Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиантное поведение детей




Шипицына Л. М.

Ш63 Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. - 276 с.

ISBN 5-9268-0577-5

В учебном пособии выделены современные проблемы девиантного поведения детей и подростков; их причины, связанные с нару­шением родительской привязанности и семейным неблагополучием. Основной акцент делается на психологических аспектах воровства как наиболее типичной и распространенной формы девиантного поведе­ния детей и подростков. Рассматриваются типология, причины воров­ства и их особенности с позиции возраста, а также в качестве патоло­гического фактора. Представлены направления психокоррекционной работы и профилактики детского воровства, а также психологические рекомендации для педагогов и родителей.

Учебное пособие может быть использовано студентами, аспи­рантами, изучающими психологические, социальные, педагогиче­ские науки, а также педагогами, психологами, социальными работ­никами.

© Л. М. Шипицына, 2007
© Издательство «Речь», 2007
ISBN 5-9268-0577-5 © И. Могутова, иллюстрации, обложка, 2007

 

 

Оглавление

Предисловие........................................................................ …………………………..5

Глава 1. Девиантное поведение детей и подростков.... ……………………..……13

1.1. Причины девиантного поведения.................. …………………………..16

1.2. Особенности поведенческих реакций подростков на воздействия среды …………… …………….34

Глава 2. Нарушение родительской привязанности - основа девиантного поведения ребенка............................................................................................ ………………………….43

2.1. Привязанность и ее формы............................. ………………………….43

2.2. Поведение привязанности.............................. ………………………….46

2.3. Нарушение привязанности.............................. …………………….…….50

2.4. Материнская привязанность и ее нарушение ………….…………..….60

2.5. Отцовская привязанность и ее нарушение............................................. 68

Глава 3. Семейное неблагополучие как причина детской девиантности…….....85

3.1. Проблемная семья........................................... …………………..………94

3.2. Некомпетентная семья.................................... …………………..………97

3.3. Благополучная семья..................................... …………………….….… 100

Глава 4. Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков …………………………………………………………….…. 107

4.1. Понятие воровства........................................ ……………………….… 107

4.2. Детское воровство....................,………........ ……………………….… 113

Глава 5. Причины детского воровства......................... ……………………….… 126

5.1. Импульсивность............................................ ……………………….… 128

5.2. Психологическая неудовлетворенность……………………………… 132

5.3. Неразвитость нравственных представлений и воли…………………. 141

Глава 6. Возрастной аспект воровства........................ …………………………… 153

6.1. Воровство в дошкольном возрасте............ ……………………….…...153

6.2. Воровство в школьном возрасте................ ……………………….….. 162

6.3. Типология детского воровства.................... ……………………….….. 171

Глава 7. Воровство как форма психологической зависимости ………………...176

Глава 8. Клептомания как патологическая форма воровства ……………….….188

Глава 9. Психокоррекция воровства............................ ………………………….. 201

9.1. Основные направления коррекционной работы ……………….. 201

9.2. Игротерапия................................................... ………………………….. 215

9.3. Сказкотерапия............................................... ……………………..…… 221

Глава 10. Профилактика детского воровства............. ……………………..…… 231

Приложения

Приложение 1. Рекомендации психолога родителям дошкольников………….237

Приложение 2. Рекомендации психолога родителям школьников………..…253

Литература...................................................................... ……………………….. 272

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие — первая в нашей стра­не попытка системного изложения основных проблем пси­холого-педагогического, социально-психологического и клинико-психологического порядка в отношении наиболее распространенной формы девиантного поведения детей и подростков — воровства. Эта область в педагогике относит­ся к «стыдным» проблемам и упоминается лишь вскользь в исследованиях, связанных с поведением трудных подро­стков, либо не рассматривается вообще. В медицинской литературе описывается патологический аспект воров­ства — клептомания. Психологические механизмы воров­ства в разные возрастные периоды у ребенка, роль биоло­гических и социальных факторов, в частности, связанных с нарушением родительской привязанности и межличнос­тными отношениями в семье, — рассматриваются очень кратко в единичных работах. Это касается также вопросов профилактики детского воровства начиная с раннего воз­раста, а также применения различных форм и методов психокоррекционного воздействия с ворующим ребенком и нормализации семейных взаимоотношений.

Между тем основную долю среди преступлений под­ростков в последние годы составляют кражи (более 60%). Значительная часть подростковых преступлений прихо­дится на грабежи, хулиганство, разбои, угоны автомо­билей, умышленное уничтожение или повреждение иму­щества, убийство, мошенничество.

Отмечается высокая криминальная активность детей в возрасте до 14-15 лет. Количество общественно-опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, прак­тически не снижается. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (школы, колонии, училища) 6-8 тысяч несовершеннолетних, а требуется как минимум в 5 раз больше. Наиболее частой причиной направления подростков в такие учреждения является воровство, которое выявляется более чем у 95% контингента воспитанников.

Преступность среди несовершеннолетних во многом связана с неблагополучием в семье, ослаблением воспи­тательной функции школы или детского дома, недоста­точно эффективной работой по обеспечению занятости подростков.

Известно, что «преступниками не рождаются, пре­ступниками становятся». Сочетание неблагоприятных биологических, социально-психологических, семейных и других факторов искажает весь образ жизни детей и подростков, приводит к разным формам девиантного поведения.

Если абстрагироваться от множества конкретных мо­тивов, толкающих подростков на те или иные преступ­ления, то можно выделить фактор, общий, пожалуй, для всех: они все несчастливы. Спектр эмоций, конечно, мно­гообразен. Это и отчаяние, и разочарованность, и злоба, и обида, и зависть, и чувство неполноценности, и презре­ние к людям, и жажда реванша и многое другое, но все это несовместимо с состоянием счастья, душевной гар­монии, радости (в отличие от злорадства, которое часто сопутствует преступлению.) Иными словами, рост преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что все больше и больше детей в стране чувствуют себя несчастными.

В 1992-1993 гг. к психологам на консультации и психокоррекционные занятия вдруг стали ча­сто приводить детей, уличенных в воровстве. Их количество неук­лонно росло. Сначала такая «кри­минализация» в группах детей повергла психологов в панику, но постепенно к ней привыкли и стали говорить, что это устойчивая тенденция, с которой волей-неволей надо смириться. Но в 1994 г. число «детей-воришек», посе­щающих психолога, резко сократилось.

В чем же дело? Ведь преступность растет, и детская — в том числе. Очевидно, наступила относительная эконо­мическая стабильность, состояние шока прошло. При этом детское воровство вернулось в неблагополучные слои общества, где, собственно, всегда и обитало. Небла­гополучный слой общества увеличился, потому и возрос уровень детской преступности. Отсюда можно сделать два важных вывода. Первый: неблагополучный или мар­гинальный слой увеличился, за счет чего, естественно, увеличилась и детская преступность по стране. Но мар­гиналам несвойственно обращаться к психологам. Как и всерьез заниматься воспитанием детей. И второй вы­вод: случаи детского воровства часто наблюдаются в се­мьях, где родители — бизнесмены. Если в подобных се­мьях дети воруют (естественно, речь сейчас не идет о клептомании — серьезном психическом отклонении), то коррекционным мерам, которые в данном случае необ­ходимо принимать, неизбежно препятствует образ жиз­ни родителей. Образ жизни, который они не хотят и не могут изменить, потому что он обеспечивает им высокий уровень доходов. Конечно, они не учат детей воровать, но сами жизненные принципы, взятые на вооружение в этой среде, идут вразрез с наложением на воровство стро­гого табу.

В богатых семьях сегодня все чаще и чаще отмечают­ся нарушения морали, нравственности, да и просто ис­кажение понятий любви, совести и порядочности. Так, психологи констатируют, что сегодняшние дошкольни­ки гораздо хуже, чем дошкольники 1980-х, различают нравственные оттенки в поступках людей. По существу, у них две основные характеристики: «плохой» или «хо­роший». Более точное определение (злой, жадный, гру­бый, ленивый, вредный и т.д.) вызывает существенные трудности.

Это первые симптомы деградации. Динамика тут ясна: сначала перестают различать оттенки, а потом и основ­ные цвета. В то же время смены ценностных ориентиров, то есть ожидаемой трансформации, не происходит. В массе своей дети не становятся более расчетливыми, предприимчивыми, конкурентными, индивидуалиста­ми, превыше всего ставящими личный успех и благопо­лучие. Иными словами, не приобретают положительных черт, которых так ожидают их состоятельные родители.

Другой вариант. В семьях, где ребенок только лжет, родители воспринимают это как конец света, но если он украл или ворует... Такое не сравнить уже ни с чем. Любая катастрофа покажется обыденным явлением и бунт стихии — сущим пустяком. Никто иной, а родители в чрезвычайном положении, которое необходимо как-то исправить.

Они «кипятятся», «бушуют», «выходят из берегов». Однако вряд ли вся лавина отрицательных эмоций спо­собна сразу прекратить воровство. И мысль, что в семье растет преступник, не будет выходить из головы родите­лей. Мать и отец теряют покой, им стыдно посмотреть в глаза другим, и жизнь теряет свою привлекательность, неповторимость.

Они резко меняют былое отношение к ребенку. Он бу­дет выводить их из себя по пустякам. Они станут приди­раться «без повода», воспитывая его день и ночь, подчер­кивая, что он стал им неприятен, что они разочарованы в нем и не верят ему. Избрав такую тактику общения с ребенком, родители только толкают его продолжить этот путь, если он его в самом деле начал.

К сожалению, практика свидетельствует о том, что родители не всегда в состоянии предупредить возникно­вение отклонений в нравственном развитии ребенка. Некоторые из них не обладают необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, другие, в силу объективных причин (занятость на работе, частые коман­дировки, длительные болезни), не имеют возможности уделять достаточно внимания своим детям, общению с ними; наконец, третьи — вообще не желают заниматься воспитанием. Их забота о ребенке, в лучшем случае, огра­ничивается тем, что они одевают и кормят его. К тому же часто такие родители сами служат ярким образцом отри­цательного поведения. Дети в таких семьях не получают соответствующих их возрасту морально-этических знаний и имеют в результате этого пробелы или отклонения в си­стеме субъективных отношений. Некоторые из них уже в раннем возрасте, вследствие продолжительного пребы­вания в неблагоприятной социальной микросреде, при­обретают навыки аморального поведения и обладают определенным жизненным опытом отрицательного ха­рактера. Это, конечно, не означает, что ребенок, который воспитывается в неблагоприятной семейной обстановке, фатально обречен стать неполноценной, в нравственном отношении, личностью.

В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует, во-первых, всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию. Например, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только данную, конкретную вещь, но и все остальные вещи, при­надлежащие другим людям, так как это плохой посту­пок — кража. Надо стремиться выработать у ребенка не только правильную привычку, но и общее правильное отношение (в данном случае — отрицательное отношение к воровству в целом, а не просто привычку не брать чу­жие вещи).

Во-вторых, необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительный проступок ребенка (совершен­ный им часто по неведению) не оставался незамеченным, не вызывал надлежащую реакцию окружающих. А. С. Макаренко писал по этому поводу, что первый случай детского воровства — это не воровство, это «взял без спро­су», а потом это делается привычкой, воровством.

Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружаю­щей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, при­нятых в обществе.

Таким образом, ранняя профилактика нарушений поведения детей должна, по существу, начинаться с пер­вых же дней жизни ребенка. Она заключается в правиль­ной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется, в основном в семье.

Система общественного воспитания, включающая об­щеобразовательные школы, дошкольные и разнообраз­ные внешкольные учреждения, призвана компенсиро­вать недостатки семейного воспитания, обеспечить коррекцию отношений, личности. Школа, как ведущее и основополагающее звено этой системы, располагает на­учно-обоснованной методикой воспитания, высококва­лифицированными педагогическими и психологически­ми кадрами, необходимой материальной базой. Все это создает благоприятные возможности для осуществления профилактических мероприятий, направленных на пре­дупреждение девиантного поведения, и, в частности, дет­ского воровства.

Данное учебное пособие посвящено раскрытию раз­личных причин и форм нарушенного (девиантного) по­ведения у детей разного возраста. Среди них главный акцент сделан на особенностях типичной в наше время для детей и подростков формы девиантного поведения — воровства.

В современной возрастной и педагогической психоло­гии данное явление изучено слабо, а как самостоятельное и актуальное — вообще не рассматривается. Для решения проблемы раннего детского воровства предлагаются в ос­новном педагогические рекомендации или психотерапев­тические подходы. В литературе по детской психиатрии данный вопрос рассматривается в рамках проблемы па­тологии характера и преступного поведения.

Назрела необходимость в интеграции социально-педа­гогических и медико-психологических подходов, в ана­лизе и коррекции личности «ребенка-воришки».

Методологической основой психокоррекционной рабо­ты с воровством могут служить современные концепции о формировании детской привязанности, материнской и отцовской депривации, индивидуальном развитии ребен­ка и кризисах развития личности, а также о дисфункцио­нальных семьях. Все эти концепции рассматриваются в первых главах книги. Вторая часть пособия посвящена изложению причин воровства детьми и подростками в разном возрасте и при патологии. В третьей части пред­ставлены профилактические и коррекционные меры при единичных и повторяющихся случаях воровства, а так­же рекомендации психолога по тактике поведения и от­ношения к детям с данной формой девиантного поведения.

Учебное пособие может быть использовано студента­ми и аспирантами педагогических, психологических, социальных специальностей, а также педагогами, вос­питателями, психологами, социальными работниками и просто родителями.

 

Глава 1

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

Состояние детской и подростковой преступности пред­ставляет собой одну из острейших проблем российского общества. При этом наблюдается тенденция увеличения количества правонарушений, совершенных детьми и подростками, проживающими в полных семьях. Так, согласно существующим статистическим данным, из числа осужденных несовершеннолетних доля воспиты­вающихся вне семьи составляет только 5,3%, в непол­ной семье воспитываются 38,9%, в полной семье — 55,9%. Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Проведен­ные исследования показывают, что общением с матерью удовлетворены только 31,1%, а с отцом — всего 9,1 % подростков. Ежегодно примерно 250 тысяч родителей подвергаются мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспита­нию и обучению детей, в суды направляются материалы для возбуждения до 30 тысяч дел о лишении родительс­ких прав (А. А. Реан, 2004).

В психологической литературе девиантным называет­ся поведение, отклоняющееся от социально-психологичес­ких и нравственных норм, либо ошибочный антиобще­ственный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм или в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе (Л. М. Злобин, 1973).

В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и вни­мании сверстников (Воспитание трудного ребенка..., 2001).

Несмотря на некоторые различия, большинство авто­ров главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в том или ином обществе.

Следовательно, девиантное поведение — это система поступков, противоречащих принятым в обществе нор­мам. Это поведение может быть обусловлено как педаго­гической запущенностью, невоспитанностью, так и пси­хическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям (Н. В. Вострокнутов, 1996).

Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как резуль­тат социальных причин под влиянием различных воздей­ствий наличность ребенка, подростка, юноши (А. Е. Личко, 1985).

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление девиантного поведения, выделяются следующие:

ü индивидуальный фактор, действующий на уровне биологических предпосылок асоциального поведе­ния, которые затрудняют социальную адаптацию;

ü психолого-педагогический фактор, проявляющий­ся в дефектах школьного и семейного воспитания;

ü социально-психологический фактор, раскрываю­щий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окру­жением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

ü личностный фактор, который, в первую очередь, проявляется в активно-избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к регулированию своего поведения;

ü социальный фактор, определяющийся социальны­ми и социально-экономическими условиями суще­ствования общества.

Выявление негативных влияний затруднено, прежде все­го, потому, что они не выступают изолированно, а представ­ляют собой взаимодействие самых разнообразных факторов с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие в целом обусловлено вза­имодействием наследственности, среды, воспитания и соб­ственной практической деятельности человека.

Истоки учебных неуспехов и нарушенного поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, раз­личных отклонениях в состоянии физического и психи­ческого здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена еще в прошлом веке, но актуальна она и сегодня. По большей части отклонения в поведении обусловлены не врожден­ными психическими и физиологическими дефектами, а представляют собой последствия неправильного воспита­ния в семье и в школе.

Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна, и причины отклонений глубоко индивидуальны. Уже в старшей группе детского сада воз­можно наблюдение суще­ственных отклонений. Среди них отсутствие контакта со сверстниками из-за неуме­ния разрешать конфликты «мирным» путем, стремле­ние нарушить коллективную игру, познавательную дея­тельность детей, если в ней не удовлетворяются личные интересы, отсутствие эле­ментарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения и воров­ства.

1.1. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Традиционно причины девиантного поведения подраз­деляются на две группы:

1) причины, связанные с психическими и психофизио­логическими расстройствами;

2) причины, связанные с социальными и психологи­ческими проблемами.

По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрас­тными кризисами.

Остановимся более подробно на каждой из этих групп.

Причины, связанные с психическими и психофизио­логическими расстройствами. По данным М. Раттера (1999), серьезными психическими отклонениями стра­дают от 5 до 15% детей. Если к этому числу добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстрой­ства эпизодического характера, становятся ясными раз­мер и суть проблемы. Лишь малая -часть этих детей по­падает на прием к психиатру. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении долж­ны принимать участие педиатры и специалисты, не свя­занные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимо­сти, родителям ребенка обратиться к врачу — могут. Среди симптомов психических и психофизиологических расстройств Раттер выделяет, прежде всего, следующие:

ü неадекватность поведения ребенка нормативам, со­ответствующим его возрасту и половой принадлеж­ности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;

ü длительность сохранения расстройства. Кратковре­менные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются дли­тельное время, это уже отклонение от нормы. То же относится и к колебаниям в поведении и эмоцио­нальном состоянии детей;

ü изменения в поведении ребенка, не характерные для него, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созрева­ния;

ü повторяемость негативных реакций. Например, ро­дители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать на это особого вни­мания, если об этом известно со слов ребенка. Дру­гое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;

ü ряд симптомов, присутствующих одновременно. Как правило, один, существующий изолированно, симптом не должен вызывать беспокойства, в отли­чие от ситуации, когда имеют место несколько сим­птомов, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

Разумеется, все перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок.

Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняю­щегося поведения рассматривается как наиболее объектив­ный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера, то есть временных изменений характера, сгла­живающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взрос­ления (А. Е. Личко, 1985). Но этот подход не может быть единственным, объясняющим причины нарушения пове­дения. Девиантному поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие уче­ные, психологические особенности личности, которые фор­мируются под их влиянием.

Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведе­ния. Педагогам, даже если они считают себя осведом­ленными в медицине, ста­вить подростку диагноз ни в коем случае не рекоменду­ется. Если же учитель в силу профессиональной не­обходимости узнал диагноз, ему следует особо позабо­титься о сохранении конфи­денциальности для того, чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.

Связи типов психических отклонений и акцентуации характера с определенными типами правонарушений не выявлено.

По данным В. В. Ковалева (1995), чаще всего совер­шают преступления подростки с остаточными явления­ми органического поражения головного мозга (33,1 % преступлений от общего числа, совершенных детьми с психическими отклонениями), следом за ними — имею­щие патологии характера (4,4%) и неврозы (2,6%).

Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрас­те) на поведение личности остается дискуссионным. Про­блема соотношения психических отклонений и антиоб­щественного поведения — одна из самых сложных и запутанных в психиатрии. В качестве наиболее распрос­траненных аномалий, сочетающихся с девиантным по­ведением, называют следующие: психопатия; алкого­лизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболе­вания головного мозга; интеллектуальная недостаточ­ность. Люди, имеющие психические расстройства, про­являют сниженную способность к осознанию и контролю своих действий вследствие интеллектуальной или эмо­ционально-волевой патологии. В то же время отклоне­ния от медицинской нормы нельзя считать конкретны­ми причинами преступных действий, хотя в ряде случаев они сочетаются (В. В. Ковалев, 1995).

М. Раттером (1999) было осуществлено лонгитюдное 30-летнее исследование развития детей, состоявших на учете в специальных детских клиниках в 1920-х годах в США. Автор обнаружил, что судьба детей, которых при­водили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем-то, довольно печальна. Став взрослыми, они не только чаще подвергались арестам и заключениям, чем дети, составившие контрольную группу (родители кото­рых никогда не обращались в клинику с жалобами на своих детей), но также испытывали гораздо больше труд­ностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, худшие профес­сии, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем.

Из группы детей с асоциальным поведением только один из шести во взрослом периоде жизни отличался пси­хическим здоровьем; вместе с тем приблизительно в чет­вертой части случаев были выявлены психопатические расстройства личности. Эти последствия наиболее часто встречались у тех детей, асоциальное поведение которых было и частым, и разнообразным, проявлялось к тому же за пределами семьи или круга друзей ребенка. Дети, ко­торые, став взрослыми, приобрели психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще про­являли агрессивность по отношению к незнакомым лю­дям или лицам, обладающим авторитетом (М. Раттер, 1999).

X. Ремшмидт (1994) в этиологии девиантного поведе­ния подростков выделяет легкие эмоциональные повреж­дения без признаков других психических заболеваний; выраженные эмоциональные нарушения, которые мани­фестируются страхами, тоской или насильственным спо­собом поведения.

Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений, например, патологическое пове­дение с периодическим неодолимым влечением к поджо­гам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушен­ных влечений характеризуется импульсивностью, стой­костью, чужеродностью и неодолимостью. X. Ремшмидт (1994) говорит о чередовании состояний «усиления вле­чений и агрессии» и «абсолютной утраты влечений».

Причины, связанные с социальными и психологичес­кими проблемами. Наиболее общей причиной социально­го характера, как ни странно, является отношение обще­ства к подросткам. Известно, что проблемы подросткового возраста возникли только тогда, когда общество стало рас­сматривать подростков как особую группу людей и наде­лять их особыми правами. Приводятся данные историчес­ких исследований, в которых доказано, что вплоть до XVIII в. проблемы трудных подростков, детского и под­росткового возраста вообще не существовало ни в меди­цине, ни в философии, ни в педагогике. В Средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетне­го возраста, и переходного, трудного возраста не существо­вало.

Только в XVIII в. были сформулированы основные осо­бенности детей как особой группы, требующей специаль­ного внимания. В этот период в обществе были определе­ны обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей и, как след­ствие, развился особый тип эмоциональных отношений в семье. Для детей было введено обязательное посещение школы. В последующем веке термин «контроль» по от­ношению к подросткам постепенно сменился на термин «социализация», и были определены ее основные направ­ления и критерии. Только после Первой мировой войны сформировался взгляд на родителей как на помощников и «слуг» детей. Как ни парадоксально, чем больше вни­мания общество уделяло подросткам и чем больше осо­бых прав оно им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста (Воспитание трудного ребен­ка..., 2001).

Среди причин, связанных с психологическими и со­циальными проблемами традиционно выделяют следу­ющие:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

4) особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объяс­няются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он ока­зался, а также недостатками воспитания. Среди наиболее часто встречающихся причин девиантности в подро­стковом возрасте ряд ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влия­ние семьи и ближайшего окружения, зависимость под­ростка от требований, норм и ценностей группы, к кото­рой он принадлежит. Кроме того, девиантное поведение у подростков зачастую является средством самоутверж­дения, протестом против действительности или требова­ний взрослых.

Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам, ценностям и требованиям со сторо­ны взрослых, а также следование нормам и правилам ре­ферентной группы — наиболее распространенные причи­ны кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрос­лым стоит лишь пересмотреть свое отношение к подрос­шим детям, и проблема решится сама собой. Проблема молодежной и подростковой субкультуры и попыток с их стороны отгородиться от влияния взрослых выделялась исследователями во все времена, поскольку она связана с возрастными изменениями подростков. В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется нежела­ние отстать от компании, «быть как все» (31 %). То же самое относится к передаче преступного опыта (Л. М. Злобин, 1973).

Одной из основных причин психологического харак­тера многие исследователи называют низкую самооцен­ку детей, особенно подростков. Самооценка, то есть оцен­ка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведе­ния. От самооценки, прежде всего, зависят взаимоотно­шения человека с окружающими его людьми, его кри­тичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями челове­ка и его возможностями ведут к психологическим сры­вам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональным срывам и т. д. Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и соб­ственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приво­дить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению никоти­на, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «со­мнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

Одной из самых распространенных причин социаль­ного характера является влияние социального окруже­ния, в котором живет и развивается ребенок. Развива­ясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противо­речат принятым в обществе, для ребенка они — наибо­лее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформи­рованы моральные нормы и ценности, навыки самосто­ятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения — сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушить закон с целью повышения материального уровня своего жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспиты­вающийся в благополучной атмосфере, может пустить­ся на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Существуют концепции, в которых авторы перечис­ляют смешанные психофизиологические и социальные причины девиантности.

Так, В. Клайн выделяет шесть типов юных правона­рушителей с психотерапевтической точки зрения (цит. по: Воспитание трудного ребенка..., 2001).

1. Он просто «валяет дурака». Есть подростки, пове­дение которых изобилует шалостями и неблаговид­ными поступками. Что имеется в виду? Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безби­летное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не имея прав, укатить на вашем автомобиле, «распи­сать» краской соседский забор или стену школьно­го здания.

2. Враг родителей. Причиной плохого поведения та­ких подростков может быть и месть одному или обо­им родителям. С течением времени их враждеб­ность по отношению к ним перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сына-подростка об­рушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подав­лял в себе негативные чувства, а теперь они вырва­лись наружу.

3. Испорченный ребенок. Такого ребенка зачастую на­зывают личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном разви­тии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение — контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им.

4. Органик. Это ребенок с мозговой травмой или задер­жкой умственного развития. Это «расторможен­ный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсут­ствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают свер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...