Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности возникновения и протекания конфликта в спортивной сфере




1.7.1. Психологическая структура спортивной деятельности

В связи с тем, что человек стремится удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества, физические упражнения постепенно трансформировались в современные виды спорта. Именно поэтому можно говорить о соревновательном характере двигательных действий и регулировании их определёнными правилами [Б.А. Вяткин, 2000].

Спортивная деятельность связана со следующими проявлениями:

1. С проявлением мышечной активности в различных формах в процессе выполнения специальных физических упражнений;

2. С овладением высокой техникой выполнения физических упражнений в избранном виде спорта. Спортивная деятельность требует от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, что позволяет ему усваивать и совершенствовать определённые двигательные навыки и развивать необходимые для занятий данным видом спорта физические качества (такие, как сила, выносливость, быстрота, ловкость движений) и волевые черты характера (например, смелость, решительность, инициативность, волю к победе и др.);

3. Со стремлением к совершенствованию в избранном виде спорта, так как спортивная деятельность направлена на достижение наивысших результатов в определённом виде физических упражнений;

4. Со спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований, представляющие собой, как и систематическая тренировка, обязательную составную часть спортивной деятельности, которая способствует развитию у спортсмена способности к максимальным напряжениям физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обострённой деятельности всех психических процессов;

5. С максимальным выявлением физических и духовных сил, специальных умений и навыков, развитием моторных способностей, постоянным поддержанием их на высоком уровне. Вследствие этого спортивная деятельность приобрела сложную структуру и в настоящее время включает в себя не только участие в соревнованиях, но и систематические тренировочные занятия;

6. С резко выраженным сознательным характером, который связан с чувством большой ответственности и стремлением достичь наиболее эффективный результат, поставить рекорд в ходе выполнения данного действия. Спортивная деятельность, предъявляющая серьезные требования к процессам информации и её переработки, памяти и вниманию спортсмена, его волевым действиям и эмоциональным состояниям, нуждается в особом подходе.

Управление спортивной деятельностью требует от тренера знаний социально-психологических основ формирования взаимоотношений, возникновения и нормализации конфликтных ситуаций [В.Н. Непопалов, 2003].

Каждый спортсмен занимает в системе, характеризующейся реально сложившимися связями и отношениями, определенное место, т.е. позицию, соответствующую определенной роли как социально-типической системы поведения (совокупность действий), выработанной в данном обществе с целью выполнения определенной социальной функции [А. Барташников, В. Сивицкий, 1995; Н.С. Козлов, 1988; Е.В. Руденский, 1997].

 

1.7.2. Социально-психологическая природа конфликта в спорте

Деятельность, ориентированная на выполнение поставленных задач, заставляет и тренера, и спортсменов учиться взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, являющиеся первым и основным условием возникновения деловых (формальных) отношений.

Отмечается, что такие отношения развиваются далеко не всегда в прогнозируемом направлении, к тому же они имеют не всегда позитивный характер. Речь идет о конфликтах в спортивном коллективе.

В команде в процессе подготовки между спортсменами, а также между спортсменами и тренером зачастую возникают более или менее продолжительные конфликты, которые делят на две группы: деловые и межличностные.

Основу делового конфликта составляет объективное противоречие между требуемыми и применяемыми подходами. Направление конфликта ориентировано на разрешение этого противоречия с помощью совершенствования системы подготовки [В.Н. Непопалов, 2003; В.Ф. Сопов, 2000].

Основу же межличностного конфликта образуют такие субъективные факторы, как психологическая несовместимость, нерациональная структура поведения, отсутствие в команде должного уровня ответственности перед общими задачами, низкий уровень воспитательной работы в команде и т.д.

Интерес тренера, который ориентирован на достижение задачи, во многих случаях не направлен на конфликт в команде или чрезмерная конкуренция среди спортсменов. Напротив, он будет это рассматривать в качестве здорового признака такой же, как и у него, ориентации на достижение требуемого результата. С другой стороны, тренер, деятельность которого ориентирована на межличностные отношения, обращает внимание даже на небольшие конфликты, возникающие в команде, иногда являющиеся психологически безвредными или полезными, свидетельствующие о том, что спортсмены с ориентацией на задачу недовольны недостаточной активностью менее способных членов команды.

В большинстве случаев конфликты в спортивной деятельности выполняют смешанную функцию, т.е. играют и негативную, и позитивную роль.

В системе конфликтных ситуаций «спортсмен-тренер» существенную роль играет такая функция конфликтов, как конструктивная. Она проявляется в том, что тренеры используют конфликтные ситуации и конфликтные взаимоотношения в целях оптимизации процесса спортивной подготовки [Н. Поликарпова, 2002]. 

Социально-психологическая природа конфликта такова, что при разрешении игрового конфликта могут возникнуть организационные конфликты.

Организационные конфликты могут иметь вид не только открытого столкновения, но и всякого рода споров, разногласий и т.д. Для того, чтобы их разрешить, необходима актуализация социальных и психологических качеств субъекта общения. Мобилизация социального и психологического уровней готовности к общению критических ситуациях (в соревнованиях их возникает целая группа) способствует превращению такого общения в своеобразный социально-психологический тренинг [Е.В. Руденский, 1997].

Периодическое появление конфликтов в команде является неизбежным явлением, поскольку они выступают одним из отражений процесса ее развития. Однако стоит обратить особенное внимание в случае возникновения затянувшихся межличностных конфликтов, которые ведут к нарушению взаимодействий между спортсменами, ориентируют их не на повышение результата, а на субъективное разрешение конфликта. Затянувшийся межличностный конфликт приводит к ухудшению социального климата в команде.

Ю.А. Коломейцев [2004] в специальном социально-психологическом исследовании представил следующее суждение: конфликт в команде чаще всего возникает не в период наибольшего психического напряжения, в предсоревновательный и соревновательный периоды, а в тренировочный период, в течение которого выполняется наиболее интенсивная и физически тяжелая работа. Именно в этот период и необходимы меры профилактики конфликта.

Как показало исследование Г.В. Ложкина и В.Г. Ласьковой [1995], спортсмены, используя различные стили разрешения конфликта (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление), обычно имеют приоритетные. Однако жесткое использование спортсменами предпочитаемых стилей поведения в конфликтных ситуациях может приводить к деструктивным последствиям, обуславливающим дезадаптивное состояние как самого субъекта, так и всего спортивного коллектива. 

И.И. Сулейманов [1992] предлагает простой путь управления конфликтом, возникающим в спортивно-игровой команде. На первом этапе происходит изучение природы конкретного конфликта. Так, рассматриваются уровень конфликтности, особенности социометрического статуса спортсменов, наиболее типичные для каждого мезоцикла подготовки причины возникновения конфликтов. На втором этапе реализуется программа управления конфликтом, которая включает в себя следующие этапы: выявление наиболее конфликтогенных этапов подготовки спортсменов, определение на этих этапах внутригрупповой структуры команды в конфликтогенном аспекте, коррекция поведения конфликтных пар и группировок с учетом типа характера спортсменов. Такой путь становится универсальным при решении конфликтов, появляющихся в любых спортивных командах.

В группах высокого уровня развития нарушение функционально-ролевой структуры хотя и сопровождается обострением эмоциональных связей, однако не влечет за собой развернутых форм конфликтного взаимодействия и резкой конфронтации в межличностных отношениях [М.М. Кубланов, 2009].

 

1.7.3. Спортсмены и команда как объект управления

Каждый спортсмен в команде занимает определенное место, а соответственно, и позицию, которая диктует определенное поведение, выработанное в данной социальной группе, или роль. Роль представляет собой предписание, которое реализуется в конкретном реальном поведении. Эмоциональное напряжение, стресс возникают из-за несоответствия между личностными качествами человека и той ролью, которую он должен выполнять в команде. Причиной возникновения несоответствия становится недоучет тренером коммуникативных особенностей спортсмена, т.е. способности к общению, а также ориентировка при назначении той или иной роли только на физические данные. Ролевая и статусная (позиционная) определенность имеют большое значение в реализации эффективной деятельности спортсмена в команде, поскольку способствуют укреплению базовых ценностных ориентаций, а неопределенность положения расшатывает структуру ценностных ориентаций, способствует формированию противоречивых установок, конформизма, снижает психическую устойчивость, приводит к неврозу [Е.П. Ильин, 1983].

Следовательно, тренер, работающий с командой, которая готовится к ответственным соревнованиям, должен уделять особое внимание спортсменам, роль и статус которых не всегда достаточно определены.

Ориентируясь на уровень психологического климата, можно квалифицировать команду следующим образом:

а) сплоченная, т.е. спортсмены становятся единой целеустремленной группой,

б) расчлененная, т.е. внутри имеется несколько сплоченных групп, которые основаны на неформальных связях, а между группами существуют формальные связи,

в) разобщенная, т.е. между всеми членами команды существуют только формальные связи [Ю.А. Коломейцев, 2004].

Стоит сказать, что, оказавшись в равных условиях с другими командами, большего результата достигнет сплоченная команда. Команда, выступая в качестве социальной группы, характеризуется такими показателями, как ценности, нормы поведения и социальные ожидания. Так, для одной команды занятия спортом важны потому, что дают возможность повысить престиж организации, которую представляет команда, для другой - важнейшим фактором является победа на соревнованиях «во что бы то ни стало», для третьей - сам факт занятий спортом и участия в соревнованиях вне зависимости результата и т.д.

Ценности, в свою очередь, направлены на определение норм поведения спортсменов в команде. Их формирование происходит под воздействием ряда объективных и субъективных факторов (таких, как возраст спортсменов, уровень спортивного мастерства, социальное окружение команды, жизненный и спортивный опыт, традиции коллектива, уровень воспитательной работы, стиль руководства и личностные качества тренера, жизненная позиция спортсменов и т.д.).

По мнению Ю.А. Коломейцева [2009], нельзя добиться в одной команде бесконфликтных отношений, высокой сплочённости, мотивации, единой системы ценностей и направленности, удовлетворяющих всех стиля руководства и т.д. Прежде всего, тренеру необходимо решить сложные задачи, касающиеся формирования оптимального климата, адекватного предстоящей деятельности. При подготовке к значимым соревнованиям спортсмены особенно остро реагируют на различные «климатические возмущения», т.к. осознанно или интуитивно понимают пагубное влияние негативного развития хотя бы одного из элементов коллектива и связанную с этим перспективу достижения цели. В роли «климатических возмущений» выступают отклонения негативного или позитивного характера одного или нескольких элементов коллектива от оптимального значения. Эти отклонения, возникающие в результате изменений условий деятельности людей или их взаимодействия, сказываются на самочувствии как всего коллектива, так и отдельных его представителей. Чтобы локализовать «климатические возмущения», необходимо приступить к целенаправленным действиям по оптимизации развития и компенсации элементов, которые составляют структуру климата [Г. Ложкин, Ю. Савченко, 2002]. Этот процесс может проходить по следующему пути: самооптимизации, оптимизации с элементами управления и комплексной оптимизации, которая включает в себя два предшествующих направления.

В качестве самооптимизации социально-психологического климата выступает процесс групповой динамики, в котором члены группы самостоятельно устанавливают нормы поведения, следя за их поддержанием, применяя санкции к их нарушителям, регулируя межличностные отношения, устанавливая степень взаимной субординации, воспитывая в своих членах качества личности, которые одобряются коллективом, формируют жизненные цели, взгляды, потребности и т.д.

Главная особенность самооптимизации – отсутствие предварительных планов и систем, характеризующаяся некоторой спонтанностью в формировании единых мнений и оценок. Исследование динамики различных элементов спортивного коллектива показало следующее: значительная доля в их формировании принадлежит не регламентированным действиям, суждениям и оценкам членов спортивного коллектива.

В процессе формального и неформального общения члены коллектива стремятся выработать единые критерии в оценке поведения, общие взгляды и мнение, касающиеся многих вопросов внутрикомандной жизни. Нередко это достигается за счет конфронтации и противоборства, которые представляют собой закономерные явления межличностного общения. Помимо данных факторов, процесс самооптимизации спортивного колллектива и его элементов связан с успешностью-неуспешностью выступления спортсменов. Формирующиеся по данному критерию группы внутри одной команды обладают своей системой ценностей, направленностью, нормами поведения и т.д. В ситуации, когда мнения и взгляды между представителями групп успешных и неуспешных расходятся, самооптимизация климата осуществляется в каждой из них отдельно с учётом присущих им особенностям.

Спортивная команда, не являясь безучастным объектом управления, с помощью системы ценностей, установок и мотиваций оказывает определенное влияние и на тренера. Так, тренер при управлении спортивной командой должен учитывать данный факт в применении как системы тренировочных нагрузок, так и того или иного стиля руководства [Б.А. Вяткин, 2009; Л.Д. Гиссен, 1990; Г.Д.Горбунов, 2006].

Критичность в решении ситуации групповой задачи достигается в том случае, когда член группы обнаруживает, что его установившаяся точка зрения по поводу того или иного явления противоречит мнению других [Н.Н. Обозов, 1997]. В этом случае, по мнению A.P. Hare [1963], говорят о когнитивном конфликте. Выход из этой ситуации зависит от следующих причин:

- определенность – неопределенность, сложность решаемой задачи;

- опыт решения подобного рода задач;

- межличностный статус личности в данной группе;

- степень референтности группы.

В ходе исследования влияний на индивида «присутствия других» (условия психического контакта) обнаруживается такой эффект, как эффект сближения мнений и оценок между членами группы [А.А. Налчадпсян, 1990; M. Argyle, 1957]. Определение степени такого сближения происходит за счет следующих свойств индивида: внушаемость и конформность. Если внушаемость определяется некритическим, неосознанным принятием личностью идей, чувств, мнений группы [В.Ф. Сафин, 1970], то конформность определяется добровольным подчинением индивида мнению группы [А.П. Сопиков, 1969].

Без сомнений, тренер является главным наставником, причем для юного спортсмена он становится еще и примером, неким ориентиром. В России тренеру, кроме прямых профессиональных обязанностей, требуется выполнять функции селекционера, менеджера, администратора и, естественно, психолога. Что касается, исполнения обязанностей психолога, то существуют дополнительные «подводные камни». Это, во-первых, незаметность проблемы для неопытного глаза до возникновения кризиса, который проявляется в неуправляемости спортсмена, его замкнутости на собственных переживаниях. Во-вторых, базовые знания по психологии, которые получены в ИФК или из популярной литературы, часто создают иллюзию о способности разрешить любую психологическую проблему, а неграмотное применение психотехник может привести к негативным последствиям. Сказанное, конечно, не относится к тем людям, кто серьезно пытается понять и разобраться в механизмах работы психики и способах воздействия на нее. Ведь большинство спортивных психологов - это спортсмены или тренеры, которые знают особенности и спорта, и становления личности, а также умеют использовать эти знания на практике [С.Д. Неверкович и др., 2005].

Для оказания эффективной психологической помощи в спорте тренеру необходимо создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить отношения со спортсменом, которые способствуют конструктивному воздействию на его психику. Психологи хорошо знают, насколько тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая с клиентом, как осторожно нужно строить психотерапевтические взаимоотношения, когда нет мелочей и любой необдуманный жест или слово могут разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.

В практике юношеского спорта особое значение играют межличностные конфликты, раскрывающиеся в диаде «тренер – спортсмен». Управление межличностным конфликтом «тренер – спортсмен» проявляется в целенаправленном, в соответствии с объективными законами воздействии на его динамику в интересах позитивного результативного развития данной системы.

На основе предложенного С.М. Емельяновым [2001] подхода к управлению конфликтами Е.В. Киселева [2009] выделила следующие виды управленческой деятельности тренера:

1) Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности, включающая в себя систематическое изучение тренером (спортивным психологом) социально – психологических явлений спортивной группы, постоянный анализ проявлений индивидуально – психологических особенностей спортсменов, который позволяет выявить потенциально «горячие точки» межличностного взаимодействия.

2) Предупреждение или стимулирование конфликта. Превентивная форма предупреждения возникновения конфликтных ситуаций между тренером и спортсменом предполагает следующее:

- постоянную заботу тренера об удовлетворении нужд и запросов спортсменов;

- подбор режима тренировочного процесса, соответствующего индивидуально – психологическим особенностям спортсмена;

- соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы личности спортсмена или спортивного коллектива в целом;

- проведение воспитательной работы со спортсменами, целью которой является развитие и формирование высокой культуры общения.

Вынужденная форма предупреждения конфликта приводит к нейтрализации всего комплекса причин, детерминирующих ого возникновение и развитие.

3) Регулирование конфликта (нацеленное на ослабление остроты его течения, ограничения распространения и изменения его направленности в сторону конструктивного разрешения). Для осуществления полноценной регуляции конфликта необходимо:

- осознание участниками конфликта, и, прежде всего, тренером реальности конфликтного взаимодействия;

- достижение соглашения между тренером и спортсменом по соблюдению определённых правил в конфликтном взаимодействии;

- использование тренером известных технологий урегулирования конфликта.

4) Разрешение конфликта. Достижение полного разрешения межличностного конфликта «тренер – спортсмен» достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтной ситуации. В том случае, когда происходит неполное разрешение конфликта, возможны повторные фазы подъёма и пики конфликта, при этом эффективность разрешения затянувшегося конфликта значительно снижена.

Таким образом, разрешение межличностного конфликта в системе «тренер – спортсмен» должно осуществляться спортивным педагогом с использованием современных научных конфликтологических, психологических, социально – психологических и педагогических подходов к исследованию данного феномена.

 Психика спортсмена обладает повышенной чувствительностью, поскольку человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. Тренер же имеет свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности.

Психолог – это тот, кто чётко представляет механизм достижения максимального спортивного результата. Так, готовность к максимальным волевым усилиям мобилизует все функциональные резервы, обеспечивая точные характеристики деятельности; способность к саморегуляции позволяет удерживать состояние мобилизации в заданных параметрах как эмоциональных, так и двигательных характеристик, представляющих собой сбалансированную систему, которая функционирует ради достижения максимального спортивного результата.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...