Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что «остается» журналисту?




 

— В подсистеме производства массовых информационных потоков, как Вы, судя по всему, и считаете, властвует журналистика. Однако, если попытаться разглядеть структуру этой подсистемы под углом зрения, который мы использовали, определяя первую из структур подсистемы распространения, мы увидим здесь в качестве элементов тоже несколько видов деятельности.

Таких, которые служат именно реализации назначения подсистемы?.. Интересно! И какие же это виды?

Не спешите выражать скепсис. Я назову их.

Прежде всего, это деятельность организаторская, то есть направленная на организацию духовного сотрудничества в обществе во имя создания массовых информационных потоков.

Во-вторых, это деятельность моделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для тех или иных фрагментов массовых информационных потоков (номер газеты, программа радио или телевидения) — так сказать, задаче создания средств для организации разных видов массовых информационных продуктов в единое целое.

В-третьих, деятельность редактирования, цель которой — привести все привлеченные информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовой аудиторией.

В-четвертых, собственно журналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида текстов.

В-пятых, деятельность по выпуску массовых информационных потоков (точнее, их соответствующих фрагментов).

У меня опять некоторые сомнения. Ну, насчет моделирования — это понятно: секретариаты, группы выпуска. А вот все остальное... Разве это не собственно журналистская работа? Насколько я мог заметить, сотрудничая в редакциях, любой из корреспондентов участвует в делах такого рода.

— Совершенно верно, участвует — помимо создания своих собственных произведений. Массовые информационные потоки, несущие в себе оперативную модель мира, — продукт столь значимый и в современных условиях столь сложный, что для производства его оказались нужны, с одной стороны, коллективные усилия, а с другой — специалисты-универсалы. В силу этого виды деятельности, которые я перечислила, сложились в единую структуру таким образом, что на основе административно-ответственной и морально-ответственной зависимости участников производственного процесса образовали систему профессиональных обязанностей, предполагающих согласованное решение коллективных творческих задач и потому выступающих как единая деятельность — творческая деятельность журналиста.

Проще говоря, все эти виды деятельности, наслоившись на собственно журналистское творчество, как бы слились в один сложный вид и стали заботой каждого. Так?

Так, и даже без «как бы». У всех этих видов деятельности один субъект — журналист. Правда, в ряде случаев с ним происходят любопытные метаморфозы. Их вызывает взаимодействие данной структуры производства с другой его структурой, в основе которой — средства объективации информации, средства производства массовых информационных потоков.

Это синонимичные понятия?

— Ни в коем случае! Под средствами объективации информации обычно подразумевают материал, в котором она «консервируется», используемые для этого знаковые системы и орудия труда. А говоря о средствах производства массовых информационных потоков, помимо перечисленного необходимо иметь в виду еще и средства организации их: системы задач, методов и правил, определяющих их характер и конфигурацию потоков.

Так вот, при структурировании подсистемы производства массовых информационных потоков по средствам производства оказывается, что мы должны выделить в ней в качестве элементов следующие виды производства:

1) книжное;

2) газетно-журнальное;

3) телевизионное;

4) радийное;

5) кинопроизводство.

Сегодня в этой структуре формируется еще один элемент — компьютерное производство, однако пока в нашей стране его не Приходится рассматривать как вполне сложившийся.

Тут проглядывает определенное сходство с одной из структур подсистемы распространения!

И это нормально: они соотносятся — ведь порождающая модель массовых информационных потоков как совокупного продукта журналистики включает в себя фрагменты, ориентированные на тот или иной канал распространения. Кроме того, во всех структурных пластах соотносится техника — та, что служит целям производства, и та, что работает на распространение.

Что-то я запутался в этой абстрактной диалектике…

Давайте опять рассмотрим пример. Телевизионная компания (назовем ее N) подготовила передачу на 40 минут эфирного времени, задействовав определенные творческие силы, материалы, технику. Продукт для массовых информационных потоков произведен. Но телекомпания N не вещатель, у нее нет ни лицензии на определенные частоты, ни лицензии на право вещания, ни оборудования для вещания. Иначе говоря, нет канала распространения информации. Периодическая печать, радиовещание, кинопрокат для выхода на аудиторию в данном случае не годятся: параметры продукта не совпадают с параметрами этих каналов. Для того чтобы передача вышла в эфир, надо найти именно телевизионный канал, что и делается: производитель вступает в договорные отношения с вещателем, который намерен ее купить.

Да ведь есть же телевизионные компании, которые могут сами транслировать свои передачи!

Конечно, есть. Они обладают и правом создания передач, и правом вещания. Пример-то я такой привела для того, чтобы сделать очевидными отношения производства и распространения. Есть относительная самостоятельность — и есть симметрия, которая требует связи с определенным каналом распространения.

Но ведь можно переделать передачу, превратив ее, к примеру, в радиоспектакль или в радиосюжет...

Так это же будет другой продукт, лишь в чем-то адекватный первому!

Ну да, ясно... А вот в компьютере — я написал, например, репортаж и закрыл файл. Продукт есть, но в потоки он не включен. Хранится— пассивная форма существования. Но если я войду с ним в Интернет — есть, допустим, у меня там «страничка», — он может найти своего читателя.

— Да. У нас уже появились первые компьютерные газеты. Не электронные версии печатных изданий, а именно компьютерные газеты — с определенной периодичностью, со своей аудиторией. Значит, вот-вот появится еще один тип профессионального журналиста — журналист компьютерных сетей. Произойдет еще одна метаморфоза...

А про метаморфозы другие еще толком не говорилось! Но я уже сообразил, что Вы под этим подразумевали,— специализации журналистов, да? Газетчик, тележурналист, радиожурналист...

—...литературный редактор, кинодокументалист.

Но ведь есть еще, между прочим, и фотожурналисты, а в структурах подсистемы производства они не отражены!

Правильно. Фотожурналисты — одна из специализаций внутри газетно-журнального производства. И не единственная! Вы уже упоминали о работниках секретариата — это тоже особая специализация внутри газетно-журнального производства. Есть такие внутривидовые специализации и в телевизионном производстве, и в радийном, и в книжном, и в кинопроизводстве. Возьмите хотя бы телевидение. Там к производству продукта причастны едва ли не в равной мере и журналист, и оператор, и режиссер, и...

Выходит, что в каждой из разновидностей производства массовых информационных потоков существует своя структура. Наверное, так же и в подсистеме распространения?..

Ну да! Мир вообще устроен по этому принципу: каждый элемент системы фактически есть тоже система, только другого уровня. В ней — свои элементы, которые выполняют здесь определенные функции и в то же время выступают как целое по отношению к составляющим их компонентам.

Как матрешка в матрешке?

Не совсем так. Матрешки, все уменьшаясь, повторяют друг друга, а в кибернетических системах компоненты могут существенно отличаться один от другого. Кроме того, они связаны между собой множеством связей самым сложным образом. Возьмите организм человека — разве он подобен матрешкам?

Так из всего этого следует, что система средств массовой информации, будучи элементом общества как кибернетической системы, сама тоже носит кибернетический характер?

По-моему, тоже — следует!

И журналистику как творческую деятельность можно рассмотреть так же?

Можно. Однако пока наука еще только пытается адекватно осознать ее в качестве элемента общества как кибернетической системы. Изучение ее собственных, имманентно присущих ей кибернетических закономерностей — дело будущего.

Но описать, как, через какие обязанности журналистов она проявляется в реальной практике производства массовых информационных потоков сегодня возможно?

Не только возможно, но и необходимо. Мы с Вами вплотную подошли к решению этой задачи.

Независимо от специализации журналиста, в контексте того, что сказано, перечень его профессиональных забот просматривается достаточно полно. Они образуют несколько направлений деятельности, к которым должен быть готов каждый, вступающий на эту дорогу. О каких же направлениях идет речь?

Во-первых, каждый журналист так или иначе участвует в планировании массовых информационных потоков.

Планирование — основное средство, с помощью которого можно добиться непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации и организовать работу так, чтобы обеспечить высокое качество актуальной информационной картины мира. Система редакционных планов — то звено в журналистском инструментарии, без которого невозможно сформировать информационные потоки, как невозможно отлить деталь без формовки на машиностроительном предприятии.

Многие считают это формальным делом, во всяком случае относятся к этому как к формальности...

Не могу согласиться с ними! Создание плана — процесс творческий и ответственный. Суть его — предвидение, прогнозирование, разработка опережающих моделей потоков.

То есть это одна из разновидностей моделирования?

Конечно, — опережающее моделирование. И здесь есть свои закономерности, которые очень важно освоить практически. Например, необходимо научиться использовать динамику интересов аудитории и ее потребностей, учитывать конъюнктуру информационного рынка, но об этом разговор еще впереди.

—- А еще есть взгляд на планирование как на момент организации работы редакции...

Верно! Сейчас мы говорим о планировании как проявлении творческой деятельности каждого журналиста, ставшем его профессиональной обязанностью. Это вовсе не исключает необходимости изучать планирование как метод организации деятельности редакционного коллектива, что с успехом делает в своих работах профессор С. М. Гуревич.

Я уловил различие: в первом случае— речь о планировании как о создании более или менее конкретной опережающей модели продукта, а во втором— как о моделировании коллективной деятельности, и тоже, конечно, с опережением.

Пожалуй, что так...

Второе направление творческой деятельности журналиста — работа по организации духовного сотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационных потоков и тем самым для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции. Она весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил. В нее входит отлаживание контактов и с представителями разных сфер деятельности, производящих массовую информацию; и с институтами власти; и с бизнесменами и общественными активистами — словом, со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации», способный оповещать о новостях, участвовать в выявлении проблем, информировать о предстоящих событиях и т.д., и т. п. Сюда входит и «работа с авторами» — создание актива из лиц, склонных к участию в СМИ и обладающих определенным литературным потенциалом или явно тяготеющих к публицистическому творчеству. Здесь же—и проведение массовых акций (от сбора средств для семей тех, кто погиб в Чечне или в аварии на шахте, до конкурсов красоты). Здесь же — поддержание и укрепление обратной связи с аудиторией («прямая линия», «горячий телефон», «телефон доверия» и т. п.).

В старых учебниках это называется организационно-массовой работой.

Называется, но... Организационно-массовую работу во всех ее проявлениях я бы отнесла к инфраструктуре системы СМИ: она осуществляется в целях сохранения жизнеспособности системы, ее развития, но не имеет непосредственного отношения к подготовке массовых информационных потоков. Это весь комплекс дел, связанных с обеспечением внутриредакционного взаимодействия, с изучением возможностей оптимизации производственного процесса, с созданием условий для роста эффективности взаимодействия с аудиторией и другими социальными институтами. И называть ее в отличие от организаторской работы я предпочла бы просто организационной.

А конкретно-то что Вы имеете в виду?

— Ну, хотя бы проведение всякого рода редакционных производственных совещаний — летучек, например. Это устойчивая форма коллективной рефлексии — анализ продуктов творческой деятельности, самой деятельности, поиск путей ее совершенствования, своего рода профессиональная учеба. Еще один вид таких совещаний — планерки. Мы уже говорили с Вами о планировании как методе организации деятельности редакционного коллектива, да? Вот он реализуется через систему планерок, на которых обсуждаются результаты планирования как творческой деятельности. Понимаете, насколько тесно все это связано? И в то же время — разные вещи!

Но ведь участвовать в таких совещаниях должен каждый журналист. Значит, это тоже его профессиональные обязанности?

— Да, но они не образуют специального направления творческой деятельности, они как бы сопровождают производственный процесс. А вот следующая группа профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться третьему направлению творческой деятельности журналиста — участию в подготовке и выпуске массовых информационных потоков.

Вы вроде бы говорили выше об участии в подготовке конкретных фрагментов массовых информационных потоков— номера газеты или журнала, программы телевидения...

Да, реально это так и выглядит. Помните наш разговор о потоках и притоках?.. Так вот, «притоками» оказываются те дискретные порции информации, которые с определенной периодичностью поступают в массовые информационные потоки в виде новых номеров газет, журналов, новых выпусков радио- и телепередач. Тот факт, что их много, что у них разная периодичность и разные ареалы, обеспечивает непрерывность массовых информационных потоков. Но в практике журналиста это выглядит именно так: работа над номером издания, работа над передачей. Посмотрим, из чего же конкретно складываются его обязанности на этом направлении деятельности...

Прежде всего — из собственно журналистского творчества!

— Не горячитесь, Алеша! Мы же говорим сейчас о производстве массовых информационных потоков, то есть о процессе сборки, процессе объединения в некую целостность отдельных «готовых» продуктов массовой информации, среди которых, конечно же, есть и журналистские тексты.

А, да... Тогда основное здесь— литературное редактирование.

— Сразу видно газетчика. Но приводить в соответствие с нормативами цивилизованного общения на языках массовой информации приходится не только словесные тексты. Помню, когда я Делала первый материал для радио и записывала на «Репортер» Речь своего героя, не обратила внимания на то, что его коллега, присутствовавший при разговоре, сильно простужен. Стала прослушивать пленку — пришла в ужас: высказывания шли на фоне такого «звукового сопровождения», что могли вызвать у слушателей только смех. Благо, редактор у меня был опытный и при монтаже положение спас.

Так что правильнее в нашем случае говорить более широко — о редактировании текстов, предназначенных для опубликования.

От слова «редактирование» попахивает цензурой...

Почему же?! Ни цензура, ни вкусовая правка этим понятием не предполагаются. Речь только о том, чтобы не было текстов безграмотных, оскорбительных для глаза или для слуха людей, текстов, не поддающихся восприятию и пониманию.

Второй ряд обязанностей на этом направлении — участие в конструировании номера или выпуска. Как правило, дизайн издания или программы сегодня — дело специалистов. Но каждый журналист, подавая заявки на публикации, включаясь в обсуждение макетов номера или эфира, вносит свою творческую лепту в формирование содержания и облика массовых информационных потоков.

Есть тут и еще один ряд обязанностей: через систему дежурств журналисты оказываются подключены к самому процессу выхода информации в свет, оперативно решая возникающие проблемы, подстраховывая от ошибок и «сбоев».

У меня насчет конструирования вопрос. Моделирование, конструирование, макетирование... Как это все соотносится?

Моделирование — наиболее широкое понятие. С одной его разновидностью — планированием — мы уже познакомились. Макетирование — еще одна его разновидность: это оперативная подготовка графической модели номера... А конструирование — процесс реального «устройства» информационного потока, расположения его частей. В газетно-журнальном производстве для обозначения этого процесса есть хороший профессиональный термин — «верстка».Но в практике электронной прессы он стал употребляться в значении «словесный макет»...

Все, схвачено! Ну, теперь-то мы, наконец, дошли до собственно журналистского творчества?

—Да!

Возникнув как хроникально-репортерское, журналистское творчество сегодня обнаруживает весьма любопытную тенденцию: оно развивается таким образом, что журналистский текст становится все более полифункциональным. Идет ассимиляция журналистикой определенных закономерностей других видов производства массовой информации, и она оказывается способной замещать их в информационном процессе. Как складываются ^ношения журналистики и публицистики, мы уже знаем. Образе внимание на тот флирт, который возник между журналисткой и игротехникой. С рекламой и справочно-информационной деятельностью отношения развиваются в том же направлении …

Но при всем при том собственно журналистское творчество сохраняет свои исконные черты, делающие журналистику журналистикой. О них-то и предстоят нам дальнейшие беседы.

 

Предложения и вопросы для тех, кто хочет сформировать собственные взгляды на обсуждаемый материал

Если Вы заинтересованы в том, чтобы выработать свою позицию по рассмотренным выше проблемам, имеет смысл решить три задачи:

1) отдать себе отчет в основных положениях концепции автора;

2) проверить «на прочность» все аргументы;

3) сформулировать альтернативную точку зрения, подтвердив ее своей аргументацией.

Для того чтобы сделать это было легче, предлагаем Вам несколько наводящих вопросов.

1. В чем сущность творчества? Чем отличается творческая деятельность от деятельности репродуктивной?

2. Как соотносятся понятия «творчество» и «труд»? Какие формы организации творчества есть в развитом обществе?

3. Что такое массовое сознание общества и какова его роль? Что такое общественное мнение?

4. Что такое массовая информация и в каких формах она существует?

5. Как соотносятся понятия «система средств массовой информации» и «массовые информационные потоки»?

6. Какова роль журналистики в системе средств массовой информации?

7. В каких профессиональных обязанностях реализуется творческая деятельность журналиста?

 

ЧАСТЬ II

 

ЧЕМ ВЫДЕЛЯЕТСЯ

 

ЖУРНАЛИСТСКОЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ В РЯДУ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...