Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как правильно вести себя с ворующим подростком




Услышав от кого-нибудь, что ваш ребенок ворует, по­старайтесь сдержать эмоции. Не вдаваясь в подробнос­ти, вежливо, но строго пообещайте во всем разобраться. Помните: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Пред­положим, он ни в чем не виноват (или, по крайней мере, сам так считает), а вы обрушите на него всю силу роди­тельского гнева... Или наоборот: сын или дочь действи­тельно взяли чужую вещь, а вы безоглядно ринетесь на его защиту. Налицо урок двойной морали: для своих ты вор, для чужих — хороший. Значит, чтобы «не наломать дров», сохраняйте холодную рассудительность.

Когда первый шок уляжется, постарайтесь собрать как можно больше объективной информации. Например, если «жертвой» стал одноклассник, расспросите класс­ного руководителя, но не родителей пострадавшего.

Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Обяза­тельно скажите ребенку, что знаете о его поступке и хо­тели бы все обсудить. Не давите на ребенка. Просто по­просите, чтобы он сам начал разговор, когда будет готов. Дайте на размышление день или два. Если он считает себя виновным, то это время станет для него нелегким испытанием. А если нет — не сомневайтесь, очень скоро сын или дочь захотят сами прояснить ситуацию.

Забудьте фразу: «Мне некогда, подойди попозже!» Ребенка надо выслушать именно в тот момент, когда он хочет раскрыть душу. Начиная разговор, помните: вы не имеете права занимать позицию судьи. Самый подходя­щий тон для беседы — заинтересованное участие. Детям легче делать признание, когда они не чувствуют агрес­сивности со стороны родителей. Однако не переусерд­ствуйте! В вашем голосе должно звучать сочувствие, но никак не одобрение.

Теперь возможны два варианта: ребенок взял чужое «просто так» или сознательно украл вещь в магазине, у друга или незнакомого человека. Рассмотрим первый слу­чай. Строго говоря, это вина родителей: сын или дочь так и не уяснили границы дозволенного. Можно попробовать разобрать ситуацию, рассуждая от обратного: «Предполо­жим, твой друг (чужой человек, продавец в магазине) возьмет твою вещь просто так. Что ты почувствуешь?» Детям младшего и среднего возраста, пожалев себя, лег­ко пожалеть и другого. Подростки более эгоистичны, но их обычно убеждает логичность рассуждения. Восполь­зуйтесь этим.

Второй случай — более сложный. Если подросток по­шел на воровство сознательно, значит, у него, во-первых, нет четких нравственных ориентиров, а во-вторых, име­ется чувство глубокой внутренней неудовлетворенности. Разбираться придется по каждой позиции, объясняя, что воровство не просто неприличный поступок, но еще и уголовно наказуемое деяние.

Что делать, когда семья сталкивается с немотивиро­ванным воровством как формой поведенческой зависи­мости у подростка?

По факту совершения кражи вашими сыном или дочерью нужно спокойно и очень тактично разобраться во всем. Слезы, заламывания рук, навешивание ярлыков и выставление личностных оценок — бесполезны. Истери­ки и нравоучения не нужны, они усугубят ситуацию. Если ваш ребенок украл деньги, это еще не означает, что 0н законченный негодяй. Высказывания типа «Твоя жизнь закончится в тюрьме!» — еще больше усугубят ситуацию и усилят отчуждение между родителями и под­ростком. Физические наказания и домашние аресты — из арсенала прошлого века. Такая тактика — крайность, которую сразу необходимо исключить. Немотивирован­ное воровство — еще не повод ставить крест на будущем своего ребенка.

Другая крайность — изображать благодушие и делать вид, что все замечательно и хорошо. Проблема воровства как формы поведенческой зависимости отличается зак­рытостью, неопределенностью, отгороженностью. Эту проблему невозможно решить без откровенного разгово­ра, доверия и уважения. Первые шаги следует делать именно в этом ключе. Поинтересуйтесь, зачем были нуж­ны деньги.

Затем необходимо выяснить истинные мотивы пове­дения. Это можно сделать только через доверительный контакт. Если ребенок честно сознается, есть повод ра­доваться. Поговорите о потребностях сына или дочери, объясните, что вам эти потребности понятны, но было бы гораздо лучше, если б он/она просто попросил/а денег. То есть основная линия поведения — ничего сверхстраш­ного не произошло, все хорошо, но если бы он/она ска­зал/а родителям, было бы еще лучше.

Далее следует выработать альтернативные способы Удовлетворения потребностей в признании, в самоутверждении, в признании через творчество, учебу, спорт или иные формы самовыражения и конструктивного исполь­зования свободного времени. Друзей и хорошее отноше­ние к себе купить за деньги или получить с помощью сла­достей или подарков — невозможно.

Нужно присмотреться к жизни своего ребенка и к тому, что с ним происходит. Поговорите о том, как он вообще живет, с кем дружит, что беспокоит, кто не по­нимает его, обижает и так далее. Ищите причину вмес­те и вместе устраняйте ее. Старайтесь понимать и, по возможности, удовлетворять разумные потребности подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д.). Если не можете совершить покупку сейчас, договоритесь о более далекой перспек­тиве или о том, что можно сделать самому: научиться шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяс­нить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо сложнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и уверения взрослых, что они ему не подходят, могут произвести прямо противополо­женное действие. Подросток отдалится от близких и нач­нет скрывать, с кем и как он проводит время.

Кроме того, совершение краж в определенных компа­ниях повышает авторитет в глазах товарищей. Иногда ребенок таким образом надеется либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупить­ся, если его третируют в детском коллективе. В таком случае необходимо помочь ребенку наладить контакты со сверстниками. Например, посоветовать ему найти в своем окружении ребят со сходными интересами, создать им условия для общения дома. Если сложилась особо ос­трая ситуация и ребенка активно не принимают в клас­се, обратитесь за помощью к школьному психологу.

Иногда подросток ведет себя «неодобряемым спосо­бом», желая утвердиться в собственных глазах («Я — сильная личность»), а чаще — в глазах сверстников («Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты»). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения. Если это затруд­нительно сделать своими, родительскими силами, с под­ростком может поработать психолог.

Как причина воровства возможен протест подростка против излишних запретов и ограничений. Неизбежный родительский контроль не должен быть тотальным и из­лишне жестким, особенно если речь идет о подростке. Стоит пересмотреть семейный кодекс вместе с сыном или дочерью, предоставив им больше прав (не забывая об обя­занностях).

Иногда родители, сами того не осознавая, формируют У детей неадекватные установки по отношению к воров­ству. Например: «Вот наш сосед воровал годами с произ­водства — и живет теперь припеваючи», «Работаешь че­стно, надрываешься, —а что толку?» и т. д. Ребенок или подросток делает свои выводы: зачем работать, если есть более легкие и ненаказуемые в мире взрослых пути. Мо­тивом может стать и месть за незаконно нажитое богатство более удачливым сверстникам или их обеспеченным родителям.

В таких случаях остается надеяться, что подростка удастся остановить в начале пути. Самое же эффектив­ное средство — воздерживаться от подобных разговоров при детях. Лучше направить усилия на то, чтобы помочь ребенку развить его сильные стороны. Ведь за счет них он сможет утвердиться в жизни, не завидуя никому и не считая денег в чужих карманах.

Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами по­старше. Здесь необходимы правовые меры. Важно иметь доверительные отношения с сыном или дочерью. Тогда вероятность, что эта стрессовая для ребенка ситуация перейдет в хроническую, очень мала.

Дайте подростку понять, как вас огорчает то, что про­исходит, но старайтесь не называть происшествие «воров­ством», «кражей», «преступлением». Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

И в заключение — «золотые» слова американского психолога Дороти Лоу Нолт, которые нужно помнить каждому родителю.

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидо­вать.

Если ребенок живет чувством стыда, он учится чув­ствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учит­ся быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если ребенок живет в атмосфере признания, он начи­нает понимать, как хорошо иметь цель.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедли­вость, и никогда не станет воровать.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное по­собие. СПб., 2004.

2. Антипова И. Г. Воровство в детском возрасте: ана­лиз причин и коррекция // Детский психолог. 1995, № 9, 10.

3. Байярд Р. Т., Байярд. Ваш беспокойный ребенок. М., 1995.

4. Баркан А. И. Его величество Ребенок: какой он есть. Тайны и загадки. М., 1996.

5. БоулбиД. Привязанность / Пер. с англ. М., 2003.» 6. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.

 

7. ВиткинД. Мужчина и стресс. СПб., 1996.

8. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.

9. Вострокнутов Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмо­ционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведе­ния у детей и подростков. М., 1996.

10. Гаврилова Т. П. Почему ребята берут деньги из дома. М., 2001.

11. Гаврилова Т. П. Почему ребята берут чужое. М., 2001.

12. Гаврилова Т. П. Детские кражи: причины и след­ствия // Директор школы. 2001, № 3.

13. Гаврилова Т. П., Давыдова Э. X. Детское домашнее воровство как объект исследования и психотерапии // Школа здоровья. 1991, № 1.

14. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.

15. Давыдова Э. X. Истоки детского домашнего воров­ства // Детский практический психолог, 1995, № 7.

16. Дармодехин С. В. Беспризорность детей в России // Педагогика. 2001, № 5.

17. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Акаде­мия», 1999.

18. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в по­ведении ребенка. СПб., 2000.

 

19. Злобин Л. М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы психологии. 1973, № 4.

20. Исколъдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1985, № 6.

21. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

22. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

23. Коростелева С. Читаю им басни Эзопа // Воспи­тание школьников. 2006, № 7.

24. Костина Е. Клептомания — детское воровство. Проблемы воровства у детей // Она. 2006.

25. Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов. Минск, 1989.

26. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.

27. Кравцова М. М. Маленький воришка // Няня. 2001, №11.

28. Кравцова М. М. Если ребенок берет чужие вещи. М.,2002.

29. Крайг Г. Психология развития. М.; СПб., 2002.

30. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт кри­минологического моделирования. М., 1998.

33. Кукк В. Воровство: поведенческая зависимость 2006.

34. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. М., 1985.

35. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психо­логическое взаимодействие. СПб., 1999.

36. Нелидов А. Л., Щелина Т. Т. Психолого-медико-социальная коррекция ребенка с синдромом раннего во­ровства // Начальная школа. 2002, № 9.

37. Олиферентсо Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. М., 2002.

38. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в се­мейном воспитании дошкольников. М., 1990.

39. Пискунов А. А. и др. Рождение гражданина. СПб., 2001.

40. Попова Т. А. Клептомания или почему ребенок во­рует, 2006.

41. Протопопов А. Этологический анализ случая дет­ской клептомании. 2006.

42. РайнпрехтХ. Если дети воруют...// Защити меня! 2006, № 2.

43.Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

44. РаттерМ. Помощь трудным детям /Пер. с англ. М., 1999.

45. Раттер М.,ГидлерД. Преступность несовершен­нолетних: тенденции и перспективы. М., 1998

46. РеанА.А. Семьи и дети группы риска: проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Мир детства. 2004, № 4.

47. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский воз­раст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 1994.

48.Родители в ответе за воспитание детей: Учебно-ме­тодическое пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2002.

48. Санадзе И., Орлова С. Психоаналитический кон­сультационный центр. Детское воровство, 2006.

49. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. // Вопросы психологии. 1995, № 3.

50. Спок Б. Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. Н. А. Перовой. Архангельск, 1990.

51. Тандит С. Детское воровство: от 3 до 16 // Первое сентября, 2006.

52. ФенькоА. Почему дети воруют

53. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

54. Хухлаева О., Бубнова Г. Привязанность. Психоло­гическая поддержка дошкольников в свете теории привя­занности Дж. Боулби // Школьный психолог. 2006, № 11.

55. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: Учеб­ное пособие. СПб., 2005.

56. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Виноградова А. Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнс­кой депривации. СПб., 1997.

57. Nolte D. L. Children Learn What They Live. N.Y., 1954.

58. Winnicott D. W. Therapeutic Consultation in Child Psychiatru. N.Y., 1971.

 

Людмила Михайловна Шипицына

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА

Учебное пособие

Главный редактор И. Авидон

Заведующая редакцией О. Гончукова

Технический редактор О. Комиссарова

Директор Л. Янковский

Подписано в печать 20.03.2007 Формат 60 х 90 1/16. Печ. л. 18 Тираж 3000 экз. Заказ № 3955

ООО Издательство «Речь»

199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство "Речь"»

Тел. (812) 323-76-70

[email protected]

Интернет-магазин: www.rech.spb.ru

Представительство в Москве: (495) 502-67-07, [email protected]

За пределами России вы можете заказать наши книги в Интернет-магазине www.internatura.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ГУП «Типография "Наука"»

199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, 12

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...