Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зоны разногласий и виды конфликтов




Конфликт в системе «Тренер-спортсмен»

И пути его разрешения

 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….4

Глава 1. Проблема конфликта в спорте ……………………………………..7

1.1. Постановка проблемы ………………………………………………..7

1.2. Определение конфликта ……………………………………………...8

1.3. Классификация конфликтов ………………………………………..10

1.4. Природа конфликта …………………………………………………13

1.5. Этапы протекания социального конфликта…………………………14

1.6. Зоны разногласий и виды конфликтов …………………………….16

1.7. Особенности возникновения и протекания конфликта в спортивной сфере ………………………………………………………………………….18

1.7.1. Психологическая структура спортивной деятельности ………18

1.7.2. Социально-психологическая природа конфликта в спорте …..19

1.7.3. Спортсмены и команда как объект управления ……………….22

1.8.Психологическая модель личности спортсмена высокого класса …………………………………………………………………………………29

Глава вторая. Методы и организация исследования ……………………...35

2.1. Обоснование выбора методов исследования ……………………...35

2.2. Методы исследования ………………………………………………36

2.3. Организация исследования …………………………………………43

Глава третья. Личностные особенности борцов высокой квалификации как фактор возникновения конфликта ………………………………………….45

3.1. Показатели уровня мотивации к успеху …………………………...45

3.2. Показатели уровня невротизации ………………………………….46

3.3. Показатели уровня профессиональной дезадаптации ……………48

3.4. Особенности выбора стратегии и модели преодолевающего поведения ………………………………………………………………………….50

3.5. Зависимость поведения борцов высокой квалификации в конфликтных ситуациях от их личностных характеристик …………………..53

Выводы ……………………………………………………………………….55

Библиография ………………………………………………………………..57

Введение

Актуальность исследования. В различных видах спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий, связанных с тренировочными занятиями. Если в процессе тренировочной деятельности конфликты между ее участниками возникают в основном вследствие рабочего процесса или личной неприязни, то в условиях соревнованиях конфликты определяются преимущественно особенностями конкуренции, изначально присущей спорту.

Конкурентные процессы подразумевают такие отношения соперников, при которых они стремятся опередить друг друга в чем-либо. Стоит отметить, что при возникновении конфликта происходит навязывание противнику своей воли, сопровождающееся стремлением изменить его поведение.

Современный спорт по своему характеру является коллективной деятельностью. Даже в ситуациях, касающихся сугубо индивидуальных его видов, подчеркивается словосочетание «команда спортсменов». Это означает, что разнообразие отношений проявляется в любом виде спорта, возникая, например, между тренером и спортсменом, между спортсменами и др., в значительной мере отражаясь на личных результатах членов коллектива.

Спорт высших достижений предъявляет к спортсменам жесткие требования. Высокие результаты спортивной подготовки обеспечиваются не только тренировкой физических качеств и технико-тактических навыков, но и психоэмоциональной подготовкой спортсмена. Одним из условий подготовки спортсмена выступает создание высокого порога притязаний, усиленного амбициозностью его жизненных установок, что не провоцирует конфликтное поведение.

Деятельность тренеров и психологов должна быть направлена не только на физическое развитие спортсменов, но и на достижение ими противостояния различным предсоревновательным и соревновательным факторам, в том числе и конфликтным, оказывающим негативное влияние и вызывающим рассогласование функций, т.е. препятствующим проявлениям высокой надёжности в соревновательной деятельности.

Следовательно, подготовка спортсмена противодействию конфликтным ситуациям является актуальной проблемой, особенно значимой для игровых видов спорта и спортивных единоборств.

Поединок единоборцев представляет собой реализацию высокого уровня развития психических и физических качеств, технического мастерства и резенстентности (сопротивляемости) к воздействию стресс-факторов. На уровне спорта высших достижений соперники мало не различаются по уровню как физической, так и технической подготовленности. Борьба в основном переводится в область тактического и психологического противоборства. Само по себе противоборство – это условный конфликт, но, помимо этого, конфликты сопровождают деятельность единоборца в различных спортивных и вне спортивных ситуациях. В единоборствах, где имеет место своего рода «парная» работа тренера и спортсмена, вероятность возникновения конфликтов в этой диаде вполне вероятна, и необходимо искать выход из таких ситуаций.

Цель исследования – изучить личностные особенности единоборцев как субъективный фактор возникновения конфликта в условиях взаимодействия с тренером.

Гипотеза исследования: предполагается, что данные о психологических особенностях спортсмена и факторах, которые могут вызвать конфликт в условиях спортивной подготовки, помогут спортсмену избегать ситуаций конфликта или выходить из него с наименьшими для себя потерями, в нравственном плане, во взаимоотношениях с партнерами, в своей спортивной карьере.

Объект исследования – проявления личностных особенностей спортсмена в процессе специфической спортивной деятельности, которые могут вызывать конфликтное поведение или препятствовать возникновению конфликта.

Предмет исследования – психолого-педагогические факторы возникновения конфликта в спортивной деятельности единоборцев.

Задачи исследования:

1) исследовать предпосылки возникновения конфликтов в спортивной среде,

2) изучить личностные особенности борцов высокой квалификации, которые могут влиять на стратегию поведения в ситуациях конфликта,

3) определить характерные для исследуемой выборки стратегии и модели преодолевающего поведения в различных асоциальных ситуациях, в том числе в ситуациях конфликта,

4) установить зависимость поведения борцов высокой квалификации в конфликтных ситуациях от их личностных характеристик.

 

 


 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В СПОРТЕ

 

Постановка проблемы

Спорт, выступая в качестве социального явления и особого вида человеческой деятельности, становится объектом изучения ряда наук. При этом каждая из них, в том числе и психология, исследует спортивную деятельность, рассматривая ее под определённым углом зрения, с позиций своих специфических задач, своей методологии.

Субъектом любой деятельности является человек, который направляет свою активность на те или иные предметы или на других субъектов, ориентируясь на  сознательно поставленные цели [К.А. Абульханова-Славская, 1980]. В современном спорте, кроме спортсменов, осуществляют деятельность следующие участники: тренеры, спортивные руководители, судьи, врачи, научные работники разных специальностей, представители спортивной прессы и многие другие. Их участие в процессе спортивной деятельности существенно различается по таким характеристикам, как мотив, цели, состав действий, степень их регламентации, возможность влиять на спортивные результаты и др. Стоит отметить, что перечисленный состав принимает активное участие в данной деятельности [Л.И. Анциферова, 1990; Л.С. Выготский, 2000].

Любой вид спорта с целью достижения успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств. Особенно важно обратить внимание на то, что при одинаковой физической подготовленности спортсменов решающим фактором для победы в соревновании становится их психологическая готовность. Следовательно, основной задачей подготовки является определение предпосылок развития необходимых психических качеств [Б.А. Вяткин, 1993; Г.Д. Горбунов, 2006; А.В. Родионов, 2006]. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что одним из разделов психологической подготовки является обучение спортсменов распознавать возникновение конфликта и находить оптимальные пути выхода из него.

Определение конфликта

Развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида, представляя собой сложный процесс, далеко не всегда осуществляется без возникновения противоречий. Наоборот, зачастую данный процесс проходит в рамках разрешения различных проблем, связанных со столкновением противоположных сторон. Можно сказать, что вся жизнь любого человека, коллектива или организации, любой страны состоит из противоречий. Данные противоречия обусловлены следующим: разные люди, занимающие различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а, следовательно, стремятся реализовать свои потребности, интересы и цели и довольно часто вступают в противоборство друг с другом. Противоборство, которое осуществляется путем спора, применения угрозы или запугивания, а также использования физической силы или оружия, называется конфликтом [А.Г.Ковалев, 1981].

Противоречие и конфликт выступают в качестве неоднородных понятий. Стоит отметить, что развитие противоречия приводит к возникновению конфликта не во всех случаях. При конфликте затрагиваются интересы, статус, моральное достоинство личности или группы.

Понятие «конфликт» имеет различные трактовки. Однако все они подчеркивают наличие противоречия, при­нимающего форму разногласий в том случае, если речь идет о взаимодейст­вии людей. Основу конфликта составляет отсутствие согласия. Вследствие этого конфликт понимают как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами — лицами или группами. Приведем другие определения конфликта:

Конфликт – это противоречие, которое возникает между людьми при решении тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами, характеризующееся следующим: каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды, цели, и помешать другой стороне в достижении желаемого.

Конфликт – это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют разногласия в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними.

Конфликт – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой стороны, препятствуют реализации её цели [Л.Ф. Алексеева, 1996; Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова, 1993; Ф.В. Василюк, 1984; А.Г. Маслоу, 1999; В.Ф.Сопов, 2000].


Рис. 1. Модель конфликта

Рисунок показывает, что существование одного или более источников конфликта приводит к увеличению возможности возникновения конфликтной ситуации в процессе управления.

Любой конфликт может выполнять как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определённый уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но важно не устранение конфликта, а умение эффективно им управлять. Положительная роль конфликта может также заключаться в росте самосознания участников конфликта, если последние преследуют социально значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определённые ценности, объединяет единомышленников, играет роль в осуществлении безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.

Классификация конфликтов

Конфликты подразделяются на различные виды по следующим критериям:

Ø по объёму;

Ø по длительности протекания;

Ø по источнику возникновения;

Ø в зависимости от столкновения ценностей или интересов;

Ø в зависимости от эффекта оказываемого конфликтом на жизнь коллектива.

Ø в зависимости от степени влияния конфликта на жизнь коллектива.

Исходя из такого параметра, как объём, конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые [Е.В. Андриенко, 2001].

Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями и ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.

Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, а также из-за несходства характеров.

Конфликт между личностью и группой, проявляясь как противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда, возникает из-за несоответствия стиля руководства уровню зрелости коллектива, несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, неприятия группой нравственного облика и характера руководителя [Психология управления, 2006]

Межгрупповые конфликты – это конфликты, возникающие внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также проявляющиеся между формальными и неформальными группами.

Длительность протекания определяет конфликты ка кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительные конфликты представляют собой наибольшую опасность, поскольку в них происходит закрепление негативного состояния конфликтующих личностей. Кроме того, отрицательное воздействие проявляется в том, что частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряжённость отношений [В.Н. Непопалов, 2003; В.Ф. Сопов, 2000].

По источнику возникновения конфликты можно разделить на следующие виды: объективно и субъективно обусловленные.

Объективным является возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Такие проблемы, как плохие условия деятельности, нечёткое разделение функций и ответственности, относятся к числу потенциально конфликтных, т.е. объективно оказываются почвой, приводящей к напряжённой обстановке. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности, вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Чтобы устранить конфликты, которые вызваны такими причинами, необходимо изменить объективную ситуацию. В этих случаях можно говорить о сигнальной функции конфликта, указывающей на неблагоприятную атмосферу в коллективе.

Субъективным называется возникновение конфликта, связанное с личностными особенностями конфликтующих, а также ситуациями, препятствующими удовлетворению стремлений, желаний, интересов. В таком случае принятое решение кажется ошибочным, оценка труда –неправильной, поведение коллег – неприемлемым [В.Ф. Сопов, 2000].

В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или отрицательные для нас ценности или интересы, конфликты делят на три вида:

- Конфликт «плюс-плюс» (необходимо выбирать из двух положительных вариантов);

- Конфликт «минус-минус» (оба варианта выбора нежелательны);

- Конфликт «плюс-минус» (один вариант выбора позитивный).

Кроме того, разделяют конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушающие) конфликты, ориентируясь на эффект, оказываемый конфликтом на жизнь коллектива.

Конструктивный конфликт связан с объективными противоречиями. Его разрешение способствует укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в организации. Такие конфликты, находя выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, проговаривании ситуации, выслушивании сторонами друг друга, оказывают положительное влияние на достижение требуемого результата.

Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и субъективными причинами. Переносясь из деловой сферы в зону межличностных отношений, он ведёт к образованию противоборствующих группировок, расширению количества участников.

Критерием группирования конфликтов выступает степень их влияния на жизнь коллектива. В данном случае говорят о лихорадящих организацию конфликтах и разрушительных для коллектива противоречий. Лихорадящие конфликты сопровождают мелкие столкновения, связанными с психологической несовместимостью лиц, второй вид конфликтов порождается глубокими расхождениями во взглядах членов коллектива [Психология управления, 2006].

Учитывая влияние конфликта на последующею жизнь и развитие коллектива, различают конфликты, дающие осложнения (так называемый послеконфликт) и не имеющие каких-либо отрицательных последствий. Послеконфликт находит проявление в негативном поведении или чувстве неудовлетворённости после разрешения конфликта. Следовательно, конфликт не был разрешён или был разрешён несправедливо, либо методами, которые задевают чье-либо достоинство.

Возникновение послеконфликта может происходить за счет преждевременного или неполного урегулирования конфликта, неудовлетворённости интересов, несанкционированных действий или непредвиденных обстоятельств. [В.Н. Непопалов, 2003].

Природа конфликта

Конфликт представляет собой важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивацию которых обуславливают противостоящие ценности и нормы, интересы и потребности. Восприятие конфликтной ситуации каждой стороной происходит в виде некоторой проблемы, в разрешении которой играют важную роль три главных момента:

· во-первых, степень значимости преимущества и потери, которые вытекают из предшествующего состояния и его дестабилизации (оценка доконфликтной ситуации);

· во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

· в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента [В.Н. Непопалов, 2003].

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим способом:

1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.

4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.

10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

 11. Новый этап социального взаимодействия.

 1.5. Этапы протекания социального конфликта

Поведение человека можно представить в качестве ряда элементарных актов, каждый из которых начинается при нарушении равновесия, происходящем из-за появления потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее препятствие, приводи к возникновению перерыва в уже начавшемся или намечаемом действии человека, что называется блокадой.

Каждым человеком осуществляются попытки избежать блокады, поиск обходных путей, новых эффективных действий, а также причин блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, связанной с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Развитие реакции на фрустрацию происходит по двум направлениям: отступление и агрессия [В.Н. Непопалов, 2003].

Отступление является избежанием фрустрации с помощью кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление делится на следующие виды: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они стали причиной фрустрации. Социальный характер агрессии сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Социальный конфликт начинается с агрессивного социального действия, вызывающего ответную агрессивную реакцию [Е.В. Андриенко, 2001].

Таким образом,  чтобы социальный конфликт возник, необходимо следующее: во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.

 

 

Зоны разногласий и виды конфликтов

 

Конфликты классифицируют, исходя из зон разногласий, следующим образом:

1. Личностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт принадлежности.

Конфликт с внешней средой [В.В. Бойко, 1996; Ю.Н. Емельянов, 2001; В.Н. Непопалов, 2003].

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить, опираясь на три основные стадии:

- предконфликтная ситуация;

- непосредственно конфликт;

- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Любой социальный конфликт возникает постепенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость, накапливаясь в течение некоторого времени, создают предконфликтную стадию, которая иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия представляет собой период, в который конфликтующие стороны производят оценку своих ресурсов перед тем, как решаются на агрессивные действия или отступление.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Данный момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Предконфликтную стадию характеризует формирование каждой из конфликтующих сторон одной или нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Данная стадия включает наличие инцидента, т.е. социальных действий, которые направлены на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта [Г.В. Ложкин, В.Г. Ласькова, 1995; В.Н. Непопалов, 2003].

Действия, которые составляют инцидент, могут быть иметь различный характер. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

Первую группу составляют действия соперников в конфликте, носящем открытый характер (словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.д.).

Вторую группу образуют скрытные действия соперников в конфликте. Основной образ действия в скрытом внутреннем конфликте – это рефлексивное управление, т.е. способ управления, при котором осуществляется передача оснований одним из действующих лиц другому для принятия решения. Один из соперников стремится передать и внедрить в сознание другого информацию, заставляющую  его действовать так, как выгодно инициатору.

3. Разрешение конфликта.

Внешний признак разрешения конфликта – завершение инцидента. Особенно важно обратить внимание, что это завершение, а не временное прекращение. Необходимым условием погашения конфликта является устранение инцидента. Зачастую вместе с прекращением активного конфликтного взаимодействия люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, находясь в поиске его причины. В такой момент забытый конфликт возвращается. Наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта [Г.В. Ложкин, В.Г. Ласькова, 1995; В.Ф. Сопов, 2000].

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Конфликты способны принимать различную форму, начинаясь с простой ссоры двух людей, заканчиваясь крупным военным или политическим столкновением с участием миллионов. Все конфликты обладают четырьмя основными параметрами:

- причины конфликта;

- острота конфликта;

- длительность конфликта;

- последствия конфликта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...