Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зависимость поведения борцов высокой квалификации в конфликтных ситуациях от их личностных характеристик




В результате бесед со спортсменами и их тренерами были установлены следующие наиболее заметные факты в спортивной биографии первых.

 Борец № 1 – спортсмен высокого класса, спортивная карьера которого имеет протяженность 20 лет. Как и большинство выдающихся спортсменов, он отличается слишком высоким уровнем мотивации достижений. Это помогло ему достигнуть высоких спортивных результатов, но и выражалось в повышенной конфликтности поведения. Он конфликтовал с тренером (в основном по поводу программы предсоревновательной подготовки и выбора тактики на предстоящий поединок), с некоторыми партнерами по команде. Нами было установлено, что в асоциальных ситуациях он склонен к асоциальным, агрессивным действиям. Эти черты личности и предопределили склонность к конфликтам, из которых он, правда, успешно выходил.

У борца № 4 проявилась профессиональная дезадаптация, что связано с неудовлетворенностью его спортивной деятельностью последний год. К тому же имеется склонность к прямой стратегии преодолевающего поведения с помощью импульсивных действий. Однако тренер не подтвердил наличие конфликтных ситуаций в карьере спортсмена. Как показали материалы беседы с борцом, он переживает внутренний конфликт, поскольку считает, что его спортивный рост в последнее время замедлился, и это может отразиться на результатах выступлений на ответственных соревнованиях.

 

Профессиональная дезадаптация характеризует и борца № 5. Его спортивная карьера похожа на карьеру борца № 4. Похожи и другие личностные характеристики. Поскольку он не склонен к конфликтному поведению и редко оказывается в межличностных конфликтах, мы предполагаем, что и в данном случае имеет место внутренний конфликт.

Слишком высокий уровень мотивации достижений характеризует борца № 7. Это усугубляется высоким уровнем профессиональной дезадаптации, склонностью к агрессивному поведению. Он неоднократно вступал в конфликты с партнерами и соперниками, что стало предметом особой заботы тренера. На основании данных исследования мы выработали совместно с тренером стратегию взаимоотношений с борцом, которые должны сделать его более терпимым к фрустрирующему воздействию конфликтных ситуаций.

Неоднократно вступал в конфликты, не только в ситуациях спортивной деятельности борец № 12. Мы объясняем это тем, что у него слишком высокий уровень мотивации достижений, и это усугубляется тем, что в асоциальных ситуациях он склонен к асоциальным, агрессивным действиям. У него ярко проявляется стремление во что бы то ни стало доминировать, как в спорта, так и в жизни. Мы обучали его поведению в различных жизненных ситуациях, провоцирующих конфликт [В.Ф.Сопов, 2000].


Выводы

1. Межличностные конфликты в спортивной команде являются одним из показателей ее социального уровня. Такие конфликты, как правило, возникают среди спортсменов, притязания которых выше их возможностей, у лиц с узким кругозором, со слабо развитым чувством ответственности, но с завышенной самооценкой. В такой же мере это относится и к ситуациям конфликта с тренером. Объективной основой причин возникновения таких конфликтов могут быть противоречия, обусловленные возрастной спецификой, особенностями профессионального становления спортсмена и стиль тренерской деятельности спортивного педагога.

2. Анализ материалов по проблеме конфликтов в системе «спортсмен-тренер» показал, что детерминация таких конфликтов определяется взаимодействием не только объективных, но и субъективных факторов: первые создают потенциальную возможность конфликта, вторые - особенности его реализации.

3. Ряд личностных особенностей предопределяют возможность спортсмена, а также тренера управлять собственным состоянием и поведением в ситуациях возникновения конфликта. При этом они не должны стремиться избегать конфликт, а управлять его динамикой. Это может благоприятно воздействовать на такие элементы индивидуальности спортсмена, как его социализация, сохранение физического и психического здоровья, оптимальное физическое и психическое состояние, готовность к эффективной соревновательной деятельности.

4. Борцы вольного стиля, на протяжении многих лет (как правило, стаж занятий борьбой у них превышает 10 лет), со­хра­ни­вшие мо­ти­ва­цию до­сти­же­ния успе­ха, ак­тив­ны, об­ла­да­ют ме­нь­шей тре­вож­но­стью, уве­рен­но­стью в сво­их си­лах, го­то­внос­тью к мо­би­ли­за­ции всех сил для по­бе­ды. При этом склонность к конфликту у них не проявляется. Гипермотивированные борцы обычно склонны к конфликту, как с другими спортсменами, так и стренерами. Чрезмерная мотивация достижений в ряде случаев играет негативную роль и становится одной из причин профессиональной дезадаптации.

5. Склонными с конфликтному поведению являются борцы, которые в асоциальных ситуациях склонны к асоциальным, агрессивным действиям, являются чрезмерно импульсивными; те спортсмены, которые при опоре на пассивную стратегию поведения выбирают осторожные действия, являются «скрыто конфликтными».

6. Установлены факты профессиональной дезадаптации, связанной с неудовлетворенностью спортсменом текущей спортивной деятельностью. Если это сочетается со склонностью к прямой стратегии преодолевающего поведения с помощью импульсивных действий, имеет место переживания внутреннего конфликта.   

7. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния негативным предсоревновательным и соревновательным факторам, в том числе и конфликтным, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласования функций, т.е. препятствующим проявлениям высокой надёжности в соревновательной деятельности. Особо следует выделять ситуации внутреннего конфликта и противостоять ему адекватными психолого-педагогическими воздействиями.

  

 


Библиография

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.

2. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности / Л.Ф. Алексеева – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1996. – 148 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.В.Андреева. - М., 1993. – 374 с.

4. Андриенко Е.В.Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В.Андриенко / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.

5. Анциферова Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.И.Анциферова // Принцип системности в психологических исследованиях. – М., 1990. – С. 3-16.

6. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-25.

7. Барташников А. Компьютерная диагностика психологической совместимости в парах и малых группах /  А.Барташников, В.Сивицкий // 2-nd International Congress of Sport Psychology. – Moscow, 1995. – p.9.

8. Бойко В.В.Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на дру­гих / В.В.Бойко. - М., 1996. - С. 371-374.

9. Будинайте Г.Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г.Л.Будинайте, Т.В.Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – № 3. – С. 99-105.

10. Василюк Ф.В. Психология переживания / Ф.В. Василюк. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. – 85 с.

11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 108 с.

12. Вяткин Б.А. Соревновательный стресс и индивидуально-психологические особенности спортсменов / Б.А.Вяткин // Темперамент и спорт. (Ученые записки Пермского пед. ин-та). - Т.П: Пермь, 1976. - С.5-18.

13. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека / Б.А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. – 1993. – № 2. – С. 1-5.

14. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б.А.Вяткин. - Пермский гос. пед. ун-т. – Пермь, 2000. – 179 с.

15. Вяткин Б.А. Стрессоустойчивость как метаиндивидуальная характеристика тренера по спорту / Б.А.Вяткин // Материалы V международной научно-практической конференции «Рудиковские чтения». – М., 2009. – С.5-7.

16. Гиссен Л.Д.Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д.Гиссен. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 192 с.

17. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д.Горбунов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. – 296 с.

18. Горячев А.Г. Невротические состояния в практике спорта / А.Г.Горячев // Ментальная тренировка в спорте: Материалы психологического симпозиума. – М., ВНИИФК, 1997. – С.22 – 24.

19. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М.Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 329 с.

20. Емельянов Ю.Н. Практикум по конфликтологии / Ю.Н.Емельянов. – СПб: Питер. – 2001. – 368с.

21. Игуменов В.М. Теоретико-методические основы системы многолетней тренировки борцов высшей квалификации и пути повышения эффективности их подготовки в институтах физической культуры: автореф. дисс.... доктора пед. наук / Игуменов Виктор Михайлович; Академия МВД. - М., 1992. - 71 с.

22. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) / Е.П.Ильин. -  М.: Просвещение, 1983. – 286 с.

23. Киселева Е.В. Управление межличностными конфликтами в спортивно–педагогическом взаимодействии / Е.В.Киселева // Материалы V международной научно-практической конференции «Рудиковские чтения». – М., 2009. – С.113-116.

24. Клещев В.Н. Свойства темперамента как условие эффективной деятельности спортсмена высокой квалификации (на материале бокса). автореф. дисс.... канд. психол. наук / Клещев Вадим Николаевич; НИИОПП. - М., 1984. - 20 с.

25. Ковалев А. Г. Общая психология / А.Г.Ковалев. - М.: Просвещение, 1981. – 328 с.

26. Козлов Н.С. Общественное мнение как средство воздействия на личность в спортивном коллективе / Н.С.Козлов // Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности. Сб. научных статей. – Алма-Ата, 1988. – С.52-56.

27. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта: учебно-метод. пособие / Ю.А.Коломейцев. – Мн.: БГПУ, 2004. – 292 с.

28. Коломейцев Ю.А. Оптимизация социально-психологического климата – условие эффективной спортивной деятельности / Ю.А.Коломейцев // Материалы V международной научно-практической конференции «Рудиковские чтения». – М., 2009. – С.120-124.

29. Кубланов М.М. Причины возникновения конфликтных отношений в игровых видах спортивной деятельности / М.М.Кубланов // Материалы V международной научно-практической конференции «Рудиковские чтения». – М., 2009. – С.124-128.

30. Лебедев А.В. Личность и ее свойства: Учеб. пос. / А.В.Лебедев. - СПб.: СПб.: ГУНИПТ, 2001. С. 165-167.

31. Ложкин Г.В. Исследование выбора стиля конфликтного поведения спортсменов / Г.В.Ложкин, В.Г.Ласькова // 2-nd International Congress of Sport Psychology. – Moscow, 1995. – p.29.

32. Ложкин Г. Структура социально-психологического климата спортивной команды / Г.Ложкин, Ю.Савченко // Wychowanie fizyczne i sport, Quarterly, t. XLVI, v.46, supplement No 1. – Warsaw: 2002. – S.50-51.

33. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.

34. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

35. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности  / В.Э.Мильман // Стресс и тревога в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 24-46.

36. Налчадпсян А.А. Ролевое поведение / А.А.Налчадпсян // Социология: Словарь - справочник - Т. 2. Отдельные отрасли социологического знания / Отв. ред. Г.В. Осипов.-М.: Наука, 1990.

37. Небылицин В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий / В.Д.Небылицин. - М.: Наука, 1976. - 336 с.

38. Неверкович С.Д. Конфликты в спортивно–педагогическом взаимодействии: метод. пособ. / С.Д.Неверкович, В.В.Баранников, С.В.Баранцев. – М.: Мос.гор.цент.спорт – метод. и мед.– биол. обес., 2005 – 44 с.

39. Непопалов В.Н. Основы конфликтного поведения: Учебн. пособие для слушат. / В.Н.Непопалов. - ФПК РГУФК. – М.: РГУФК, 2003. – 71 с.

40. Непопалов В.Н. Системно-структурная модель психофизиологической подготовки спортсменов / В.Н.Непопалов, А.В.Родионов, В.Ф.Сопов // VIII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» - Материалы конгресса. – том 1. – Алматы, 2004. – С.215-217

41. Обозов Н.Н. Психология внушения и конформности / Н.Н.Обзов. – Санкт-Петербург, 1997. – 49 с.

42. Поликарпова Н. Особенности конфликтных ситуаций у спортсменов различных видов спорта / Н.Поликарпова // Юношеский спорт XXI века: Материалы II Международного форума. – М., 2002. – С.182-186.

43. Попов А.Л. Психологические особенности личности спортсмена / А.Л.Попов, А.В.Родионов // Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – С.265-289.

44. Психология управления: курс лекций. Ответственный редактор М.В. Удальцова. - М.-Н., 2001. - С.85.

45. Родионов А.В. Психологические средства и методы формирования установки на эффективную деятельность в экстремальных ситуациях / Родионов А.В. // Спортивный психолог. – 2006. – № 7. – С. 23-27.

46. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций / Е.В.Руденский. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 167 с.

47. Сопиков А.П. Проблема измерения конформных реакций в малых группах: автореф. дисс. … канд. психол. наук / А.П.Сопиков; ЛГУ. – Л., 1969. – 24 с.

48. Сопов В.Ф. Психология разрешения конфликта в спортивной команде. – Самара, 2000. – 64 с.

49. Сулейманов И.И. Теоретические и методологические основы исследования проблемы управления конфликтами с учетом характерологических особенностей спортсменов / И.И. Сулейманов // Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. – М., 1992. – С.78-80.

50. Толочек В.А. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности (на примере спортивной борьбы дзюдо): автореф. дисс.... канд. пед. наук / Толочек Владимир Александрович; НИИОПП. - М., 1985. - 22 с.

51. Худадов Н.А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: автореф. дисс. … доктора пед. наук / Худадов Николай Александрович; ВНИИФК. – М., 1997. – 121 с.

52. Antonelli F.Psichologia dello Sport / F.Antonelli, А.Salvini. – Roma: Lombardi Editore, 1978. – 559 s.

53. Argile M. The scilutie Study of Social Behavior / М.Argile. – London, 1957. - 432 p.

54.  Hare A.P. Handbook of Small Group Research / А.Р.Hare. – New York, 1963. – 369 p.

55. Kunath P. Gesundheit, Wohlbefinden und Leistungfaehigkeit der Sporttribenden als Gegenstand der Sportpsychologie / Р.Kunath // Motivation, Emotion, Stress. – Academia Verlag, Deutschland, 1993. – S. 7-20.

56. Nitsch J. Empirical research in sport psychology /J.Nitsch // European Yearbook of Sport Psychology. - 1997. V.1. - P.1 - 28.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...