Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 7: зрительный путь.




Вопрос №1

Полиомиелит — это высоко контагиозное заболевание, вызванное полиовирусом. Он поражает нервную систему и может вызвать паралич или даже смерть всего за несколько часов.

2. Как передается полиомиелит?

Дикий полиовирус (ДП) попадает в организм через рот с водой или пищей, которые были загрязнены фекалиями зараженного лица. Вирус размножается в кишечнике и выделяется с фекалиями зараженного лица, через которые он может быть передан другим людям.

3. Каковы симптомы полиомиелита?

Первоначальными симптомами полиомиелита являются:

высокая температура, усталость головная боль рвота ригидность затылка боль в конечностях.

4. Кто подвергается риску заражения полиомиелитом?

Полиомиелит поражает главным образом детей в возрасте до 5 лет.

5. Каковы последствия полиомиелита?

Полиомиелит вызывает следующие последствия:

У одного из каждых 200 человек, зараженных полиомиелитом, наступает необратимый паралич (обычно ног).Из числа парализованных лиц 5%-10% умирают при параличе дыхательных мышц, вызванном вирусом.

6. Существует ли средство от полиомиелита?

Нет, средства от полиомиелита не существует. Полиомиелит можно предотвратить только с помощью иммунизации. Существует безопасная и эффективная вакцина от полиомиелита — оральная полиовакцина (ОПВ). ОПВ обеспечивает необходимую защиту детей от полиомиелита. В случае ее неоднократного применения она защищает ребенка пожизненно.

Глобальная борьба против полиомиелита

В 1988 году правительства создали Глобальную инициативу по ликвидации полиомиелита (ГИЛП), чтобы навсегда избавить человечество от этой болезни. Инициатива является глобальным партнерством, в котором участвуют национальные правительства, ВОЗ, «Ротари интернэшнл», Центры по борьбе с заболеваниями США и ЮНИСЕФ. С момента создания ГИЛП число случаев заболевания полиомиелитом во всем мире сократилось более чем на 99%. Всего 20 лет назад полиомиелит ежедневно вызывал паралич у 1000 детей. В 2010 году были парализованы 1349 детей.

 

Чтобы остановить полиомиелит нам следует:

вовлечь все общество в усилия по охвату каждого остающегося ребенка; разработать специальные планы обеспечения охвата детей из мобильных групп населения, из числа мигрантов, в зонах конфликтов или в отдаленных районах; усилить плановую иммунизацию, которая является наилучшей национальной защитой против полиомиелита; улучшить эпиднадзор в зонах высокого риска; побуждать правительства охватывать беднейшее население другими государственными услугами; продолжать располагать высочайшим уровнем политической приверженности правительств стран и многосторонних учреждений; устранить дефицит финансирования — для финансирования деятельности в 2011-2012 годах все еще требуются 590 миллионов долларов США; сделать пожертвование.

 

Вопрос №2

Неврит лицевого нерва определяется как поражение одностороннего характера, образующееся в седьмой паре черепно-мозговых нервов. Нервы эти в частности ответственны за движения, производимые мимическими мышцами одной лицевой стороны. Клиническое проявление, характерное для такого диагноза как неврит лицевого нерва, заключается в возникновении лицевой асимметрии, которая появляется по причине паралича мышц или пареза в области соответствующей половины лица.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРИТА ЛИЦЕВОГО НЕРВА

В подавляющем большинстве рассматриваемых ситуаций, установить конкретную причину возникновения и последующего развития неврита установить не предоставляется возможным. В числе провоцирующих факторов зачастую в качестве основного фактора выделяется местное переохлаждение (к примеру, сквозняк из окна авто, способствующий обдуву одной половины лица и т.д.), в некоторых случаях оно может сочетаться с инфекцией (гриппом). Развитию неврита также способствуют процессы воспалительного характера в области среднего уха (мезотимпанит, отит) и процессы задней черепной ямки (менингоэнцефалит, арахноэнцефалит). Нередко поражению лицевого нерва способствует травматический перелом либо трещина, возникшая в основании черепа, опухоли в области мосто-мозжечкового угла и проводимые операции, ориентированные на устранение возникшего в связи с отитом, паротитом, мастоидитом и прочих заболеваний гнойного процесса. Отметим также и то, что заболевание в некоторых случаях наблюдается в его рецидивирующей, а также в двусторонней форме.

НЕВРИТ ЛИЦЕВОГО НЕРВА: СИМПТОМЫ

Внешние проявления неврита выражаются, как мы уже отметили, в лицевой асимметрии, при которой со стороны поражения нерва наблюдается сглаживание складок кожи лба или же их отсутствие. Кроме того, изменениям подвергается и глазная щель, которая в значительной степени расширяется. Сглаживание и опущение происходит с носогубной складкой, свисает нижняя губа. Оскаливание зубов больным, а также смех сопровождаются перетягиванием рта в здоровую сторону. Открывание же рта характеризуется большей остротой его угла со стороны поражения, чем при сравнении со здоровой областью. Поднятие вверх бровей не способствует образованию горизонтальных складок на коже лба, потому как с парализованной стороны бровь не поднимается. Закрывание глаз характеризуется неполным смыканием век, при котором со стороны поражения глазная щель попросту зияет, словно больной подглядывает, прищурив глаз. Данный симптом определяется как лагофтальм, более распространенное название которого звучит как «заячий глаз». При рассмотрении такого состояния, как неврит лицевого нерва, симптомы которого имеют ярко выраженный характер, можно также отметить и то, что больной теряет способность к вытягиванию губ «трубочкой», не может свистеть и целоваться. В процессе приема пищи, отмечается ее застревание между зубами и щекой, подвергшейся поражению. Снижаются или вовсе отсутствуют роговичный, надбровный и конъюнктивный рефлексы. Степень поражения также определяет добавление к данной картине заболевания признаков вкусовых нарушений, что затрагивает область двух передних третей языка. Актуальными явлениями выступают гипераказис, а также образующаяся в области наружного слухового прохода гипертическая сыпь. В некоторых случаях актуальность приобретает такой симптом как «крокодиловые слезы», при котором в процессе принятия пищи начинают течь слезы, при этом в остальное время глаз, подвергшийся поражению, находится в сухом состоянии. Также может наблюдаться повышенная чувствительность, характерная для слуха, при которой со стороны неврита звуки ощущаются как более громкие. Опасность неврита лицевого нерва заключается в возможности возникновения осложнений в виде контрактуры мимических мышц. Проявляется она характерным сведением половины лица, поддавшейся поражению, причем таким образом, что кажется, будто парализованной является не здоровая сторона, а сторона больная. Образуется она на четвертой-шестой неделе с начала заболевания, чему способствует неполное восстановление всех двигательных функций.

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НЕВРИТА ЛИЦЕВОГО НЕРВА

Для подтверждения диагноза неврит лицевого нерва, симптомы которого беспокоят больного, а также для установления степени общей пораженности лицевых мышц, выполняется электромиография (или ЭМГ), а также проводятся соответствующие исследования, ориентированные на определение проводимости, свойственной на данном конкретном этапе лицевому нерву. Для исключения другого типа заболеваний для исследования головного мозга также может быть назначена магнитно-резонансная или компьютерная томография.

ЛЕЧЕНИЕ НЕВРИТА ЛИЦЕВОГО НЕРВА

Начать лечение следует как можно раньше, потому как это является возможностью недопущения осложнений и возникновения явлений остаточного характера. В частности рекомендуются к приему кортикостероиды – преднизалон. В данном случае происходит более быстрое восстановление, также исчезает боль, образовавшаяся в заушной области. Учитывая открытость век и нарушение в слезоотделении, для глаз следует использовать препараты, применяемые в качестве создания искусственной слезы. Кроме того, назначается также массаж для области лица, затылочной зоны и зоны воротниковой. Поначалу массаж делается осторожно, после чего можно переходить к среднему усилению. Для мышц лица разрабатывается комплекс специфических упражнений. При достижении так называемого отдаленного периода, характеризующегося стиханием острого процесса и наступающим с 10-15 дня, предписываются процедуры физиотерапии. Осложненные случаи, при которых лечение производится с затруднениями, применяются седативные препараты (релиум, сибазон, седуксен), принимать которые следует четыре раза в день в дозировке 5-10мг. Также используется для лечения и фенобарбитал, прием которого осуществляется трижды в день в дозировке 30-60мг. При действии этих препаратов за счет снижения тревожности мышечные спазмы снижаются, равным счетом, как устраняются и другие проявления заболевания. Вторичные невриты лицевого нерва определяют необходимость лечения, прежде всего, заболевания, их провоцирующего. Что касается выздоровления, то оно наступает в срок до 2-3 недель, а вот для окончательного восстановления всех функций понадобится несколько больше времени – до года. Естественно, что для приема любого типа препаратов, необходимо получить соответствующие рекомендации от врача. В данном случае для диагностирования и определения курса лечения необходимо в срочном порядке посетить невропатолога.

Вопрос№3

Дислексия - стойкое нарушение чтения.

Дисграфия - стойкое нарушение письма.

Дети с ДИСЛЕКСИЕЙ допускают ошибки при чтении:

§ пропускают звуки

§ добавляют ненужные звуки

§ искажают звучание слов

§ имеют невысокую скорость чтения

§ меняют буквы местами

§ иногда пропускают начальные слоги слов

Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Нередко у детей развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

В осуществлении функций чтения и письма наибольшее значение имеют наиболее поздно формирующиеся отделы коры головного мозга, в основном теменно-височно-затылочная область левого полушария. Кроме того, эти функции становятся возможными при тесном взаимодействии зрительного, слухового и двигательного анализаторов, а также при определенном уровне развития произвольных действий. Для чтения и письма необходимы свободные произвольные движения глаз за строкой текста, а также координированные движения руки и глаза (для письма).

При различных поражениях центральной нервной системы могут отмечаться расстройства чтения и письма. Поскольку письменная речь тесно связана с устной речью и мышлением, при их нарушении может расстраиваться, недоразвиваться письменная речь. Одним из важных направлений в предупреждении нарушений письменной речи является своевременное преодоление в дошкольном возрасте дефектов устной речи и развитие фонематического слуха.

Вопрос №4

ЭПИЛЕПСИЯ - хроническое прогрессирующее заболевание мозга, проявляющееся периодическими приступами судорог, нарушением сознания, нарастающими измененимями в эмоционально-психической сфере.

Виды:

§ врожденная

§ приобретенная

Причины:

§ Генетические факторы

§ Травмы (в том числе и внутричерепные родовые)

§ Инфекции

§ Патологии внутриутробного развития

Выделяют генерализованные (общие) и очаговые (фокальные) эпилептические припадки.

1. Генерализованные судорожные припадки:

§ Большой судорожный припадок

Развивается внезапно и состоит из нескольких фаз:

- фаза предвестников. Обычно предшествует судорожному припадку. Это период разнообразных субъективных ощущений: внутреннего беспокойства, чувства тревоги, возбуждения или апатии, которые возникают за несколько часов или дней (2 - 3 дня) до приступа.

- аура. Возникает перед приступом. Бывает в видетразличных зрительных нарушений - мулькания мушек, световых бликов, зрительных галлюцинаций. Иногда больные ощущают разнообразные запахи, слышат звуки, чувствуют ползание мурашек и т.д.

- тоническая фаза. Больной теряет сознание, из-за сочетанной судороги дыхательных мышц гортани возникает громкий протяжный крик, дыхание останавливается, лицо синеет. Туловище и конечности напряжены.

Фаза длится 20 - 30 сек. (не больше минуты).

- клонические судороги. Ритмически сокращаются мышцы лица, туловища, конечностей (с затухающей амплитудой). Постепенно восстанавливается дыхание, исчезает синюшность лица. Часто возникает непроизвольное мочеиспускания и дефекация.

Фаза длится 2 - 5 минут.

- состояние оглушенности. Длится 15 - 20 минут, после чего наступает длительный сон. После пробуждения больной не помнит произошедшего, лишь ощущает слабость, головную боль.

ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ СТАТУС - последовательность больших судорожных припадков без восстановления сознания между приступами. Опасно для жизни.

§ Малые эпилептические припадки

АБСАНС - мгновенное отключение сознания с остановкой движения. Длится 3 - 5 секунд. Больной застывает в одном положении, взгляд останавливается, возможно покраснение/бледность лица. После припадка - возобновление прерванной деятельности.

БЕССУДОРОЖНЫЕ (АКИНЕТИЧЕСКИЕ) ПРИСТУПЫ - внезапное кратковременное снижение тонуса мышц. Больной падает, возможна потеря сознания.

МИОКЛОНИЧЕСКИЕ МАЛЫЕ ПРИПАДКИ - мелкие, симметричные, ритмичные подергивания мышц лица и конечностей. Могут протекать без потери сознания или с его кратковременным отключением.

ГИПЕРТОНИЧЕСКИХ ПРИПАДКИ - кратковременное напряжение сгибательных и разгибательных групп мышц шеи, туловища и конечностей (пропульсивные - резкий наклон туловища вперёд, ретропульсивные - внезапный наклон туловища назад с запрокидыванием головы у детей 3-5 лет).

2. Фокальные (очаговые) эпилептические припадки

Проявляются различно, в зависимости от расположения очага эпилептической активности в ткани мозга.

Могут проявляться:

§ Судорогами/онемением отдельных частей тела

§ Поворотами головы и глаз в стороны

§ Жевательными и сосательными движения

§ Обонятельными, слуховыми и вкусовыми галлюцинации

§ Вегетативными расстройствами

§ Нарушениями эмоциональной волевой сферы

§ В виде психомоторных припадков (автоматическое, безотчетное выполнение действий)

Психические нарушения при эпилепсии:

§ Эмоциональная неустойчивость (колебания настроения, неадекватность и раздражительность сочетаются с угодливостью и слащавостью).

§ Эгоцентризм

§ Озлобленность

§ Излишняя аккуратность

§ Снижение внимания

§ Конкретность

§ Стереотипность поведения

§ Отсутствие гибкости в поведении

§ Эпилептические слабоумие

Лечение: включает щадящий режим, соблюдение диеты, использование противосудорожных препаратов.

Обучение: в озможность обучения детей с эпилепсией зависит от состояния их нервно-психических функций. Они могут обучаться по программе массовой школы (интеллектуально сохранные). Также возможно обучение таких детей в домашних условиях или в школе при стационаре. Дети со сниженным интеллектом могут обучаться в специальных школах или в реабилитационных отделениях психиатрических больниц.

Обучение строится на основе данных анализа психологических чёрт ребёнка и интеллектуальных особенностей (направление в нужное русло его положительных качеств, коррекция патологических черт, включение в различные виды деятельности.

Вопрос 5. Невралгия тройничного нерва

Причины: заболевание чаще всего возникает в результате сдавления тройничного нерва (в месте его выхода из моста) извилистыми, патологически изменёнными сосудами или, реже, опухолью. Редко у больных с рассеянным склерозом образуется бляшка в области чувствительного ядра тройничного нерва, что приводит к невралгии. Возможно появление боли как последствие травм, повлекших патологию челюсти.

Симптомы: боль (часто односторонняя) очень сильная, кратковременная (5сек-2мин), часто сравнимая с электрическим зарядом На протяжении длительного времени (многие годы) локализация боли и ее направление (из одной части лица перетекает в другую) неизменны. Во время приступа может начаться неконтролируемое слезотечение и повышенное слюноотделение.

Из-за того, что все пациенты, страдающие невралгией тройничного нерва, используют для жевания только здоровую половину рта, на противоположной стороне образуются мышечные уплотнения. При длительном течении болезни возможно развитие дистрофических изменений в жевательных мышцах, и снижение чувствительности на пораженной стороне лица.

Лечение: ультрафонофорез с гидрокортизоном, динамические токи, гальванизация с новокаином или амидопирином. Медикаменты – противоэпилептические препараты, например карбамазепин. Витамины группы В.

Хирургическое вмешательство: в 30% случаев медикаментозная терапия оказывается не эффективна и тогда больным показано оперативное лечение невралгии.

Чрескожные операции могут выполняться под местным обезболиванием в амбулаторных условиях и рекомендуются пациентам с ранними стадиями заболевания. В ходе процедуры выполняется разрушение тройничного нерва под действием радиоволн или химических веществ, проводимых к пораженному нерву через катетер. Уменьшение или исчезновение боли после этой операции может произойти не сразу, а через несколько дней или месяцев.

В стационарных условиях выполняются операции, направленные на декомпрессию нерва, при которых корректируется положение артерий, сдавливающих его, в черепной коробке. На сегодняшний день наиболее эффективным и безопасным способом лечения тригеминальной невралгии является метод радиочастотной деструкции корешка тройничного нерва. Главное преимущество метода состоит в том, что размер зоны разрушения нерва и время воздействия могут быть объективно проконтролированы.

Вопрос 6. Особенности двигательных нарушений у аномальных детей

у детей с умственным и речевым недоразвитием выявляются различной степени выраженности парезы (снижение силы, обусловленное поражением двигательного пути нервной системы) и параличи центрального и периферического характера, охватывающие как артикуляционную, так и общую моторику (при ДЦП). Парезы сочетаются с гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), вестибулярными расстройствами, нарушением координации и восприятием пространства.

Своеобразной формой расстройства движений у детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями является апраксия. При этом паралич отсутствует, но совершать сложный двигательный акт больной не может. Сущность подобных нарушений состоит в том, что такой больной утрачивает или не приобретает возможность выполнения последовательных движений, необходимых для организации и выполнения сложного двигательного акта. Патофизиологический механизм апраксии сложен. В норме каждый момент движения фиксируется теменной доле мозга (праксис) и сохраняется там. В патологии не формируются или распадаются стереотипы заученных движений, которые приводят к тому, что больной не может выполнить задание по инструкции, как, например: открой рот, высуни язык, нарисуй кружок и т.д.

Наличие неврологической симптоматики связано с тем, что интеллектуальная недостаточность обусловлена нарушением нервной системы.

Все дети с нарушением двигательного анализатора нуждаются не только в занятиях с логопедом и дефектологом, но и специалистом по лечебной физкультуре с использованием игрового материала по развитию общей и мелкой моторики, с музыкальным работником по развитию ритмичных движений и регуляции дыхания.

Вопрос 7: зрительный путь.

Зрительный путь начинается рецепторами первых нейронов, представленных специфическими образованиями - палочками и колбочками. Из них раздражение передается биполярным клеткам (второй нейрон), затем - ганглиозным (третий нейрон).

 

Аксоны ганглиозных клеток формируют зрительный нерв, начало которого представлено соском (диском) зрительного нерва. В зрительном Нерве основная масса волокон, идущих от периферии сетчатки, располагается по периферии нерва. Внутриглазная часть зрительного нерва имеет плотное влагалище, состоящее из трех мозговых оболочек.

 

Зрительный нерв входит в глазницу через отверстие зрительного нерва (foramen opticum). Затем по основанию мозга направляется к средней линии, несколько не доходя до неё делится на два пучка - внутренний (больший по размеру) и наружный (папилломакулярный пучок повторяет это деление). Волокна, идущие от внутренних половин сетчатки, совершают перекрест (chiasma). Chiasma располагается в специальной бороздке - sulcus ehiasmaticus. Сверху она граничит с дном III желудочка, снизу -О диафрагмой турецкого седла, представляющей собой участок твердой мозговой оболочки, прикрывающей сверху турецкое седло. По бокам хиазма окружена крупными артериями, входящими в состав виллизиева круга. Сзади к хиазме прилегает воронка (infundibulum). У некоторых людей передний край хиазмы прилежит к заднему краю sulcus ehiasmaticus. Верхней частью хиазма сращена с дном третьего желудочка. На остальном протяжении она покрыта мягкой мозговой оболочкой. Зрительные тракты начинаются от задней поверхности хиазмы и заканчиваются на клетках наружных коленчатых тел и подушек зрительных бугров.

 

У хиазмы оба зрительных тракта образуют острый угол. На своем пути они огибают с обеих сторон серый бугор и вслед за этим проходят по нижней поверхности ножек мозга. Только на небольшом участке тракты лежат свободно на основании мозга, дальше они прикрыты височными долями. В задней половине зрительных трактов имеется продольная борозда, которая постепенно становится более глубокой и делит зрительные тракты на два корешка - медиальный и латеральный. Наружный корешок направляется к наружному коленчатому телу, более тонкий внутренний - к подушке зрительного бугра. Каждый тракт содержит волокна от носовых половин своей стороны и височных - противоположной.

 

Паппиломакулярный пучок в тракте занимает центральное положение. По мере приближения тракта к наружному коленчатому телу он начинает занимать дорзальное положение. В тракте сохраняется вертикальная проекция сетчатки, т.е. волокна, идущие от верхних квадрантов сетчатки, располагаются сверху, от нижних - снизу.

 

Наружное коленчатое тело находится на задненижнем конце зрительного бугра сбоку от его подушки. Здесь частично заканчиваются волокна зрительного тракта и берут начало волокна пучка Грациоле. Небольшая часть волокон тракта идет к переднему четверохолмию (волокна афферентной части зрачковой рефлекторной дуги). Оба глаза имеют в наружном коленчатом теле раздельное представительство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...