Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет (2 часа).
Лекция (2 часа) Образование как институт трансляции культуры. История образования и педагогической мысли как область педагогической науки: ее объект, предмет, задачи, функции, место в системе научно-педагогического знания. Становление истории педагогики как науки. Методы историко-педагогических исследований. Место истории образования и педагогической мысли в истории мировой цивилизации. Изучение истории педагогики как способ освоения и культурно-образовательной интерпретации истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития образовательной практики и педагогической мысли. Место, роль и задачи дисциплины «История образования и педагогической мысли» в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и педагогического мышления студентов. Тема 2. Системы образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, у народов Древнего Востока и в Античном мире (4 часа). Лекция (2 часа) Воспитание в первобытном обществе: возникновение первобытного воспитания, обособление воспитания как вида деятельности, семейное воспитание первобытной эпохи, появление организованных форм воспитания. Образование в Древнем Египте и Месопотамии. Становление иудаистской педагогической традиции. Основные черты буддистской педагогической традиции. Индуизм и конфуцианство – духовно-религиозные основы древнеиндийского и древнекитайского образования. Воспитание и образование в Древней Греции. Общая характеристика античности, ее истоки и педагогические идеалы. Гомеровское образование, спартанская воспитательная система, афинское воспитание. Античная школа.
Семейное воспитание и школьное обучение в Риме. Семинарское занятие (2 часа) Человек и воспитание в индуистской духовно-религиозной традиции. Видья (знание) и винайя (воспитание) – ключевые понятия педагогической традиции индуизма. Педагогические идеи Конфуция: идеал человека, смысл его существования. Канон и ритуал как стержень педагогики Дальневосточной цивилизации. Искусство диалога и метод майевтики Сократа. Социальный характер философско-педагогической концепции Платона. Педагогические взгляды Аристотеля. Цицерон, Сенека, Квинтилиан: педагогические идеи древнеримских мыслителей. Тема 3. Системы образования и развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.) (4 часа). Лекция (2 часа) Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Влияние церковной культуры на развитие образования. Трактовка образования теологической мыслью Средневековья. Значение византийского влияния на развитие просвещения. Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университетов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики. Реформация и ее влияние на образование и воспитание. Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования. Характеристика «человека обучающегося» в эпоху Возрождения. Формирование исламской педагогической традиции в воспитании и обучении. Семинарское занятие (2 часа) Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании. Педагогические идеи исламских просветителей: Авиценна (Ибн-Сина), Аль Фараби, Аль Бируни об идеале человека, смысле его жизни, нормах и способах воспитания.
Педагогическая мысль Византии (Михаил Пселл, Иоанн Дамаскин). Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, Э. Роттердамского, Т. Мора, М. де Монтеня. Тема 4. Западноевропейское образование и развитие педагогической теории в Новое время (XVII–XVIII вв.) (6 часов). Лекция (2 часа) Корректировка представлений о «человеке обучающемся» педагогической мыслью Нового времени и философско-педагогической мыслью Просвещения. Развитие в начале Нового времени преимущественно классического образования – ведущего типа общего среднего образования в Западной и Восточной Европе. Я.А. Коменский. Введение классно-урочной системы – основной формы организации образования в XVII–XX вв. Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, война за независимость в Северной Америке, Великая французская революция – предпосылки возникновения новых педагогических систем и теорий. Усиление материального направления в содержании школьного образования в связи с интенсивным развитием промышленного производства и торговли. Адаптация образования к потребностям промышленников, ремесленников, коммерсантов. Развитие педагогического идеала: от воспитания «благородного человека» в XVII столетии к формированию просвещенного гражданина – в XVIIIв. Итоги развития западной педагогики к концу восемнадцатого столетия. Значение педагогических проектов XVII—XVIII вв. для дальнейшего развития теории и практики образования, для современной педагогики и школы. Семинарское занятие(4 часа) Часть занятия (2 часа) Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского: биографический очерк, характеристика основных философских и педагогических трудов. «Великая дидактика». Проект идеальной пансофической школы. Гуманистический проект переустройства общества на разумных началах и уравнении всех людей высочайшей культурой в ходе развития их «природных дарований». Классно-урочная система, принцип природосообразности, принципы и правила обучения, роль учителя. Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения. Дж. Локк: методологические основы педагогической системы. Сенсуалистическая теория познания. Значение воспитания. Подчинение целей обучения и умственного развития задачам воспитания воли и чувств, формированию характера. Воспитание джентльмена и воспитание детей рабочих. Современное значение идей Дж. Локка, возможность их применения в образовательной практике.
Педагогические идеи Рене Декарта. Умственное развитие. Актуальность идей Р. Декарта для современного образования. Часть занятия (2 часа) Полемика французских просветителей: роль воспитания и обучения в становлении человека. Педагогические воззрения французских энциклопедистов К.А. Гельвеция, Д. Дидро, их современное значение. К.А. Гельвеций о ведущей роли воспитания в становлении личности. Д. Дидро: идея гармонизации соотношения природного и общественного начал в человеке; обоснование подходов к его воспитанию. Ж.-Ж. Руссо: биографический очерк, основные педагогические идеи (принцип природосообразности, метод косвенных педагогических воздействий и метод естественных последствий). Влияние педагогической системы Ж.-Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов, мера ее актуальности для современной педагогической теории и образовательной практики. Своеобразие и преемственность педагогических идей филантропинизма, педагогические взгляды И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|