Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение родительской привязанности - основа девиантного поведения ребенка




2.1. ПРИВЯЗАННОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ

Привязанность можно определить как близкие, теп­лые, основанные на любви отношения между человечес­кими существами. Привязанности формируются между родителями и детьми, братьями и сестрами, мужьями и женами, друзьями и т. д. Некоторые из них сильны и продолжительны (Д. Боулби, 2003). Привязанность к взрослому человеку является биологической необходи­мостью и изначальным условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца является мать. Специалисты рассматривают младенца как иници­ативное существо, играющее активную роль во взаимо­действии с находящимися рядом, познающее окружаю­щий мир и действующее в нем (Р. Ж. Мухамедрахимов, 1999; Л. М. Шипицына, 2005 и др.).

Известный американский исследователь Джон Боул­би (2003) утверждал, что необходимым условием сохра­нения психического здоровья детей в младенческом и Раннем детстве является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с Матерью (или лицом, постоянно ее замещающим) — таких отношений, которые обоим приносят радость и удов­летворение. В то же время как человек, знающий прак­тическую сторону жизни, Боулби понимал и всячески подчеркивал, что огромную роль в этом вопросе играет не только семья, но и общество в целом, поскольку толь­ко оно может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения.

Д. Боулби описал теорию привязанности как способ понимания предрасположенности человеческих существ к созданию сильных, основанных на любви связей с дру­гими человеческими существами, и объяснения различ­ных форм эмоциональных расстройств и проблем, таких как беспокойство, гнев, депрессии, эмоциональная не­приязнь, становящихся причиной нежелательной разлу­ки и разрыва.

Ключевые положения теории Д. Боулби:

ü привязанности развиваются в направлении одного или нескольких человек, обычно в четко определен­ном порядке предпочтения;

ü привязанности не подвластны времени — новые привязанности могут формироваться, но это не зна­чит, что старые легко забываются;

ü многие из самых сильных человеческих эмоций пе­реживаются во время формирования, утверждения, разрушения и восстановления привязанностей (влюбленность, любовь, печаль и т. д.). Страх поте­ри рождает беспокойство, непосредственно поте­ря — печаль, и оба эти чувства становятся причиной гнева. Утверждение привязанности может стать источником спокойствия и радости;

ü привязанность обычно развивается в течение пер­вых девяти месяцев жизни и ее предметом, как пра­вило, становится мама или человек ее заменяющий.

Одно из центральных понятий теории привязаннос­ти — понятие «рабочая модель», на основе которой про­исходит взаимодействие ребенка с миром (Е. О. Смирно­ва 1995). Рабочая модель включает модель себя и близкого человека (ЯДругой), при этом восприятие себя определяется тем, как человека воспринимает объект привязанности. Глубинная память сохраняет об­разы и образцы поведения с близкими людьми, которые постоянно повторяются и ситуациях взаимодействия с другими людьми. Стойкость и ригидность схем поведе­ния, представляющих собой обобщенный опыт отношений с матерью, во многом объясняют те длительные кризи­сы, которые неизбежно возникают у детей из неблагопо­лучных семей при адаптации в новой приемной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт иных позитивных отношений, чтобы прежние схемы пере­строились.

Д. Боулби видел биологические корни в процессе ус­тановления привязанности, он считал, что младенцы предрасположены к инстинктивному формированию вза­имоотношений привязанности, а также к избирательно­му реагированию, которое основано на особом аффектив­ном настрое на другого.

Особое значение в теории привязанностей имеет то, что организация привязанности у младенца имеет в своей ос­нове реальный опыт взаимодействий с объектом привязан­ности и внешним миром. Отсюда следует вывод, что этот Ранний опыт может быть различным и, соответственно, иметь различные качественные последствия. Поэтому стало возможным более глубоко и правильно понимать ранние поведенческие проявления младенца как его соб­ственный вклад во взаимодействие со своей матерью. Такие ранние проявления, как плач, взгляд, слежение, протягивание ручек, хватание, гуление, прилегание, ползание и даже ранняя психосоматика, стали рассмат­риваться в контексте поведения привязанности, то есть как проявления, способные привлечь и удержать мать рядом с младенцем.

Действительно, сам облик младенца, его улыбка вы­зывают у матери положительные эмоции, укрепляют отношения между ними и могут пониматься как своеоб­разный «призыв к взаимоотношениям». Это своеобраз­ные защитные механизмы, действующие внутри пары мать—дитя и укрепляющие привязанность.

2.2. ПОВЕДЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ

Поведение привязанности Д. Боулби (2003) определя­ет как поведение, результатом которого становится дости­жение или сохранение близости с другим — определенным предпочитаемым человеком. Поведение привязанности особенно ярко проявляется в детском возрасте, но оно необходимо для выживания и здорового функциониро­вания на протяжении всей жизни. Поведение привязан­ности включает в себя стремление находиться рядом, следовать за человеком, просить его о помощи и т. д. С возрастом степень проявления таких чувств уменьшает­ся, но они способны снова обостряться во времена стрессовых ситуаций, болезни или страха. Поведение привязаннос­ти у младенцев или маленьких детей развивается под воздей­ствием определенных условий, таких как появление чего-то не­знакомого, голод, усталость и страх.

Негативные эмоции, которые испытывает ребенок, исчезают при непосредственной близости предмета его привязанности, осо­бенно при позитивном общении с ним, таком как прикосновения, объятия. В присутствии дорогого ему человека ребенок не будет стремиться демонстрировать поведение привя­занности, а будет изучать окружающий его мир. Пове­дение привязанности, по мнению Д. Боулби, связано с одной из наиболее вероятных его функций — это защи­та от страха. Поиск младенцем защитной близости и кон­такта со взрослым резко активизируется в ситуациях опасности, тревоги или разного рода дискомфорта (боли, холода и т. д.): здесь взрослый становится источником успокоения и чувства защищенности, наличие которого позволяет ребенку активно осваивать полный новизны и разнообразия окружающий мир.

Теория Боулби раскрывает привязанность к матери одновременно и как определенное активное поведение Ребенка, и как эмоциональную связь с ней. Тяжелые стра­дания малыша, разлученного с матерью, объясняются, по мнению Д. Боулби, активированным состоянием его внутренней системы регуляции поведения привязанно­сти и отсутствием привычных стимулов, прекращающих ее действие (контакт с матерью). В этих условиях у ре­бенка возникает состояние острой дезадаптации, когда угнетаются все другие формы поведения; в результате даже при самом хорошем уходе со стороны чужих для ребенка лиц он теряет интерес к окружающему, плохо ест и спит, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает. Концепция привязанности позволяет объяснить чрезвычайно требовательное поведение малы­шей (в отношении присутствия матери), которое неред­ко воспринимается недостаточно опытными родителями как каприз и результат неправильного воспитания, ког­да ребенка просто «приучили цепляться за мать».

У людей поведение привязанности существует не толь­ко для того, чтобы удовлетворять физические потребнос­ти. Эти межличностные связи создают возможности для социального и интеллектуального развития. Наши при­вязанности связывают нас с другими людьми и помогают развить чувство самосознания и личности. Мы определя­ем самих себя как сыновей, дочерей, отцов и матерей, се­стер и братьев, мужей и жен, друзей и т. д.

Поведение родителя или человека, заботящегося о ребенке, является дополнительным к поведению привя­занности. Роль воспитателя — быть внимательным и спо­собным ответить на просьбу ребенка. Д. Боулби отмеча­ет четкую зависимость между детскими впечатлениями человека и его способностью строить отношения с людь­ми и воспитывать собственных детей. Дети, чьи родите­ли заботились о них, вырастают уверенными, умеющи­ми доверять другим, способными помочь людьми. И против, дети, родители которых не уделяли им достаточного внимания, становятся очень беспокойными и нервными. Пережитые в детстве отвержение и уни­жение со стороны родителей, непостоянное нахождение с родителями (периоды раздельного проживания), уст­рашения (типа «Я не буду тебя любить»), используемые как метод контроля, запугивания оставлением ребенка родителем, используемые для воспитания, устрашения уходом, самоубийством или убийством другого родите­ля, внушенное ребенку чувство ответственности за бо­лезнь или смерть родителя, могут привести к возникно­вению у ребенка беспокойной привязанности. Это, в свою очередь, сформирует у него низкий порог демонстрации поведения привязанности (плач, стремление постоянно находиться рядом с кем-то). Такая модель поведения будет перенесена во взрослую жизнь и выразится в силь­ной бессознательной потребности в любви и поддержке. Ее продолжением могут стать попытки самоубийства, самоистязание, анорексия, ипохондрия.

Другой стиль поведения, который может выработать­ся, — это принудительная самоуверенность. Вместо того чтобы, переживая стрессовую ситуацию, искать любви и заботы, ребенок или взрослый, опасаясь невнимания или непонимания, стремится избежать дальнейших болезнен­ных ощущений, а поэтому скрывает свои чувства, надеясь только на себя. Избирательный характер проявлений при­вязанности младенца недвусмысленно показывает, что он явно предпочитает тех лиц, которые не просто ухаживают за ним, но вступают с ним в активное и эмоциональное вза­имодействие — привлекают внимание, ласково разговари­вают, улыбаются, играют. В качестве главных факторов формирования привязанности ребенка к матери, согласно Д. Боулби, выступают, во-первых, чуткость ее реагиро­вания на подаваемые ребенком сигналы, во-вторых, часто­та и длительность реального взаимодействия с младенцем. В свете теории привязанности многие специфические феномены детского развития в младенческом и раннем возрасте получили удовлетворительное объяснение. Это касается, например, непонятной прихотливой избира­тельности отношений младенца с основными и второсте­пенными лицами привязанности, или «странной» (на взгляд многих родителей) потребности маленьких детей постоянно иметь с собой какой-то предмет (обычно мяг­кую игрушку), или то усиливающейся, то ослабевающей боязни незнакомых людей и т. д.

НАРУШЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ

Дж. Боулби (2003) ввел понятие «сепарация», с помо­щью которого обозначил ситуацию долговременной раз­луки ребенка с матерью или другим, замещающим ее, лицом. Он выделил сопутствующие разлуке факторы, от которых зависит степень ее негативного влияния на пси­хическое здоровье ребенка: глубина эмоциональной свя­зи между матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации, внезапность или постепен­ность, а также длительность сепарации, наличие или отсутствие лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки с матерью.

Следует учитывать, что в формировании привязанно­сти к матери наблюдается ряд стадий.

Первая — это недифференцированное стремление к взаимодействию с любым взрослым. Вторая — выделе­ние из окружающих матери и, при сохранении дружелю­бия к окружающим, более яркое влечение именно к ней. Третья — снижение активных неразборчивых привет­ствий в отношении окружающих, более того, появление некоторой тревоги по отношению к незнакомым людям и расширение репертуара реакций в отношении матери (сле­жение за ее уходом и приветствие прихода). К третьей ста­дии малыш обычно приходит в 6-7 месяцев.

Поэтому дети до шестимесячного возраста относитель­но спокойно переносят разлуку, быстро привыкают к новому объекту привязанности. Ребенок постарше, со сформированной привязанностью, реагирует на разлуку совершенно иначе — бурной вспышкой отрицательных эмоций, которая может иметь очень продолжительный характер и приводить к депрессии, в основе которой ле­жит явление госпитализма.

Впоследствии под госпитализмом стали понимать не только материнскую депривацию, но и социальную — в более широком смысле. Многочисленные исследования феномена госпитализма показали, что длительное пребы­вание в искусственных, изолированных от социума усло­виях (больница, заведения для инвалидов, престарелых) могут приводить к развитию синдрома госпитализма как у детей, так и у взрослых людей. Этот синдром выражается в недоразвитии и утрате социальных навыков, эмоциональ­ном уплощении, утрате активности, инициативности.

Д. Боулби выделил 3 стадии в развитии реакции на разлуку ребенка с матерью, которые объясняют явление госпитализма:

ü стадия активного протеста, которая выражает­ся в плаче, стремлении прижаться к родителям при их появлении, то есть в активном протестующем по­ведении; ребенок отказывается смириться со сво­им отделением от любимого объекта — он может кричать, биться головой, кидаться на пол, брыкать­ся и уходить от контактов с теми, кто пытается его успокоить или усмирить;

ü стадия отчаяния, наблюдаемая как переход от ак­тивного протестующего поведения к пассивному, вследствие доминирования чувства безнадежности (отказ от еды, бессонница, соматические и мотор­ные нарушения, отказ от внешних контактов). Эта стадия может наступать через несколько часов или дней после первой, ребенок как бы теряет надеж­ду. Он становится тихим и подавленным, его плач делается безысходным и монотонным;

ü стадия отчуждения, когда ребенок как бы восста­навливает отношения с окружающим миром и на­чинает опять проявлять к нему интерес. Однако если мать в этот момент навещает его, он может ре­агировать неожиданным равнодушием или отстра­нением. При восстановлении контакта с матерью на этой стадии долгое время поведение привязанности вообще не наблюдается, после чего ребенок на­чинает «липнуть» к своей матери, их взаимоотно­шения теперь проникнуты тревогой по поводу возможности новой разлуки.

Наряду с первичной привязанностью к матери или замещающей ее фигурой Дж. Боулби ввел понятие вто­ричной привязанности, которая формируется на месте исходной привязанности вследствие разлуки с матерью. Вторичными привязанностями называют также отноше­ния, устанавливаемые человеком с другими людьми — друзьями, учителями, приемными родителями. Если потеря матери или замещающей ее фигуры продолжает­ся длительное время, то возникает не только первичная тревожность, но и печаль, депрессия, а также агрессия, одна из функций которой заключается в попытке дости­жения повторной связи. Данная идея помогает понять природу агрессивности ребенка, лишенного родительс­кой заботы, в отношениях с объектами вторичной при­вязанности — замещающими родителями — на первом этапе включения в семью.

Другой сторонник теории привязанности — М. Эйнсворт, которая вместе с соавторами изучала влияние ка­чества отношений с матерью на последующие отношения с другими людьми.

Качество привязанности автор пыталась «измерить» с помощью процедуры, которую назвали «тест чужого человека». Она включает наблюдение за поведением ре­бенка в отношении незнакомого ему человека — снача­ла в присутствии матери, затем один на один и снова с матерью. Выделено три основных типа реакций, которые дали названия качественным характеристикам привя­занности.

1. Уверенная привязанность. Дети этой группы пози­тивно реагируют на незнакомца в присутствии ма­тери, огорчаются ее уходу и быстро успокаиваются после прихода.

2. Тревожно-требующая привязанность. Дети с такой привязанностью стремятся находиться только рядом с матерью, кричат в ее отсутствие, пугаются нового человека. Долго успокаиваются после ее прихода. Они как бы требуют, чтобы мать находилась только рядом с ними.

3. Тревожно-избегающая привязанность. Дети в этом случае не ищут близости с матерью, когда находятся с ней вместе, не огорчаются уходу. Не радуются приходу. Создается впечатление, что они безразличны к ее присутствию или же избегают привязываться, чтобы не почувствовать боль, когда их покинут.

Поскольку первый опыт взаимодействия с окружаю­щими ребенок получает именно из общения с матерью, выработанные в нем паттерны поведения он использует и с другими людьми. Можно сказать, что поведение при­вязанности не исчезает по мере взросления и сохраняет­ся на протяжении всей жизни в отношении тех людей, с которыми человек вступает в близкие взаимоотношения. Понятно, что репертуар его поведенческих реакций с возрастом расширяется и может меньше зависеть от ка­чества привязанности. Однако у дошкольников он суще­ствует практически в чистом виде, поэтому во многом определяет их взаимодействие со значимыми взрослы­ми и сверстниками. Они либо доверяют им и чувствуют себя в их присутствии защищенными, либо беспокоятся и настойчиво требуют заботы и внимания, либо беспоко­ятся и уходят от близких отношений.

О. Хухлаевой и Г. Бубновой (2006) были проведены сравнительные исследования детей младшего школьно­го возраста, а также подростков, с учетом их ранней при­вязанности. Уверенно привязанные дети не имели значительных проблем в эмоциональной и социальной жизни. Те же, кто имел раннюю тревожную привязанность, демонстрировали поведенческие и эмоциональные про­блемы (в основном в детском саду и начальной школе) (таблица 1).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...