Девиантное поведение детей
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Шипицына Л. М. Ш63 Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. - 276 с. ISBN 5-9268-0577-5 В учебном пособии выделены современные проблемы девиантного поведения детей и подростков; их причины, связанные с нарушением родительской привязанности и семейным неблагополучием. Основной акцент делается на психологических аспектах воровства как наиболее типичной и распространенной формы девиантного поведения детей и подростков. Рассматриваются типология, причины воровства и их особенности с позиции возраста, а также в качестве патологического фактора. Представлены направления психокоррекционной работы и профилактики детского воровства, а также психологические рекомендации для педагогов и родителей. Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, изучающими психологические, социальные, педагогические науки, а также педагогами, психологами, социальными работниками. © Л. М. Шипицына, 2007
Оглавление Предисловие........................................................................ …………………………..5 Глава 1. Девиантное поведение детей и подростков.... ……………………..……13 1.1. Причины девиантного поведения.................. …………………………..16 1.2. Особенности поведенческих реакций подростков на воздействия среды …………… …………….34 Глава 2. Нарушение родительской привязанности - основа девиантного поведения ребенка............................................................................................ ………………………….43 2.1. Привязанность и ее формы............................. ………………………….43 2.2. Поведение привязанности.............................. ………………………….46 2.3. Нарушение привязанности.............................. …………………….…….50
2.4. Материнская привязанность и ее нарушение ………….…………..….60 2.5. Отцовская привязанность и ее нарушение............................................. 68 Глава 3. Семейное неблагополучие как причина детской девиантности…….....85 3.1. Проблемная семья........................................... …………………..………94 3.2. Некомпетентная семья.................................... …………………..………97 3.3. Благополучная семья..................................... …………………….….… 100 Глава 4. Воровство как типичная форма девиантного поведения детей и подростков …………………………………………………………….…. 107 4.1. Понятие воровства........................................ ……………………….… 107 4.2. Детское воровство....................,………........ ……………………….… 113 Глава 5. Причины детского воровства......................... ……………………….… 126 5.1. Импульсивность............................................ ……………………….… 128 5.2. Психологическая неудовлетворенность……………………………… 132 5.3. Неразвитость нравственных представлений и воли…………………. 141 Глава 6. Возрастной аспект воровства........................ …………………………… 153 6.1. Воровство в дошкольном возрасте............ ……………………….…...153 6.2. Воровство в школьном возрасте................ ……………………….….. 162 6.3. Типология детского воровства.................... ……………………….….. 171 Глава 7. Воровство как форма психологической зависимости ………………...176 Глава 8. Клептомания как патологическая форма воровства ……………….….188 Глава 9. Психокоррекция воровства............................ ………………………….. 201 9.1. Основные направления коррекционной работы ……………….. 201 9.2. Игротерапия................................................... ………………………….. 215 9.3. Сказкотерапия............................................... ……………………..…… 221 Глава 10. Профилактика детского воровства............. ……………………..…… 231 Приложения Приложение 1. Рекомендации психолога родителям дошкольников………….237 Приложение 2. Рекомендации психолога родителям школьников………..…253
Литература...................................................................... ……………………….. 272
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое учебное пособие — первая в нашей стране попытка системного изложения основных проблем психолого-педагогического, социально-психологического и клинико-психологического порядка в отношении наиболее распространенной формы девиантного поведения детей и подростков — воровства. Эта область в педагогике относится к «стыдным» проблемам и упоминается лишь вскользь в исследованиях, связанных с поведением трудных подростков, либо не рассматривается вообще. В медицинской литературе описывается патологический аспект воровства — клептомания. Психологические механизмы воровства в разные возрастные периоды у ребенка, роль биологических и социальных факторов, в частности, связанных с нарушением родительской привязанности и межличностными отношениями в семье, — рассматриваются очень кратко в единичных работах. Это касается также вопросов профилактики детского воровства начиная с раннего возраста, а также применения различных форм и методов психокоррекционного воздействия с ворующим ребенком и нормализации семейных взаимоотношений. Между тем основную долю среди преступлений подростков в последние годы составляют кражи (более 60%). Значительная часть подростковых преступлений приходится на грабежи, хулиганство, разбои, угоны автомобилей, умышленное уничтожение или повреждение имущества, убийство, мошенничество. Отмечается высокая криминальная активность детей в возрасте до 14-15 лет. Количество общественно-опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, практически не снижается. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (школы, колонии, училища) 6-8 тысяч несовершеннолетних, а требуется как минимум в 5 раз больше. Наиболее частой причиной направления подростков в такие учреждения является воровство, которое выявляется более чем у 95% контингента воспитанников. Преступность среди несовершеннолетних во многом связана с неблагополучием в семье, ослаблением воспитательной функции школы или детского дома, недостаточно эффективной работой по обеспечению занятости подростков.
Известно, что «преступниками не рождаются, преступниками становятся». Сочетание неблагоприятных биологических, социально-психологических, семейных и других факторов искажает весь образ жизни детей и подростков, приводит к разным формам девиантного поведения. Если абстрагироваться от множества конкретных мотивов, толкающих подростков на те или иные преступления, то можно выделить фактор, общий, пожалуй, для всех: они все несчастливы. Спектр эмоций, конечно, многообразен. Это и отчаяние, и разочарованность, и злоба, и обида, и зависть, и чувство неполноценности, и презрение к людям, и жажда реванша и многое другое, но все это несовместимо с состоянием счастья, душевной гармонии, радости (в отличие от злорадства, которое часто сопутствует преступлению.) Иными словами, рост преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что все больше и больше детей в стране чувствуют себя несчастными. В 1992-1993 гг. к психологам на консультации и психокоррекционные занятия вдруг стали часто приводить детей, уличенных в воровстве. Их количество неуклонно росло. Сначала такая «криминализация» в группах детей повергла психологов в панику, но постепенно к ней привыкли и стали говорить, что это устойчивая тенденция, с которой волей-неволей надо смириться. Но в 1994 г. число «детей-воришек», посещающих психолога, резко сократилось. В чем же дело? Ведь преступность растет, и детская — в том числе. Очевидно, наступила относительная экономическая стабильность, состояние шока прошло. При этом детское воровство вернулось в неблагополучные слои общества, где, собственно, всегда и обитало. Неблагополучный слой общества увеличился, потому и возрос уровень детской преступности. Отсюда можно сделать два важных вывода. Первый: неблагополучный или маргинальный слой увеличился, за счет чего, естественно, увеличилась и детская преступность по стране. Но маргиналам несвойственно обращаться к психологам. Как и всерьез заниматься воспитанием детей. И второй вывод: случаи детского воровства часто наблюдаются в семьях, где родители — бизнесмены. Если в подобных семьях дети воруют (естественно, речь сейчас не идет о клептомании — серьезном психическом отклонении), то коррекционным мерам, которые в данном случае необходимо принимать, неизбежно препятствует образ жизни родителей. Образ жизни, который они не хотят и не могут изменить, потому что он обеспечивает им высокий уровень доходов. Конечно, они не учат детей воровать, но сами жизненные принципы, взятые на вооружение в этой среде, идут вразрез с наложением на воровство строгого табу.
В богатых семьях сегодня все чаще и чаще отмечаются нарушения морали, нравственности, да и просто искажение понятий любви, совести и порядочности. Так, психологи констатируют, что сегодняшние дошкольники гораздо хуже, чем дошкольники 1980-х, различают нравственные оттенки в поступках людей. По существу, у них две основные характеристики: «плохой» или «хороший». Более точное определение (злой, жадный, грубый, ленивый, вредный и т.д.) вызывает существенные трудности. Это первые симптомы деградации. Динамика тут ясна: сначала перестают различать оттенки, а потом и основные цвета. В то же время смены ценностных ориентиров, то есть ожидаемой трансформации, не происходит. В массе своей дети не становятся более расчетливыми, предприимчивыми, конкурентными, индивидуалистами, превыше всего ставящими личный успех и благополучие. Иными словами, не приобретают положительных черт, которых так ожидают их состоятельные родители. Другой вариант. В семьях, где ребенок только лжет, родители воспринимают это как конец света, но если он украл или ворует... Такое не сравнить уже ни с чем. Любая катастрофа покажется обыденным явлением и бунт стихии — сущим пустяком. Никто иной, а родители в чрезвычайном положении, которое необходимо как-то исправить. Они «кипятятся», «бушуют», «выходят из берегов». Однако вряд ли вся лавина отрицательных эмоций способна сразу прекратить воровство. И мысль, что в семье растет преступник, не будет выходить из головы родителей. Мать и отец теряют покой, им стыдно посмотреть в глаза другим, и жизнь теряет свою привлекательность, неповторимость. Они резко меняют былое отношение к ребенку. Он будет выводить их из себя по пустякам. Они станут придираться «без повода», воспитывая его день и ночь, подчеркивая, что он стал им неприятен, что они разочарованы в нем и не верят ему. Избрав такую тактику общения с ребенком, родители только толкают его продолжить этот путь, если он его в самом деле начал.
К сожалению, практика свидетельствует о том, что родители не всегда в состоянии предупредить возникновение отклонений в нравственном развитии ребенка. Некоторые из них не обладают необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, другие, в силу объективных причин (занятость на работе, частые командировки, длительные болезни), не имеют возможности уделять достаточно внимания своим детям, общению с ними; наконец, третьи — вообще не желают заниматься воспитанием. Их забота о ребенке, в лучшем случае, ограничивается тем, что они одевают и кормят его. К тому же часто такие родители сами служат ярким образцом отрицательного поведения. Дети в таких семьях не получают соответствующих их возрасту морально-этических знаний и имеют в результате этого пробелы или отклонения в системе субъективных отношений. Некоторые из них уже в раннем возрасте, вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной социальной микросреде, приобретают навыки аморального поведения и обладают определенным жизненным опытом отрицательного характера. Это, конечно, не означает, что ребенок, который воспитывается в неблагоприятной семейной обстановке, фатально обречен стать неполноценной, в нравственном отношении, личностью. В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует, во-первых, всегда давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию. Например, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только данную, конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим людям, так как это плохой поступок — кража. Надо стремиться выработать у ребенка не только правильную привычку, но и общее правильное отношение (в данном случае — отрицательное отношение к воровству в целом, а не просто привычку не брать чужие вещи). Во-вторых, необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительный проступок ребенка (совершенный им часто по неведению) не оставался незамеченным, не вызывал надлежащую реакцию окружающих. А. С. Макаренко писал по этому поводу, что первый случай детского воровства — это не воровство, это «взял без спросу», а потом это делается привычкой, воровством. Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружающей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе. Таким образом, ранняя профилактика нарушений поведения детей должна, по существу, начинаться с первых же дней жизни ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется, в основном в семье. Система общественного воспитания, включающая общеобразовательные школы, дошкольные и разнообразные внешкольные учреждения, призвана компенсировать недостатки семейного воспитания, обеспечить коррекцию отношений, личности. Школа, как ведущее и основополагающее звено этой системы, располагает научно-обоснованной методикой воспитания, высококвалифицированными педагогическими и психологическими кадрами, необходимой материальной базой. Все это создает благоприятные возможности для осуществления профилактических мероприятий, направленных на предупреждение девиантного поведения, и, в частности, детского воровства. Данное учебное пособие посвящено раскрытию различных причин и форм нарушенного (девиантного) поведения у детей разного возраста. Среди них главный акцент сделан на особенностях типичной в наше время для детей и подростков формы девиантного поведения — воровства. В современной возрастной и педагогической психологии данное явление изучено слабо, а как самостоятельное и актуальное — вообще не рассматривается. Для решения проблемы раннего детского воровства предлагаются в основном педагогические рекомендации или психотерапевтические подходы. В литературе по детской психиатрии данный вопрос рассматривается в рамках проблемы патологии характера и преступного поведения. Назрела необходимость в интеграции социально-педагогических и медико-психологических подходов, в анализе и коррекции личности «ребенка-воришки». Методологической основой психокоррекционной работы с воровством могут служить современные концепции о формировании детской привязанности, материнской и отцовской депривации, индивидуальном развитии ребенка и кризисах развития личности, а также о дисфункциональных семьях. Все эти концепции рассматриваются в первых главах книги. Вторая часть пособия посвящена изложению причин воровства детьми и подростками в разном возрасте и при патологии. В третьей части представлены профилактические и коррекционные меры при единичных и повторяющихся случаях воровства, а также рекомендации психолога по тактике поведения и отношения к детям с данной формой девиантного поведения. Учебное пособие может быть использовано студентами и аспирантами педагогических, психологических, социальных специальностей, а также педагогами, воспитателями, психологами, социальными работниками и просто родителями.
Глава 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Состояние детской и подростковой преступности представляет собой одну из острейших проблем российского общества. При этом наблюдается тенденция увеличения количества правонарушений, совершенных детьми и подростками, проживающими в полных семьях. Так, согласно существующим статистическим данным, из числа осужденных несовершеннолетних доля воспитывающихся вне семьи составляет только 5,3%, в неполной семье воспитываются 38,9%, в полной семье — 55,9%. Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Проведенные исследования показывают, что общением с матерью удовлетворены только 31,1%, а с отцом — всего 9,1 % подростков. Ежегодно примерно 250 тысяч родителей подвергаются мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, в суды направляются материалы для возбуждения до 30 тысяч дел о лишении родительских прав (А. А. Реан, 2004). В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм или в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе (Л. М. Злобин, 1973). В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников (Воспитание трудного ребенка..., 2001). Несмотря на некоторые различия, большинство авторов главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в том или ином обществе. Следовательно, девиантное поведение — это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам. Это поведение может быть обусловлено как педагогической запущенностью, невоспитанностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям (Н. В. Вострокнутов, 1996). Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социальных причин под влиянием различных воздействий наличность ребенка, подростка, юноши (А. Е. Личко, 1985). В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление девиантного поведения, выделяются следующие: ü индивидуальный фактор, действующий на уровне биологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию; ü психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; ü социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; ü личностный фактор, который, в первую очередь, проявляется в активно-избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к регулированию своего поведения; ü социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества. Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют собой взаимодействие самых разнообразных факторов с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие в целом обусловлено взаимодействием наследственности, среды, воспитания и собственной практической деятельности человека. Истоки учебных неуспехов и нарушенного поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена еще в прошлом веке, но актуальна она и сегодня. По большей части отклонения в поведении обусловлены не врожденными психическими и физиологическими дефектами, а представляют собой последствия неправильного воспитания в семье и в школе. Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна, и причины отклонений глубоко индивидуальны. Уже в старшей группе детского сада возможно наблюдение существенных отклонений. Среди них отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты «мирным» путем, стремление нарушить коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения и воровства. 1.1. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы: 1) причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; 2) причины, связанные с социальными и психологическими проблемами. По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами. Остановимся более подробно на каждой из этих групп. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера (1999), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому числу добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становятся ясными размер и суть проблемы. Лишь малая -часть этих детей попадает на прием к психиатру. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу — могут. Среди симптомов психических и психофизиологических расстройств Раттер выделяет, прежде всего, следующие: ü неадекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков; ü длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы. То же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей; ü изменения в поведении ребенка, не характерные для него, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания; ü повторяемость негативных реакций. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать на это особого внимания, если об этом известно со слов ребенка. Другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто; ü ряд симптомов, присутствующих одновременно. Как правило, один, существующий изолированно, симптом не должен вызывать беспокойства, в отличие от ситуации, когда имеют место несколько симптомов, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни. Разумеется, все перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок. Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера, то есть временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления (А. Е. Личко, 1985). Но этот подход не может быть единственным, объясняющим причины нарушения поведения. Девиантному поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием. Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже если они считают себя осведомленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессиональной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности для того, чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей. Связи типов психических отклонений и акцентуации характера с определенными типами правонарушений не выявлено. По данным В. В. Ковалева (1995), чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга (33,1 % преступлений от общего числа, совершенных детьми с психическими отклонениями), следом за ними — имеющие патологии характера (4,4%) и неврозы (2,6%). Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрасте) на поведение личности остается дискуссионным. Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения — одна из самых сложных и запутанных в психиатрии. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с девиантным поведением, называют следующие: психопатия; алкоголизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность. Люди, имеющие психические расстройства, проявляют сниженную способность к осознанию и контролю своих действий вследствие интеллектуальной или эмоционально-волевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами преступных действий, хотя в ряде случаев они сочетаются (В. В. Ковалев, 1995). М. Раттером (1999) было осуществлено лонгитюдное 30-летнее исследование развития детей, состоявших на учете в специальных детских клиниках в 1920-х годах в США. Автор обнаружил, что судьба детей, которых приводили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем-то, довольно печальна. Став взрослыми, они не только чаще подвергались арестам и заключениям, чем дети, составившие контрольную группу (родители которых никогда не обращались в клинику с жалобами на своих детей), но также испытывали гораздо больше трудностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, худшие профессии, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем. Из группы детей с асоциальным поведением только один из шести во взрослом периоде жизни отличался психическим здоровьем; вместе с тем приблизительно в четвертой части случаев были выявлены психопатические расстройства личности. Эти последствия наиболее часто встречались у тех детей, асоциальное поведение которых было и частым, и разнообразным, проявлялось к тому же за пределами семьи или круга друзей ребенка. Дети, которые, став взрослыми, приобрели психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще проявляли агрессивность по отношению к незнакомым людям или лицам, обладающим авторитетом (М. Раттер, 1999). X. Ремшмидт (1994) в этиологии девиантного поведения подростков выделяет легкие эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний; выраженные эмоциональные нарушения, которые манифестируются страхами, тоской или насильственным способом поведения. Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений, например, патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушенных влечений характеризуется импульсивностью, стойкостью, чужеродностью и неодолимостью. X. Ремшмидт (1994) говорит о чередовании состояний «усиления влечений и агрессии» и «абсолютной утраты влечений». Причины, связанные с социальными и психологическими проблемами. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Известно, что проблемы подросткового возраста возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. Приводятся данные исторических исследований, в которых доказано, что вплоть до XVIII в. проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В Средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в XVIII в. были сформулированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей и, как следствие, развился особый тип эмоциональных отношений в семье. Для детей было введено обязательное посещение школы. В последующем веке термин «контроль» по отношению к подросткам постепенно сменился на термин «социализация», и были определены ее основные направления и критерии. Только после Первой мировой войны сформировался взгляд на родителей как на помощников и «слуг» детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подросткам и чем больше особых прав оно им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста (Воспитание трудного ребенка..., 2001). Среди причин, связанных с психологическими и социальными проблемами традиционно выделяют следующие: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы. Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. Среди наиболее часто встречающихся причин девиантности в подростковом возрасте ряд ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, девиантное поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам, ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам референтной группы — наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть свое отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой. Проблема молодежной и подростковой субкультуры и попыток с их стороны отгородиться от влияния взрослых выделялась исследователями во все времена, поскольку она связана с возрастными изменениями подростков. В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется нежелание отстать от компании, «быть как все» (31 %). То же самое относится к передаче преступного опыта (Л. М. Злобин, 1973). Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, то есть оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки, прежде всего, зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональным срывам и т. д. Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению никотина, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении. Одной из самых распространенных причин социального характера является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде. Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения — сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушить закон с целью повышения материального уровня своего жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам. Существуют концепции, в которых авторы перечисляют смешанные психофизиологические и социальные причины девиантности. Так, В. Клайн выделяет шесть типов юных правонарушителей с психотерапевтической точки зрения (цит. по: Воспитание трудного ребенка..., 2001). 1. Он просто «валяет дурака». Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Что имеется в виду? Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не имея прав, укатить на вашем автомобиле, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания. 2. Враг родителей. Причиной плохого поведения таких подростков может быть и месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность по отношению к ним перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сына-подростка обрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу. 3. Испорченный ребенок. Такого ребенка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение — контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им. 4. Органик. Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают свер
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|