Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Развитие образования и педагогики в России в XIX веке (6 часов).

Лекция (2 часа)

Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века. Реформа образования 1802-1804 г. Создание в 1802 г. Министерства народного просвещения с целью «воспитания юношества и распространения наук».

«Предварительные правила народного просвещения» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Структура системы образования в I четверти XIX в.

Возникновение частной школы в дворянских усадьбах для обучения крестьянских детей.

Школьная политика второй четверти XIX века. «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов».

Критика традиций европейского образования и обоснование самобытного пути развития российского воспитания славянофилами. Система классического образования в России: достоинства и недостатки. Формирования системы всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Православие, самодержавие, народность.

Унификация учебных планов и программ учебных заведений. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов. Система подготовки педагогических кадров.

Развитие российской школы во второй половине XIX века. Подготовка и проведение реформ 1860-х гг. «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения»: реформа женского образования, два типа женских училищ. Реформа системы начального образования (1864). «Устав гимназий и прогимназий» (1864): классические и реальные гимназии.«Устав гимназий и прогимназий» 1871 г.: принципиальные отличия.

Университетский устав 1868 г. Усиление самостоятельности университетов.

Земская школа, значение ее идей для современной образовательной политики.

Итоги развития практики российского образования к концу XIX в.

Семинарское занятие (4 часа)

Часть занятия (2 часа)

Западники и славянофилы; созвучность проблем дискуссий современным проблемам модернизации российской системы образования.

Педагогические идеи Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова: возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.

Н.И. Пирогов о воспитании человека в условиях разлада основ современного ему воспитания с направлением жизни общества.

П.Г. Редкин о воспитании и образовании человека.

В.П. Острогорский о решении вопросов доступности образования.

Часть занятия (2 часа)

Основоположник русской научной педагогики К.Д. Ушинский. Разработка К.Д. Ушинским принципа народности общественного воспитания. Проект антропологического обоснования педагогики в незавершенном труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Педагогическая деятельность и педагогические идеи Н.А. Корфа, В.Я. Стоюнина

Педагогические искания Л.Н. Толстого 60-х–начала 70-х гг. Протест против насильственного характера школы. Л.Н. Толстой – основоположник теории свободного образования. Пересмотр Л.Н. Толстым своих педагогических воззрений в последние десятилетия жизни.

Жизнь, деятельность и педагогическое наследие П.Ф. Каптерева; возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике. Разработка П.Ф. Каптеревым теории педагогического процесса и создание концепции развития русской педагогики.

Тема 10. Развитие образования и педагогики в России в XX веке (6 часов).

Лекция (2 часа)

Эволюция образования в России в конце XIX-начале XX вв. Программы реформирования школы в документах политических партий. Обсуждение реформы образования в Государственной Думе. Подготовка проекта реформы школы в 1915-1916 гг. под руководством П.И. Игнатьева. Борьба за создание русской национальной школы.

Отечественная школа в первые годы советской власти (1917-1920 гг.): принципы создания новой школы, руководство школьным делом, проекты документов 1918 года, типы образовательных учреждений. Положение школы в 20-е и в 30-е годы. Педагогические дискуссии 20-х гг. Проблема взаимоотношений школы и государства. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы. Внедрение и запрещение педологии. Разработка комплексных учебных программ.

Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Школа и педагогика в 50-80-е гг. XX века.

Реформы советской школы второй половины 50-х-середины 80-х гг.

Основные проблемы и противоречия теории и практики отечественного образования к середине 80-х гг.

Советская школа и педагогика в эпоху перестройки и гласности.

Общая характеристика образовательной системы в России в 90-х гг. XX в. - начале третьего тысячелетия. Введение государственных образовательных стандартов. Становление системы вариативного образования. Негосударственные учебные заведения. Освоение зарубежного педагогического опыта и разработка новых образовательных технологий. Тенденции и итоги развития педагогической теории и практики в 90-е гг. «ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1992, 2012 гг.: достоинства и недостатки.

Принятие Национальной доктрины образования в Российской Федерации.

Современные подходы к реформированию образования. Изменение программ общеобразовательной школы. Выход России в единое европейское образовательное пространство: Болонское соглашение 2004 года.

Семинарское занятие (4 часа)

Часть занятия (2 часа)

Развитие педагогической науки в конце XIX - начале XX вв.

Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья. «Сумерки просвещения» В.В. Розанова: анализ социально-педагогических идей. Педагогические воззрения С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Степень актуальности и практической востребованности педагогических учений мыслителей русского зарубежья в современной России.

Эволюционная педагогика В.П. Вахтерова.

К.Н. Вентцель о свободном воспитании. Принцип свободы в нравственном воспитании. Идеальный детский сад и идеальная школа. Создание «Дома свободного ребенка» и обобщение опыта его работы. «Декларация прав ребенка» (1917). Разработка К.Н. Вентцелем идеи космического воспитания.

Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта.

Часть занятия (2 часа)

Жизнь, деятельность и педагогическое наследие П.П. Блонского; возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике. Становление и развитие педологии как комплексной науки о детях (Л.С. Выготский, П.П. Блонский). Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращения в системе наркомпросов»; разгром педологии.

Жизнь и педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Организация жизни и воспи­тания детей в обществах «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», в колонии «Бодрая жизнь». Суждения С.Т. Шацкого о педагогическом потенциале среды, роли труда, игры и искусства в развитии личности ребенка.

Жизнь, деятельность и педагогическое наследие В.Н. Сорока-Росинского; возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическое творчество А.С. Макаренко. Разработка теории советского воспитания А.С. Макаренко. Воспитательный опыт колонии им. А.М. Горького. Значение педагогических идей А.С. Макаренко для современной образовательной практики и педагогики.

Гуманистическая интерпретация идеалов коммунистического воспитания В.А. Сухомлинским. Опыт Павлышской сельской школы.

Критика официальной педагогики. Материалы ВНИКа «Школа» к реформе отечественного образования. Развитие отечественной педагогики во второй половине 50-х‒начале 80-х гг. Движение педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Л. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.Н. Скаткин, Ш. Амонашвили и др.). Педагогика сотрудничества. Возможность реализации педагогических идей в современной образовательной практике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...