Моделирование и оптимизация электромеханической системы привода прокатных валков
Цель работы: Построить модель электромеханической системы привода прокатных валков и оптимизировать настройки регулятора.
Теоретическая часть Электромеханическая система привода прокатных валков может быть разделена на механическую и электрическую подсистемы. Механическая подсистема (рис. 4.1) включает ротор электродвигателя 1, соединенный промежуточным валом 2 с редуктором 3, выходной вал которого соединен с шестеренной клетью 4. Выходные валы шестеренной клети соединены шпинделями 5 с верхними и нижними рабочими валками 6. В клетях кватро, кроме того, имеются опорные валки 7, фрикционно связанные с рабочими валками.
Рисунок 4.1. Схема механической подсистемы привода валков прокатной клети
Электрическая подсистема привода включает прокатный двигатель, обычно - постоянного тока с независимым возбуждением. На рис. 4.2 показаны его обмотки ротора 1 и статора 2. С валом ротора механически связан тахогенератор 4 - датчик обратной связи системы автоматической стабилизации скорости (САРС) прокатного двигателя. В регулятор 7 системы поступают сигналы обратной связи по скорости и по току якорной цепи - от датчика тока 5. САРС обычно строится как система подчиненного регулирования с внутренним контуром тока и внешним током скорости. Выходной сигнал регулятора 7 управляет выходным напряжением многофазного управляемого выпрямителя 6, которое питает якорную цепь. При работе двигателя на скоростях выше основной регулятор 7 воздействует дополнительно на управляемый выпрямитель 3 возбуждения, уменьшая напряжение на обмотке статора 2, и, следовательно, поток возбуждения. Как правило, собственные частоты механической подсистемы выше, чем частота среза электрической подсистемы. Тогда их взаимное влияние не проявляется, и эти подсистемы можно моделировать отдельно. Однако, если промежуточный вал 2 имеет большую длину, то низшая собственная частота механической подсистемы уменьшается до значений, близких к частоте среза электрической подсистемы, и наблюдается взаимное влияние подсистем.
Рисунок 4.2. Схема электрической подсистемы привода валков прокатной клети
Во многих случаях для описания динамических процессов в механической подсистеме можно применить двухмассовую вращательную расчетную систему (рис. 4.3), где вращающейся массе 1 соответствует ротор электродвигателя, а вращающаяся масса 2 соответствует сумме остальных вращающихся масс, приведенных к входному валу редуктора.
Рисунок 4.3. Двухмассовая вращательная система где q1 - момент инерции электродвигателя; q2 - момент инерции шестерен редуктора, шестеренной клети и валков, приведенный по входному валу редуктора; c12 - жесткость валопровода между электродвигателем и редуктором; M1 - вращающий момент электродвигателя; M2 - момент усилия прокатки, приведенный ко входному валу редуктора; M12 - момент сил упругости в валопроводе между электродвигателем и редуктором.
Приведение масс производится исходя из условия сохранения кинетической энергии системы. Если q - момент инерции приводимой массы, w’ - ее угловая скорость, а w - угловая скорость звена приведения, то приведенная масса
(4.1) где i - передаточное отношение зубчатой или фрикционной передачи: (4.2) где d1, d2 - диаметры соответственно входного и выходного валов при фрикционной связи; z1, z2 - числа зубьев соответственно входной и выходной шестерен для зубчатого зацепления. Момент инерции роторов электродвигателей берут из справочников. Момент инерции сплошного цилиндрического тела вращения (валок, вал, шестерня) диаметром dc и массой m определяется по формуле:
(4.3) Приведение моментов сил, приложенных к вращающимся массам, нужно выполнить одновременно с приведением масс. Оно производится из условия равенства работ приводимого и приведенного момента силы. Если к приводимой массе приложен момент силы M’, а передаточное отношение к валу приведения равно i, то приведенный момент силы будет (4.4) Приведение жесткостей валопроводов, соединяющих приводимые массы (например, жесткостей шпинделей между шестеренной клетью и валками) осуществляется из условия равенства потенциальных энергий закрученных валов. Если приводимая жесткость равна c’, то приведенная жесткость (4.5) Жесткость цилиндрического вала определяется по формуле: (4.6) где G - модуль сдвига, d, L - соответственно диаметр и длина вала. Приведение массы вала к концевым массам осуществляется из условия равенства полной кинетической энергии крутильной системы до и после приведения вала. В первом приближении можно пользоваться следующим правилом: 1. Приведенный момент инерции вала равен 1/3 его момента инерции. 2. Этот приведенный момент делится на две части, пропорциональные моментам инерции граничных масс и добавляется к их моментам инерции. Таким образом можно определить параметры расчетной системы (рис. 4.3).
Математическая модель системы Уравнения равновесия моментов сил в механической системе: (4.7) (4.8) (4.9) где , - угловые ускорения сосредоточенных масс (моментов инерции) q1 и q2; Dj1, Dj2 - приращения углов закручивания вала возле масс q1 и q2. Дважды продифференцировав (4.9), получим (4.10) Найдем и из уравнений (4.7) и (4.8), подставим их в (4.10) и получим уравнение для усилия в связи (второй член уравнения отражает демпфирование колебаний за счет внутреннего трения в валопроводе, он может быть получен при более строгом расчете) (4.11) Здесь коэффициент демпфирования обычно» 0.1. В отличие от уравнения для M12 в форме (4.9), уравнение в форме (4.11) исключает накопление ошибок при вычислении малых разностей углов закручивания валопровода (Dj1 - Dj2). Таким образом, уравнения (4.7), (4.8), (4.11) образуют математическую модель механической вращательной системы привода валков.
Уравнения электрической системы: - вращающий момент: M1 = (kM · Ф) · I (4.12) где (kM · Ф) - коэффициент вращающего момента при постоянном потоке возбуждения Ф= const; I - величина тока в якорной цепи. - напряжение в якорной цепи: (4.13) где R - сопротивление якорной цепи, L - индуктивность якорной цепи. Уравнение регулятора (в операторной форме) (4.14) В простейшем случае обратная связь по величине тока якорной цепи отсутствует, т.е. W2(p) = 0, а регулятор скорости можно выбрать пропорционально-интегральным. Таким образом, математическая модель электромеханической системы описывается системой уравнений (4.7), (4.8), (4.11) … (4.14). Подставив в уравнения численные значения параметров конкретной электромеханической системы, получим систему машинных уравнений. Порядок выполнения работы
1. Составить и набрать схему модели электромеханической системы привода прокатных валков в пакете Simulink и подставить коэффициенты в соответствии с заданным вариантом: значения момента прокатки M2 и времени захвата полосы валками tз приведены в табл. 4.1. Закон изменения M2 при захвате приведен на рис. 4.5. Все остальные значения по базовому режиму: , , , , , , .
Рисунок 4.5. Закон изменения момента прокатки при захвате
Таблица 4.1
2. Получить графики изменения переменных Dw1, Dw2, M12, I без регулятора. Для этого необходимо установить kр = k24 = 0 и k26 = 1/Tи = 0. 3. Включить в схему регулятор. Методами половинного деления и координатного спуска подобрать параметры ПИ-регулятора таким образом, чтобы: a) целевая функция (длительность переходного процесса (ДПП) Dw1) была минимальной; b) соблюдались следующие ограничения: - максимальная величина момента M12 не должна превышать установившуюся величину более чем в 4 раза;
- максимальная величина тока не должна превышать установившуюся величину более чем в 1,5 раза. При подборе параметров сначала принять Tи = ¥ (k26 = 0) и методом половинного деления найти оптимальное значение kр. Далее поддерживая kр= const, таким же образом подобрать Tи. Затем снова принять Tи= const и подобрать kр. Цикл повторяется до получения оптимальных значений настроек регулятора. 4. Данные экспериментов занести в табл. 4.2. Таблица 4.2
5. После получения оптимальных значений параметров регулятора зарисовать графики Dw1, Dw2, M12, I. 6. Сделать выводы по работе.
Контрольные вопросы 1. От чего зависят максимальная и установившаяся величины нагрузки в связи? 2. От чего возникают “биения” в переходном колебательном процессе? 3. Связаны ли переходные процессы в электрической и механической подсистемах? 4. Как можно добиться дальнейшего увеличения коэффициентов динамичности в исследуемой системе?
Литература 1. Кожевников С.Н. Динамика нестационарных процессов машин. - К.: Наукова думка, 1986. 2. Кожевников С.Н., Кукушкин О.Н., Лошкарев В.И. Динамические характеристики главного привода непрерывного прокатного стана. Сб. “Модернизация и автоматизация металлургического оборудования”. Труды Днепропетровского института черной металлургии, т. IXI, 1965. 3. Котов К.И., Шершевер М.А. Средства измерения, контроля и автоматизации технологических процессов. Вычислительная и микропроцессорная техника. - М.: Металлургия, 1989.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|