Итоги, проблемы и перспективы бюджетных реформ в России
Бюджетные реформы в России
- Учет, отчетность и контроль (1992-1999 гг.)
- Формирование Федерального казначейства (1992-1999 гг.)
- Межбюджетные отношения (1999 – 2004 гг.)
- Долгосрочная сбалансированность и устойчивость (2004, 2007 гг., не завершена)
- «Бюджетная трехлетка» (2004 – 2007 гг.)
- Бюджетный процесс как работа с расходными обязательствами (2004 - 2007)
- Бюджетирование, ориентированное на результаты (2004 – 2006, не завершена) – БОР-2
- Автономные учреждения и госуслуги-1 (2003-2006, не завершена)
_____________________________________________________________
- Долгосрочная сбалансированность и устойчивость-3 (2012)
- БОР-2: программный бюджет (2010 - …)
- Государственные учреждения и государственные услуги - 2 (2010 - 2012)
- Государственный финансовый контроль (2012 - …)
- Федеральная контрактная система (2012-…)
- «Электронный бюджет» (2011 - …)
Основные результаты реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
- Приняты в первом чтении новые «бюджетные правила», проект федерального бюджета на 2013-2015 годы сформирован в соответствии с ними
- Введена новая система видов расходов, подготовлен формат «программной» классификации, утверждены первые государственные программы РФ
- Подготовлена правовая и методическая база для введения с 2014 года «программных» бюджетов
- Проведена комплексная реформа государственных (муниципальных) учреждений и оказания государственных муниципальных услуг;
- Принят в первом чтении законопроект о госфинконтроле
- Принят в первом чтении и при подготовке ко второму чтению концептуально доработан законопроект о федеральной контрактной системе
- Утверждена концепция и начато формирование «Электронного бюджета»
- Подготовлены и внесены системные поправки в Бюджетный кодекс по регулированию бюджетного процесса на региональном и местном уровне
- Начат процесс отмены льгот по региональным и местным налогам
Бюджетные правила - 3 (использованы в 2012, законодательно – с 2013 г.)
• Расходы не превышают доходы при «базовой» цене на нефть (= средняя за последние 10 лет) + 1% ВВП
• Нефтегазовые доходы, обусловленные более высокой фактический (прогнозной) ценой на нефть, поступают в Резервный фонд до достижения им 7% ВВП, затем – в ФНБ (с возможностью использования до 50% на инфраструктурные проекты)
• Недостаток доходов, обусловленный более низкой фактической (прогнозной) ценой на нефть, возмещается из Резервного фонда
• При необходимости в первую очередь сокращаются условно-утвержденные расходы
• В текущем году расходы могут увеличиваться только в пределах роста ненефтегазовых доходов
Основные характеристики федерального бюджета в 2006-2020 гг. (в % к ВВП)
№
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доходы
| 23,3
| 22,5
| 18,9
| 18,5
| 20,8
| 20,7
| 19,3
| 19,0
| 18,8
| 18,0
| 17,6
|
| из них
| | | | | | | | | | | |
| Нефтегазовые доходы, в %% к общему объему
| 46,9
| 47,3
| 40,7
| 46,1
| 49,6
| 50,5
| 46,1
| 44,6
| 44,4
| 44,4
| 43,4
|
| Расходы
| 15,9
| 18,3
| 24,7
| 22,5
| 20,0
| 20,9
| 20,1
| 19,2
| 18,8
| 17,6
| 17,4
|
| Дефицит/профицит
| 7,4
| 4,1
| -5,9
| -4,0
| 0,8
| 0,1
| -0,8
| -0,2
| -0,01
| 0,4
| 0,2
|
| Ненефтегазовый дефицит
| -3,5
| -6,5
| -13,6
| -12,6
| -9,5
| -10,7
| -9,7
| -8,7
| -8,4
| -7,6
| -7,5
|
Развитие среднесрочного бюджетного планирования
- В 2001 – 2005 гг. – отдельно перспективный финансовый план на 3 года (не утверждается) и проект бюджета на очередной финансовый год
- В 2006 – 2007 гг. – перспективный финансовый план на 3 года (утверждается Правительством) и соответствующий ему проект федерального бюджета на очередной финансовый год
- С 2008 года (с приостановкой на 2009 г.) – федеральный бюджет на 3 года, право принимать региональные и местные бюджеты на 3 года, при годовых бюджетов – перспективные финпланы
- С 2013 года – среднесрочные потолки расходов по госпрограммам
- С 2014 года – обязательность 3-хлетних бюджетов для субъектов РФ
- С 2015 года – право субъектов РФ установить требование по утверждению местных бюджетов на 3 года
- Новый инструмент – долгосрочная бюджетная стратегия (до 12-18 лет)
Переход к «программным бюджетам»
• Федеральный бюджет – с 2014 года
• Региональные и местные бюджеты – с 2014 года право выбора (закон/акт) между «ведомственно-функциональным» и «программным бюджетом»
Необходимые условия:
долгосрочные цели (стратегия развития)
3-х летний бюджет и долгосрочный прогноз
аналитическое распределение расходов по программам
утвержденные государственные (муниципальные) программы
Концепция государственных программ Российской Федерации
Государственные программы:
- вытекают из долгосрочной стратегии развития и являются инструментом достижения ее целей;
- объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели;
- состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП;
- реализуется ответственным исполнителем с участием соисполнителей, которые отвечают за свои подпрограммы и ВЦП;
- ГП РФ и субъектов РФ, а также муниципальные программы увязаны друг с другом (субсидии).
Формат бюджетов
Единая классификация видов расходов - Группы
100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами
200 Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд
300 Социальное обеспечение и иные выплаты населению
400 Бюджетные инвестиции
500 Межбюджетные трансферты
600 Предоставление субсидий федеральным бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям
700 Обслуживание государственного долга Российской Федерации
800 Иные бюджетные ассигнования
Данные о сети учреждений
Тип учреждения
| Количество учреждений*
|
Федеральные учреждения
| Учреждения субъектов РФ
| Муниципальные учреждения
| Всего:
|
Казенное учреждение
| 51%
| 12%
| 9%
| 23 839
|
Бюджетное учреждение
| 49%
| 82%
| 87%
| 178 366
|
Автономное учреждение
| (32 ед)
| 6%
| 4%
| 7 537
|
Всего:
|
| 35 437
| 166 211
| 209 742
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: