Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «Open Government». Процесс формирование в России.




Открытое государственное управление

Оглавление

Глава 1 Открытое правительство: основные понятия и правовые системы.. 2

1.1. Предпосылки возникновения. 2

1.2. Понятие «Open Government». Процесс формирование в России. 3

1.3 Система управления Открытым правительством.. 8

Глава 2 Открытость государственных органов. 15

2.1 Сущность понятия «открытость», основные элементы, нормативно-правовая база. 15

2.2. Стандарт открытости. 19

2.3 Проекты открытого правительства. 22

2.3.1 Открытое министерство. 22

2.3.2. Общественный совет. 24

2.3.3. Открытые данные. 25

2.3.4. Проект «Открытый регион». 29

2.3.5. Бюджет для граждан. 30

2.3.6. Открытый Госзаказ. 33

Глава 3 Взаимодействие общества и государственного аппарата при помощи инструментов открытого правительства. 37

3.1. Общественный контроль. 37

3.1. Взаимодействие Открытого правительства и Общественной палаты. 39

3.1. Проект «Ваш контроль». 41

3.2. Краудсорсинг в государственном управлении. 42

. Понятие Краудсорсинг. Применение краудсорсинга в государственном управлении. 42

3.2. Проект «Российская общественная инициатива». 45

3.3. Антикоррупционная экспертиза проектов НПА.. 51

Глава 4. Зарубежный опыт внедрения системы Открытое правительство. 54

Список использованной литературы.. 58

 

 


 

Глава 1 Открытое правительство: основные понятия и правовые системы

Предпосылки возникновения

Анализируя тенденции изменения общественного мнения можно заметить, что в обществе существует напряженность, нарастают протестные настроения. Власть, как социальный институт, предназначенный для реализации интересов различных слоев общества, ощущает это особенно остро.

Что происходит? Налицо разрастающийся кризис доверия. Правительство утрачивает доверие своего народа.

Почему и как это произошло, что стало катализатором этих процессов?

На наш взгляд, изменения в сознании людей были вызваны несоответствием двух информационных потоков – одномерного, идущего через государственные телеканалы, и многополярного, источником которого стала сеть «Интернет».

Общество, имея такой мощный источник информации как информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», получило возможность проверять на состоятельность и правдивость государственную точку зрения, которая каждый день транслируется с экранов телевизоров. Очевидно, что до эпохи интернета такой возможности у людей практически не было.

На этой почве общество стало взрослеть в гражданском плане, а прежняя концепция государственного управления стала утрачивать свою актуальность.

У людей появился спрос на новые отношения с властью. Прежде всего, это спрос на ответственную подконтрольную власть и на возможность участия в делах государства. Причем, участие более активное, чем визит на избирательный участок один раз в несколько лет. Люди хотят, чтобы их мнение учитывалось при принятии важных государственных решений. Игнорирование со стороны правительства изменения общественного сознания может привести к серьёзным проблемам.

Главным условием для удовлетворения возникшего спроса со строны населения является предоставление возможностей в доступе к государственной информации и открытость правительственных структур – без этого невозможно гражданское участие, это тот минимум, который может удовлетворить растущее любопытство граждан к деятельности власти.

Систематическое обнародование данных, создание прозрачного и доступного для понимания процесса управление, а также предоставление возможности участвовать в нём, обеспечит обратную связь между обществом и правительством.

Для достижения данной цели была разработана система под названием «Open Government», которая призвана образовать ответственную подконтрольную власть и обеспечить гражданское участие в жизни страны.

«Open Government», является системой принципов и механизмов, организующих деятельность органов власти, позволяющую эффективно взаимодействовать с гражданами и осуществлять совместное управление государством.

Понятие «Open Government». Процесс формирование в России.

Понятие «Open Government» переводится с английского языка как «Открытое государство», «Открытое правительство» или «Открытая власть».

Так, термин «Открытое правительство» отличается тем, что характеризует правительство как орган верховной исполнительной власти, а не как совокупность всех властных структур.

В свою очередь, термин «Открытая власть» подразумевает императивный характер управления, т.е. отдельно от общества. Несмотря на то, что управление является открытым, власть как бы имеет первостепенное значение и при принятии решений не всегда опирается на мнение общественности, что не способствует взаимопониманию и доверию между властью и обществом. Именно поэтому, корректнее использовать термин «Открытое государство», который включает все органы государственного управления и все ветви власти, а также иные органы власти.

Основная идея открытого государства состоит в том, что органы власти должны быть подотчетны своим гражданам. Эта открытость обеспечивается наличием совокупности работающих механизмов - технических, организационных, публичных. В открытом государстве все решения принимаются властью с учетом общественных обсуждений, вся информация о профессиональной деятельности чиновников находится в свободном доступе, а гражданский контроль имеет реальную силу.

В настоящий момент в России членами Правительства активно используется смешанная терминология. Чаще всего упоминается термин «Открытое правительство». О нём и пойдёт речь.

Внедрение в российскую практику управления системы «Открытое правительство» связано с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который на тот момент времени занимал должность Президента РФ.

Идея «Открытого правительства» была озвучена впервые в ноябре 2011 года. Тогда его называли также «Большим правительством» и «Расширенным правительством». Приглашенные Медведевым эксперты по развитию системы открытости заявляли, что «Большое правительство» - это механизм формирования будущего Правительства.

Нормативное закрепление идеи открытости произошло через год Указом Президента РФ №150, тогда же была создана рабочая группа. В составе рабочей группы по созданию системы «Открытое Правительство» были образованы подгруппы по ключевым направлениям социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что в заседаниях тематических подгрупп принимали участи более 400 экспертов. В течение трех месяцев провели более 200 заседаний. Итоги деятельности экспертной группы были объединены и представлены в виде доклада Президенту РФ 15 апреля 2012 г.

Дальнейшее развитие нормативной базы при формировании системы «Открытое правительство» представлено в таблице 1 «Нормативное регулирование системы «Открытое правительство».

Дата принятия Название НПА Значение
08 февраля 2012г. Указ Президента РФ №150 "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в РФ системы «Открытое Правительство»" Создана рабочая группа по подготовке предложений по созданию и развитию в России системы «Открытое Правительство».
07 мая 2012 г. Указ Президента РФ №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Создан механизм предоставления информации органами власти через сеть интернет в форме «открытых данных».
21 мая 2012 г. Указ Президента РФ №644 "О Министре Российской Федерации" На должность Министра РФ по вопросам «Открытого правительства» назначен Абызов Михаил Анатольевич.
04 июня 2012 г. Распоряжение Правительства РФ №891-р«О внесении изменения в структуру Аппарата Правительства РФ» Учреждены рабочие органы, обеспечивающие реализацию принципов открытости государственного управления: Департамент Правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство», Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» и Экспертный совет при Правительстве РФ.
26 июля 2012 г. Постановление Правительства РФ №773 "О Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства"
26 июля 2012 г. Постановление Правительства РФ №774 "Об Экспертном совете при Правительстве РФ"
04 марта 2013 г. Указ Президента РФ №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» Формирование портала «Российская общественная инициатива» по рассмотрению предложений граждан РФ.
10 июля 2013 г. Постановление Правительства РФ №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» Утверждены правила размещения информации о государственном органе власти в сети Интернет.
30 января 2014 г. Распоряжение Правительства РФ № 93-р Утверждена Концепция открытости ФОИВ[1].
23 июля 2015г. Постановление Правительства РФ № 748 «О создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности ФОИВ, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Создание портала государственных программ (www.programs.gov.ru), для обеспечения открытости информации о деятельности ФОИВ при разработке и реализации государственных программ

Таблица 1 «Нормативное регулирование системы «Открытое правительство»»

В связи с тем, что «Открытое правительство» - это развивающаяся система, её нормативная база находится в состоянии постоянных преобразований и доработок, за счет внесения поправок в действующие и создания новых правовых актов. В таблице 1 «Нормативное регулирование системы «Открытое правительство»» представлены исключительно базовые правовые акты, влияющие на дальнейшие направления развития системы открытости страны в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...