Ситуация и организация игры на II этапе
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Кафедра биомеханики
Ю.О. Волков, Л.Л. Солтанович, С.Л. Рукавицына
Практикум по дисциплине Спортивная метрология
Минск 2012
Авторы: Ю.О. Волков Л.Л. Солтанович С.Л. Рукавицына, канд. пед. наук, доцент
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БГУФК Рецензенты: Н.Б. Сотский, зав. каф. биомеханики БГУФК, канд. пед. наук, доц.; Н.Г. Соловьёва, зав. каф. медико-биологических основ физического воспитания БГПУ имени М. Танка, канд. биол. наук, доц. Предисловие Математическая статистика – это раздел математики, посвящённый методам сбора, анализа и обработки статистических данных для научных и практических целей. Трудно найти современную область научных исследований, где бы не использовались методы математической статистики. В последнее время они нашли широкое применение в медицине, психологии, социологии, педагогике, физической культуре и спорте, т.е. в областях, сравнительно недавно считавшихся далёкими от математики. Методы математической статистики применяются при обработке результатов измерений в спорте, поэтому являются неотъемлемым инструментарием дисциплины «Спортивная метрология». Данный практикум рекомендован студентам БГУФК и других вузов, изучающим курс «Спортивная метрология». Успешное освоение предлагаемого в издании учебного материала способствует приобретению будущими специалистами в области спортивной педагогики навыков применения наиболее распространенных и достаточно эффективных методов контроля состояния спортсмена и математико-статистической обработки результатов. Учебный материал представлен в форме, сочетающей элементы лабораторного практикума и деловой игры, позволяющей развивать у студентов творческое мышление при решении педагогических задач и быстро адаптироваться в профессиональном отношении после окончания БГУФК.
Данное пособие содержит теоретические сведения по темам каждого этапа лабораторного практикума, образцы выполнения расчётов и оформления отчёта. Все математические выражения даются без доказательств в окончательном виде. В ходе деловой игры студент имитирует работу тренера СДЮСШ, решая ряд педагогических задач по управлению тренировочным процессом. Преподаватель, выполняя функцию руководителя игры, выступает в роли инструктора-методиста. Каждое занятие начинается с ознакомления студентов с моделью ситуации и последующей выдачи заданий и инструкций по решению студентом-«тренером» поставленной педагогической проблемы. Определенная часть учебной работы выполняется студентами в часы внеаудиторных занятий. Во время аудиторных занятий студенты анализируют результаты работы, уточняют исходные данные, проводят дополнительные расчеты, принимают педагогические решения. ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ В пособии предложена игровая ситуация, позволяющая студентам ощутить атмосферу работы в коллективе СДЮСШ. Каждый студент имитирует работу тренера по подготовке группы из 10 спортсменов, специализирующихся в стендовой стрельбе. Примечание: При желании студенты могут имитировать работу тренеров любого другого вида спорта, но в этом случае в процессе сбора, обработки и анализа статистической информации ими должна быть учтена специфика этого вида спорта. Основная задача Инструктор-методист (преподаватель по спортивной метрологии) предложил «тренерам» (студентам) внедрить в учебно-тренировочный процесс новую методику, являющуюся, по мнению ее авторов-разработчиков, эффективной для развития скоростных качеств высококвалифицированных спортсменов.
Для того, чтобы решить, следует ли использовать эту методику, «тренерам» рекомендовано проверить на тренируемых ими спортсменах эффективность предлагаемой методики.
РЕШЕНИЕ задачи Для проверки эффективности указанной методики «тренер» должен проследить, как в ходе тренировок по проверяемой методике изменяются показатели, характеризующие скоростные качества у спортсменов. Данные об этих показателях он получает с помощью выполняемого спортсменами специального теста. Чтобы быть уверенным в достоверности результатов тестирования, «тренер» рассчитывает показатели надежности и информативности специального теста. При необходимости он принимает меры по повышению надежности теста или его замене на более информативный. Убедившись в достаточной надежности и информативности теста, «тренер» с его помощью определяет у спортсменов исходный уровень развития скоростных качеств и уровень их развития после двух месяцев тренировок по проверяемой методике. Статистическая обработка и сравнение результатов исходного и окончательного тестирований позволяет «тренеру» оценить эффективность проверяемой методики. Вся игра разделена на 5 этапов. На каждом этапе «тренер» решает определенную метрологическую задачу и принимает конкретное педагогическое решение. Материалы анализа и принятые «тренером» решения оформляются в виде отчета и представляются руководителю игры (преподавателю спортивной метрологии). Они обсуждаются также на «педагогическом совете СДЮСШ», в форме которого проводится одно из последних занятий учебной группы по спортивной метрологии. Отчет студента-«тренера» представляется руководителю игры в тетради в клетку объемом 24 или 48 страниц. На обложке или первой странице тетради делается надпись по следующему образцу:
ОТЧЕТ Студента 137 гр. Иванова И. о проверке эффективности методики тренировки
Разделы отчета оформляются в соответствии с образцами, приведенными в настоящем пособии в конце каждого этапа игры. Зачтенные отчеты хранятся на кафедре биомеханики до консультации перед экзаменом. Студенты, не отчитавшиеся за проделанную работу и не сдавшие тетрадь с отчетом преподавателю, к экзамену по спортивной метрологии не допускаются.
I этап деловой игры Цель: 1. Ознакомиться с теоретическими основами контроля и измерений в спорте и физическом воспитании. 2. Приобрести навыки измерения показателей скоростных качеств у спортсменов.
1. Контроль в физическом Физическое воспитание и спортивная тренировка – не стихийный, а управляемый процесс. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии, которое определяется, главным образом, здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности норме, степенью устойчивости организма к неблагоприятным внезапным воздействиям), телосложением и состоянием физических функций. Физическим состоянием человека целесообразно управлять, изменяя его в нужном направлении. Это управление осуществляется средствами физического воспитания и спорта, к которым, в частности, относятся физические упражнения. Это только кажется, что преподаватель (или тренер) управляет физическим состоянием, воздействуя на поведение спортсмена, т.е. предлагая определенные физические упражнения, а также контролируя правильность их выполнения и получаемые при этом результаты. В действительности же поведением спортсмена управляет не тренер, а сам спортсмен. В ходе спортивной тренировки оказывается воздействие на самоуправляемую систему (организм человека). Индивидуальные различия в состоянии спортсменов не дают уверенности в том, что одно и то же воздействие вызовет одинаковую ответную реакцию. Поэтому актуален вопрос об обратной связи: информации о состоянии спортсмена, поступающей тренеру в ходе контроля тренировочного процесса. Контроль в физическом воспитании и спорте базируется на измерениях показателей, отборе наиболее существенных и их математической обработке. Управление учебно-тренировочным процессом включает в себя три стадии:
1) сбор информации; 2) ее анализ; 3) принятие решений (планирование). Сбор информации обычно осуществляется во время комплексного контроля, объектами которого являются: 1) соревновательная деятельность; 2) тренировочные нагрузки; 3) состояние спортсмена. Различают (В.А. Запорожанов) три типа состояний спортсмена в зависимости от длительности промежутка, необходимого для перехода из одного состояния в другое. 1. Этапное (перманентное) состояние. Сохраняется относительно долго – недели или месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного цикла тренировки) подготовленности – спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. 2. Текущее состояние. Изменяется под влиянием одного или нескольких занятий. Нередко последствия участия в соревнованиях или выполненной на одном из занятий тренировочной работы затягиваются на несколько дней. В этом случае спортсмен обычно отмечает явления как неблагоприятного характера (например, мышечные боли), так и позитивного (например, состояние повышенной работоспособности). Такие изменения называют отставленным тренировочным эффектом. Текущее состояние спортсмена определяет характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них. Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется текущей готовностью. 3. Оперативное состояние. Изменяется под влиянием однократного выполнения физических упражнений и является временным (например, утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки). Оперативное состояние спортсмена изменяется в ходе тренировочного занятия и должно учитываться при планировании интервалов отдыха между подходами, повторными забегами, при решении вопроса о целесообразности дополнительной разминки и т.п. Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному, называется оперативной готовностью.
В соответствии с приведенной классификацией выделяют три основных вида контроля состояния спортсмена: 1) этапный контроль. Его цель – оценить этапное состояние (подготовленность) спортсмена;
2) текущий контроль. Его основная задача – определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена; 3) оперативный контроль. Его цель – экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент.
Основные понятия теории тестов Измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Процедура измерений или испытаний называется тестированием. Любой тест включает в себя измерение. Но не всякое измерение служит тестом. В качестве тестов могут быть использованы лишь те, которые удовлетворяют следующим метрологическим требованиям: 1) цель; 2) стандартизация; 3) наличие системы оценок; 4) надёжность и информативность (добротность) тестов; 5) вид контроля (этапный, текущий или оперативный). Тест, в основе которого лежат двигательные задания, называется двигательным. Существует три группы двигательных тестов: 1. Контрольные упражнения, выполняя которые спортсмен получает задание показать максимальный результат. Результатом теста является двигательное достижение. Например, время, за которое спортсмен пробегает дистанцию 100 м. 2. Стандартные функциональные пробы, в ходе которых задание, одинаковое для всех, дозируется либо по величине выполненной работы, либо по величине физиологических сдвигов. Результатом теста являются физиологические или биохимические показатели при стандартной работе либо двигательные достижения при стандартной величине физиологических сдвигов. Например, процент увеличения ЧСС после 20 приседаний или скорость, с которой бежит спортсмен при фиксируемой величине ЧСС 160 ударов в минуту. 3. Максимальные функциональные пробы, в ходе которых спортсмен должен показать максимальный результат. Результатом теста являются физиологические или биохимические показатели при максимальной работе. Например, максимальное потребление кислорода или максимальная величина кислородного долга. Высококачественное тестирование предполагает знание теории измерений.
Основные понятия теории измерений Измерение – это выявление соответствия между изучаемым явлением с одной стороны, и числами – с другой. Основы теории измерений составляют три понятия: шкалы измерений, единицы измерений и точность измерений. Шкалы измерений Шкала измерения – это закон, по которому численное значение присваивается измеряемому результату по мере его возрастания или убывания. Рассмотрим некоторые из применяемых в спорте шкал. Шкала наименований (номинальная шкала) Это самая простая из всех шкал. В ней числа выполняют роль ярлыков и служат для обнаружения и различения изучаемых объектов (например, нумерация игроков футбольной команды, номер учебной группы). Числа, составляющие шкалу наименований, разрешается менять местами. В этой шкале нет отношений типа «больше-меньше», поэтому некоторые полагают, что применение шкалы наименований не стоит считать измерением. При использовании шкалы наименований могут проводиться только некоторые математические операции. Например, ее числа нельзя складывать или вычитать, но можно подсчитывать, сколько раз (как часто) встречается то или иное число. Шкала порядка Есть виды спорта, где результат спортсмена определяется только местом, занятым на соревнованиях (например, единоборства). После таких соревнований ясно, кто из спортсменов сильнее, а кто слабее. Но насколько сильнее или слабее, сказать нельзя. Если три спортсмена заняли соответственно первое, второе и третье места, то каково различие в их спортивном мастерстве, остается неясным: второй спортсмен может быть почти равен первому, а может быть существенно слабее его и быть почти одинаковым с третьим. Места, занимаемые в шкале порядка, называются рангами, а сама шкала называется ранговой или неметрической. В такой шкале составляющие ее числа упорядочены по рангам (т.е. занимаемым местам), но интервалы между ними точно измерить нельзя. В отличие от шкалы наименований шкала порядка позволяет не только установить факт равенства или неравенства измеряемых объектов, но и определить характер неравенства в виде суждений: «больше-меньше», «лучше-хуже» и т.п. С помощью шкал порядка можно измерять качественные, не имеющие строгой количественной меры, показатели. Особенно широко эти шкалы используются в гуманитарных науках: педагогике, психологии, социологии. Например, рейтинг испытуемых, оценки, выставляемые судьями в фигурном катании, художественной гимнастике. К рангам шкалы порядка можно применять большее число математических операций, чем к числам шкалы наименований. Шкала интервалов Это шкала, в которой числа не только упорядочены по рангам, но и разделены определенными интервалами. Особенность, отличающая ее от описываемой дальше шкалы отношений, состоит в том, что нулевая точка выбирается произвольно. Примерами могут быть: календарное время (начало летоисчисления в разных календарях устанавливалось по различным причинам), суставной угол (угол в локтевом суставе при полном разгибании предплечья может приниматься равным либо нулю, либо 1800), температура, потенциальная энергия поднятого груза, потенциал электрического поля и др. Результаты измерений по шкале интервалов можно обрабатывать всеми математическими методами, кроме вычисления отношений. Данные шкалы интервалов дают ответ на вопрос: «На сколько больше?», но не позволяют утверждать, что одно значение измеренной величины во столько-то раз больше или меньше другого. Например, если температура повысилась с 10 до 20 0C, то нельзя сказать, что стало в два раза теплее. Шкала отношений Эта шкала отличается от шкалы интервалов тем, что в ней нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого признака. Благодаря этому шкала отношений не накладывает никаких ограничений на математический аппарат, используемый для обработки результатов наблюдений. В спорте по шкале отношений измеряют расстояние, силу, скорость и десятки других переменных. По шкале отношений измеряют и те величины, которые образуются как разности чисел, отсчитанных по шкале интервалов. Так, календарное время отсчитывается по шкале интервалов, а интервалы времени – по шкале отношений. При использовании шкалы отношений (и только в этом случае!) измерение какой-либо величины сводится к экспериментальному определению отношения этой величины к другой подобной, принятой за единицу. Измеряя длину прыжка, мы узнаем, во сколько раз эта длина больше длины другого тела, принятого за единицу длины (метровой линейки в частном случае); взвешивая штангу, определяем отношение ее массы к массе другого тела – единичной гири «килограмма» и т.п. Если ограничиться только применением шкал отношений, то можно дать другое (более узкое, частное) определение измерению: измерить какую-либо величину – значит найти опытным путем ее отношение к соответствующей единице измерения.
Единицы измерений Чтобы результаты разных измерений можно было сравнить друг с другом, их выражают в одних и тех же единицах. Совокупность установленных определённым образом единиц для всех физических величин называют системой единиц. В 1960 году на Международной генеральной конференции по мерам и весам была принята Международная система единиц, получившая сокращенное название СИ (от начальных букв слов System International). В настоящее время установлено предпочтительное применение этой системы во всех областях науки и техники, в народном хозяйстве, а также при преподавании. СИ в настоящее время включает семь независимых друг от друга основных единиц (см. табл. 1.1). Таблица 1.1 – Основные единицы СИ
Кроме основных, в СИ выделены две дополнительные единицы: радиан – единица плоского угла и стерадиан – единица телесного угла (угла в пространстве). Из указанных основных единиц в качестве производных выводят единицы других физических величин. Производные единицы определяются на основе формул, связывающих между собой физические величины. Например, единица длины (метр) и единица времени (секунда) – основные единицы, а единица скорости (метр в секунду) – производная. Производными являются также единицы площади – м2, силы – Ньютон (кг×м/с2) и другие. Путём добавления приставок получают кратные и дольные единицы. Например: километр, сантиметр, миллиграмм. Существуют также внесистемные единицы, которые продолжают использовать наряду с единицами СИ: минута, час, мм. рт. ст., литр, тонна, калория и др.
Точность измерений Никакое измерение не может быть выполнено абсолютно точно. Результат измерения неизбежно содержит погрешность, величина которой тем меньше, чем точнее метод измерения и измерительный прибор. Например, с помощью обычной линейки с миллиметровыми делениями нельзя измерить длину с точностью до 0,01 мм. По происхождению различают основную и дополнительную погрешности. Основная погрешность – это погрешность метода измерения или измерительного прибора, которая имеет место в нормальных условиях их применения. Дополнительная погрешность – это погрешность измерительного прибора, вызванная отклонением условий его работы от нормальных. Понятно, что прибор, предназначенный для работы при комнатной температуре, будет давать неточные показания, если пользоваться им летом на стадионе под палящим солнцем или зимой на морозе. Погрешности измерения могут возникать в том случае, когда напряжение электрической сети или батарейного источника питания ниже нормы или непостоянно по величине. По способу выражения погрешности бывают абсолютные и относительные. Величина X – A, равная разности между истинным значением измеряемой величины (X) и показанием измерительного прибора (A), называется абсолютной погрешностью измерения. Она измеряется в тех же единицах, что и сама измеряемая величина. На практике часто используется отношение X – A к A, называемое относительной погрешностью измерения. Для характеристики погрешности обычно указывают ее границы. Число Δ(А) такое, что , называется границей абсолютной погрешности. Число δ(А) такое, что , называется границей относительной погрешности. Границы относительной погрешности часто выражают в процентах. Относительная погрешность измерения бывает двух видов – действительной и приведенной. Действительной относительной погрешностью называется отношение границы абсолютной погрешности к истинному значению измеряемой величины: . Приведенная относительная погрешность – это отношение границы абсолютной погрешности к максимально возможному значению измеряемой величины: . Тот факт, что А является приближенным значением числа Х с границей абсолютной погрешности Δ(А) принято записывать в виде . Аналогичное соотношение для относительной погрешности имеет вид . Границы абсолютной и относительной погрешностей указывают на максимально возможное расхождение значений Х и А. По изменчивости различают систематическую и случайную погрешности. Систематической называется погрешность, величина которой не меняется от измерения к измерению. В силу этой своей особенности систематическая погрешность часто может быть предсказана заранее или, в крайнем случае, обнаружена и устранена по окончании процесса измерения. Способ устранения систематической погрешности зависит в первую очередь от ее природы. Систематические погрешности измерения можно разделить на три группы: 1) погрешности известного происхождения и известной величины; 2) погрешности известного происхождения, но неизвестной величины; 3) погрешности неизвестного происхождения и неизвестной величины. Самые безобидные – погрешности первой группы. Они легко устраняются путем введения соответствующих поправок в результат измерения. Ко второй группе относятся прежде всего погрешности, связанные с несовершенством метода измерения и измерительной аппаратуры. Например, погрешность измерения физической работоспособности с помощью маски для забора выдыхаемого воздуха: маска затрудняет дыхание, и спортсмен закономерно демонстрирует физическую работоспособность, заниженную по сравнению с истинной, измеряемой без маски. Величину этой погрешности нельзя предсказать заранее: она зависит от индивидуальных способностей спортсмена и его самочувствия в момент исследования. Другой пример систематической погрешности этой группы – погрешность, связанная с несовершенством аппаратуры, когда измерительный прибор заведомо завышает или занижает истинное значение измеряемой величины, но величина погрешности неизвестна. Погрешности третьей группы наиболее опасны, их появление бывает связано как с несовершенством метода измерения, так и с особенностями объекта измерения – спортсмена. Случайные погрешности возникают под действием разнообразных факторов, которые ни предсказать заранее, ни точно учесть не удается. Случайные погрешности принципиально не устранимы. Однако, воспользовавшись методами математической статистики, можно оценить величину случайной погрешности и учесть ее при интерпретации результатов измерения. Без статистической обработки результаты измерений не могут считаться достоверными.
4. Игровая ситуация и организация В ходе данного этапа игры «тренер» имитирует работу по сбору тест-информации, необходимой для оценки надежности и информативности теста, используемого при контроле за развитием скоростных качеств у тренируемых им «спортсменов». Такая работа позволяет студенту получить представление о методах контроля в физическом воспитании и спорте, ознакомиться с основами теории тестов и теории измерений, приобрести практические навыки тестирования в спорте. Для сбора всех указанных данных «тренер» комплектует из числа студентов своей учебной группы группу из 10 «спортсменов», подготовкой которых по проверяемой методике он якобы будет заниматься. С этой целью перед началом игры составляется список всех участвующих в ней студентов. Каждый «тренер» берет себе в группу «стрелков» из упомянутого списка таким образом, чтобы его группа на 2 – 3 человека отличалась по составу от групп других «тренеров». Ниже на примере условной учебной группы рассмотрены возможные варианты комплектования таких групп (см. табл. 1.2). Примечание: Ввиду того, что каждый участвующий в игре является одновременно и «тренером», и тренируемым, «тренер» может включать и себя в состав своей группы. После комплектования групп проводится тестирование «спортсменов» для получения данных, необходимых при оценке надежности и информативности специального теста, с помощью которого контролируются изменения скоростных качеств у спортсменов под влиянием тренировок по проверяемой методике (подробное описание специального теста дано ниже). При сборе данных, нужных для оценки надежности теста, первоначально с его помощью у каждого спортсмена трижды измеряют исходный уровень показателя скоростных качеств. Среднюю величину показателя, рассчитанную по результатам этих трех измерений заносят в таблицу под индексом А (см. образец оформления отчета за I этап). Через 10 минут отдыха тестирование повторяют. Усредненные результаты повторного тестирования заносят в ту же таблицу под индексом Б. В дальнейшем по степени совпадения результатов исходного и повторного тестирования судят о надежности специального теста. Таблица 1.2 – Состав групп спортсменов, комплектуемых «тренерами»
При сборе данных, необходимых для оценки информативности теста, через 10 минут отдыха после повторного тестирования каждый спортсмен выполняет тест-критерий (описание тест-критерия дано ниже). Усредненные данные выполнения тест-критерия заносят в таблицу под индексом В. Величина коэффициента взаимосвязи между результатами измерений в тесте А и в тест-критерии позволяет судить о степени информативности специального теста.
Специальный тест, используемый Группа спортсменов делится на подгруппы по 3 – 4 человека, в которых каждый «стрелок» поочередно с другими спортсменами подгруппы выполняет функции то испытуемого, то проводящего тестирование, то регистрирующего результаты тестирования. Для тестирования применяется вертикально установленный щит, на котором с возможностью перемещения в свободном падении установлен груз в виде линейки. Проводящий тестирование располагается за щитом (его не видит испытуемый). Получив от испытуемого сигнал о готовности, тестирующий неожиданно для спортсмена переводит груз в режим свободного падения. Испытуемый должен по возможности быстрее прервать движение груза-линейки нажатием на линейку большим пальцем руки, размещенной на специальной рукоятке. Результатом тестирования является разница между высотами груза до начала падения и в момент остановки. Чем меньше эта разница, а значит и время, затраченное на остановку груза, тем выше у него уровень развития скоростных качеств. Для перевода результата тестирования, полученного в единицах измерения расстояния Dh, пройденного грузом до остановки, в результат, выраженный в единицах времени Dt, за которое груз прошел это расстояние, следует пользоваться табл. 1.3. Таблица 1.3 – Соответствие величины перемещения груза времени, затраченному на это перемещение
Результат Dt, показанный испытуемым, записывают все студенты-«тренеры», в чью группу входит данный «спортсмен». Например, для случая, приведенного в таблице 1.2, результат тестирования «спортсмена» №10 согласно столбцу 3 данной таблицы должны записать себе в отчет «тренеры» №№1, 2, 3, 4, 5, 12, т.к. данный «спортсмен» входит в группу этих «тренеров».
Тест-критерий для оценки информативности Сидя за столом, спортсмен в течение 10 с работает на телеграфном ключе. Его задача: в течение 10 с с максимально доступной ему частотой отбивать рукояткой «точки». Подключенный к выходу телеграфного ключа счетчик импульсов по завершении теста покажет на своем табло число «точек», отбитых спортсменом за 10 с. Это число и будет служить показателем скоростных качеств «спортсмена». Чем больше число на табло, тем выше уровень развития скоростных качеств у спортсмена. Группа спортсменов делится на подгруппы по 3 – 4 человека, в которых каждый «спортсмен» поочередно с другими спортсменами подгруппы выполняет функции то испытуемого, то контролера времени, то регистратора результатов тестирования. Испытуемый трижды с перерывами по 2 минуты работает на телеграфном ключе. Контролер времени с секундомером подает команды о начале и конце десятисекундной работы испытуемого на телеграфном ключе. Регистратор записывает результаты, показанные испытуемым, и подсчитывает их среднее арифметическое значение. Результат, показанный испытуемым, записывают все студенты-«тренеры», в чью группу входит данный «спортсмен». Для оценки эффективности методики тренировки можно использовать другие тесты.
Порядок работы на I этапе 1. Ознакомиться с содержанием I этапа деловой игры. 2. Ознакомиться с теоретическими сведениями. 3. Ознакомиться с образцом оформления отчета о результатах работы на I этапе игры. 4. Проделать измерения, связанные с выполнением тестов А, Б, и В. 5. Оформить отчет о работе на I этапе игры в соответствии с представленным образцом.
Отчет Тема: Контроль и измерения в спорте. Цели: 1. Ознакомиться с теоретическими основами контроля и измерений в спорте. 2. Приобрести навыки измерения показателей скоростных качеств у спортсменов. Вопросы: 1. Содержание и задачи деловой игры. 2. Контроль в физическом воспитании и спорте: 2.1. Стадии управления учебно-тренировочным процессом. 2.2. Объекты комплексного контроля. 2.3. Разновидности состояния спортсмена. 3. Основы теории тестов. 3.1. Что называют тестом? Требования к тестам. 3.2. Классификация двигательных тестов. 4. Основы теории измерений. 4.1. Что называют измерением? 4.2. Шкалы измерений. 4.3. Единицы измерений. 4.4. Основная и дополнительная погрешности. 4.5. Абсолютная и относительная погрешности. 4.6. Систематическая и случайная погрешности. Результаты выполнения спортсменами тестов А, Б, В и Г (после 2 месяцев тренировок)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|