адекватности и поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, которые можно реализовать по-разному, но базироваться они должны на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок как одна из форм естественной деятельности ребенка. Песочная терапия – это эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями. Она позитивно влияет на эмоциональное состояние, способна стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, чересчур активных детей, раскрепощают зажатых, скованных и тревожных детей.
В процессе игры с песком ребенок имеет возможность выразить самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песок с давних пор используется для медитации и расслабления, дает ребенку энергию природы, при этом забирает негативную психологическую энергию и преобразует ее в положительную. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать при помощи слов. Здесь детям предоставляется больше свободы, чем, например, при рисовании («ты неправильно держишь карандаш, его надо держать вот так», «облака не бывают такого цвета» и пр. ), нет страха и комплексов что что-то может не получиться, нет понятий «правильно» и «неправильно». Это активизирует ресурсы самоисцеления и даёт возможность улучшить психологическое здоровье. В МБДОУ «ДС № 127 г. Челябинска» зарекомендовала себя песочная терапия. В начале года с детьми с 2 до 4-х лет в период адаптации проводятся игры, направленные на сближение детей с друг другом и воспитателем с использованием кинетического песка – уникального материала для детского творчества. Через игру с ребенком в песочнице ненавязчиво сообщаю детям нормы и правила поведения в группе, осуществляя психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучая его социально приемлемым способам нервной разрядки. В период адаптации основная цель работы с песком – снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи: 1. Установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, для которого роль воспитателя становится понятной и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. Снизить высокий уровень психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. 3. Освоить нормы и правила общения и позитивные способы поведения в группе. 4. Минимизировать психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным. При организации работы по адаптации использую следующие рекомендации по подготовке и проведению игр-занятий: 1. Игры в песочнице провожу с подгруппой детей, особое внимание при этом уделяю вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства. 2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не придерживаюсь жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка. 3. Слежу внимательно за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается. 4. Вначале показываю способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не настаиваю на четком выполнении инструкции, на первых порах подстраиваюсь под ребенка. 5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатываю особый ритуал приветствия и прощания (определенная музыка или звук) Дети с интересом и удовольствием играют в следующие игры, упражнения: 1. Упражнение «Песочный дождик» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ребенок медленно, а затем быстро перебирает песок пальчиками, делая песочный дождь. 2. Игра «Необыкновенные следы». Цель: развитие воображения, мелкой моторики Вариант 1. Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно, придумывает, чьи могут быть следы.
Вариант 2. Ребенок раскатывает песок с помощью пластикового шарика, деревянной палочки делая песок гладким, а затем оставляет следы на песке формочками, печатками и т. д. Кроме того, зарекомендовали себя игры «Дружба», «Кулинары», «Грузоперевозки», «Солнце из ладошек», «Чьи следы петляют? », «Мы делили торт один», «Хмуримся-смеемся» и другие. В результате проведения адаптационных игр с песком сократились сроки психофизической адаптации. В течение учебного года в МБДОУ проходила апробация программы М. А. Федосеевой «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 5-7 лет», в основе которой комплекс различных средств песочной терапии в сочетании с дидактическим играми. Данная система занятий разработана по результатам диагностики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и основана на авторских программах О. Ю. Епанчинцевой «Путешествия в песочные фантазии», Ю. С. Шиманович «Разгадай тайну песочной страны». К числу наиболее актуальных решаемых проблем относятся: ● создание благоприятных условий и средств для развития эмоциональной сферы старшего дошкольника; ● развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, помогать друг другу, осознать себя частью коллектива. Основными задачами являются: 1. Развитие творческих способностей, воображения, речи в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям. 2. Воспитание гуманных чувств, стремление к взаимопониманию, сотрудничеству. 3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревоги, неуверенности в себе. Центральная форма – тактильные упражнения – создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебную атмосферу: погладить песок, сыграть на «песочном пианино», раскрасить игрушки гномов цветным песком (тема занятия «Страна гномов») или дети рисуют песком на зеркалах лица с эмоцией грусти (тема занятия «Город зеркал»). На занятиях используются игровые образы, различные приспособления для рисования песком, творческие задания, например, рисование на стекле (на стеклах нарисованы контуры животных, дети проводят клеем по контуру, затем посыпают его песком), что вызывает интерес у детей. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение. Совместная деятельность с детьми по развитию эмоциональной сферы проходят с использованием интерактивной песочницы. Это удивительный комплекс для детей, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами. Обычный песок, компьютерная программа и проектор превращают занятие в увлекательное путешествие.
В комплекте с песочницей идёт дополнительная панель для превращения пространства над песком в интерактивную поверхность, а также дополнительный программный комплекс с играми и занятиями. Разнообразие режимов помогает создавать множество развивающих занятий по знакомству с окружающим миром: животными, растениями, космосом, географией. Простыми движениями рук ребята превращают горы в действующие вулканы, реки - в моря, острова - в горы, спасают от злой колдуньи героев сказки. Используем режимы «Времена года», «Ландшафт», «Формы и цвет», «Вулкан», «Космос» и др. В занятии «Затерянный город» используем упражнение «Археологи», где дети при помощи инструментов раскапывают старинный город и создают на месте руин новый современный мегаполис (включается свет, цвет в песочнице). Игры в каждом режиме способствуют развитию мелкой моторики, психических процессов ребенка, снятию психоэмоционального напряжения, позволяют наладить взаимоотношения между детьми, способствуют снижению тревожности, страхов, повышают энергетический потенциал, самооценку, являются интересным способом творческого самовыражения, оказывают успокаивающее действие. По окончанию курса занятий дети способны: ● выражать свои мысли и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; ● взаимодействовать друг с другом, работать в коллективе, помогать друг другу, осознать себя частью коллектива. ● проявлять гуманные чувства, стремления к взаимопониманию, сотрудничеству; ● распознавать эмоциональное состояние других людей; Кроме того, дети научились творчески создавать сказочные или реальные композиции («песочные картины»), расставляя на ровной поверхности или в созданных рельефах разные предметы, выкладывать узоры или контуры предметов из мелкого природного материала, строить различные рельефы (горки, рвы, ямы, мосты, здания, норки, лабиринты и др. ). Мониторинг результативности реализуемой программы осуществлялся посредством: ● входящей диагностики (методика «Беседа о страхах», автор Захарова А. И., тест «Выбери нужное лицо», авторы Тэммл Р., Дорки М., Амен В., тест Люшера, методика «Два дома», авторы И. Вандвик, П. Экблад, «Лесенка», автор С. Л. Рубинштейна); ● итоговой диагностики (по результатам освоения программы с использованием тестовых методик). Формами качественной оценки по итогам реализации программы являются: ● «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка; ● отзывы родителей (анкетирование). Основными показателями эффективности занятий являются: ● степень помощи, которую оказывает психолог детям при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; ● особенности поведения детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительный результат занятий (по результатам психолого-педагогического наблюдения); ● эмоциональный фон настроения (положительно-стабильный), уровень работоспособности (в соответствии с возрастной нормой), самооценка, коммуникативная компетентность (по результатам диагностических процедур). Песочную терапию использую в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональном развитии: агрессивность, возбудимость и гиперактивность, конфликтное поведение, страхи, высокая тревожность. Активно играю вместе с ребенком, предлагая ему роль ведущего, например, волшебника, который создает свою страну, сказку, предлагаю различные проблемные ситуации. Он самостоятельно или совместно с психологом находит выходы из них. Ребенку предлагаю темы, созвучные с его проблемой: «Моя семья», «Мой день рождения», «Я в детском саду», «Город дружбы» и т. д. Или разыгрывается сказка, которую начинает психолог и продолжает ребенок, включая свое воображение. Создавая песочную картину, например, «Моя семья», ребенок больше раскрывается, он начинает играть, взаимодействовать со своими фигурками. Отслеживаю, как он их располагает, разворачивает, закапывает или прячет в домиках, обращаю внимание на последовательность, кто за кем, соответствует ли сюжет заданной теме, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и удаленности друг от друга, какие фигурки используются для каждого члена семьи, какие границы бывают в семье, как расположены фигуры в пространстве, закопана ли фигурка, с какого члена семьи начинается песочная картина, кем заканчивается. Все это является показателями взаимоотношений в семье. Веду протокол, в котором регистрирую последовательность работы ребенка в песке, ребенок придумывает ей название и ведется беседа с ребенком по вопросам, анализирую символизм пространственного расположения в песочнице. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию с взрослыми, детьми родителями, встречу с неизвестным. Индивидуальные занятия помогают детям обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально — приемлемые формы, осознать ребенком свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, трудности в общении, во взаимоотношениях детей и родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, страхи, тревожность, проблемы поведения, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного им. В кабинете психолога мною создано дидактическое пособие для песочной анимации. На световом столе дети с интересом рисуют предметы, образы с помощью песка. Это возможность выразить чувства и эмоции без слов, расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стресс, внутреннее напряжение, уходят проблемы. Рисование песком избавляет детей от негативных эмоций, раскрепощает и гармонизирует. В МБДОУ созданы оптимальные условия в предметно-пространственной среде для реализации психологического сопровождения по развитию эмоциональной сферы. В каждой группе имеются уголки для игр с песком и водой, «Уголки уединения», «Уголок ярости», «Стена творчества», боксерская груша и перчатки, дротики, каучуковые мячи, подушки, листки и стаканы гнева, стенды эмоционального состояния «Азбука эмоций», «Уголок настроения» и др. В коррекционном блоке расположена зона природного и кинетического песка, интерактивная песочница, песочная анимация (световой стол). Разработаны и изготовлены: - пособия кубики эмоций, «Часы настроения», -картотеки «Игры с песком», «Упражнения с кинетическим песком» (для детей всех возрастов); - образцы создания песочных картин, построек из песка, песочной анимации, приемов работы с песком и др. По использованию игр с песком проведены консультации для педагогов «Песочная терапия и развивающие игры с песком», для родителей «Значение игр на песке детей дошкольного возраста», «Игры с песком в домашних условиях» и др. Таким образом, в МБДОУ в системе осуществляется развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования терапевтической песочницы. В результате проведенной работы, наметилась положительная динамика в эмоциональном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья: - минимизировались детские страхи, импульсивность, неадекватность поведения, снизилась тревожность и агрессивность; - увеличилось количество детей с преобладанием положительных эмоций; - улучшилась способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека, распознавать по внешним признакам различные настроения, анализируя их причины, управлять собственными эмоциями; - у детей расширился диапазон переживаний. В дальнейшем планируется освоить и внедрить различные формы и методы работы с песком для родителей с целью установления теплых и доверительных отношений и повышения результативности работы с детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|