Глава 4. Зарубежный опыт внедрения системы Открытое правительство
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
20 сентября 2011 года была официально учреждена международная организация – Открытое правительство (Open Government Partnership, OGP). Главная цель данной организации – утверждение идеалов открытого государства, то есть, открытость гражданскому контролю, содействие прозрачности, борьба с коррупцией, а также использование новых технологий, направленных на укрепление системы управления. Первоначально в создании организации участвовали 8 стран мира: США, Великобритания, Бразилия, Норвегия, Индонезия, Мексика, Филиппины, ЮАР. На данный момент насчитывается 69 участников. Согласно Декларации Открытого правительства страны, которые участвуют в Партнерстве «Открытого правительства» (OGP), берут на себя следующие обязательства: 1. повышать доступность информации о деятельности государственных органов гражданскому обществу; 2. поддерживать гражданское участие в государственной деятельности; 3. внедрять высшие стандарты профессиональной честности на всех уровнях государственной власти; 4. расширять доступ к новым технологиям для обеспечения открытости и подотчетности гражданскому обществу[6]. Для того, чтобы стать членом OGP, страны-участницы должны одобрить Декларацию открытого правительства, составить план действий, разработанный государством, с учётом мнения общественности, и обязаться отчитываться о достигнутом прогрессе. Независимый механизм отчетности The Independent Reporting Mechanism (IRM) является ключевым средством, с помощью которого все заинтересованные стороны могут отслеживать прогресс OGP в участвующих странах. IRM производит два раза в год независимые отчеты о ходе работ по каждой из стран, участвующих в OGP. Отчеты включают оценки правительства по вопросам разработки и реализации планов действий OGP, прогресс в выполнении принципов открытого правительства, а также технические рекомендации по улучшению. Эти доклады призваны содействовать подотчетности между правительствами государств-членов и граждан.
IRM выпускает все свои данные в открытом формате данных. Первая база данных компилирует все обязательства или действия, которые были проанализированы в рамках процессов IRM. Вторая база данных содержит информацию о том, как каждый из участвующих правительств OGP принимает участие в процессе OGP. Тем не менее, международное партнерство стран, работающих в системе «Открытого правительства», не навязывает государствам каких-то единых стандартов. Согласно уставным положениям Партнерства каждое государство может выработать индивидуальную программу вступления и решать, чему следует уделять особое внимание. Исходя из своих приоритетов, каждое государство может сосредоточиться на открытых данных, на возможности организовывать обратную связь с населением или на борьбе с коррупцией. Однако возникает действенный инструмент «мягкой силы», поскольку «подотчетность» стран-участниц перед международными объединениями приведет к возможности контроля выполнения властями заявленного плана действий, что не только может влиять на политические процессы в отдельных странах, но и ослабит их политический суверенитет в результате потери контроля над стратегически важной информацией. Одной из стран участниц OGP является Австралия, опыт которой представляет интерес для изучения, так как в 2009–2010 гг. в этой стране было произведено широкомасштабное реформирование системы государственного управления с целью внедрения в него принципов открытости, свободы информации и технологий web 2.0. В результате Австралия сегодня обладает одним из самых передовых в мире законодательств о доступе к официальной информации, включая:
презумпцию максимальной информационной открытости «по умолчанию» (государственные органы могут отказать в предоставлении информации только в случае, если имеется прямой запрет на раскрытие данных); обязанность государственных органов открывать информацию о своей работе на официальных сайтах в инициативном режиме; упрощение порядка подачи запроса и уменьшение требований, предъявляемых к форме запроса. Поощряется использование органами власти новых медиа для упрощения коммуникации с гражданами: у большинства органов есть страничка на Facebook, аккаунт в Twitter и канал на YouTube, внедряется политика использования чиновниками соцсетей в профессиональных целях.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" 2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 3. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" 4. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" 5. Указ Президента России № 167 от 09.02.2011 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» 6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"// Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2338. 7. Указ Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150 "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство" 8. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных".
9. Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения«(вместе с "Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения") 10. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации«(вместе с "Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии") 11. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 12. Постановление Правительства РФ от 29.07.2011 N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. 13. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 93-р О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти. 14. Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
15. Глушненкова Л.Т. Проблемы повышения прозрачности деятельности органов власти. – 2015г. с 3. http://www.sworld.com.ua/konfer38/10.pdf 16. Нгуни Э.Р.. «Актуальные проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и гражданского общества в рамках концепции «открытое правительство», с 2. http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/v4/aktualProbl.pdf 17. Дмитриева Н.Е., Стырин Е.М. Открытое государственное управление: задачи и перспективы в России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 1. – С. 128. 18. Черкасов К.В, Кочеткова С.В. Некоторые аспекты в реализации программы «Открытый регион». Марийский вестник №4 (15) 2015, с 3. 19. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных (версия 2.3) https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.gosbook.ru%2Fsystem%2Ffiles%2Fblog_files%2F2014%2F10%2F23%2FMetod-rekom-v2_3-s-prilozh.pdf&name=Metod-rekom-v2_3-s-prilozh.pdf&lang=ru&c=574e1192c338 20. Сайт открытого правительства http://open.gov.ru 21. Портал открытых данных России http://data.gov.ru 22. Сайт стандарта открытости http://openstandard.ru/
[1] ФОИВ – федеральные органы исполнительной власти. [2] НПА – нормативный правовой акт. [3] Диверсификация — распределение рисков. [4] МСУ – местного самоуправления [5] Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318 (ред. от 21.10.2015) "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" [6] Нгуни Э.Р.. «Актуальные проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и гражданского общества в рамках концепции «открытое правительство», с 2. http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/v4/aktualProbl.pdf
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|