Список литературы. Гармонизация личности дошкольников посредством изотерапии. в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Список литературы 1. Бережная, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. 2. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004. 3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной психотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб.: «Речь», 2002. 4. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю Епанчинцева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2015. 5. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. -сост. М. А. Федосеева. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2016.
Гармонизация личности дошкольников посредством изотерапии в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Мелёхина О. А., педагог-психолог МАДОУ «ДС № 23 г. Челябинска» Постоянно меняющаяся действительность, нестабильность нравственных ориентаций в обществе, нестойкость семейных отношений, неоправданные ожидания и разрушенные представления о человеческом счастье, иллюзорное видение родителями собственных детей в будущем – все это часто формирует целый комплекс психологических проблем у развивающейся личности. Кроме того, нельзя не учитывать, что в существующей системе образования в нашей стране приоритетными направлениями являются развитие у детей мышления, эрудиции, обучение детей с раннего детства иностранным языкам и т. д. Родители малышей уже с раннего возраста нацелены на то, чтобы ребенок в кратчайшие сроки усвоил как можно больший объем информации. Стала актуальной проблема ранней интеллектуализации детей. Этот факт часто вступает в противоречие с необходимостью развития других аспектов психики ребенка, в первую очередь его эмоциональности и навыков межличностного общения.
Психические и физические возможности ребенка оказываются недостаточными, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляют родители, детский сад, школа. Сформированный завышенный уровень притязаний, индуцируемый родителями страх, что их сын или дочь куда-то «не успеет», «не поступит», «отстанет», заставляет ребенка не только использовать резервные возможности своего организма, но и длительно существовать в режиме физического и психического перенапряжения. В такой ситуации ребенок, эмоционально реагируя, посылает сигнал, изначально неосознаваемо направленный к значимому окружению. Если развитие ребенка происходит без нарушений в его эмоциональной сфере, если проявления эмоций не блокируются, если ребенку не запрещается проявлять свои переживания, и он чувствует, что его слышат, понимают, то психологических осложнений не возникает. В реальной жизни в силу тех или иных причин есть определенная опасность в том, что ребенку часто даются установки не реагировать на нежелательно возникающие ситуации, контролировать проявление своих эмоций, сдерживать свои эмоции. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы эмоционального поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в дошкольных образовательных организациях. В связи с этим перед психологами встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания.
По мнению А. В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений со взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности /7/. Признается тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности вырастает из его практического взаимодействия с этой действительностью. Этот сложный процесс может составлять содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в старшем дошкольном возрасте. Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями ребенка, отражающимися в его поведении. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. ) у ребенка формируются признаки эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс развития ребенка. Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка-дошкольника, свидетельствует о том, что большинство из них используют элементы игротерапии и изотерапии, а также психогимнастику. Интерес и обращение к изотерапии могут быть связаны с тем, что эта технология обращена к самоисцеляющим ресурсам ребенка, тесно связанным с его творческими возможностями. Вместе с тем специалисты сходятся во мнении о позитивном ресурсе самой изотерапии и отсутствии противопоказаний. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством» /5/.
В процессе изобразительной деятельности актуализируются эмоции и фантазии, отражающие травматический опыт ребенка и причины стрессового расстройства, преодолеваются психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снимается эмоциональное напряжение и тревожность. Такие занятия эффективны не только для коррекции, но и для развития коммуникативных умений, а также облегчают процессы адаптации застенчивых, замкнутых, тревожных детей, создают благоприятные условия для развития навыков группового общения в соответствии с нормами межличностного взаимодействия. В рамках реализации ФГОС дошкольного образования перед педагогом-психологом стоит цель обеспечения эмоционального благополучия детей, а также одна из задач - создание условий для гармоничного развития детей, их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Наиболее распространённым поводом обращений родителей и педагогов к педагогу-психологу является проявление у дошкольников высокого уровня тревожности, импульсивность, агрессивное поведение и другие негативные чувства и эмоции, не сформированность коммуникативных навыков. Вышеперечисленные факторы послужили основанием для создания Программы «Изотерапия с детьми», основанной на многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста. Предлагаемая Программа является коррекционно-развивающей, она предназначена для детей 2–8 лет. Цели и задачи Программы: развитие коммуникативных способностей, определение личностных проблем ребенка, помощь в разрешении этих проблем, развитие личностных качеств ребенка, снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческого потенциала воспитанников. Новизна Программы «Изотерапия с детьми» выражается в том, что программа представляет собой коррекционно-развивающую программу, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи профилактики.
Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно. Работа с ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Изобразительное творчество — это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств. Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя. Самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей. Первая часть занятия проходит большей частью в кругу и включает в себя игру-приветствие, беседу по теме занятия и технику направленной визуализации или аутотренинг. Вторая часть: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. Третья часть: дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить свое художественное произведение в удобном для них месте на поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери, на полу). Четвертая часть: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. Пятая часть: проводится в кругу и представляет собой этап рефлексии по итогам проведенного занятия. Дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. В этом возрасте закладывается система эмоциональных отношений ребенка к себе самому, к окружающему миру. Воспитанники дошкольной образовательной организации переживают большое количество разнообразных эмоциональных психических состояний, которые встречаются у взрослых людей, но в отличие от взрослых, дети еще не выстроили жесткой психологической защиты. Их эмоциональные состояния еще достаточно пластичны. Изотерапия является одним из наиболее удачных средств коррекции и развития психо-эмоциональных состояний для детей старшего дошкольного возраста и способствует гармоничному развитию личности, так как дети данного возраста затрудняются в выражении своего состояния словами. Дети мыслят образами, красками и звуками, рисование для них – аналог речи. Терапевтическое рисование позволяет постоянно отслеживать состояние каждого ребенка, вовремя оказывать ему помощь. Кроме того, изотерапия не имеет противопоказаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|