Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая модель личности спортсмена высокого класса




Анализ психологических свойств личности, позволяющий определить особенности отдельных блоков, которые определяют ее структуру, строит психологическую модель спортсмена высокого класса. Она представляет собой достаточно сложный элемент, однако часть рассматриваемых свойств личности наиболее значимо влияет на стабильность спортивного результата [В.Н. Непопалов, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, 2004].

Блок нейродинамических свойств личности, включающий в себя качества, которые имеют биологическую природу и являются врождёнными, играет важную роль. Это, прежде всего, такие свойства нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность. Данные свойства нацелены на обеспечение наиболее стабильных реакций личности на воздействие факторов внешней и внутренней среды. Выносливость ЦНС, быстрая переключаемость, уравновешенность нервных процессов – эти проявления свойств нервной системы не только предопределяют  стиль поведения спортсмена в соревнованиях, но и играют решающую роль в выборе вида спорта или спортивной специализации [Б.А. Вяткин, 1976; К.М. Гуревич, 1970; В.Д. Небылицин, 1976; В.Ф. Сопов, 2000].

Сочетание свойств НС в определённой комбинации определяет тип темперамента, который присущ тому или иному спортсмену: 

· Сангвиник: сила, подвижность, уравновешенность.

· Холерик: сила, подвижность, неуравновешенность.

· Флегматик: сила, инертность, уравновешенность.

· Меланхолик: слабость, инертность (подвижность), неуравновешенность.

Наиболее универсальный тип темперамента в спортивной деятельности – сангвиник, обладающий способностью легко приспосабливаться к любым видам спорта и экстремальным ситуациям. Холерик быстрее проявит себя в скоростных видах спорта и видах спорта с высокой степенью коммуникативности между спортсменами. Флегматик будет вне конкуренции в видах, которые требуют педантичности, настойчивости, устойчивости. Стоит отметить, что флегматик практически не обладает способностью переучиваться в случае имеющихся технических и тактических ошибок [А.Л. Попов, А.В. Родионов, 2004; В.Ф. Сопов, 2000].

Большое значение в блоке максимальной мобилизации волевых усилий имеет стержневое звено личности – мотивы и потребности. Находясь в зависимости от мировоззрения, убеждений спортсмена, моральных принципов, они определяют уровень эффективности выполняемой деятельности [В.К. Бальсевич, 1999].

Убеждения спортсмена предопределяют такие мотивы и потребности в спортивной деятельности, как потребность в достижении успеха или потребность в общении, потребность в борьбе или самосовершенствовании, а в некоторых случаях потребность в материальных поощрениях.

Существует определенная взаимозависимость: чем выше общественная значимость потребностей спортсмена, чувство долга перед Родиной, товарищами по спорту, тем выше готовность к волевой мобилизации.

Среди психологических свойств личности наибольший вклад в готовность к максимальной мобилизации вносит психическая активность (импульсивность). Сущность активности проявляется в тенденции личности к эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Данный процесс выражается на психомоторном уровне в более высокой готовности выполнять напряжённую работу, испытывая от этого сильное и стабильное удовольствие [В.Н. Непопалов, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, 2004].

Этот компонент личности отражает следующие качества: смелость, дерзость, азартность, склонность к риску, невосприимчивость к «превратностям судьбы», агрессивность в борьбе. И, наоборот, низкая активность предполагает проявление таких качеств, как застенчивость, робость, боязливость, уход от конфликтов и прямого соперничества, избегание социальной ответственности перед группой, избегание неприятной информации (например, о плохой технике, низкой функциональной готовности).

Кроме того, еще один значимый фактор – лидерство (чувство соперничества), отражающее сильное стремление быть первым, подчинять, отстаивать свою точку зрения [Г.В. Андреева, 1993]. Это свойство личности обязательно присутствует в структуре личности выдающихся спортсменов.

При наличии черт лидерства спортсмен проявляет волевые усилия в том случае, если кто-то из партнёров по тренировке или соперников выполняет предложенную работу лучше.

Большое влияние на готовность к максимальной мобилизации оказывает волевой самоконтроль, представляющий собой способность к сильному контролю собственных эмоций и поведения. Значимость данного свойства трудно переоценить, так как благодаря сильному самоконтролю в поведении спортсмена преобладает сознательный компонент, подавляющий инстинктивное желание отдохнуть, расслабиться, уйти от боли. Отмечено, что волевой самоконтроль начинает играть решающую роль в особо опасных, напряжённых или неопределённых ситуациях [В.Н. Непопалов, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, 2004].

Неожиданные срывы и неудачи в крупнейших соревнованиях после серии успешных стартов наблюдались у спортсменов, которые обладали низким самоконтролем. Их поведение проявлялось следующим образом: спортсмен не мог сознательно подавить страх, не теряя, однако, способности воспринимать происходящее.

Готовность к максимальной мобилизации волевых усилий выше при устойчивости к физическому дискомфорту. Это свойство суммарно отражает пониженную восприимчивость жизненных, бытовых, организационных неудобств, способность строить своё поведение на реалистической основе.

В структуре третьего психологического блока (способность к психической саморегуляции) наряду с таким свойством, как волевой самоконтроль, основополагающую роль играет эмоциональная уравновешенность, которая отражает спокойствие, устойчивость настроения, собранность, невосприимчивость к длительным стрессовым ситуациям и постоянно действующим раздражителям.

Спортсмен, являющийся эмоционально уравновешенным, не пресыщается однообразными тренировками, не капризничает, если не удовлетворён организацией тренировочного процесса, и, самое главное, в состоянии справиться с раздражением.

Неуравновешенный же спортсмен, оказываясь в роли «борца за справедливость», акцентирует внимание на себе и своем недовольстве происходящим. Часто это процесс является скрытым, в том случае, когда происходит аффективная вспышка, она имеет неожиданный характер. Такому спортсмену грозит быстрое истощение нервно-психической энергии и, как следствие, снижение результатов в период наиболее напряжённых стартов.

Заметную роль в способности к саморегуляции играет оптимальная тревожность. Спортсмен с высокой тревожностью обладает склонностью драматизировать любую ситуацию, кроме того, его настроение часто является плохим, любые неполадки приводят к пессимистическим прогнозам. В трудных ситуациях спортсмен занимает пассивную позицию в саморегуляции, наблюдается отсутствие активны, преобладающих элементов.

В то же время очень низкая тревожность характеризуется как безмятежность, самоуверенность, излишняя расслабленность в опасных ситуациях, когда состояние спортсмена способны изменить любые неприятности [В.Н. Непопалов, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, 2004].

Наблюдение за спортсменами показало, что при низкой общительности (интроверсии) саморегуляция становится выше и стабильнее.

Интроверт при восприятии ситуации опирается на свои внешние впечатления от неё, он видит то, что чувствует.

При высокой общительности (экстраверсия) спортсмены не способны сознательно управлять своим поведением. Экстраверт видит поверхностно, воспринимает только действительные свойства ситуации в данный момент и постоянно нуждается в подкреплении через неуправляемое общение. Ситуация осложняется, если рядом оказываются другие спортсмены.

Названные факторы заметно сказываются на способности к саморегуляции, но их влияние ещё более усиливается и делается стабильным, если достаточно выражена устойчивость в ситуациях повышенной ответственности. Этот фактор личности определяет её решительность и способность быстро принять решение в угрожающей ситуации. Причём не только принять решение, но и осуществить его, даже если оно неверное.

В этом случае следует проанализировать ошибку, впоследствии исправив её. Хуже та ситуация, при которой спортсмен занимает выжидательную позицию, пассивно наблюдает за исходом событий, затем не может объяснить причину неудачи.

Наблюдения за высококвалифицированными спортсменами выявили тесную связь между такими параметрами, как успешность в соревновательной деятельности и стабильное психическое состояние на протяжении всей подготовки к главным соревнованиям. Исследования показывают, что чем чаще и больше было отклонение от зоны оптимального реагирования, тем менее успешно они выступали в соревнованиях [В.Ф. Сопов, 2000].

Таким образом, максимальный спортивный результат достигается спортсменом, который соответствует определённой психологической модели, описывающей его мотивацию, свойства нервной системы, особенности темперамента, психические состояния, способность к произвольной саморегуляции.

При сопоставлении реальных свойств тренирующегося с данной моделью тренер обнаруживает расхождение в достаточно большом количестве звеньев, что показывает следующее: многие из свойств спортсмена далеки от желаемых.

Большая часть из вышеназванных особенностей поддаётся коррекции в процессе общей и специальной психологической подготовки спортсмена.

Подготовка спортсменов, осуществляющаяся по различным направлениям, требует наличия воли и умения управлять своими эмоциями. Отсутствие таких качеств и умений может аннулировать результаты многолетних тренировок. Регулярная психодиагностика и активное участие психолога в тренировочном процессе позволяют учитывать индивидуальные особенности спортсмена, формировать и развивать необходимые для победы психические качества и умения.

Профессиональная карьера любого спортсмена включает в себя кризисные периоды, которые могут быть вызваны такими причинами, как неудача в соревновании, переход в другой клуб, смена тренера, обстоятельства личной жизни и др. Спортивный психолог, помогая спортсмену разобраться в проблемах, способствует поиску выхода из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...