Вопрос 48. Основные виды речевых расстройств в детском возрасте (дизартрия, алалия, заикание).
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Из этого определения следует, что при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает произношение отдельных звуков в изолированном виде и особенно в слитной речи. Кроме того, страдают темп, выразительность, модуляция. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения, При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится совсем непонятной или невозможной за счет полного паралича речедвигательных мышц. Такое нарушение называется анартрией. Общими клиническими признаками дизартрии являются: 1) нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер в зависимости от локализации поражения мозга; 2) ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. Ограничение подвижности артикуляционной мускулатуры приводит к нарушениям звукопроизношения. Прежде всего нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения, это прежде всего поднимание языка вверх. В результате этого расстраивается в первую очередь произношение переднеязычных звуков (р, л, т). Кроме того, нарушаются произношения губных звуков. При дизартрии мягкое нёбо обычно малоподвижно в результате нарушения иннервации нёбных мышц. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками языко-глоточного и блуждающего нервов. При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость).
У детей особенно часто встречается псевдобульбарная дизартрия. Эта форма дизартрии наблюдается при псевдобульбарном параличе. При псевдобульбарной дизартрии отмечаются повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого нёба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный. Бульбарная дизартрия наблюдается при бульбарном параличе, она отличается от псевдобульбарной дизартрии тем, что помимо нарушения глотания, поперхивания при еде, попадания пищевых масс в нос, нарушения голосообразования (голос глухой с носовым оттенком), нарушения звукопроизношения (речь смазанная, малопонятная), ограничения подвижности мягкого нёба, неподвижности голосовых связок отсутствуют глоточный и нёбный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки. При поражении подкорковых отделов мозга наблюдается подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия. Характерными чертами этой формы дизартрии являются непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые связки, губы то резко напряжены, то расслаблены), выраженные нарушения модуляции, выразительности, темпа речи. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования. При поражении мозжечковой системы развивается мозжечковая форма дизартрии, которая характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи. Речь носит замедленный, толчкообразный характер. Нарушены модуляции. Отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произнесения фразы. При поражении корковых зон в области передней центральной извилины, где происходит анализ импульсов из мыщц артикуляционного аппарата, возникает корковая дизартерия. Она характеризуется более изолированными нарушениями произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушений голосообразования.
Алалия – системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Таким образом, алалия отмечается только в детском возрасте. Алалии, так же как и афазии, делятся на моторные и сенсорные. Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи. Отмечается недоразвитие как лексико-грамматической, таи и фонетической стороны речи. Ребенок испытывает специфические затруднения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов. У него отмечается недоразвитие активного словаря, нарушение звукопроизносительной стороны речи (в первую очередь это связано с проявлением оральной апраксии). Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания обращенной речи при сохранном элементарном слухе. Отмечается недостаточность более высокого уровня слухового восприятия, поэтому ребенок не понимает обращенной речи, недоразвитие моторной речи, это связано с тем, что развитие понимания речи, накопление сенсорного словаря всегда предшествует формированию собственной речи ребенка. Заикание – это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. При заикании преимущественно нарушается коммуникативная функция речи. Существует несколько форм заикания, среди которых, наиболее часто встречаются невротическая и неврозоподобная формы. Заикание чаще начинается с тонических судорог в дыхательной и голосовой мускулатуре, затем происходит их постепенное распространение и на мыщцы артикуляционного аппарата. При нарушении всегда нарушено речевое дыхание, наблюдается усиление мышечного тонуса в фонаторной и артикуляционной мускулатуре. При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и При тоническом заикании ребенок не может разжать рот и начать речь. Чаще всего отмечается смешанная форма: тонико-клоническая (с преобладанием тонического спазма), клонико-тоническая (с преобладанием клонических судорог). Органические формы заикания возникаю после очаговых поражений ЦНС в области подкорковых узлов мозга. Органическое заикание обусловлено гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной и фонаторной мускулатуры. Органическое заикание всегда сочетается с дизартрией, обычно подкоркового или мозжечкового типа. При органическом заикании более выражены неврологическая симптоматика: нарушение психической деятельности, эмоционально-волевой сферы. Заикание как сопутствующий синдром может также встречаться при разных невро-психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, олигофрения).
Заикание необходимо отличать от расстройства темпа речи: тахилалия и брадилалия. Тахилалия – это ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму речь Брадилалия – это замедленная, растянутая речь. Они могут быть обусловлены врожденными особенностями нервной системы, эмоциональным состоянием, иногда дисфункцией подкорковых отделов. Но в отличии от заикания у них отсутствуют судороги мышц речевого аппарата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|