Приложение рекомендации психолога
РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ Большинство родителей при воспитании детей допускают ошибку, оценивая поведение ребенка масштабами взрослого. И ни в какой другой сложной воспитательной ситуации не проявляется это так ярко, как в случаях воровства. «О, боже, мой ребенок украл! Что из него выйдет, если он уже сейчас это делает? Откуда у него такие задатки? Я в отчаянии, не знаю, что делать!» — жалуются матери. Но чаще всего из-за стыда за «неудавшегося» ребенка они вообще не решаются с кем-нибудь поговорить об этом. Они сами берутся за дело — естественно, со всей строгостью, ибо считается, что меры надо принимать именно сейчас, пока не стало поздно. Побои, домашние наказания, серьезные разговоры и угрозы должны вернуть ребенка на путь истинный. Все родители хотя бы один раз сталкиваются с этой проблемой. Отсюда — внимание! — ворующий ребенок — далеко не потерянный, и нет еще повода для угрызений и тревог. Надо просто знать об этом. Сначала одно важное утверждение: не существует предрасположения к воровству! «А клептомания?» — спросите вы. Следует сказать, что это только больное возражение отчаявшихся родителей. Психиатрия, правда, признает клептоманию формой психического заболевания. Но ваш ребенок нормален. Воровство в детском возрасте еще не сама болезнь, ц0 симптом заболевания. И это заболевание душевного порядка. Именно на этом должно быть сосредоточено внимание родителей (X. Райнпрехт, 2006). Что делать, если дошкольник принес в дом чужую вещь. Приведем примеры. Из рассказа матери: «Моя дочка ходит в детский сад. Недавно мы столкнулись с проблемой, о которой мне очень стыдно говорить: дочка стала воровать. Сперва притащила домой игрушку. Сказала, что подарили. Я поверила. Но игрушка дорогая, и я, подумав, что родители подарившего ребенка будут недовольны такой щедростью, игрушку решила вернуть. Принесла в садик, а воспитательница говорит: «Мы вчера всей группой эту игрушку целый день искали, Миша ее потерял». Легко понять чувства этой матери. Вообще, реакция подавляющего числа родителей в подобных случаях укладывается в три сценария: одни испытывают растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?») другие впадают в панику («Что подумают люди?», «Я плохая мать...»), а третьи хватаются за ремень («Чтоб неповадно было!»). Но ни один из этих вариантов нельзя назвать правильным!
Не теряйте голову, не занимайтесь самобичеванием я оставьте в покое ремень. Успокойтесь! Подумайте, что могло стать причиной такого поведения вашего ребенка. Во-первых, как только «это» произошло в первый раз, реакция родителей должна последовать незамедлительно. Во-вторых, не нужно поддаваться эмоциям. В минуты гнева многие мамы и папы напрочь забывают о том, что их сын (дочь) — это всего лишь дитя. Не совершайте подобной ошибки. Не судите ребенка «взрослым» судом, безжалостным и беспощадным. Он вряд ли исправится только лишь «по вашему велению». Правильный выход — воспитать в ребенке собственное (и осознанное) «хотение» поступать честно. Конечно, реакция на воровство ребенка будет зависеть и от его возраста. Разумеется, бессмысленно родителю затевать беседу, если его малышу всего 2-3 года. В столь малом возрасте для крохи вообще не существует разделения «свое — чужое». Мир крутится вокруг него одного, и всеми его благами он рассчитывает пользоваться тогда, когда пожелает. Довольно часто мама может лицезреть, как ее дитя хватается ручонками за понравившуюся в гостях игрушку, проводит с ней весь вечер, а когда наступает время уходить, со слезами расстается с забавой. Хуже, если на следующий день родительница обнаруживает чужую куклу у малыша в комнате. В этом случае ребенку надо дать понять, что он поступил очень плохо и некрасиво.
Возможно (если это произошло впервые), малыш пропустит наказ взрослого мимо ушей и инцидент повторится вновь. Но скорее всего, слова самого родного и любимого человека окажутся хоть и болезненными, но действенными. Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» — «не моя». Ребенок постарше (4-6 лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем цена вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают очень шокированы произошедшим, если взятая вещь — дорогая. И гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь — пластмассовая игрушка, например. Ребенок берет чужое без спроса вполне осознанно, уже понимая, что его могут за это наказать. К сожалению, некоторые родители полагают, что тут нет их вины, считают, например, что дурному их научили ребятишки в детском саду. Но не все так просто. Малыш никогда не пойдет на воровство без нужды — это должны понимать абсолютно все родители. Незачем ребенку, если он купается в любви взрослых, специально их огорчать. По большому счету, именно из-за дефицита положительных чувств и эмоций, которые должны исходить от родителей, ребенок идет на крайние меры. Таким неблаговидным с точки зрения морали способом он стремится привлечь внимание матери и отца. Именно поэтому, между прочим, в обеспеченных семьях нередко процветает детское воровство. Пока взрослые тратят массу сил на зарабатывание денег и личные проблемы, их детки, обеспеченные всеми материальными благами, тоскуют по обычной ласке и человеческим объятиям. Не получив последних, самых ценных в этот период развития, малыши воспринимают украденную вещь как заместитель родительского чувства. Прежде чем давать оценку действиям ребенка, родителям следует разобраться, что же происходит на самом деле. Не копирует ли ребенок взрослых, которые не всегда различают свое и чужое? Нужно внимательнее отнестись к своему поведению, а также поведению бабушек и других взрослых, например родителей друзей своего ребенка. Может быть, там принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом.
Если ребенок принес домой чужую игрушку, следует выяснить, не поменял ли он ее на свою, такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договоренности, то нет ничего предосудительного. Также нужно иметь в виду, что для детей не очень важна денежная стоимость игрушки. Если игрушку принесли из общего фонда детской игровой комнаты, возможно, что таким образом ребенок реализует свою давнюю мечту. Игрушку следует, конечно, вернуть, но при этом задуматься: может быть, вы недостаточно внимательны к потребностям ребенка. Лучше все-таки не допускать ситуаций, когда устойчивое и Длительное желание ребенка остается неудовлетворенным, вызывая излишние напряжение и нервозность. Используя удобный повод (день рождения, какой-либо Успех ребенка), постарайтесь подарить ему то, о чем он страстно мечтал. Сложнее всего вариант, если принесенная игрушка принадлежит кому-то из детей. Родителям нужно постараться понять нюансы отношений между своим ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим простуд, ком — желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку который, возможно, занимает позицию отверженного в группе. Важно, как было обнаружено присутствие чужой вещи — ее случайно увидели среди спрятанных предметов или ребенок рассказал сам, что произошло. Следует обратить внимание на то, как он сам относится к своему поступку — обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее — в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: пусть ребенок почувствует, что им не нравится его поведение, что они удивлены его поступком. Нужно выразить уверенность в том, что он уже взрослый и знает, «что такое хорошо и что такое плохо», но, конечно, это больше не повторится. Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений. Нередко бывает именно так, что страх признаться и невозможность вернуть все на прежние позиции делает ребенка малодушным, усугубляя его неправильное поведение. Не следует допускать, чтобы ребенка судили публично, не обязательно и настаивать на демонстративных извинениях. Лучше организовать камерную встречу двух детей, без взрослых, когда может состояться передача игрушки. Пусть ребенок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже взять ее на некоторое время домой, если его товарищ захочет.
Что делать, если дошкольник берет дома деньги? Случаи, когда дети в дошкольном возрасте берут у родителей деньги, являются нечастыми. Сразу же следует выяснить, для чего они понадобились малышу, один из неприятных вариантов — это вымогательство со стороны старших товарищей, например, по двору. Это следует жестоко пресекать сразу же, что является сугубо взрослой задачей. Ребенок не должен испытывать страха, давления, не должен попадать в положение жертвы. В этом случае не нужно осуждать его слишком строго. Другой вариант — ребенок берет деньги, чтобы купить на них подарки (жевательную резинку, роботов, другие «бесценные» вещи) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус, укрепить положение среди друзей. Следует объяснить, что друзья, которых можно расположить подарком, — это не самая надежная компания. Лучше предложить своему ребенку другие способы повышения статуса — собрать его друзей у себя дома, поиграть со всей компанией, при этом не забывая уважительно отзываться о своем ребенке, показывать, насколько вы с ним считаетесь. Если не удалось выяснить, для чего понадобились деньги ребенку, следует выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать ему, для чего они предназначались. Уместно также пояснить, что денег хватает в семье не на все и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах, — например, хотелось бы купить новые туфли, сходить в театр, но пока это придется отложить. Еще одной причиной краж может стать стремление ребенка привлечь к себе внимание родителей. Например если в семье не до него — родители близки к разводу постоянно заняты на работе и т. д.
Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель «воришки» достигнута — получена немалая порция родительского внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность. Что делать? Психологически обоснованное поведение взрослых в этих случаях — меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше — восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция — похвалить за какие-то успехи или сделать сыну или дочери подарок. Не исключено, что если они и не признаются в краже, то, во всяком случае, испытают неловкость и стыд. В краже денег в семье есть еще один нюанс. Характерен он для семей, где взрослые воспитаны по старому социалистическому принципу «все — общее». С самого раннего возраста у ребенка должен быть свой личный уголок. Хорошо, если это отдельная комната. Нет такой возможности — тогда пусть это будет, например, стол и шкаф, где хранятся книжки, игрушки, которые малыш может в любое время взять, разобрать, подарить другу и даже сломать. Ни старший брат, ни сами родители без его разрешения не должны пользоваться этими вещами. Таким образом он поймет, что есть собственное имущество, а что — чужие предметы, которые брать без спроса недопустимо. В семьях с хорошим достатком характерна обратная ситуация. Зачастую ребенку доступны все земные радости, но при этом мама с папой время от времени напоминают чаду, что его личных вещей в доме нет, — все приобретено взрослыми и принадлежит только им. Это крайне оскорбляет чувства детей. Получается, они находятся в неравном положении со старшими и, пока не вырастут, не могут чем-то обладать. Вот тогда-то некоторые ребята и залезают в папин бумажник. Впрочем, иногда этого не требуется. Когда в семье есть нехорошая привычка разбрасываться деньгами (раскидывать купюры где попало), ребенок может беспрепятственно взять «мелочь» себе в карман, не боясь наказания: «Все равно ее никто не считает!». Но вряд ли бы он так поступил, если бы родители бережно относились к личному капиталу. Сначала воришка сунет нос в фамильную кассу, а потом и на чужую бессовестно позарится. Сложилось ошибочное мнение, что воровство присуще детям из неблагополучных семей, однако воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случаях — это последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей, низкий материальный достаток толкает детей на кражи. Сложнее в семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный и воспитанию детей уделяется внимание. Дело не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ошибки в процессе воспитания: — отсутствие, последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать за проступок, а в другой — за угрозой наказания не следует; — несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, где есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному; — «двойная мораль», когда действия родителей расходятся с делом; — вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности; — тотальный контроль поведения и действий ребенка. Задача родителей — научить ребенка нести ответственность за свои действия. Если ребенок совершил кражу, то сначала нужно выявить мотивы и потребности, причину его поступка, затем сказать ему о своих чувствах и желаниях, в дальнейшем даже можно подарить ему украденное. В одной восточной притче рассказывается о том, как профессиональный вор попросился на ночлег к священнику и наутро украл у него фамильную реликвию. Не успел он покинуть город, как его поймали и привели к священнику с украденным, И тот сказал: «Я ему подарил эту вещь». После этого вор исцелился и перестал воровать. Воспитывая детей, слушайте свой внутренний голос Просто любите их, они воспитаются сами, доверьтесь им, не говорите, как нужно делать, делайте это. Итак, ребенок дошкольного возраста может украсть (тайно взятый кусочек сахара тоже относится сюда же) до следующим мотивам и причинам. 1. Несознательность. Ребенок еще не различает, что значит «мое» и «твое». Он не понимает значения слова «собственность». Он еще не вписался в порядки человеческого общества. Но никогда не рано начинать знакомить его с некоторыми понятиями. Ребенок должен знать, что принадлежит ему лично. Он за эти вещи отвечает, за ними следит, и это никто не может у него отнять. Что такое деньги, ребенок должен узнать достаточно рано. Слишком затянувшееся стремление родителей не давать ребенку карманных денег — неправильная политика. Каким иным образом узнает ребенок цену денег? Можно подарить ему копилку, чтобы научить обращаться с деньгами. Надо прививать детям правильное понимание собственности, тогда они будут уважать собственность других. 2. Привычка. Чего только дети не наблюдают в жизни своих родителей! Во время прогулки мать подняла яблоко из чужого сада и положила его в карман. В другом саду сорвали чужие цветы. Отец не вернул одолженную книгу. Оставили у себя найденную чужую вещь. Ребенок, будучи свидетелем всего этого, научился, что не надо быть таким уж щепетильным. Для него это становится привычкой, и он не находит ничего ужасного в том, чтобы тайком взять из папиной коллекции пару Марок, ведь у него еще много таких же!
3. Спортивный интерес. У детей богатая фантазия. Некоторые телевизионные передачи развивают у ребенка такие же дерзкие идеи, как и чтение приключенческих книг и сказок. Это так интересно и захватывающе — что-то у кого-то стащить. Так, два тринадцатилетних сына обеспеченных родителей из спортивного интереса «добывали» разные вещи из частных домов и прятали их в укромном месте. При этом они казались себе очень взрослыми и отважными. Во всех этих трех причинах виноваты родители и воспитатели. Они упустили возможность научить ребенка поступать в соответствии с моральными ценностями нашего общества: «Ты не должен трогать того, что тебе не принадлежит, на твою собственность тоже никто не посягает». Достаточно ли часто говорят это ребенку? 4. Знак протеста. В этой причине самая большая вина воспитателей и родителей. Она характерна для всех детей, которые вдруг начинают брать тайком то, что им не принадлежит. Ребенок становится маленьким воришкой из внутреннего протеста против взрослых. Об этом надо подумать в первую очередь. В большей части сопроводительных бумаг, которые вместе с детьми прибывают в детский дом написано: «ворует». В этих случаях речь идет о ребенке из неблагополучного окружения. О ребенке, пережившем родительские ссоры, бессердечие, побои, душевные муки, а также непонимание там, куда он был отдан на воспитание. Любой педагог, который встречается с ребенком по поводу случаев воровства, сразу предполагает неблагополучные отношения в семье. Почти во всех случаях предположение подтверждается. Вот некоторые примеры. ü Родители ссорятся. Ребенок мстит на это воровством. ü у отца нет времени для сына. Сын «покупает» это время тем, что незначительным воровством обращает на себя внимание отца. ü Ребенку не хватает тепла в родительском доме. Он крадет, чтобы выразить свой протест или же купить ворованными вещами любовь других взрослых или своих соучеников. ü Дома не поощряют увлечений ребенка. Он «организует» средства для приобретения нужных ему материалов. ü Балованный ребенок не умеет владеть собой и в кондитерской прячет кое-что в свой карман. ü Отверженный ребенок. Этому все равно. Мелкое воровство для него — способ самоутверждения. Каждая мать в какой-то момент ловит своего воришку. И от нее зависит, вернет ли она его на правильный путь или воспитает настоящего вора. Последнее, к сожалению, случается у родителей, не понимающих серьезности ситуации. Они реагируют наказаниями и без конца тычут: «Ты вор», «Из тебя ничего путного не получится, раз ты уже сейчас воруешь», «Тебя нельзя послать в магазин, приносишь не всю сдачу», «На тебя нельзя положиться!», «От тебя приходится все запирать!». Ребенок, которому бесконечно твердят о его изъянах, в конце концов, и сам начинает верить в то, что он — заблудшая овечка. С воспитательной точки зрения намного ценнее отнестись к ребенку с пониманием, доверием. Поговорить с ним по-хорошему, если его поймали с поличным. Обращаться к нему с любовью и теплом. Искать корень зла не в ребенке, а в самих себе. Не всегда можно сразу понять психологические причины, приводящие к воровству. Но каковы бы они ни были, надо соблюдать несколько правил обращения с детьми (М. М. Кравцова, 2002): ü Ни в коем случае не навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т. д. ü Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: «В нашей семье такого отродясь не водилось», или: «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей». ü Не заставлять ребенка «ради справедливости» отдавать свою лучшую игрушку. ü Не «перегибать», обсуждая вину ребенка, — иначе он будет утаивать от родителей все проступки, которые считает стыдными. ü Не возвращаться к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз. ü Помните, что многие жизненные ситуации обратимы и главное — найти способы их психологически грамотно исправить. ü Если ребенок ворует, это необходимо пресечь — но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Родители должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любят — даже если не одобряют сейчас его поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|