Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проекты открытого правительства





Открытое министерство

Проект «Открытое министерство» реализуется через внедрение системы открытых государственных данных, повышение подотчетности государственных органов посредством механизмов общественного и экспертного контроля за закупками и расходами, деклараций целей, а также задач и отчетов по их реализации.

Проект «Открытое министерство» включается в себя (Схема 6):

Схема 6 «Элементы Открытого министерства».

Цель проекта - обеспечение наилучшей доступной экспертизы, вовлечение гражданского общества и бизнеса в принятие государственных решений благодаря реализации важнейших приоритетов (схема 7).

Схема 7 « Приоритеты проекта»

Для Министерства образования и науки РФ переход на принципы работы Открытого Правительства создает новые возможности для повышения качества принимаемых управленческих решений, что положительно сказывается на качестве образования и науки и, следовательно, ведет к росту удовлетворенности граждан работой Министерства.

Как упоминалось ранее, для активного внедрения принципов открытого государственного управления были созданы библиотеки лучших практик и проектов, обобщив их и сформулировав методические рекомендации для субъектов РФ. Данные предложения возникли в рамках проведения стратегической сессии «Открытый регион и открытый муниципалитет» в честь Дня Открытого правительства.

Министерство образования и науки РФ выступило пилотной площадкой для проекта «Открытое правительство», в рамках которого с июля 2012 года реализуется проект «Открытое министерство»: осуществляется переход на новый формат взаимодействия власти и общества, в основе которого новый тип государственного мышления, предполагающий высокий уровень прозрачности власти и свободный обмен информацией между государством и обществом.

Общественный совет

 

Основным документом, регламентирующим создание Общественного совета, является Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также государственных комитетах, федеральных службах и федеральных агентствах».



Целью создания общественного совета является более полный учет общественных потребностей и повышение эффективности деятельности министерства при реализации своих полномочий.

 

Состав общественного совета формируется соответствующим министерством и Общественной палатой РФ. В состав общественного совета входят:

­ члены Общественной палаты РФ;

­ эксперты, независимые от органов государственной власти;

­ представители заинтересованных общественных организаций.

Основными задачи общественного совета является:

­ разработка рекомендаций по повышению деятельности данного Министерства

­ рассмотрение общественных инициатив, которые связаны с деятельностью Министерства

­ рассмотрение плана по противодействию коррупции в сфере деятельности Министерства, а также наблюдение за его выполнением

­ взаимодействие со средствами массовой информации для обеспечения информирования граждан и организаций о деятельности Министерства

­ рассмотрение и оценка результатов мониторинга качества государственных услуг, оказываемых Министерством

­ рассмотрение важнейших вопросов, относящихся к сфере деятельности Министерства

­ подготовка заключений по результатам проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством

­ рассмотрение годовых отчетов о результатах деятельности Министерства

Федеральный орган исполнительной власти утверждает положение об образовании общественного совета, в котором определены полномочия и порядок деятельности общественного совета, порядок формирования общественного совета, порядок взаимодействия данного министерства с Общественной палатой Российской Федерации.

Открытые данные

 

Основополагающим элементом, обеспечивающим функционирование проекта "Открытое министерство" являются «Открытые данные».

Механизмом внедрения ОД в практику государственного управления в России является одноименный проект «Открытые данные» («ОД»), осуществляемый под руководством Открытого правительства.

Целью проекта «ОД» является эффективная реализация экономического и социального потенциала открытых данных, находящихся в распоряжении государства, путем вовлечения их в оборот негосударственного сектора. Возникает необходимость формирования информационного общества.

Комплекс задач, который решается в рамках проекта:

­ создать возможность для предпринимателей сделать открытые данные источником своего развития;

­ объяснить управленцам необходимость открытия данных;

­ вовлечь IT-сообщество в разработку приложений на основе ОД;

­ заинтересовать граждан в использовании этих приложений.

Проект «Открытые данные» является выгодным для всех сторон: предоставляемые гражданам услуги становятся более доступными, рынок становится перспективным для предпринимателей, государство получает доверие со стороны общества и диверсификацию[3] экономики.

Проект «ОД» является одним из механизмов реализации Стандарта открытости ФОИВ. Координатором проекта является Совет по открытым данным, включающий в себя представителей как государственных, так и негосударственных структур — субъектов РФ, министерств и ведомств, экспертного сообщества, интернет-компаний. К функциям данного совета относятся:

­ формирование механизмов открытия данных;

­ обеспечение коммуникации с гражданами, бизнесом, экспертным сообществом;

­ распространение идеи открытых государственных данных;

­ предоставление наилучших практик и возможностей для развития бизнеса;

­ формирование механизма обратной связи.

Нормативная правовая база функционирования проекта «Открытые данные»:

­ Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";

­ Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

­ Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

­ Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных», утвердившее перечень общедоступной информации, обязательно раскрываемой в форме открытых данных.

Открытые данные сконцентрированы на Едином портале ОД (data.gov.ru), а также представлены на порталах отдельных федеральных органов власти (например, http://www.rosminzdrav.ru/opendata) и региональных/муниципальных органов власти.

Проведенный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) в январе 2013 года опрос экспертов (выборка из участников различных отраслевых мероприятий) показал, что большая часть участников опроса считают, что создание общедоступной базы данных, на которой публикуется информация о деятельности органов власти полезной. (см. Схема 8)

 

Схема 8. «Экспертная оценка внедрения системы Открытых данных».

В целом, по мнению экспертов, внедрение системы ОД в России должно привести к:

­ повышению прозрачности органов государственной власти и реализации концепции «открытого правительства»;

­ формированию рынка приложений и сервисов;

­ улучшению инвестиционного климата и качества жизни населения за счет повышения доступности информации.

 

Проект «Открытый регион»

 

Реализация проекта «Открытый регион» направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности органов как государственной, так и муниципальной власти, посредством внедрения механизмов открытости.

Основными задачами реализации проекта «Открытый регион» являются:

­ повышение кадрового потенциала на государственной гражданской службе и муниципальной службе;

­ повышение качества предоставления бюджетных услуг посредством развития конкурентной среды в их осуществлении;

­ эффективное использования общественного потенциала, как при разработке государственных решений, так и в реализации отдельных государственных функций;

­ снижение уровня коррупции;

­ повышение конкурентоспособности территорий, улучшение инвестиционного потенциала;

­ повышение качества жизни граждан посредством своевременной реакции на социально-экономические вызовы;

­ рост доверия между обществом и государством.

 

Важно отметить, что при внедрении механизма открытого государственного управления на региональном уровне, осуществляется разработка, и реализация системы мер, которые учитывают как общие принципы открытого государственного управления, так и специфику данного субъекта Российской Федерации.

Каждый регион самостоятельно разрабатывает программу реализации проекта открытости, который регламентируется на региональном уровне, например: Постановление правительства Тульской области от 22.04.2014 № 209 "О программе совершенствования государственного управления в Тульской области "Открытый регион" на 2014 - 2016 годы". Однако существует и основополагающий НПА – «Типовая концепция открытости органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

 

 

Бюджет для граждан

 

Кроме выше перечисленного, «Открытое правительство» предусматривает составление бюджета для граждан.

С 2014 года проект «Бюджет для граждан» направляется вместе с проектом бюджета в Госдуму и Совет Федерации.

Проект «Бюджет для граждан» в понятной и наглядной форме дает возможность гражданам понять, что такое бюджет государства, из чего он состоит, куда расходуются бюджетные средства (большая часть – налоговые сборы), а также узнать об иных источниках государственных доходов и пр. Содержание проекта разрабатывалось в сотрудничестве с населением (проходил опрос на сайте Открытого правительства).

Данные проекты функционируют как на федеральном уровне, так и на региональном. Ознакомиться с «Бюджетом для граждан» может каждый пользователь, посетив официальный сайт министерства финансов необходимого региона.

Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме (утв. приказом Минфина России, Министерства регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ от 22 августа 2013 г. №№ 86н, 357, 468). Бюджет для граждан реализуется на основании стандартов качества гражданского бюджета, представленных в Схеме 9:

 

Схема 9. «Стандарты качества гражданского бюджета».

Единого стандарта по информации, которая должна быть отражена в народном бюджете нет. Однако разработан примерный план для составления бюджета. (см. таблицу 3.).

 

Часть Содержание
Введение Цель публикации гражданского бюджета; место годового бюджета в законодательной деятельности в области общественных финансов; краткое описание рамок бюджета и бюджетного процесса, включающее информацию о возможностях общественного участия
Экономические перспективы Задачи государства Макроэкономические прогнозы и основные предпосылки бюджета; чувствительность бюджетных показателей к колебаниям ключевых экономических предпосылок; стратегия национального развития; среднесрочные цели финансовой политики
Государственный бюджет и его перспективы Совокупные доходы, расходы и финансовый баланс в среднесрочной перспективе, включая общее распределение расходов и источники доходов, сравнительные данные по предшествующему году, государственный долг, финансовые риски, устойчивость текущей политики и основные тренды
Новые мероприятия Краткое представление основных бюджетных инициатив; оценка их финансовых эффектов и воздействия на ключевые политические группы; источники, обеспечивающие достижение поставленных Правительством целей
Повышение качества услуг Краткое описание того, что делает государство для повышения качества услуг, включая обзор стратегий

Таблица 3. «Рекомендуемый план гражданского бюджета страны»

 

Информация о Гражданском бюджете распространяется через различные массовые информационные каналы, среди которых:

­ интернет-порталы, социальные группы;

­ упоминание на телевидении и радио;

­ полиграфия (постеры, листовки, брошюры).

Наглядность предоставляемой информации достигается через использование графики, видео, анимации и пр.

 

 

«Бюджет для граждан», как совместный проект Министерства финансов РФ и Открытого правительства, создан с целью повышения финансовой грамотности населения и создания понятного для каждого основного финансового документа страны — Бюджета РФ.

Интерес к проекту народного бюджета не угасает и планируется постепенное появление проекта в каждом регионе РФ.

 

Открытый Госзаказ

 

Ещё одним способом реализации "Открытого правительства" является проведение открытых государственных закупок.

 

Проведение государственных закупок проводится на основании принципов представленных в Схеме 10. Нормативной основой проведения Государственных закупок является №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу с 01 января 2014 г. Данный закон сменил №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В числе причин перехода к контрактной системе осуществления госзакупок лежит необходимость эффективного расходования бюджетных средств, сокращения коррупционных рисков, повышения прозрачности закупок и эффективности общественного контроля, мониторинга закупок.

 

Сейчас на официальном портале проекта раскрывается существенный объём информации о государственных закупках, реализована возможность общественного обсуждения крупных закупок на сумму более 1 миллиарда рублей. Общественное обсуждение ежегодно проходят около 400–450 крупных закупок, общая сумма которых превышает триллион рублей. За 2014 год через обязательные общественные обсуждения прошли в общей сложности 430 процедур на общую сумму почти 1,5 трлн рублей, 67 процедур на сумму 160,2 млрд рублей было отменено.

Схема 10. «Принципы проведения государственных закупок»

 

Закон устанавливает, что на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности, обсудить ее условия и стартовую цену. Причем закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Обсуждать общественность сможет далеко не все закупки, а только наиболее крупные. На региональном уровне происходит обсуждение, если сумма закупки превышает 100 млн. рублей, а на местном уровне сумма, при которой происходит обсуждение закупки, зависит от вида муниципального образования.

В обязательном общественном обсуждении закупок может принять участие любой желающий. Законом не ограничивается круг участников обсуждения. Обсуждение проходит на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и на специальных очных слушаниях. Начинается общественное обсуждение закупки с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого процедура закупки может быть отменена заказчиком.

Игнорирование запросов общественности при обсуждении закупки заказчик не имеет права - он должен будет дать мотивированную оценку всем поступившим предложениям и замечаниям, а по итогам проведения общественного обсуждения отчитаться.

Результатами обязательного общественного обсуждения закупок могут быть изменения в планах и планах-графиках закупок, в документации о закупках или даже отмена закупки.

Благодаря открытости и прозрачности размещения госзаказов экономия бюджетных средств ежегодно увеличивается и в 2015 г. составила 321 млрд руб.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.