Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XXXVII. Социальные учения Германии. Классический германский идеализм




Мы переходим к изучению социальных идей в Германии. Откуда начинать это изучение для того, чтобы оно было возможно глубоким и широким? Основным определяющим фактором духовной истории Германии в новое время, без сомнения, является реформация и духовным отцом новейшей германской культуры, без сомнения, следует считать никого иного, как Мартина Лютера. Однако эта генетическая связь в настоящее время чувствуется уже [не] непосредственно, а через целый ряд промежуточных исторических звеньев, из которых важнейшее есть философия классического германского идеализма. В этом смысле вторым духовным отцом германской культуры после Лютера является Иммануил Кант. Реформация была, как мы знаем, торжеством религиозного индивидуализма. Сущность протестантизма состоит в том, что, против поглощающего целого католической церкви, он односторонне провозгласил права религиозной индивидуальности. Мы не можем, отчасти за недостатком времени, а отчасти просто вследствие недостаточной научной разработки вопроса, проследить всех этих звеньев, которые идут от Лютера к Канту, но существо дела, именно религиозно–этический индивидуализм и у Лютера, и у Канта остается тот же, несмотря на различную философскую оболочку. Германский философский идеализм, в особенности в лице Канта и Фихте, есть прежде всего этический, точнее религиозно–этический индивидуализм. Лютер провозгласил религиозный суверенитет личности в своем трактате, имеющем всемирно–историческое значение, «О свободе христианина», где эту идею он выражает на языке богословия и отчасти даже средневекового богословия. Кант и Фихте ту же самую идею о высшей абсолютной ценности человеческой индивидуальности выразили на философском языке нового времени. В этом смысле германский идеализм можно до известной степени сопоставить с пуританизмом в Англии, назвать его германским пуританизмом. Как вы помните, пуританизм или индепендентство было тем самым религиозным индивидуализмом, впоследствии примененным к области и политической мысли, и экономического мышления, каким в истории германской мысли является этический индивидуализм Канта и Фихте. Духовная преемственность между реформацией и германским идеализмом сознается и сознавалась и самими представителями германской культуры, напр[имер], представителями современной германской философии. Когда несколько лет тому назад праздновался столетний юбилей Канта, то в ряде брошюр и статей, вышедших из под пера представителей философских кафедр Германии, устанавливалась эта связь между протестантизмом и идеализмом, между Лютером и Кантом. Нетрудно показать на истории германской мысли, что вся духовная германская культура определялась в известном смысле германским идеализмом или в его положительном развитии, или в его отрицании. Дальнейшее развитие кантовского идеализма выразилось в философии так называемого классического идеализма, заканчивающейся Гегелем. Теория познания Канта разрабатывается и в настоящее время бесчисленными представителями неокантианского направления, господствующего сейчас в германской философии. Наконец, как антитезис Кантуй в особенности Гегелю определилось материалистическое русло германской философии, главные представители которого либо бывшие гегельянцы, либо кантианцы. Таким образом, не было более определяющего русла в духовной жизни Германии и в этом отношении, нежели идеализм. Однако если бы мы стали устанавливать связь классического идеализма и современной германской философии ближе, это завело бы нас совсем в другую область, область истории философии. Гораздо важнее отметить здесь, что и в области социальной мысли, в области социализма, Кант и Фихте не только продолжают играть видную роль, но и влияние их на наших глазах становится все больше и больше. Именно самые последние годы, последнее десятилетия, знаменуются целым рядом попыток связать социализм с кантовским или фихтевским идеализмом, соединить данные реалистического экономического мышления с постулатами кантовского идеализма. В настоящее время все чаще и чаще ставится вопрос о том, какой способ обоснования идеалов социализма (для тех, кто их разделяет) является более соответствующим существу дела и требованиям философского мышления: идеалистический или материалистический, или же, как этот же вопрос в последнее время часто формулируют (напр[имер], проф. Шульце–Геверниц так озаглавил свою актовую речь, сказанную в прошлом году), — «Кант или Маркс? » По всем указанным причинам подойти к социальным учениям XIX века в Германии необходимо во всяком случае через Канта и других представителей классического идеализма. Но в то же время затруднительно разделить у этих мыслителей их идеи, относящиеся к области социальной философии, от их общих философских идей, между тем излагать их философские идеи тоже нет возможности, потому что это потребовало бы самостоятельного философского курса. Приходится мириться с неизбежностью и остановить свое внимание исключительно на прикладной, сравнительно второстепенной для общей их системы, стороне их учения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...