Тема 5. Развитие образования и педагогики за рубежом в XIX веке (6 часов).
Лекция (2 часа) Специфика социализации и воспитания человека в условиях становления индустриального общества. Тенденция упадка традиционных институтов социализации (семьи и ученичества) и развитие школьного дела. Полемика о перспективах развития школьного образования в XIX в. О социальной роли и цели воспитания, о праве на образование представителей всех общественных классов, о принципах участия церкви в школьном деле, об управлении школьной системой, о проблеме всеобщего, обязательного образования, о целесообразность двух ступеней образовательной школы. Главные направления развития западноевропейской школы в XIX веке. Общая характеристика развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке. Реформы в области образования и создание системы государственных школ. Государственная регламентация школьного образования. Исторические предпосылки и условия становления массовой школы в странах Запада в XIX веке. Массовая народная школа. Организация управления школьным делом. Типы учебных заведений. Классно-урочная и Белл-Ланкастерская системы начального обучения. Классическая и реальная модели среднего образования. Проблема соотношения формального и материального образования в теории и практике западной школы ХIХ века. Становление национальных систем образования: своеобразие и общие тенденции развития школы в Англии, США, Германии, Франции в XIX в. Дуалистический характер национальных систем образования. Семинарское занятие (4 часа) Часть занятия (2 часа) Ракурсы решения проблемы образования в немецкой классической философии: педагогические идеи И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Актуальность идей немецких классиков для современного мира.
Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Назначение педагогической деятельности: поддержка растущего человека в его самодвижении. Развитие ребенка как целостного мыслящего, чувствующего и думающего существа. Поиск универсального метода. Создание основ развивающего обучения. И.Ф. Гербарт: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806) – первый опыт научного построения педагогической теории. Педагогическая система: синтез философии (целеполагание) и психологии (средства, методы образования). Педагогика – наука и искусство одновременно. А. Дистервег – теоретик народной школы, основоположник педагогического образования в Германии, «учитель немецких учителей». Назначение воспитания – возбуждение и напряжение природных сил ребенка. Главная задача обучения – развитие умственных сил и способностей ребенка. Степень востребованности идей И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега в современной педагогической теории и образовательной практике Часть занятия (2 часа) Педагогические идеи утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Новая школа. Концепция научного образования и природосообразного воспитания Г. Спенсера. Утилитаризм. Педагогическое значение психоанализа З. Фрейда. Тема 6. Развитие образования и педагогики за рубежом в XX веке (6 часов). Лекция (2 часа) Попытки модернизации обучения в школах Западной Европы и США в XX веке. Развитие традиций реформаторской педагогики и новых школ. Разработка Р. Кузине системы обучения как способа организации саморазвития ребенка в благоприятной среде с помощью педагога. «Дальтон-план» Е. Паркхерст, «Иена-план» П. Петерсона, «Техника» С. Френе как единство школьной типографии, «свободных текстов», карточек-фишек, «рабочей библиотеки» и школьного самоуправления. «Винетка-план» Д. Уошберна. Реформаторская педагогика и движение «новых школ» («Школа Абботсхолм» С. Редди, «Школа де ла Рош» Э. Демолена, «Школа для жизни» О. Декроли, Вальдорфская школа Р. Штейнера. Интерес ребенка как критерий деятельности педагога в школе Саммерхилл А. Нилла.
Теория и практика образования в условиях формирующегося постиндустриального общества. Проблема перехода от «поддерживающего обучения» к «инновационному обучению». Тенденции и противоречия развития массового образования на Западе во второй половине XX в. Реформы школы в США, Великобритании, Германии, Франции. Централизация и децентрализация управления образованием. Становление систем непрерывного образования. Модернизация учебных дисциплин. Стратегия гуманизации образования. Опыт и уроки распространения альтернативных форм образования. Семинарское занятие (4 часа) Часть занятия (2 часа) Представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм, П. Наторп) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия. Бихевиоризм и педагогика: Дж. Уотсон и Э. Торндайк. Возникновение педологии как комплексной науки о детях (Э. Торндайк, С. Холл, А. Бине, Э. Мёйман). Достоинства и недостатки педологии с точки зрения современной педагогической теории и практики. Сторонники идей экспериментальной педагогики (Э. Мейман, В. Лай) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия. Реформатор педагогики Д. Дьюи: цель образования, пути решения проблемы соответствия образования природе, потребностям, интересам ребенка. Прагматизм педагогики Дьюи. Влияние идей Дьюи на теорию и практику образования XX в. Разработка модели «школы труда» Г. Кершенштейнером: педагогические идеи и технологии. Часть занятия (2 часа) Сторонники идей Вальдорфской педагогики об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия. Разработка и реализация М. Монтессори целостной системы свободного воспитания. Радикальный гуманизм педагогики Я. Корчака. Опыт воспитания детей в Доме сирот. Основные направления развития современной зарубежной педагогической мысли: концепции обновления обучения и воспитания. Разработка основ «гуманистической педагогики» К. Роджерсом и А. Маслоу. Создание условий для самоактуализации и самореализации личности как главная задача образования. Теория личности Э. Фромма как подход к образованию личности в нездоровом обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|