Что «остается» журналисту?
— В подсистеме производства массовых информационных потоков, как Вы, судя по всему, и считаете, властвует журналистика. Однако, если попытаться разглядеть структуру этой подсистемы под углом зрения, который мы использовали, определяя первую из структур подсистемы распространения, мы увидим здесь в качестве элементов тоже несколько видов деятельности. — Таких, которые служат именно реализации назначения подсистемы?.. Интересно! И какие же это виды? — Не спешите выражать скепсис. Я назову их. Прежде всего, это деятельность организаторская, то есть направленная на организацию духовного сотрудничества в обществе во имя создания массовых информационных потоков. Во-вторых, это деятельность моделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для тех или иных фрагментов массовых информационных потоков (номер газеты, программа радио или телевидения) — так сказать, задаче создания средств для организации разных видов массовых информационных продуктов в единое целое. В-третьих, деятельность редактирования, цель которой — привести все привлеченные информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовой аудиторией. В-четвертых, собственно журналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида текстов. В-пятых, деятельность по выпуску массовых информационных потоков (точнее, их соответствующих фрагментов). — У меня опять некоторые сомнения. Ну, насчет моделирования — это понятно: секретариаты, группы выпуска. А вот все остальное... Разве это не собственно журналистская работа? Насколько я мог заметить, сотрудничая в редакциях, любой из корреспондентов участвует в делах такого рода.
— Совершенно верно, участвует — помимо создания своих собственных произведений. Массовые информационные потоки, несущие в себе оперативную модель мира, — продукт столь значимый и в современных условиях столь сложный, что для производства его оказались нужны, с одной стороны, коллективные усилия, а с другой — специалисты-универсалы. В силу этого виды деятельности, которые я перечислила, сложились в единую структуру таким образом, что на основе административно-ответственной и морально-ответственной зависимости участников производственного процесса образовали систему профессиональных обязанностей, предполагающих согласованное решение коллективных творческих задач и потому выступающих как единая деятельность — творческая деятельность журналиста. — Проще говоря, все эти виды деятельности, наслоившись на собственно журналистское творчество, как бы слились в один сложный вид и стали заботой каждого. Так? — Так, и даже без «как бы». У всех этих видов деятельности один субъект — журналист. Правда, в ряде случаев с ним происходят любопытные метаморфозы. Их вызывает взаимодействие данной структуры производства с другой его структурой, в основе которой — средства объективации информации, средства производства массовых информационных потоков. — Это синонимичные понятия? — Ни в коем случае! Под средствами объективации информации обычно подразумевают материал, в котором она «консервируется», используемые для этого знаковые системы и орудия труда. А говоря о средствах производства массовых информационных потоков, помимо перечисленного необходимо иметь в виду еще и средства организации их: системы задач, методов и правил, определяющих их характер и конфигурацию потоков. Так вот, при структурировании подсистемы производства массовых информационных потоков по средствам производства оказывается, что мы должны выделить в ней в качестве элементов следующие виды производства:
1) книжное; 2) газетно-журнальное; 3) телевизионное; 4) радийное; 5) кинопроизводство. Сегодня в этой структуре формируется еще один элемент — компьютерное производство, однако пока в нашей стране его не Приходится рассматривать как вполне сложившийся. — Тут проглядывает определенное сходство с одной из структур подсистемы распространения! — И это нормально: они соотносятся — ведь порождающая модель массовых информационных потоков как совокупного продукта журналистики включает в себя фрагменты, ориентированные на тот или иной канал распространения. Кроме того, во всех структурных пластах соотносится техника — та, что служит целям производства, и та, что работает на распространение. — Что-то я запутался в этой абстрактной диалектике… — Давайте опять рассмотрим пример. Телевизионная компания (назовем ее N) подготовила передачу на 40 минут эфирного времени, задействовав определенные творческие силы, материалы, технику. Продукт для массовых информационных потоков произведен. Но телекомпания N не вещатель, у нее нет ни лицензии на определенные частоты, ни лицензии на право вещания, ни оборудования для вещания. Иначе говоря, нет канала распространения информации. Периодическая печать, радиовещание, кинопрокат для выхода на аудиторию в данном случае не годятся: параметры продукта не совпадают с параметрами этих каналов. Для того чтобы передача вышла в эфир, надо найти именно телевизионный канал, что и делается: производитель вступает в договорные отношения с вещателем, который намерен ее купить. — Да ведь есть же телевизионные компании, которые могут сами транслировать свои передачи! — Конечно, есть. Они обладают и правом создания передач, и правом вещания. Пример-то я такой привела для того, чтобы сделать очевидными отношения производства и распространения. Есть относительная самостоятельность — и есть симметрия, которая требует связи с определенным каналом распространения. — Но ведь можно переделать передачу, превратив ее, к примеру, в радиоспектакль или в радиосюжет... — Так это же будет другой продукт, лишь в чем-то адекватный первому!
— Ну да, ясно... А вот в компьютере — я написал, например, репортаж и закрыл файл. Продукт есть, но в потоки он не включен. Хранится— пассивная форма существования. Но если я войду с ним в Интернет — есть, допустим, у меня там «страничка», — он может найти своего читателя. — Да. У нас уже появились первые компьютерные газеты. Не электронные версии печатных изданий, а именно компьютерные газеты — с определенной периодичностью, со своей аудиторией. Значит, вот-вот появится еще один тип профессионального журналиста — журналист компьютерных сетей. Произойдет еще одна метаморфоза... — А про метаморфозы другие еще толком не говорилось! Но я уже сообразил, что Вы под этим подразумевали,— специализации журналистов, да? Газетчик, тележурналист, радиожурналист... —...литературный редактор, кинодокументалист. — Но ведь есть еще, между прочим, и фотожурналисты, а в структурах подсистемы производства они не отражены! — Правильно. Фотожурналисты — одна из специализаций внутри газетно-журнального производства. И не единственная! Вы уже упоминали о работниках секретариата — это тоже особая специализация внутри газетно-журнального производства. Есть такие внутривидовые специализации и в телевизионном производстве, и в радийном, и в книжном, и в кинопроизводстве. Возьмите хотя бы телевидение. Там к производству продукта причастны едва ли не в равной мере и журналист, и оператор, и режиссер, и... — Выходит, что в каждой из разновидностей производства массовых информационных потоков существует своя структура. Наверное, так же и в подсистеме распространения?.. — Ну да! Мир вообще устроен по этому принципу: каждый элемент системы фактически есть тоже система, только другого уровня. В ней — свои элементы, которые выполняют здесь определенные функции и в то же время выступают как целое по отношению к составляющим их компонентам. — Как матрешка в матрешке? — Не совсем так. Матрешки, все уменьшаясь, повторяют друг друга, а в кибернетических системах компоненты могут существенно отличаться один от другого. Кроме того, они связаны между собой множеством связей самым сложным образом. Возьмите организм человека — разве он подобен матрешкам?
— Так из всего этого следует, что система средств массовой информации, будучи элементом общества как кибернетической системы, сама тоже носит кибернетический характер? — По-моему, тоже — следует! — И журналистику как творческую деятельность можно рассмотреть так же? — Можно. Однако пока наука еще только пытается адекватно осознать ее в качестве элемента общества как кибернетической системы. Изучение ее собственных, имманентно присущих ей кибернетических закономерностей — дело будущего. — Но описать, как, через какие обязанности журналистов она проявляется в реальной практике производства массовых информационных потоков сегодня возможно? — Не только возможно, но и необходимо. Мы с Вами вплотную подошли к решению этой задачи. Независимо от специализации журналиста, в контексте того, что сказано, перечень его профессиональных забот просматривается достаточно полно. Они образуют несколько направлений деятельности, к которым должен быть готов каждый, вступающий на эту дорогу. О каких же направлениях идет речь? Во-первых, каждый журналист так или иначе участвует в планировании массовых информационных потоков. Планирование — основное средство, с помощью которого можно добиться непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации и организовать работу так, чтобы обеспечить высокое качество актуальной информационной картины мира. Система редакционных планов — то звено в журналистском инструментарии, без которого невозможно сформировать информационные потоки, как невозможно отлить деталь без формовки на машиностроительном предприятии. — Многие считают это формальным делом, во всяком случае относятся к этому как к формальности... — Не могу согласиться с ними! Создание плана — процесс творческий и ответственный. Суть его — предвидение, прогнозирование, разработка опережающих моделей потоков. — То есть это одна из разновидностей моделирования? — Конечно, — опережающее моделирование. И здесь есть свои закономерности, которые очень важно освоить практически. Например, необходимо научиться использовать динамику интересов аудитории и ее потребностей, учитывать конъюнктуру информационного рынка, но об этом разговор еще впереди. —- А еще есть взгляд на планирование как на момент организации работы редакции... — Верно! Сейчас мы говорим о планировании как проявлении творческой деятельности каждого журналиста, ставшем его профессиональной обязанностью. Это вовсе не исключает необходимости изучать планирование как метод организации деятельности редакционного коллектива, что с успехом делает в своих работах профессор С. М. Гуревич.
— Я уловил различие: в первом случае— речь о планировании как о создании более или менее конкретной опережающей модели продукта, а во втором— как о моделировании коллективной деятельности, и тоже, конечно, с опережением. — Пожалуй, что так... Второе направление творческой деятельности журналиста — работа по организации духовного сотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационных потоков и тем самым для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции. Она весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил. В нее входит отлаживание контактов и с представителями разных сфер деятельности, производящих массовую информацию; и с институтами власти; и с бизнесменами и общественными активистами — словом, со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации», способный оповещать о новостях, участвовать в выявлении проблем, информировать о предстоящих событиях и т.д., и т. п. Сюда входит и «работа с авторами» — создание актива из лиц, склонных к участию в СМИ и обладающих определенным литературным потенциалом или явно тяготеющих к публицистическому творчеству. Здесь же—и проведение массовых акций (от сбора средств для семей тех, кто погиб в Чечне или в аварии на шахте, до конкурсов красоты). Здесь же — поддержание и укрепление обратной связи с аудиторией («прямая линия», «горячий телефон», «телефон доверия» и т. п.). — В старых учебниках это называется организационно-массовой работой. — Называется, но... Организационно-массовую работу во всех ее проявлениях я бы отнесла к инфраструктуре системы СМИ: она осуществляется в целях сохранения жизнеспособности системы, ее развития, но не имеет непосредственного отношения к подготовке массовых информационных потоков. Это весь комплекс дел, связанных с обеспечением внутриредакционного взаимодействия, с изучением возможностей оптимизации производственного процесса, с созданием условий для роста эффективности взаимодействия с аудиторией и другими социальными институтами. И называть ее в отличие от организаторской работы я предпочла бы просто организационной. — А конкретно-то что Вы имеете в виду? — Ну, хотя бы проведение всякого рода редакционных производственных совещаний — летучек, например. Это устойчивая форма коллективной рефлексии — анализ продуктов творческой деятельности, самой деятельности, поиск путей ее совершенствования, своего рода профессиональная учеба. Еще один вид таких совещаний — планерки. Мы уже говорили с Вами о планировании как методе организации деятельности редакционного коллектива, да? Вот он реализуется через систему планерок, на которых обсуждаются результаты планирования как творческой деятельности. Понимаете, насколько тесно все это связано? И в то же время — разные вещи! — Но ведь участвовать в таких совещаниях должен каждый журналист. Значит, это тоже его профессиональные обязанности? — Да, но они не образуют специального направления творческой деятельности, они как бы сопровождают производственный процесс. А вот следующая группа профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться третьему направлению творческой деятельности журналиста — участию в подготовке и выпуске массовых информационных потоков. — Вы вроде бы говорили выше об участии в подготовке конкретных фрагментов массовых информационных потоков— номера газеты или журнала, программы телевидения... — Да, реально это так и выглядит. Помните наш разговор о потоках и притоках?.. Так вот, «притоками» оказываются те дискретные порции информации, которые с определенной периодичностью поступают в массовые информационные потоки в виде новых номеров газет, журналов, новых выпусков радио- и телепередач. Тот факт, что их много, что у них разная периодичность и разные ареалы, обеспечивает непрерывность массовых информационных потоков. Но в практике журналиста это выглядит именно так: работа над номером издания, работа над передачей. Посмотрим, из чего же конкретно складываются его обязанности на этом направлении деятельности... — Прежде всего — из собственно журналистского творчества! — Не горячитесь, Алеша! Мы же говорим сейчас о производстве массовых информационных потоков, то есть о процессе сборки, процессе объединения в некую целостность отдельных «готовых» продуктов массовой информации, среди которых, конечно же, есть и журналистские тексты. — А, да... Тогда основное здесь— литературное редактирование. — Сразу видно газетчика. Но приводить в соответствие с нормативами цивилизованного общения на языках массовой информации приходится не только словесные тексты. Помню, когда я Делала первый материал для радио и записывала на «Репортер» Речь своего героя, не обратила внимания на то, что его коллега, присутствовавший при разговоре, сильно простужен. Стала прослушивать пленку — пришла в ужас: высказывания шли на фоне такого «звукового сопровождения», что могли вызвать у слушателей только смех. Благо, редактор у меня был опытный и при монтаже положение спас. Так что правильнее в нашем случае говорить более широко — о редактировании текстов, предназначенных для опубликования. — От слова «редактирование» попахивает цензурой... — Почему же?! Ни цензура, ни вкусовая правка этим понятием не предполагаются. Речь только о том, чтобы не было текстов безграмотных, оскорбительных для глаза или для слуха людей, текстов, не поддающихся восприятию и пониманию. Второй ряд обязанностей на этом направлении — участие в конструировании номера или выпуска. Как правило, дизайн издания или программы сегодня — дело специалистов. Но каждый журналист, подавая заявки на публикации, включаясь в обсуждение макетов номера или эфира, вносит свою творческую лепту в формирование содержания и облика массовых информационных потоков. Есть тут и еще один ряд обязанностей: через систему дежурств журналисты оказываются подключены к самому процессу выхода информации в свет, оперативно решая возникающие проблемы, подстраховывая от ошибок и «сбоев». — У меня насчет конструирования вопрос. Моделирование, конструирование, макетирование... Как это все соотносится? — Моделирование — наиболее широкое понятие. С одной его разновидностью — планированием — мы уже познакомились. Макетирование — еще одна его разновидность: это оперативная подготовка графической модели номера... А конструирование — процесс реального «устройства» информационного потока, расположения его частей. В газетно-журнальном производстве для обозначения этого процесса есть хороший профессиональный термин — «верстка».Но в практике электронной прессы он стал употребляться в значении «словесный макет»... — Все, схвачено! Ну, теперь-то мы, наконец, дошли до собственно журналистского творчества? —Да! Возникнув как хроникально-репортерское, журналистское творчество сегодня обнаруживает весьма любопытную тенденцию: оно развивается таким образом, что журналистский текст становится все более полифункциональным. Идет ассимиляция журналистикой определенных закономерностей других видов производства массовой информации, и она оказывается способной замещать их в информационном процессе. Как складываются ^ношения журналистики и публицистики, мы уже знаем. Образе внимание на тот флирт, который возник между журналисткой и игротехникой. С рекламой и справочно-информационной деятельностью отношения развиваются в том же направлении … Но при всем при том собственно журналистское творчество сохраняет свои исконные черты, делающие журналистику журналистикой. О них-то и предстоят нам дальнейшие беседы.
Если Вы заинтересованы в том, чтобы выработать свою позицию по рассмотренным выше проблемам, имеет смысл решить три задачи: 1) отдать себе отчет в основных положениях концепции автора; 2) проверить «на прочность» все аргументы; 3) сформулировать альтернативную точку зрения, подтвердив ее своей аргументацией. Для того чтобы сделать это было легче, предлагаем Вам несколько наводящих вопросов. 1. В чем сущность творчества? Чем отличается творческая деятельность от деятельности репродуктивной? 2. Как соотносятся понятия «творчество» и «труд»? Какие формы организации творчества есть в развитом обществе? 3. Что такое массовое сознание общества и какова его роль? Что такое общественное мнение? 4. Что такое массовая информация и в каких формах она существует? 5. Как соотносятся понятия «система средств массовой информации» и «массовые информационные потоки»? 6. Какова роль журналистики в системе средств массовой информации? 7. В каких профессиональных обязанностях реализуется творческая деятельность журналиста?
ЧАСТЬ II
ЧЕМ ВЫДЕЛЯЕТСЯ
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В РЯДУ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|